Готовность профессорско-преподавательского состава к обучению инвалидов в вузе

617

Аннотация

Рассматривается вопрос о готовности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений к обучению и психолого-педагогическому сопровождению студентов с инвалидностью. Подчеркивается необходимость наличия у персонала образовательной организации специальных компетенций по работе с лицами с инвалидностью различных нозологических групп. Были изучены вопросы создания доступной среды в вузе; готовность преподавателей применять в обучении студентов с инвалидностью специальные образовательные технологии, разрабатывать учебно-методические материалы; способность устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения со студентами, оказывать психолого-педагогическую поддержку по вопросам личностного и профессионального самоопределения. Представленные результаты исследования показывают высокую степень значимости специальных профессиональных компетенций для инклюзивного образования. Но вместе с тем преподаватели оценивают собственный уровень готовности со студентами с инвалидностью как недостаточный, что позволило определить основные направления работы.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, преподаватели, студенты с инвалидностью, психолого-педагогическое сопровождение, адаптированная образовательная программа, специальные образовательные технологии, специальные профессиональные компетенции

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230208

Для цитаты: Сорокин Н.Ю., Луковенко Т.Г. Готовность профессорско-преподавательского состава к обучению инвалидов в вузе // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 68–76. DOI: 10.17759/pse.2018230208

Фрагмент статьи

Наличие в вузах центров инклюзивного образования, ресурсных учебно-методических центров предусматривает организационную структуру в вузе, отвечающую за инклюзивное образование и сетевое взаимодействие с вузами-партнерами, а также наличие квалифицированного персонала для работы со студентами с инвалидностью. При этом важно отметить, что сегодня в деятельности современного преподавателя вуза усиливается значение традиционной его роли — профессионального педагога, создающего условия для формирования компетенций у студентов, в том числе и с инвалидностью, что предполагает соединение знаний с личностью студента-инвалида, которая этими знаниями овладевает.

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г. Учебно-методическое сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 60—70. doi:10.17759/pse.2017220108
  2. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136—145. doi:10.17759/pse.2016210112
  3. Алехина С.В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. С. 70—78. doi:10.17759/pse.2015200308
  4. Аржаных Е.В. Высшее профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: статистический анализ // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 150—160. doi:10.17759/pse.2017220117
  5. Гринкруг А.С., Фишман Б.Г. Человеческий потенциал вуза: потребности и возможности развития: монография. М.: Изд-во «Российская кадемия естествознания, 2014. 315 с.
  6. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ declconv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 20.10.2016).
  7. Курбангалеева Е.Ш., Веретенников Д.Н. Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 169—180. doi:10.17759/pse.2017220119
  8. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 10—17. doi:10.17759/pse.2017220103
  9. Мельник Ю.В., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Серебрянникова О.А. Отечественный и зарубежный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 88—97. doi:10.17759/pse.2017220111
  10. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки РФ 08.04.2014 № AK-44/05вн) [Электронный ресурс]. URL: https://www.nfbgu.ru/upload/files/pdf/OVZ/8.pdf (дата обращения: 09.04.2016).
  11. Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций. Приказ Федеральной службы государственной статистики № 471 от 01.09.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b16_27/ IssWWW.exe/Stg/d01/pf471_010916necentr_2.do (дата обращения: 20.02.2017).
  12. Портал психологических изданий PsyJournals.ru [Электронный ресурс]: [Высшее профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: статистический анализ — Психологическая наука и образование — 2017. Т. 22, № 1] / URL: http:// psyjournals.ru/psyedu/2017/n1/arzhanykh.shtml (дата обращения: 20.02.2018).
  13. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования www.fgosvo.ru [Электронный ресурс]: URL: http:// fgosvo.ru/01.004.pdf. (дата обращения: 20.02.2018).
  14. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ред. от 13.07.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://zakonobobrazovanii.ru/.(09.04.2016) (дата обращения: 20.02.2018).

Информация об авторах

Сорокин Николай Юрьевич, кандидат технических наук, проректор, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, e-mail: 004040@pnu.edu.ru

Луковенко Татьяна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики педагогического и дефектологического образования Педагогического института, Тихоокеанский государственный университет, Россия, e-mail: lukovenkot@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1828
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 617
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3