Культурно-историческая психология
2025. Том 21. № 3. С. 156–165
doi:10.17759/chp.2025210314
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Образование преподавателей иностранных языков через социальную деятельность: культурно-историческая перспектива от Бразилии к странам БРИКС
Резюме
В статье исследуются новые подходы к подготовке преподавателей иностранных языков в Бразилии с использованием положений культурно-исторической теории. В ней рассматриваются более широкие образовательные проблемы, которые объединяют страны БРИКС, и их связь с социальными изменениями. Авторы опираются на проект совместного критического исследования с участием пяти преподавателей английского языка в области технического высшего образования. В рамках этого проекта предлагается использовать концепцию социальной деятельности как главный принцип при обучении английскому языку для специальных целей (например, делового английского или профессионального английского). Цель работы — понять, как обучение преподавателей языков в Бразилии, основанное на принципах социальной деятельности и культурно-исторической теории, может помочь развивать педагогические практики, которые учитывают культурные особенности студентов и способствуют социальным изменениям в странах БРИКС. Для этого авторы провели серию мастер-классов с преподавателями английского языка на Технологическом факультете в Сан-Паулу. В ходе занятий участники обсуждали свои реальные ситуации и вместе разрабатывали методы преподавания, которые успешно отвечают нуждам их студентов и учитывают их культурный контекст. Результаты показали, что подход, основанный на совместной рефлексии и опыте учителей, помогает им стать более инициативными, лучше понимать межкультурные различия и переосмысливать свою профессиональную роль. В целом, кейс из Бразилии показывает возможные пути для стран БРИКС сопротивления навязанным неолиберальным образовательным моделям и внедрения практики обучения иностранным языкам, которые учитывают конкретные социальные и культурные условия.
Общая информация
Ключевые слова: преподаватели, иностранные языки, английский язык, БРИКС+, исследование
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2025210314
Поступила в редакцию 16.07.2025
Поступила после рецензирования 10.08.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Танзи Нето, А., Диегес, У.К.К., Магальяэс, М.С. (2025). Образование преподавателей иностранных языков через социальную деятельность: культурно-историческая перспектива от Бразилии к странам БРИКС. Культурно-историческая психология, 21(3), 156–165. https://doi.org/10.17759/chp.2025210314
© Танзи Нето А., Диегес У.К.К., Магальяэс М.С., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Литература
- Basturkmen, H. (2010). Developing Courses in English for Specific Purposes. Palgrave Macmillan.
- Belcher, D. (2006). English for Specific Purposes: Teaching to Perceived Needs and Imagined Futures in Worlds of Work, Study, and Everyday Life. TESOL Quarterly, 40(1), 133—
- Blommaert, J. (2014). Ethnography, superdiversity and linguistic landscapes: Chronicles of complexity. Multilingual Matters.
- Castilho, S. (2021). English as a public property: Access, power, and globalization. Revista de Estudos da Linguagem, 29(1), 1— https://doi.org/10.17851/2237-2083.29.1.1-15
- Costa, H. R. (2019). English in global education: Discourses and implications. Revista Brasileira de Linguística Aplicada, 19(4), 617— https://doi.org/10.1590/1984-6398201915194
- Dudley-Evans, T., & St John, M. J. (1998). Developments in English for Specific Purposes: A Multi-disciplinary Approach. Cambridge University Press.
- Diegues, U.C.C. Inglês em línguas para fins específicos: atividade social como prática transformadora na formação de professores. 2025. 305 f. Tese (Doutorado Interdisciplinar em Linguística Aplicada) -Universidade Federal do Rio de Janeiro, Rio de Janeiro, 2025.
- Engeström, Y. (1999). Innovative learning in work teams: Analyzing cycles of knowledge creation in practice. In: Y. Engeström, R. Miettinen, & R. Punamäki (Eds.), Perspectives on activity theory (pp. 377—406). Cambridge University Press.
- Hutchinson, T., & Waters, A. (1987). English for Specific Purposes: A learning-centred approach. Cambridge University Press.
- Leontiev, A.N. (1978). Activity, consciousness, and personality (M.J. Hall, Trans.). Prentice-Hall. (Original work published 1975)
- Liberali, F.C. (2009). A prática docente como atividade social. In:C. Liberali (Ed.), Práticas de linguagem e formação docente (pp. 11—34). Pontes.
- Liberali, F.C. (2012). Critical Collaborative Research: A cultural-historical approach to language and education. DELTA: Documentação de Estudos em Linguística Teórica e Aplicada, 28 (Special Issue), 341— https://www.scielo.br/j/delta/a/SCpv4tKSQwgKkr3XkvJFctC/?lang=en
- Liberali, F.C. (2020). Necroeducation and social transformation: A cultural-historical perspective. Revista Brasileira de Linguística Aplicada, 20(1), 143— https://doi.org/10.1590/1984-6398202015121
- Magalhães, M.C.C. (2007). Pesquisa crítica de colaboração: Implicações para a formação docente. Revista Brasileira de Linguística Aplicada, 7(2), 153—
- Magalhães, M.C.C. (2012). A critical collaborative perspective for teacher education: Reconfiguring meanings in development. In:C.C. Magalhães & S. Ninin (Eds.), Formação docente e práticas pedagógicas: A perspectiva sócio-histórico-cultural (pp. 17—40). Mercado de Letras.
- Maldonado-Torres, N. (2008). La descolonización y el giro des-colonial. Tabula rasa, 9, 61—
- Mignolo, W. (2017). Colonialidade: O lado mais escuro da modernidade. Marco Oliveira. Revista Brasileira de Ciências Sociais.
- Quijano, A. (1999). Colonialidaddel poder, cultura y conocimientoen América Latina. Dispositio, 24(51), 137—
- Ramos, R.C. (2004). ESP teacher education: A key issue in the Brazilian context. The ESPecialist, 25(1), 1—
- Stetsenko, A. (2016). The transformative mind: Expanding Vygotsky’s approach to development and education. Cambridge University Press.
- Swales, J. (1990). Genre Analysis: English in Academic and Research Settings. Cambridge University Press.
- Tanzi Neto, A. (2021). Linguística aplicada de resistência: Transgressões. Discursos e Política. Campinas, SP: Pontes Editores.
- Valente, M.I. (2021). Language, identity and ideology in ESP teaching in Brazil. Revista Brasileira de Linguística Aplicada, 21(1), 1–23.
- Vygotsky, L. S. (2001). A formação social da mente: O desenvolvimento dos processos psicológicos superiores (4th ed.). Martins Fontes. (Original work published 1934).
Информация об авторах
Вклад авторов
Адольфо Танзи Нето — написание текста, аннотирование, оформление рукописи, разработка теоретических идей и их связь со странами BRICS.
Улиссес Камарго Корреа Диегес — сбор данных; разработка теоретических идей и аннотирование, проведение эксперимента; контроль за исследованием.
Мариа Сесилия Камарго Магальянс — анализ данных, разработка теоретических идей, визуализация результатов исследования.
Все авторы участвовали в обсуждении результатов и одобрили окончательный текст рукописи.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Декларация об этике
Исследование было рассмотрено и одобрено Этическим комитетом Федерального университета Рио-де-Жанейро (№ протокола CAAE: 66650723.0.0000.5286 от 18.04.2023).
Метрики
Просмотров web
За все время: 123
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 5
Скачиваний PDF
За все время: 38
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1
Всего
За все время: 161
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 6