Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте»)

2141

Аннотация

В статье обсуждаются результаты первого этапа исследовательского проекта: «Роль социальных сетей в жизни современных подростков», реализованного на базе Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ в 2015—2018 гг. В качестве методик исследования применялись: Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера А.Е. Личко; «Q-сортировка» Б. Стефансона; Методика субъективной оценки ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера; тест-опросник «Стиль поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса; методика «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка; контент-анализ страниц социальной сети «ВКонтакте». Выборку исследования составили 88 человек в возрасте от 15 до 18 лет. В результате проведенного исследования была выявлена связь между структурой профиля в социальной сети и рядом личностных особенностей пользователей подросткового возраста.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, социальная сеть, самопрезентация, «профиль», «аватарка»

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230305

Для цитаты: Рубцова О.В., Панфилова А.С., Смирнова В.К. Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 3. С. 54–66. DOI: 10.17759/pse.2018230305

Фрагмент статьи

Современное подростничество развивается в цифровую эпоху, характеризующуюся не только новыми средствами связи, но и принципиально иными видами культурных орудий, которые определяют особенности социального взаимодействия, а следовательно, и специфику подросткового общения. Российские и международные исследования подтверждают возрастающий интерес молодых людей к ресурсам глобальной сети Интернет.

Литература

  1. Баткаева Е. Роль социальных сетей в социализации молодежи [Электронный ресурс] // URL: http://www.pareto-center.ru/smi-59.html (дата обращения: 18.10.2016).
  2. Блог про ноутбуки и компьютеры. Notebook.net. [Электронный ресурс] // URL: http://notebooke.net/ social-networking/vkontakte-registratsiya-opisanie.html (дата обращения: 09.05.2018).
  3. Верховская Е.К., Рубцова О.В., Панфилова А.С. Нейрокомпьютеры и их применение. Тезисы докладов / под ред. А.И. Галушкина, А.В. Чечкина, Л.С. Куравского, С.Л. Артеменкова, Г.А. Юрьева, П.А. Мармалюка, А.В. Горбатова, С.Д. Кулика. М.: МГППУ. 2016. С. 69—70.
  4. Вконтакте.ру [Электронный ресурс] // URL: 1. https://vk.com/page-47200925_44240810 (дата обращения: 09.05.2018).
  5. Гавриченко О.В., Смолякова Т.В. Особенности самопрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 1(1). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 23.05.2018)
  6. Гордеева А.В. Вариативность самопрезентации подростков в Интернете. Донецк [Электронный ресурс] // URL: http://www.sudexp.org/publ/10-1-0-362 (дата обращения 25.11.2016).
  7. Затулий А.И. // Культурология и педагогика. Вестник ТОГУ. 2012. № 1(24). C. 297—304.
  8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд., доп. и перераб. Л.: Медицина, 1983. 256 с.
  9. Матросова М.М. Реализация модуля администратора для психодиагностического комплекса по выявлению ролевого конфликта у подростков: дис. … магистра. Москва, 2017.
  10. Нестерова А.В. Реализация модуля тестирования для психодиагностического комплекса по выявлению ролевого конфликта у подростков: дис. … магистра. Москва, 2017.
  11. Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника. Отчет по итогам НИР / Е.В. Аржаных, И.В. Задорин, Е.Ю. Колесникова, О.А. Гуркина, Е.М. Новикова, Д.В. Мальцева. М., 2014. 107 с.
  12. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования // Международный симпозиум «Л.С. Выготский и современное детство». Сб. тезисов / отв. редактор К.Н. Поливанова. 2017. С. 85—86.
  13. Рубцова О.В., Уланова Н.С. Digital Media as a Means of Developing Reflection in Students with Disabilities: Cultural-Historical Perspective [Электронный ресурс] // Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии. 2014. Т. 12. № 1. С. 95—118. URL: http://psyjournals. ru/tatigkeitstheorie/2014/n1/75098.shtml (дата обращения: 23.05.2018)
  14. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic. ru/dic.nsf/es/23309/Интернет (дата обращения 05.02.2017).
  15. Смирнова В.К. Связь внутриличностных конфликтов и способов самопрезентации в виртуальном пространстве в старшем подростковом возрасте: дис. … магистра. М., 2017.

Информация об авторах

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Панфилова Анастасия Сергеевна, кандидат технических наук, научный сотрудник, Институт психологии РАН (ФГБУН «ИП РАН»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1892-5901, e-mail: panfilova87@gmail.com

Смирнова Виктория Константиновна, преподаватель, Московский городской педагогический университет Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского, Москва, Россия, e-mail: smvic@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4306
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 2141
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 10