Новикова М.А. кандидат психологических наук, научный сотрудник, лаборатория профилактики асоциального поведения, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия e-mail: mnovikova@hse.ru
Реан А.А. доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1107-9530 e-mail: profrean@yandex.ru
Дается определение понятиям агрессии и буллинга, проводится различие между ними по параметрам повторяемости и дисбаланса власти. Оценивается распространенность данных явлений на сегодняшний день в России и за рубежом. На материале российских и зарубежных исследований раскрываются семейные предпосылки того, окажется ли ребенок в ситуации травли и какую роль он при этом займет; описывается влияние структурных, функциональных и коммуникативных характеристик семейной системы (степень близости/дистантности между членами семьи, предпочитаемый коммуникативный стиль, наличие супружеского конфликта, отношения с сиблингами и т.д.), а также особенности детско-родительского взаимодействия. Также производится анализ социальных факторов вовлеченности школьников в травлю: влияние уровня благосостояния семьи, наличия у родителей высшего образования и т. д. Производится оценка степени влияния психологических и социальных характеристик семьи на риск виктимизации в ситуации школьной травли для детей разных возрастных групп (от младших школьников до старшеклассников).
Жестокость — значимая проблема мирового сообщества,
официально признанная несколькими международными организациями. Согласно
Конвенции о правах ребенка ООН, школьный буллинг — наиболее распространенное
проявление агрессии и жестокости у детей и подростков, подрывающее их право на
образование.
Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Школьная
травля и позиция учителей // Социальная психология и общество.2015.Т.6.№
1.С.103—116.
Воликова С.В., Калинкина Е.А. Детско- родительские
отношения как фактор школьного буллинга // Консультативная психология и
психотерапия.2015.Т.23.№ 4.С.138—161.
Воликова С.В., Нифонтова А.В., Холмогорова
А.Б.Школьное насилие и суицидальное поведение детей и подростков // Вопросы
психологии.2013.№ 2.С.24—30.
Волкова Е.Н., Гришина А.В. Оценка
распространенности насилия в образовательной среде школы // Психологическая
наука и образование.2013.№ 6.С.19—27.doi:10.17759/sps.2016070202
Волкова Е.Н., Волкова И.В., Исаева О.М. Оценка
распространенности насилия над детьми // Социальная психология и
общество.2016.Т.7.№. 2.С.19—34.
Гулис И.В. Особенности проявления агрессии в
служебных отношениях // Научные труды Республиканского института высшей
школы.Исторические и психолого-педагогические науки: сб.науч.ст.: в 2 ч.Ч.
2.Вып.9 (14) / Под ред.В.Ф. Беркова.Минск: РИВШ, 2010.С.102—107.
Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции
подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку //
Психологическая наука и образование.2014.№.2.С.246—256.
Петросянц В.Р. Психологическая характеристика
старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их
жизнестойкость: дисс. … канд.психол.наук.СПб., 2011.190 с.
Польская Н.А. Взаимосвязь показателей школьного
буллинга и самоповреждающего поведения в подростковом возрасте //
Психологическая наука и образование.2013.№. 1.С.39—49.
Реан А.А. Психология агрессии у подростков //
Психология девиантности.Дети.Общество.Закон / Под ред.А.А.Реана.М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2016.С. 96—107.
Собкин В.С. Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы:
влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного
исследования) // Социальная психология и общество.2014.№.2.С. 71—86.
Тарасова С.Ю., Осницкий А.К., Ениколопов С.Н.
Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и
школьной тревожности // Психологическая наука и
образование.2016.Т.8.№.4.С.102—116.doi:10.17759/psyedu.2016080411
Шереги Ф.Э. Насилие в школе над детьми и
подростками .2011.// Центр социального прогнозирования и маркетинга.URL:
http://www.socioprognoz.ru/ files/File/2012/nasilie_v_shkole.pdf (дата
обращения 15.01.2018)
Bowers L., Smith P. K., Binney Vol. Cohesion and
power in the families of children involved in bully/victim problems at school
// Journal of Family Therapy.1992.Vol.14 (4).P.
371—387.doi.org/10.1046/j..1992.00467.x
Bosworth K., Espelage, D.L., Simon, T.R. Factors
associated with bullying behavior in middle school students // The Journal of
Early Adolescence.1999.Vol.19.P.341—362.doi.org/10.1177/02724316990
19003003
Bronfenbrenner U. Ecological systems theory //
Annals of Child Development.1989.Vol.6.P.187—249.
Caughlin J.P. Family communication standards //
Human Communication Research.2003.Vol.29 (1).P.
5—40.doi.org/10.1111/j.1468—2958.2003.tb00830.x
Cerezo F., Ruiz-Esteban C., Sanchez Lacasa C., Gonzalo
A., Julian J. Dimensions of parenting styles, social climate, and bullying
victims in primary and secondary education //
Psicothema.2018.Vol.30(1).P.59—65.
Conners-Burrow N.A., Johnson D.L.,
Whiteside-Mansell L., McKelvey L., Gargus R.A. Adults
matter: Protecting children from the negative impacts of bullying // Psychology
in the Schools.2009.Vol.46 (7).P.593—604.
Cook C.R., Williams K.R., Guerra N.G., Kim T.E., Sadek
S. Predictors of bullying and victimization in childhood and adolescence: A
meta-analytic investigation // School Psychology
Quarterly.2010.Vol.25.P.65—83.doi.org/10.1037/a0020149 .
De Vries E. E., Verlinden M., Rijlaarsdam J., Jaddoe
V.W., Verhulst F. C., Arseneault L., Tiemeier H. Like Father, like Child:
Early Life Family Adversity and Children’s Bullying Behaviors in Elementary
School // Journal of abnormal child psychology.2017.P.1—16.
Dodge, K.A., Greenberg M.T, Malone P.S. Testing an
idealized dynamic cascade model of the development of serious violence in
adolescence // Child
Development.2008.Vol.79.P.1907—1927.doi.org/10.1111/j.1467-
8624.2008.01233.x
Finnegan R.A., Hodges E.V.E., Perry D.G.
Victimization by peers: Associations with children’s reports of mother-child
interaction // Journal of personality and social psychology.1998.Vol.75 (4).P.
1076—1086.doi.org/10.1037/0022-3514.75.4.1076
Fink E., Patalay P., Sharpe H., Wolpert M.
Child-and school-level predictors of children’s bullying behavior: A multilevel
analysis in 648 primary schools // Journal of educational
psychology.2018.Vol.110 (1).P.17.
Fromm E. The anatomy of human destructiveness.New
York; Chicago; San-Francisco: Holt, Rinehart and Winston, 1973.
Hazler R.J. Breaking the cycle of violence:
Interventions for bullying and victimization.Washington, DC: Taylor &
Francis, 1996.
Lereya S.T., Samara M., Wolke D. Parenting behavior
and the risk of becoming a victim and a bully/ victim: A meta-analysis study //
Child abuse & neglect.2013.Vol.37 (12).P.1091—1108.
Matsunaga M. Parents Don’t (always) know their
children have been bullied: child-parent discrepancy on bullying and
family-level profile of communication standards // Human Communication
Research.2009.Vol.35 (2).P.221—247.
Menesini E., Salmivalli C.Bullying in schools: the
state of knowledge and effective interventions // Psychology, health &
medicine.2017.Vol.22 (1).P. 40—253.URL: doi.org/10.1080/13548506.2017.12
79740
Olweus D. Victimization by peers: Antecedents and
long-term outcomes // Social withdrawal, inhibition, and shyness in childhood /
Ed.by K.H.Rubin, J.B.Asendorf.Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1993.P.315— 341.
Pepler D., Jiang D., Craig W., Connolly Jl.
Developmental trajectories of bullying and associated factors // Child
development.2008.Vol.79 (2).P.325— 338.doi:
10.1111/j.1467—8624.2007.01128.x
Rigby K., Slee P.T. Dimensions of interpersonal
relation among Australian children and implications for psychological
well-being // The Journal of social psychology.1993.Vol.133 (1).P.33—42.URL:
doi.org/: 10.1080/00224545.1993.9712116
Schwartz D., Dodge K.A., Pettit G.S., Bates, J.E.
The early socialization of aggressive victims of bullying // Child
development.1997.Vol.68 (4).P.665—675.doi.org/10.2307/1132117
Von Marées N., Petermann F. Bullying
in German primary schools: Gender differences, age trends and influence of
parents’ migration and educational backgrounds // School Psychology
International.2010.Vol. 31 (2).P.178—198.doi.org/10.1177/0143034309352416
Wolke D., Woods S., Stanford K., Schulz H. Bullying
and victimization of primary school children in England and Germany: Prevalence
and school factors // British Journal of Psychology.2001.Vol.92 (Pt.4).P.673—
696.doi.org/10.1348/000712601162419
Zych I., Farrington D., Llorent Vol. J., Ttofi M.M.
Protecting children against bullying and its consequences.London: Macmillan
Publishers, 2017.doi.org/10.1007/978-3-319-53028-4