Проектирование модели профессионального развития педагогов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, работающих с учащимися с риском образовательной неуспешности: эмпирическая основа и ключевые составляющие 5335
Бысик Н.В. аналитик Центра развития лидерства в образовании Института образования, я НИУ "Высшая школа экономики", Москва, Россия e-mail: nbysik@hse.ru
Косарецкий С.Г. доктор психологических наук, директор центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8905-8983 e-mail: skosaretski@hse.ru
Пинская М.А. кандидат педагогических наук, Ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических наук Института образования, НИУ Высшая школа экономики, Москва, Россия e-mail: m-pinskaya@yandex.ru
Рассматриваются результаты исследования учителей российских школ, которые работают в сложных социальных условиях (в отдаленной сельской местности, депривированных городских районах) с учащимися с риском образовательной неуспешности.Подчеркивается, что исследование решало задачу изучения существующих практик профессионального развития указанной группы педагогов, а его выводы легли в основу разработки новой модели их профессионального развития, характерными признаками которой можно считать непрерывность, индивидуализацию, связь с общими задачами школы по повышению качества образования и специальную подготовку для работы с разными группами учащихся.Обращается внимание на то, что используемая модель представляет профессиональное развитие педагогов как цикличный процесс, результатом которого должен стать отказ от рутинных и переход к новым современным практикам работы с учащимися с рисками образовательной неуспешности.Делается вывод о том, что результаты исследования будут интересны специалистам органов управления образованием, специалистам учреждений повышения квалификации и могут быть использованы при внедрении национальной системы учительского роста.
Финансирование. Работа выполнена в рамках государственного контракта 08 № 78.11.00.52 от 09.11.2017 «Научно-методическое обеспечение профессионального развития педагогов школ с низкими образовательными результатами, функционирующих в сложных социальных условиях, в области использования современных образовательных технологий обучения сложных категорий учащихся (с учебными и поведенческими проблемами, слабой учебной мотивацией, неродным русским языком)».
Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе и обработке данных для исследования магистранта Института образования НИУ ВШЭ Р.В.Звягинцева.
Ссылка для цитирования
Литература
Алехина С.В. Инклюзивное образование и психологическая готовность
учителя [Электронный ресурс] // Вестник МГПУ.Серия «Педагогика и
психология».2012.№ 4.URL:
http://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2017/02/19_alehina_s_v__
inklyuzivnoe_obrazovanie_i_psihologicheskaya_ gotovnost_uchitelya.pdf (дата
обращения: 05.08.2018).
Барбер М., Муршед М.Как добиться стабильно высокого качества
обучения в школах.Уроки анализа лучших систем школьного образования мира (пер.с
англ.) // Вопросы образования.2008.№ 3.С.7—60.
Вахштайн Д.С., Константиновский Д.Л., Куракин Д.Ю. Между двумя
волнами мониторинга (2007—2008) // Материалы VI Международной
научно-практической конференции «Тенденции развития образования: 20 лет реформ,
что дальше?» (г.Московский, 13—15 февраля 2009 г.).М.: Университетская книга,
2009.С.164—165.
Государственная программа «Развитие образования», утверждена постановлением
правительства РФ от 26 декабря 2017 г.№ 1642 [Электронный ресурс] // URL:
http://government.ru/ docs/30832/ (дата обращения: 05.08.2018).
Дадли П. Lesson Study: руководство [Электронный ресурс].2011.//
Lesson Study UK.URL:
http://lessonstudy.co.uk/wp-content/uploads/2013/07/Lesson-Study-
Handbook-Russian.pdf (дата обращения: 05.08.2018).
Забродин Ю.М., Гаязова Л.А., Сергоманов П.А. Дифференцированные
уровни квалификации педагога и структура профессионального стандарта педагога
// Психологическая наука и образование.2016.Т.21.№ 2.C.59—65.
Каспржак А.Г. Институциональные тупики российской системы
подготовки учителей // Вопросы образования.2013.№ 4.С.261—282.
Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю. и др. Профессия
«тьютор» [Текст].М. — Тверь: СФК-офис, 2012.81 с.
Куксо Е.Н. Миссия выполнима: как повысить качество образования в
школе.М.: Сентябрь, 2016.192 с.
Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных
образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии
с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации
деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая
наука и образование.2014.Т.19.№ 3.C.105—126.
Марголис А.А., Новикова Е.М. Социальный контекст внедрения
национальной системы учительского роста в России: информированность и отношение
учителей // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 4.С.10—21.doi:
10.17759/pse.2017220403
Методические рекомендации по поддержке педагогических работников,
работающих с детьми из социально неблагополучных семей, Письмо Министерства
образования и науки РФ от 6 мая 2013 г.№ 08-541 [Электронный ресурс] // URL:
https://obrazovanie-medgora.edusite.ru/DswMedia/
rekomendaciipopodderjkepedagogov.pdf (дата обращения: 05.08.2018).
Методология краткосрочной программы наставничества [Электронный ресурс] //
Leader-ID (Институт развития лидеров).URL:
http://www.leader-id.ru/upload/file/get/12472/ (дата обращения:
05.08.2018).
Митина Л.М. Психологические условия совершенствования
профессиональной подготовки педагогических кадров // Материалы Международной
научно-практической конференции «Современные тенденции развития дошкольного
образования и профессиональной подготовки кадров» (г. Тирасполь, 20—23 октября
2017 г.).Тирасполь, 2017.С.393—399.
Омельченко Е.А.Адаптация детей мигрантов в образовательном
учреждении: социокультурный и психологический аспекты [Текст] // Альманах
«Этнодиалоги».2014.№ 1(45).С.118—131.
Пинская М.А., Хавенсон Т.Е., Косарецкий С.Г. и др. Поверх
барьеров: исследуем резильентные школы // Вопросы образования.2018.№
2.С.198—227.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля
2017 г.№ 703 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Министерства
образования и науки Российской Федерации по формированию и введению
национальной системы учительского роста» [Электронный ресурс] // URL:
https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B
C%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/10651/%D1% 84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/9547/%D0%9F%D1%
80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%96%20703%20%D0%BE%D1%82%2026.07.2017.pdf
(дата обращения: 05.08.2018).
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред.от 05.08.2016) «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)»» [Электронный ресурс] // URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=
doc&base=LAW&n=203805&fld=134&dst=100009,0&r
nd=0.004004248833385349#03827148803631564 (дата обращения: 05.10.2018).
Резильентные школы: высокие достижения в социально неблагополучном
окружении.Информационный бюллетень.М.: Высшая школа экономики, 2017.36 с.
Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к
управлению.Моделирование бизнес-процессов.М.: Стандарты и качество, 2008.408
с.
Слободчиков В.И. Профессиональное развитие педагога как научная
проблема // Научная электронная библиотека eLIBRARY.ru.URL: https://
elibrary.ru/download/elibrary_9228238_32137124.pdf (дата обращения:
05.08.2018).
Собкин В.С., Адамчук Д.В. К вопросу о профессиональном развитии
педагога: повышение квалификации и членство в педагогических сообществах //
Вестник Тюменского государственного университета.Социально- экономические и
правовые исследования.2015.Т. 1.№ 2(2).С.20—40.
Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная
компетентность.Красноярск, 1996.157 с.
Хэтти, Джон А.С. Видимое обучение: синтез более 800 метаанализов,
посвященных достижениям школьников.М: Национальное образование, 2017.432
с.
Barrera-Pedemonte F. High-Quality Teacher Professional Development
and Classroom Teaching Practices: Evidence from TALIS 2013 // OECD Education
Working Papers.2016.No.141.
Creating Pathways to Success: An Education and Career/Life Planning Program
for Ontario Schools.Ontario Ministry of Education.2013.Available at:
http://www.edu.gov.on.ca/eng/document/policy/cps/
creatingpathwayssuccess.pdf
Effective Teacher Policies.Insights from PISA.OECD, 2018.
Hallinger P., Heck R.H. Reassessing the principal’s role in school
effectiveness: A review of empirical research, 1980—1995.// Educational
Administration Quarterly.1996.Vol.32 (1).P.5—44.
Leithwood K., Rieh C. What we know about successful school
leadership.Available at: http://olms.cte.jhu.edu/olms2/
data/ck/file/What_we_know_about_SchoolLeadership.pdf
Los Angeles County Office of Education.TESA teacher handbook (Updated).Los
Angeles, CA: Author.2002.
Marzano R. J. What works in schools: Translating research into
action.Alexandria, VA: ASCD.2003.
Stoll L. et al. Professional learning communities: a review of the
literature // Journal of Educational Change.2006.Vol.7 (4).P.221—258.