Дмитриева Е.С. Старший научный сотрудник, ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук (ИЭФБ РАН), Санкт-Петербург, Россия e-mail: dmit49@mail.ru
Гельман В.Я. доктор философских наук, профессор кафедры медицинской информатики и физики , Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова, Санкт-Петербург, Россия e-mail: gelm@sg2104.spb.edu
Представлены результаты исследования связи характеристик восприятия невербальной эмоциональной информации при двух модальностях предъявления — зрительной и слуховой — с показателями успеваемости у 32 школьников 8—9 лет.Изучалось распознавание детьми четырех базовых эмоций — радости, печали, гнева, страха по лицевой экспрессии и в интонации речи и их взаимосвязь с успеваемостью по трем школьным дисциплинам: русскому языку, чтению и математике.Показано, что имеется выраженная взаимосвязь между успеваемостью и акустическим восприятием эмоций; связи со зрительным восприятием не обнаружено.Выявлено, что особенности связи эффективности восприятия эмоций с успеваемостью школьников по-разному проявлялись у детей разного пола, а также зависели от конкретного учебного предмета и типа эмоции.У мальчиков в отличие от девочек наблюдалось улучшение успеваемости с повышением эффективности распознавания эмоций.Не было выявлено достоверно доказанной связи успешности обучения и преимущественного типа восприятия младшими школьниками эмоциональной информации (акустического или визуального).
Работа выполнена в рамках государственного задания ФАНО России (тема № АААА-А18-118013090245-6).
Литература
Андерсон М.Н. Возрастная изменчивость распознавания эмоций детьми
от 6 до 11 лет: Автореф.дисс.канд.психол.наук.СПб, 2013.24 с.
Гельман В.Я., Дмитриева Е.С. Индивидуальные характеристики и
обучаемость.Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing.2015.136 p.
Дмитриева Е.С., Андерсон М.Н., Гельман В.Я. Сравнительное
исследование зрительного и слухового восприятия эмоций детьми младшего
школьного возраста // Экспериментальная психология.2016.Т.9.№ 1.С.38—52.doi:
10.17759/ exppsy.2016090104
Дмитриева Е.С., Гельман В.Я., Зайцева К.А., Орлов А.М.
Онтогенетические особенности взаимосвязи психофизиологических механизмов
восприятия эмоций и успеваемости у школьников // Журнал высшей нервной
деятельности им. И.П. Павлова.2003.Т.53.№ 5.С.560—568.
Дмитриева Е.С., Зайцева К.А., Гельман В.Я. Возрастно-половые
особенности восприятия эмоциональных характеристик речи под воздействием шума
// Физиология человека.1999.Т.25.№ 3.С.57—64.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПб: Питер, 2001.752 с.
Морозов В.П. и др.Восприятие речи: вопросы функциональной
асимметрии мозга / Ред.Морозов В.П.Л.: Наука, 1988.135 с.
Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и
активность мозга ребенка.М.: Педагогика, 1991.232 с.
Agnoli S., Mancini G. , Pozzoli T., Baldaro B., Russo P.M., Surcinelli
P. The interaction between emotional intelligence and cognitive ability in
predicting scholastic performance in school-aged children // Personality and
Individual Differences.2012.Vol.54.P. 660—665.
Barbe W.B., Milone M.N. What We Know About Modality Strengths //
Educational Leadership.1981.Vol. 38.№ P.378—380.
Beauvais A.M., Stewart J.G., DeNisco S., Beauvais J.E. Factors
related to academic success among nursing students: A descriptive correlational
research study // Nurse Educ Today.2014.Vol.34.№ P. 918—923.
Billings C.E.W., Downey L.A., Lomas J.E., Lloyd J., Stough C.
Emotional Intelligence and scholastic achievement in pre-adolescent children //
Personality and Individual Differences.2014.Vol.65.P.14—18.
Carroll J.J., Steward M.S. The role of cognitive development in
children’s understandings of their own feelings // Child
Development.1984.P.1486—1492.
Chew B.H., Zain A.M., Hassan F. Emotional intelligence and
academic performance in first and final year medical students: a
cross-sectional study // BMC Med Educ. 2013.Vol.27.P.13—44.
Demenescu L.R., Mathiak K.A., Mathiak K. Age-and gender-related
variations of emotion recognition in pseudowords and faces // Experimental
Aging Research.2014.Vol.40.№ P.187—207.
Felder R.M., Silverman L.K. Learning and teaching styles in
engineering education //Engineering education.1988.Vol.78.№ P.674—681.
Lambrecht L., Kreifelts B., Wildgruber D. Age-related decrease in
recognition of emotional facial and prosodic expressions //
Emotion.2012.Vol.12.№ P. 529.
Lambrecht L., Kreifelts B., Wildgruber D. Gender differences in
emotion recognition: Impact of sensory modality and emotional category //
Cognition & emotion.2014.Vol.28.№ P.452—469.
Matsumoto D., Ekman P. Japanese and Caucasian facial expressions
of emotion and neutral faces (JACFEE and JACNeuF) [Slides].San Francisco: Human
Interaction and Emotion Research Laboratory, University of
California.1988.
Most T., Bachar D., Dromi E. Auditory, visual, and auditory—visual
identification of emotions by nursery school children // Journal of
Speech-Language Pathology and Applied Behavior
Analysis.2012.Vol.5.P.25—34.
Most T., Weisel A., Zaychik A. Auditory, visual and
auditory-visual identification of emotions by hearing and hearing-impaired
adolescents // British journal of audiology.1993.Vol.27.№ P.247—253.
Pashler H., McDaniel M., Rohrer D., Bjork R. Learning styles
concepts and evidence // Psychological science in the public
interest.2008.Vol.9.№ P. 105—119.
Peters C., Kranzler J.H., Rossen E. Validity of the
Mayer—Salovey—Caruso emotional intelligence test: youth version — research
edition // Canadian Journal of School Psychology, 2009.Vol.24(1).P.76—81.
Qualter P., Gardner K.J., Pope D.J., Hutchinson J.M., Whiteley
H.E. Ability emotional intelligence, trait emotional intelligence, and
academic success in British secondary schools: A 5 year longitudinal study //
Learning and Individual Differences.2012.Vol.22.№ P.83—91.