Психологическая наука и образование
2024. Том 29. № 6. С. 145–163
doi:10.17759/pse.2024290610
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ): стандартизация методики умственного развития младших школьников
Аннотация
Приводятся результаты проведенной авторами работы по стандартизации адаптированной методики диагностики умственного развития детей младшего школьного возраста «Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)». В исследовании приняли участие 2512 детей, учащихся в 4-ом классе (M=9,97 лет, SD=0,41), мальчиков 51,1%. Указывается на то, что методика состоит из 7 субтестов, каждый из которых посвящен различным аспектам интеллекта. Для оценки внутренней согласованности субтестов опросника использовалась оценка согласованности Альфа Кронбаха, которая показала хорошую согласованность всех элементов методики (Альфа-Кронбаха=0,9). Эксплораторный факторный анализ подтвердил, что все 7 субтестов складываются в один фактор, объясняющий 63,4% общей дисперсии. Общая модель опросника проверялась с помощью конфирматорного факторного анализа, который показал хорошее соответствие данных: SRMR=0,02; CMIN/df=13,09; GFI=0,98; IFI=0,98; CFI=0,98; RMSEA=0,07. Делается вывод о том, что созданная электронная версия опросника ГИТ позволяет оценивать сформированность интеллектуальных операций познавательных универсальных учебных действий. Данная версия опросника ГИТ обладает хорошими психометрическими свойствами и может использоваться для оценки интеллектуальных способностей у младших школьников.
Общая информация
Ключевые слова: диагностика интеллектуального развития, групповой интеллектуальный тест (ГИТ), конструктная валидность, надежность теста, станайны, младшие школьники
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2024290610
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 09.02.2024 № 073-00037-24-01 «Разработка пакета стандартизированного психодиагностического инструментария в цифровом формате для оценки индивидуально-психологических особенностей обучающихся на разных уровнях образования»
Получена: 13.06.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Исаев Е.И., Сафронова М.А., Сорокова М.Г., Радчиков А.С. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ): стандартизация методики умственного развития младших школьников // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 6. С. 145–163. DOI: 10.17759/pse.2024290610
Полный текст
Введение
Актуальность стандартизации русскоязычной версии Группового интеллектуального теста (ГИТ) на выборке обучающихся начальной школы определяется потребностями психологической службы в образовании в валидных и надежных инструментах оценки развивающего потенциала образовательной программы начального общего образования, что особенно важно для преодоления трудностей в обучении [6; 7; 9]. Приоритетное значение в федеральном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) справедливо придается познавательному развитию обучающихся, так как в качестве важнейшего новообразования развития младших школьников исследователи единодушно выделяют научное, теоретическое, рефлексивное мышление [1; 2; 3; 4; 5; 13; 14].
В ФГОС НОО познавательное развитие обучающихся представлено тремя группами познавательных универсальных учебных действий: базовые логические, исследовательские, работы с информацией. Каждая из групп познавательных действий включает в себя совокупность интеллектуальных действий и операций, реализуемых на материале различных учебных предметов. Групповой интеллектуальный тест позволяет оценить сформированность интеллектуальных операций, входящих в каждую из групп познавательных универсальных учебных действий.
Задача оценки образовательных результатов поставлена ФГОС НОО. В Стандарте записано: «Результаты освоения программы начального общего образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля программы начального общего образования, подлежат оцениванию с учетом специфики и особенностей предмета оценивания» [12].
В Федеральной образовательной программе начального общего образования (ФОП НОО) обстоятельно изложена система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы. Отмечено, что система оценки достижения планируемых результатов является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации и служит основой при разработке образовательной организацией соответствующего локального акта. В качестве одного из основных направлений и целей оценочной деятельности в образовательной организации определена оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней.
Указано, что система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка включает: стартовую диагностику, текущую и тематическую оценку, портфолио, психолого-педагогическое наблюдение, внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся. Внешняя оценка включает: независимую оценку качества образования, мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней [11]. Мы полагаем, что ГИТ может выступить инструментом как внутренней, так и внешней оценки образовательных результатов начального образования.
Групповой интеллектуальный тест прошел процедуру стандартизации на предмет диагностики сформированности метапредметных образовательных результатов, степени овладения обучающимися начальной школы отдельными интеллектуальными операциями, входящими в группу универсальных учебных познавательных действий: базовых логических, исследовательских, работы с информацией. Выбор 4 класса в качестве выборки стандартизации определяется в первую очередь практическими потребностями. Полученные результаты диагностики познавательного развития могут быть использованы в работе педагога-психолога при решении задач: профилактики рисков школьной неуспешности, выявления причин трудностей в обучении и разработки педагогом-психологом совместно с учителем индивидуальной программы их преодоления, определения зоны ближайшего развития обучающегося и прогноза его дальнейшего развития, разработки программ психолого-педагогического сопровождения при переходе обучающихся на основную ступень общего образования.
ГИТ разрабатывался для диагностики познавательного развития обучающихся в возрасте 9-12 лет (младших школьников и младших подростков). Разработчик теста – словацкий психолог Дж. Ваной. Перевод теста и адаптация на российскую выборку были осуществлены психологами М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой под руководством К.М. Гуревича. Надежность и валидность адаптированного варианта диагностики были подтверждены статистическими показателями [10]. Необходимость настоящей стандартизации определяется введением нового федерального стандарта, федеральной образовательной программы начального общего образования, единой дидактической системы «Школа России» для начальной школы. Кроме того, в современном мире все больше внедряются онлайн-опросники, которые упрощают сбор данных и делают выборку более разнообразной (за счет результатов из разных регионов) и, как следствие, более репрезентативной.
Диагностика ГИТ (см. Приложение) нацелена на выявление овладения обучающимися словами и понятиями, предлагаемыми им в заданиях, а также умениями выполнять с ними логические действия. Тест включает в себя семь субтестов, на выполнение каждого из которых выделяется определенный период времени (от 1,5 до 6 минут). Каждый субтест состоит из определенного количества вопросов (от 20 до 200). Вопросы внутри субтеста направлены на определенный навык и являются достаточно однотипными, поэтому с учетом ограничений выполнения заданий по времени не анализируются по отдельности.
Приведем описание субтестов в порядке их предъявления испытуемым.
1. «Исполнение инструкций» – направлен на изучение формально-динамических характеристик протекания мыслительных процессов. Результативность выполнения данного субтеста зависит от скоростных возможностей в мыслительно-речевой деятельности: способности быстро воспринять инструкцию и точно выполнить простое по смыслу задание. Субтест состоит из 20 заданий.
2. «Арифметические задачи» – определяет степень обученности навыкам, которые даются математикой. Субтест состоит из 20 заданий и требует выполнения простых арифметических действий при решении задач: устный счет, выполнение разнообразных арифметических действий, поиск части от целого, определение процента от числа.
3. «Дополнение предложений» – проверка словарного запаса испытуемого, его умения правильно, логично построить предложения с использованием разных синтаксических структур. Субтест содержит 20 предложений, в каждом из которых пропущено одно или два слова. Обучающемуся необходимо вычленить смысл каждого предложения и заполнить пропуски подходящими словами.
4. «Определение сходства и различия понятий» – диагностирует сформированность операции сравнения и осведомленность в понятиях разного содержания. Данный субтест представляет собой набор из 40 пар слов, которые предлагается рассмотреть обучающемуся и определить, сходны или различны слова в каждой паре. Например, «тихий-спокойный».
5. «Числовые ряды» – дает возможность выявить склонности к математическим дисциплинам. В этом субтесте предоставляется 20 заданий, в которых обучающемуся необходимо обнаружить правило (алгоритм) построения числового ряда и, применив выявленное правило, продолжить ряд двумя числами.
6. «Аналогии» – выявляет динамику возрастных изменений в развитии мышления школьников. Субтест включает в себя 40 заданий, при выполнении которых обучающемуся необходимо совершить ряд мыслительных операций: сравнение двух слов, установление имеющегося между ними логического отношения, анализ третьего слова и слов, из которых нужно производить выбор, подбор слова по аналогии.
7. «Символы» – нацелен на выявление скоростной характеристики в мыслительно-речевой деятельности. Субтест, по мнению авторов, характерно отличается от предыдущих. Обучающемуся предлагается определить ту цифру, которая находится под каждым значком в ключе, и заполнить в горизонтальных строфах свободные промежутки. В этом субтесте необходимы особая точность и скорость выполнения заданий, так как испытуемому предоставляется 200 заданий с девятью встречающимися символами.
Данный тест предоставляет возможность индивидуального и группового предъявления. Субтесты данной диагностики показывают дифференцирующую силу и направлены на изучение разных сторон умственного развития обучающихся.
Выборка и процедура стандартизации адаптированной версии опросника
Выборка. В исследовании приняли участие 2512 обучающихся из разных регионов Российской Федерации (Липецкая, Волгоградская и Самарская области, Республика Татарстан и Чувашская Республика). Все обучающиеся были учениками 4-го класса (средний возраст=9,97±0,41 лет), среди них 51,1% мальчиков. Учитывая специфику теста, а именно, ограниченность по времени, в данных часто встречались незаполненные ответы, на которые у испытуемых не хватило времени, и которые, согласно методике, засчитываются как неверные. В случае если в субтесте не было заполнено ни одного ответа, предполагалось, что участник не проходил данный субтест. Таким образом, полностью опросник ГИТ заполнили 2342 обучающихся, а статистические показатели вычислялись с попарным исключением.
Процедура. Исследование проводилось в 2022 году онлайн в системе Анкетолог. Участникам исследования предъявлялись методика ГИТ (форма А) [10] и стандартные социо-демографические вопросы (пол, возраст). Тестирование проводилось в классе учителем или педагогом-психологом в строгом соответствии с классической инструкцией. Отличие заключалось лишь в том, что материал предлагался школьникам не на печатном бланке, а в онлайн-анкете за компьютером. Переход на соответствующие страницы, начало и завершение каждого субтеста осуществлялись согласно инструкции. Данные представлены в репозитории психологических исследований и инструментов Московского государственного психолого-педагогического университета RusPsyDATA [8].
Результаты и обсуждение
Для оценки внутренней согласованности опросника использовали оценку α-Кронбаха. Опросник ГИТ показал отличную внутреннюю согласованность (стандартизированная Альфа Кронбаха=0,90), что говорит о необходимости каждого субтеста в методике. Описательная статистика по субтестам и общему баллу опросника представлена в табл. 1.
Таблица 1
Описательные статистики и значения Альфа Кронбаха для субтестов и общего балла опросника ГИТ
Субтест |
Количество испытуемых, выполнявших субтест |
Среднее ± стандартное отклонение |
Медиана [Нижний квартиль; Верхний квартиль] |
Альфа-Кронбаха при удалении |
Альфа-Кронбаха субтеста |
Субтест 1 |
2501 |
8,33 ± 4,26 |
7,0 [5,0; 11,0] |
0,82 |
0,83 |
Субтест 2 |
2490 |
5,93 ± 3,62 |
5,0 [4,0; 7,0] |
0,82 |
0,88 |
Субтест 3 |
2481 |
6,58 ± 3,56 |
6,0 [4,0; 8,0] |
0,82 |
0,85 |
Субтест 4 |
2481 |
16,6 ± 9,75 |
18,0 [10,0; 24,0] |
0,83 |
0,93 |
Субтест 5 |
2443 |
7,98 ± 3,89 |
8,0 [5,0; 10,0] |
0,82 |
0,86 |
Субтест 6 |
2465 |
20,05 ± 8,7 |
19,0 [14,0; 25,0] |
0,80 |
0,93 |
Субтест 7 |
2411 |
14,12 ± 9,98 |
12,0 [8,0; 15,0] |
0,83 |
0,99 |
ГИТ, общий балл |
2342 |
80,1 ± 33,99 |
74,0 [58,0; 93,0] |
|
|
Альфа Кронбаха, рассчитанная по каждому субтесту в отдельности, также показала высокую внутреннюю согласованность всех субтестов опросника. Эксплораторный факторный анализ показал, что 7 субшкал складываются в один фактор, который объясняет 63,4% общей дисперсии. Об этом же говорят и довольно сильные корреляции между субтестами опросника (табл. 2).
Таблица 2
Корреляции между субтестами опросника ГИТ (коэффициент корреляции Пирсона)
|
Субтест 2 |
Субтест 3 |
Субтест 4 |
Субтест 5 |
Субтест 6 |
Субтест 7 |
Субтест 1 |
0,64** |
0,66** |
0,51** |
0,5** |
0,58** |
0,53** |
Субтест 2 |
|
0,74** |
0,53** |
0,64** |
0,59** |
0,55** |
Субтест 3 |
|
|
0,57** |
0,63** |
0,63** |
0,58** |
Субтест 4 |
|
|
|
0,52** |
0,55** |
0,37** |
Субтест 5 |
|
|
|
|
0,57** |
0,47** |
Субтест 6 |
|
|
|
|
|
0,51** |
Примечание: ** – уровень p≤0,01.
Для проверки модели опросника использовался конфирматорный факторный анализ, на основании результатов которого можно заключить, что модель хорошо соответствует данным: SRMR=0,02; CMIN/df=13,1; GFI=0,98; IFI=0,98; CFI=0,98; RMSEA=0,072 [0,063; 0,081]. Ниже на рис. представлена структура опросника.
Рис. Результаты КФА: структура опросника с семью субтестами
Для оценки модели каждого субтеста также был проведен КФА. Результаты показали хорошую структуру субтестов 1, 2, 3, 5 и 6 и удовлетворительную – для 4-го субтеста. Данные качества моделей представлены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты конфирматорного факторного анализа для каждого из субтестов методики
Субтест |
Standardized RMR |
GFI |
NFI |
IFI |
CFI |
RMSEA |
Субтест 1 |
0,0385 |
0,9590 |
0,9270 |
0,9330 |
0,9330 |
0,0650 |
Субтест 2 |
0,0422 |
0,9390 |
0,9230 |
0,9280 |
0,9280 |
0,0710 |
Субтест 3 |
0,0377 |
0,9350 |
0,9030 |
0,9050 |
0,9050 |
0,1130 |
Субтест 4 |
0,1173 |
0,8000 |
0,8300 |
0,8360 |
0,8340 |
0,0990 |
Субтест 5 |
0,0230 |
0,9840 |
0,9750 |
0,9780 |
0,9780 |
0,0480 |
Субтест 6 |
0,0488 |
0,9070 |
0,9170 |
0,9260 |
0,9250 |
0,0570 |
Для проверки модели в зависимости от пола и возраста был проведен анализ инвариантности. Основная задача анализа – проверить отсутствие различий моделей опросника для разных групп (конфигурационная инвариантность), отсутствие различий факторных нагрузок элементов для разных групп (метрическая инвариантность) и отсутствие различий между вкладами разных субшкал в итоговую переменную для разных групп (скалярная инвариантность). Для каждой исследуемой переменной (пол, возраст) были рассчитаны все 3 вида инвариантности, которые показали, что опросник ГИТ демонстрирует полную инвариантность на всех трех уровнях как при сравнении по полу, так и при сравнении по возрасту. Результаты анализа инвариантности представлены в табл. 4.
Таблица 4
Анализ инвариантности модели ГИТ
Инвариантность |
Пол |
|
|||||||
χ2 (df) |
CFI |
RMSEA |
SRMR |
Δχ2 (Δdf) |
Δ CFI |
Δ RMSEA |
Δ SRMR |
||
Конфигурационная |
187,0* (28) |
0,983 |
0,049 |
0,024 |
- |
- |
- |
- |
|
Метрическая |
207,5* (34) |
0,981 |
0,047 |
0,028 |
20,5* (6) |
0,002 |
0,002 |
0,003 |
|
Скалярная |
346,6* (40) |
0,967 |
0,057 |
0,028 |
139,1* (6) |
0,014 |
0,010 |
0,000 |
|
|
Возраст |
|
|||||||
Конфигурационная |
229,7* (42) |
0,979 |
0,044 |
0,032 |
- |
- |
- |
- |
|
Метрическая |
300,8* (54) |
0,972 |
0,044 |
0,044 |
71,1* (12) |
0,007 |
0,000 |
0,012 |
|
Скалярная |
329,0* (66) |
0,97 |
0,041 |
0,044 |
28,2* (12) |
0,002 |
0,003 |
0,001 |
Примечание: * – p<0,01.
Для оценки различий половозрастной структуры опросника ГИТ был проведен двухфакторный дисперсионный анализ. Главный эффект переменной «пол» оказался статистически незначимым (F(1,2320)=0,14; р=0,706). Несмотря на статистически значимое взаимодействие пола и возраста (F(2,2320)=5,20; р=0,0056) и главный эффект переменной «возраст» (F(2,2320)=24,32; р<0,0001), величина эффектов была достаточно мала (эта-квадрат=0,004 и 0,021 соответственно). При анализе по субтестам величины эффектов были также крайне малы (эта-квадрат≤0,02). Таким образом, можно сделать вывод, что по нашему опроснику нет различий между участниками исследования в зависимости от пола и возраста. Исходя из этих результатов, мы можем выделить единые нормы для школьников 4 класса вне зависимости от пола. Для этого были рассчитаны станайны на основании 4-го, 11-го, 23-го, 40-го, 60-го, 77-го, 89-го и 96-го перцентилей, которые представлены в табл. 5.
Таблица 5
Нормативные значения по методике ГИТ для учащихся 4-го класса
Уровень |
Станайн |
Баллы |
Низкий |
1 станайн |
0-36 |
2 станайн |
37-45 |
|
3 станайн |
46-56 |
|
Средний |
4 станайн |
57-68 |
5 станайн |
69-81 |
|
6 станайн |
82-96 |
|
Высокий |
7 станайн |
97-121 |
8 станайн |
122-167 |
|
9 станайн |
168-200 |
Для удобства пользования обычно останавливаются на 3-х уровнях: низкий, средний и высокий. Мы бы рекомендовали выделить 3-ий станайн отдельно в уровень «Ближе к нормальному», чтобы был некоторый промежуток между результатом «Норма» и «Низкий уровень интеллекта» для более спокойного отношения родителей к результатам теста ребенка. Таким образом, авторы предлагают интерпретацию результатов, представленную в табл. 6.
Таблица 6
Результаты методики ГИТ для учащихся 4-го класса
Уровень |
Баллы |
Низкий уровень интеллекта |
От 0 до 45 баллов |
Ближе к нормальному уровню интеллекта |
От 46 до 56 баллов |
Нормальный уровень интеллекта |
От 57 до 96 баллов |
Высокий уровень интеллекта |
От 97 баллов |
Полученные результаты хорошо согласуются с нормами исходного опросника. Оригинальный опросник имеет нормы для 3-го класса (нормальный уровень 70-90) и для учащихся 5-х классов (нормальный уровень 80-100), которые достаточно близки к полученным нами для учеников 4-го класса. Следует заметить, что авторы исходного опросника дают очень маленький интервал для нормы, но также выделяют отдельно «уровень, близкий к нормальному», аналогичный, по сути, нашему. Высокий уровень оценивается в оригинальном опроснике как более 90 и 100 баллов для 3-х и 5-х классов соответственно, что полностью согласуется с нашим высоким уровнем для учащихся 4-го класса.
Заключение
Проведена стандартизация адаптированной электронной версии опросника ГИТ, позволяющего оценивать сформированность интеллектуальных операций познавательных универсальных учебных действий. По результатам работы можно утверждать, что электронная версия опросника ГИТ обладает хорошими психометрическими свойствами и может использоваться для оценки интеллектуальных способностей у младших школьников.
Дополнительные материалы
Приложение
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ): диагностика умственного развития младших школьников (9-10 лет)
(компьютерная модификация для 4 класса Е.И. Исаев, М.А. Сафронова)
Форма А
Инструкция по проведению:
После того, как дети указали код, пол и возраст, ведущий говорит: «Нажмите кнопку “Далее” – только один раз. К выполнению пока не приступайте. На этой странице написано “Тест 1”».
Необходимо проверить, все ли нажали «Далее», и осуществлять такую проверку перед выполнением остальных тестов. Время на выполнение каждого теста указано в таблице ниже.
Тест |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Время |
4 минуты |
6 минут |
5 минут |
1,5 минуты |
4 минуты |
3 минуты |
4 минуты |
Инструкция для обработки результатов:
Все ответы делятся на 3 типа:
свободный ответ – участнику дается поле для ввода ответа, куда он вписывает ответ,
одиночный выбор – участнику дается список ответов, из которых он может выбрать лишь один,
множественный выбор – участнику предлагается несколько списков ответов, в каждом из которых можно выбрать один вариант.
Варианты правильных ответов в таблицах ниже указываются через запятую, пустые ответы (когда нужно оставить ячейку пустой) указываются нижним подчеркиванием.
Тест 1.
Время выполнения – 4 минуты.
Инструкция
К выполнению пока не приступайте. Под названием «Тест 1» написана инструкция. Я ее буду читать, а вы внимательно следите по вашему экрану. Затем по указанию «Начинайте» вы будете выполнять задания. Старайтесь работать быстро и правильно. Прочитайте сначала все предложение, обдумайте, что в нем от вас требуется, и сделайте это. Работайте до тех пор, пока я не скажу: «Достаточно, закончили».
Сообщение на экране:
Инструкция
Прочти внимательно следующие указания и постарайся выполнить их как можно быстрее и точнее.
Далее зачитывается инструкция и дается указание: «Начинайте». Через 4 минуты дается указание: «Достаточно, закончили». Необходимо проверить, все ли выполнили инструкцию.
Вопрос |
Поле для ввода |
Ответы |
1. Поставь три крестика между следующими двумя именами: Иван _____ Саша |
Свободный ответ |
ххх или +++ |
2. Выбери самое маленькое из следующих чисел: 9 3 5 7 |
Одиночный выбор |
3 |
3. Выбери среднюю букву: К Л М Н О |
Одиночный выбор |
М |
4. Выбери самое длинное слово: отец, сестра, дочка |
Одиночный выбор |
сестра |
5. Если Международный женский день отмечается иногда в июле, напиши крестик, если это не так, то допиши отсутствующее слово в предложении: Солнце ____ на востоке |
Свободный ответ |
восходит |
6. Если ты убежден, что Наполеон не открыл Америку, то дополни соответствующим числом следующее предложение: у собаки ____ ноги |
Свободный ответ |
4 |
7, 8. Прочитай внимательно следующие слова: фрукты грибы дерево утро. Впиши в поле предпоследнюю букву во втором слове и вторую букву в предпоследнем слове |
Свободный ответ |
б е |
9. Независимо от того, является ли Ярославль самым большим городом России, выбери дважды слово «да» |
Множественный выбор |
да / да |
10. Напиши в поле любое число, которое будет неправильным ответом на вопрос: Сколько минут в одном часе? |
Свободный ответ |
Любое число, не равное 60 |
11, 12. Напиши в первое поле любую букву, кроме буквы Р, и во второе – напиши «нет», если результат 8х9=72 является правильным |
Группа свободных ответов |
Любая буква, кроме р / Нет |
13. Посмотри на следующие числа: 4 и 3. Если железо тяжелее воды, то напиши число, которое больше |
Свободный ответ |
4 |
14. Если в слове «копейка» больше букв, чем в слове «спасибо», то выбери первую букву в слове «сон». Если в нем меньше букв, то выбери последнюю букву в этом слове, но в любом случае выбери среднюю букву |
Одиночный выбор |
о |
15. Если можно в Ереван попасть на теплоходе, то реши следующую задачу: 8х4=____, если это невозможно, то напиши вместо результата вопросительный знак |
Свободный ответ |
? |
16. Если не противоречит опыту утверждение, что опасно стоять в грозу под высоким деревом, то напиши крестик во второй строке, если это не так, то напиши третью букву алфавита в первой строке |
Группа свободных ответов |
_ / х |
17. Выбери в следующем утверждении неправильный ответ: 13х3 больше/меньше, чем 7х6 |
Одиночный выбор |
больше |
18. Только три слова из следующих: парус добрый случай корень содержат одну и ту же букву; выбери слово, в котором эта буква отсутствует |
Одиночный выбор |
случай |
19, 20. Напиши в строке первую букву названия месяца, который следует после июля, в последнюю из трех строк и последнюю букву названия месяца, который предшествует июню, напиши в первую из строк |
Группа свободных ответов |
й / _ / а |
Тест 2.
Время выполнения – 6 минут.
Инструкция
Нажмите кнопку «Далее». К выполнению пока не приступайте. Наверху написано: «Тест 2». Под ним вопросы. Это задачи по математике. Решайте их быстро и правильно. Если не сможете в уме, считайте на бумаге. Начинайте.
Сообщение на экране:
Инструкция
Ответь быстро и правильно на следующие вопросы.
Через 6 минут дается инструкция: «Достаточно, закончили». Необходимо проследить, чтобы все школьники выполнили указание.
Вопрос |
Поле для ввода |
Ответы |
1. Сколько будет, если к 16 яблокам прибавить 7 яблок? |
Свободный ответ |
23 |
2. Если разделить 32 ореха на 4 одинаковые кучки, сколько орехов будет в каждой кучке? |
Свободный ответ |
8 |
3. У Саши было 12 конфет, ему дали еще 3 конфеты, 6 конфет он съел. Сколько конфет у него осталось? |
Свободный ответ |
9 |
4. Велосипедист проехал 96 км за 6 часов. Сколько км он проезжал в среднем за один час? |
Свободный ответ |
16 |
5. Сколько учеников в 9-ти классах, если в каждом классе по 30 учеников? |
Свободный ответ |
270 |
6. Сколько слов содержит книга, состоящая из 20 страниц, если на каждой странице 15 строчек и в каждой строчке 10 слов? |
Свободный ответ |
3000 |
7. Сколько мячей можно купить на 12 рублей, если 3 мяча стоят 2 рубля? |
Свободный ответ |
18 |
8. Я купил 4 кг помидоров и 3 кг клубники. 1 кг помидоров стоит 2 рубля, а 1 кг клубники – 2 рубля 30 копеек. Сколько я получил сдачи, если я дал продавцу 20 рублей? |
Свободный ответ |
5 рублей 10 копеек |
9. На заводе изготовили несколько машин стоимостью 27000 рублей. Их продали за 31000 рублей. Продажная цена каждой машины больше ее себестоимости на 500 рублей. Сколько машин изготовили? |
Свободный ответ |
8 |
10. Аквариум вмещает 500 куб. дм воды. Если длина аквариума 10 дм, а высота 5 дм, какова его ширина? |
Свободный ответ |
10 |
11. У Наташи в три раза больше денег, чем у Вани. У Вани на 50 копеек больше денег, чем у Гриши. У Гриши 2 рубля. Сколько денег у всех вместе? |
Свободный ответ |
12 |
12. В двух коробках находятся 34 карандаша. В большой коробке на 8 карандашей больше, чем в маленькой. Сколько карандашей находится в большой коробке? |
Свободный ответ |
21 |
13. Я купил 3/4 кг груш за 72 копейки. Сколько стоит 1 кг груш? |
Свободный ответ |
96 |
14. Если 5 рабочих вырыли канаву длиной 200 м за 4 дня, сколько потребуется рабочих, чтобы вырыть эту канаву за полдня? |
Свободный ответ |
40 |
15. 2 курицы несут 2 яйца за 2 дня. Сколько яиц снесут 6 кур за 6 дней? |
Свободный ответ |
18 |
16. Бригада из трех человек получила премию 63 рубля. Эту сумму необходимо разделить таким образом, чтобы А получил 3 части, Б – 2 части и В – 2 части. Сколько рублей получит А? |
Свободный ответ |
27 |
17. Сколько раз нужно прибавить 3/2 к 6, чтобы получить 15? |
Свободный ответ |
6 |
18. Во вторник в 12 часов дня я установил на своих часах точное время, на следующий день в 18 часов я заметил, что они убежали на 15 секунд. На сколько секунд они уйдут вперед за полчаса? |
Свободный ответ |
1/4 |
19. Во сколько раз тяжелее половина груза весом полторы тонны, чем груз весом полтонны? |
Свободный ответ |
1,5 |
20. В дно реки вбили сваю, которая возвышалась над водой на 40 см. 1/3 сваи находится в земле, 1/4 – в воде. Какова длина сваи? |
Свободный ответ |
96 |
Тест 3.
Время выполнения – 5 минут.
Инструкция
Нажмите кнопку «Далее». К выполнению пока не приступайте. Наверху написано: «Тест 3». В предложения напишите в строку недостающие слова. На место каждого пропуска надо вписать только одно слово. Объясните пример: «Ученик… задачу». Какое слово надо вписать?
Следующий пример: «У лошади четыре…»
К выполнению пока не приступайте. Когда я дам команду, начинайте вписывать в строку недостающие слова в предложения так, чтобы каждое предложение имело смысл.
Помните, что в каждый пропуск можно вписать только одно слово. Начинайте.
Сообщение на экране:
Инструкция
Напиши пропущенные слова в следующих предложениях. В каждый пропуск впиши только одно слово.
Примеры:
Ученик решает задачу.
У лошади четыре ноги.
Через 5 минут дается инструкция: «Достаточно, закончили. Нажмите кнопку “Далее”. У всех открыт тест 4?»
Проверьте, чтобы все нажали кнопку «Далее».
Вопрос |
Поле для ввода |
Ответы |
1. Рабочий ........ на заводе |
Свободный ответ |
работает |
2. Собака – полезное ......... |
Свободный ответ |
животное |
3. Ноябрь – предпоследний ........ в году |
Свободный ответ |
месяц |
4. ........ восходит утром и ........ вечером |
Свободный ответ |
солнце заходит |
5. Осенью ........ желтеют и ........ с деревьев |
Свободный ответ |
листья падают |
6. Мы пишем ........ карандашом, или ........ |
Свободный ответ |
или ручкой |
7. Тяжелый груз ........ только тот, у ........ много ........ |
Свободный ответ |
поднимет кого силы |
8. ........ в воскресенье будет ........ погода, мы с братом пойдем ........ прогулку |
Свободный ответ |
Если хорошая на |
9. В письме, ........ я получил, были плохие ........ |
Свободный ответ |
которое вести |
10. Я не навестил тебя сегодня, я должен остаться дома, ........ ........ моя мама ........ |
Свободный ответ |
потому что болеет |
11. Чистота является ........ сохранения ........ |
Свободный ответ |
условием здоровья |
12. Холодная ........ хорошо утоляет ........ |
Свободный ответ |
вода жажду |
13. Время иногда ........ человека ........, ........ деньги |
Свободный ответ |
для дороже чем |
14. Вторая ........ девятнадцатого ........ является эпохой крупных технических ........ |
Свободный ответ |
половина века открытий |
15. Только изредка человек жалеет, ........ мало говорил, но ........ жалеет, что ........ много |
Свободный ответ |
что часто говорил |
16. Каждый должен ........ прежде всего сам на ........ , а ........ на помощь ........ |
Свободный ответ |
надеяться себя не(потом) другого |
17. Мудрый человек иногда ........ общения с неинтересными людьми, ........ не скучать |
Свободный ответ |
избегает чтобы |
18. Если цена товара ........ , то его качество ........ быть хорошим |
Свободный ответ |
высокая должно |
19. Практический человек больше ........ в ........ научного исследования, ........ в ........ , с помощью которых они были ........ |
Свободный ответ |
заинтересован результатах чем методах достигнуты |
20. О ........ можно говорить тогда, когда в ........ данного явления принимает участие столько различных факторов, что их воздействие нельзя заранее ........ |
Свободный ответ |
случайности возникновении предвидеть |
Тест 4.
Время выполнения – 1,5 минуты.
Инструкция
Читайте инструкцию. Если два слова имеют одинаковое или очень похожее значение, то выберите между ними букву «С», если у них разные значения, то выберите между ними букву «Р».
Разберите с детьми 3 примера, приведенных в описании теста.
«Примеры:
большой ͟Р маленький
мощный ͟С сильный
сухо ͟Р мокро
Аналогично будете выполнять все задания. Начинайте».
Сообщение на экране:
Инструкция
Если два слова имеют одинаковое или очень сходное значение, выбери ͟С.
Если у них разные значения, выбери ͟Р.
Примеры:
большой ͟Р маленький
мощный ͟С сильный
сухо ͟Р мокро
Через 1,5 минуты дается команда: «Достаточно! Закончили».
Вопрос |
Поле для ввода |
Ответ |
1. Холодный ........ горячий |
Одиночный выбор |
Р |
2. Светлый ........ темный |
Одиночный выбор |
Р |
3. Да ........ нет |
Одиночный выбор |
Р |
4. Гладкий ........ шероховатый |
Одиночный выбор |
Р |
5. Платье ........ одежда |
Одиночный выбор |
С |
6. Жидкий ........ твердый |
Одиночный выбор |
Р |
7. Заснуть ........ проснуться |
Одиночный выбор |
Р |
8. Трудность ........ проблема |
Одиночный выбор |
С |
9. Правда ........ ложь |
Одиночный выбор |
Р |
10. Поднять ........ бросить |
Одиночный выбор |
Р |
11. Разрешить ........ запретить |
Одиночный выбор |
Р |
12. Середина ........ край |
Одиночный выбор |
Р |
13. Доверять ........ подозревать |
Одиночный выбор |
Р |
14. Болезненный ........ закаленный |
Одиночный выбор |
Р |
15. Тихий ........ спокойный |
Одиночный выбор |
С |
16. Начало ........ конец |
Одиночный выбор |
Р |
17. Ошибка ........ заблуждение |
Одиночный выбор |
С |
18. Близкий ........ далекий |
Одиночный выбор |
Р |
19. Больной ........ хворый |
Одиночный выбор |
С |
20. Уставший ........ бодрый |
Одиночный выбор |
Р |
21. Согласие ........ общность |
Одиночный выбор |
С |
22. Обязательный ........ сомнительный |
Одиночный выбор |
Р |
23. Обыкновенный ........ исключительный |
Одиночный выбор |
Р |
24. Успех ........ удача |
Одиночный выбор |
С |
25. Крутой ........ обрывистый |
Одиночный выбор |
С |
26. Мнение ........ взгляд |
Одиночный выбор |
С |
27. Общий ........ частный |
Одиночный выбор |
Р |
28. Приятный ........ милый |
Одиночный выбор |
С |
29. Застенчивый ........ робкий |
Одиночный выбор |
С |
30. Согласиться ........ одобрить |
Одиночный выбор |
С |
31. Растерянный ........ беспомощный |
Одиночный выбор |
С |
32. Легкомысленный ........ беззаботный |
Одиночный выбор |
С |
33. Частичный ........ полный |
Одиночный выбор |
С |
34. Ограничить ........ снизить |
Одиночный выбор |
С |
35. Вечный ........ бесконечный |
Одиночный выбор |
С |
36. Раздражитель ........ стимул |
Одиночный выбор |
С |
37. Предпосылка ........ условие |
Одиночный выбор |
С |
38. Причина ........ следствие |
Одиночный выбор |
Р |
39. Современник ........ сверстник |
Одиночный выбор |
С |
40. Подавить ........ ограничить |
Одиночный выбор |
С |
Тест 5.
Время выполнения – 4 минуты.
Инструкция
Нажмите кнопку «Далее». К выполнению пока не приступайте. Наверху написано «Тест 5». Прочитайте детям инструкцию и разберите примеры. «Посмотрите на первый пример. Как сгруппированы эти числа? Какая цифра идет после 12-ти?... А потом? …» и т.д.
Затем ведущий говорит: «Дальше идут ряды чисел, каждый ряд составлен по своему особому принципу. Внимательно просмотрите каждый ряд, еще раз пересчитайте и на пустые места справа напишите два числа таким образом, чтобы ряд продолжался правильно. К каждому ряду припишите только два числа. Начинайте».
Сообщение на экране:
Инструкция
Внимательно прочитай каждый ряд чисел и на два свободных места напиши в поле такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд.
Примеры:
Через 4 минуты дается инструкция: «Достаточно! Закончили».
Вопрос |
Поле для ввода |
Ответы |
3 4 5 6 7 8 _ _ |
Свободный ответ |
9 10 |
5 10 15 20 25 30 _ _ |
Свободный ответ |
35 40 |
8 7 6 5 4 3 _ _ |
Свободный ответ |
2 1 |
9 9 7 7 5 5 _ _ |
Свободный ответ |
3 3 |
3 6 9 12 15 18 _ _ |
Свободный ответ |
21 24 |
8 2 6 2 4 2 _ _ |
Свободный ответ |
2 2 |
5 9 13 17 21 25 _ _ |
Свободный ответ |
29 33 |
27 27 23 23 19 19 _ _ |
Свободный ответ |
15 15 |
8 9 12 13 16 17 _ _ |
Свободный ответ |
20 21 |
1 2 4 8 16 32 _ _ |
Свободный ответ |
64 128 |
22 19 17 14 12 9 _ _ |
Свободный ответ |
7 4 |
4 5 7 10 14 19 _ _ |
Свободный ответ |
25 32 |
12 14 13 15 14 16 _ _ |
Свободный ответ |
15 17 |
24 23 21 20 18 17 _ _ |
Свободный ответ |
15 14 |
16 8 4 2 1 1/2 _ _ |
Свободный ответ |
1/4 1/8 |
18 14 17 13 16 12 _ _ |
Свободный ответ |
15 11 |
12 13 11 14 10 15 _ _ |
Свободный ответ |
9 16 |
2 5 10 17 26 37 _ _ |
Свободный ответ |
50 65 |
21 18 16 15 12 10 _ _ |
Свободный ответ |
9 6 |
3 6 8 16 18 36 _ _ |
Свободный ответ |
38 76 |
Тест 6.
Время выполнения – 3 минуты.
Инструкция
Нажмите кнопку «Далее». К выполнению пока не приступайте. Наверху написано: «Тест 6». Далее следует прочитать инструкцию и разобрать примеры. Прочитав первый пример, говорите: «Вам надо выбрать одно из 4-х слов. Какое выберете?» Следующие примеры разберите аналогичным образом.
«Как и в примерах, в следующих заданиях выберите то из 4-х слов, которое связано с третьим словом так же, как первое со вторым».
Сообщение на экране:
Инструкция
Прочти внимательно первые три слова в каждой строчке. Первые два связаны между собой. Найди к третьему слову такое четвертое, которое будет с ним связано так же, как первое со вторым, и выбери его.
Примеры:
ботинок: нога = шляпа: пальто нос видеть голова
птица: петь = собака: кусать лаять сторожить бегать
небо: синее = трава: растет лето зеленая высокая
платье: ткань = ботинки: бумага гуталин гулять кожа
Через 15 минут дается инструкция: «Достаточно, закончили».
Вопрос |
Поле для ввода |
Ответы |
1. Ручка: писать = нож: ____ |
Одиночный выбор |
резать |
2. Сидеть: стул = спать: ____ |
Одиночный выбор |
кровать |
3. Город: дома = лес: ____ |
Одиночный выбор |
деревья |
4. Сладкий: сахар = кислый: ____ |
Одиночный выбор |
уксус |
5. Волк: овца = кошка: ____ |
Одиночный выбор |
мышь |
6. 2: 20 = 30: ____ |
Одиночный выбор |
300 |
7. Воробей: птица = щука: ____ |
Одиночный выбор |
рыба |
8. Нос: лицо = палец: ____ |
Одиночный выбор |
рука |
9. Вода: пить = хлеб: ____ |
Одиночный выбор |
есть |
10. Март: апрель = среда: ____ |
Одиночный выбор |
четверг |
11. Картина: стена = ковер: ____ |
Одиночный выбор |
пол |
12. Пить: напиток = есть: ____ |
Одиночный выбор |
пища |
13. Склад: товар = библиотека: ____ |
Одиночный выбор |
книги |
14. Растение: стебель = дерево: ____ |
Одиночный выбор |
ствол |
15. Слезы: горе = смех: ____ |
Одиночный выбор |
радость |
16. Ручка: чернила = кисть: ____ |
Одиночный выбор |
краска |
17. Лыжи: зима = велосипед: ____ |
Одиночный выбор |
лето |
18. Роза: цветы = яблоко: ____ |
Одиночный выбор |
фрукты |
19. Человек: дом = птица: ____ |
Одиночный выбор |
гнездо |
20. 8: 40 = 3: ____ |
Одиночный выбор |
15 |
21. Россия: Москва = Венгрия: ___ |
Одиночный выбор |
Будапешт |
22. Художник: картина = писатель: ____ |
Одиночный выбор |
книга |
23. Есть: толстый = голодать: ____ |
Одиночный выбор |
худой |
24. Есть: голод = пить: ____ |
Одиночный выбор |
жажда |
25. Охотник: ружье = рыболов: ____ |
Одиночный выбор |
удочка |
26. Красивый: уродливый = привлекать: ____ |
Одиночный выбор |
отвращать |
27. Часы: время = термометр: ____ |
Одиночный выбор |
температура |
28. Восток: запад = А: ____ |
Одиночный выбор |
я |
29. Вверху: внизу = крышка: ____ |
Одиночный выбор |
дно |
30. Ложка: суп = вилка: ____ |
Одиночный выбор |
мясо |
31. Хороший: плохой = длинный: ____ |
Одиночный выбор |
короткий |
32. Час: день = день: ____ |
Одиночный выбор |
неделя |
33. Мороз: лед = кипение: ____ |
Одиночный выбор |
пар |
34. Уважение: презрение = друг: ____ |
Одиночный выбор |
враг |
35. Покупка: продажа = приобрести: ____ |
Одиночный выбор |
потерять |
36. Класс: учитель = завод: ____ |
Одиночный выбор |
директор |
37. Болезнь: здоровье = разрушать: ____ |
Одиночный выбор |
строить |
38. Минерал: растение = растение: ____ |
Одиночный выбор |
животное |
39. Туловище: человек = часть: ____ |
Одиночный выбор |
целое |
40. Сомнительный: вероятный = вероятный: _____ |
Одиночный выбор |
достоверный |
Тест 7.
Время выполнения – 4 минуты.
Инструкция
Нажмите кнопку «Далее». К выполнению пока не приступайте. Наверху написано «Тест 7». Далее следует прочитать инструкцию и объяснить обозначения.
В ключе нарисованы различные значки и под ними в квадратиках цифры от 1 до 9. Ваша задача – написать под каждым значком ту цифру, под которой этот значок находится в ключе. Работайте быстро и правильно. Не пропускайте ни одного квадратика. Номера значков ставьте в той последовательности, в какой они идут друг за другом. Будет ошибкой, если вы напишете сначала только единицы, потом – только двойки и т.д. Начинайте!
Через 4 минуты дается инструкция: «Достаточно. Закончили. Нажмите кнопку “Завершить тест”». Проверьте выполнение указания. Следите, чтобы в это время никто не работал.
Сообщение на экране:
Инструкция
В пустые клетки под каждым значком последовательно вписывай такие же цифры, которыми обозначены соответствующие значки в ключе. Прокрути значки вправо до конца.
КЛЮЧ
Литература
- Берлянд И.Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и школе диалога культур // Дискурс. 1997. № 3–4. С. 117–142.
- Брунер Дж. Культура образования. М.: Просвещение, 2006. 213 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Пеленг, 1996. 544 с.
- Дьюи Дж. Демократия и образование. Пер. с англ. М.: Педагогика_Пресс, 2000. 384 с.
- Изотова Е.И., Молчанова Г.В., Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р., Радчикова Н.П. Методологическое обоснование междисциплинарного комплекса диагностики физического и психического развития детей как инструмента выявления рисков освоения образовательных программ дошкольного образования // Теория и практика физической культуры. 2024. № 1(1027). С. 88–
- Исаев Е.И., Марголис А.А. Трудности в обучении: диагностика, профилактика, преодоление // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 7–20. DOI:10.17759/pse.2023280501
- Исаев Е.И., Сафронова М.А., Сорокова М.Г., Радчиков А.С. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ): Набор данных. RusPsyData: Репозиторий психологических исследований и инструментов. М., 2024. DOI:10.48612/MSUPE/79ex-emkg-ezzd
- Косарецкий С.Г. Образовательная политика Российской Федерации постсоветского периода в отношении трудностей в обучении и равенства образовательных возможностей // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 21–33. DOI:10.17759/pse.2023280502
- Логинова Г.П. Диагностика умственного развития детей младшего подросткового возраста. М., 2007. 36 с.
- Федеральная образовательная программа начального общего образования 2023. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2021. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/
- Цигичко Е.А. Сравнительный анализ сформированности когнитивных процессов у младших подростков с высоким и низким уровнем развития невербального интеллекта // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 8. С. 94–99. DOI:10.24158/spp.2023.8.12
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 13
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 8
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2