Оценка предметных и методических компетенций учителей: апробация единых федеральных оценочных материалов

5410

Аннотация

Описаны основные подходы к разработке и апробации единых федеральных оценочных материалов (далее — ЕФОМ), используемых для исследования предметных и методических компетенций учителей в Российской Федерации. Предложена уровневая модель оценки компетенций учителей, разработанная на основе профессионального стандарта педагога. Показаны результаты исследования, которые позволили определить слабые стороны в предметной и методической подготовке педагогов, приводящие к затруднениям в выполнении ими профессиональных обязанностей. Описаны условия использования ЕФОМ в аттестационных процедурах, а также представлены основные направления развития действующей системы непрерывного педагогического образования. Утверждается, что использование ЕФОМ на разных этапах подготовки и профессионального развития педагогов позволит обеспечить формирование более эффективных индивидуальных образовательных траекторий для каждого учителя, направленных на устранение его профессиональных дефицитов и повышение качества общего образования в целом.

Общая информация

Ключевые слова: педагогическое образование, повышение квалификации, профессиональный стандарт, аттестация педагогов, единые федеральные оценочные материалы, ЕФОМ, профессиональные дефициты, модель уровневой оценки компетенций учителей, национальная система профессионального роста педагогических работников

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240102

Для цитаты: Алтыникова Н.В., Музаев А.А. Оценка предметных и методических компетенций учителей: апробация единых федеральных оценочных материалов // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 1. С. 31–41. DOI: 10.17759/pse.2019240102

Фрагмент статьи

Оценка и развитие компетенций учителя на разных этапах его профессиональной карьеры являются одним из важнейших направлений государственной политики в сфере образования. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (п.5 б) Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования следует исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.

Литература

  1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г.№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200 (дата обращения: 14.02.2019).
  2. Проект профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс] // URL: http:// стандартпедагога.рф (дата обращения: 11.02.2019).
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] // URL: https://урок.рф (дата обращения: 18.02.2019).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // URL: https:// fgos.ru (дата обращения: 18.02.2019).
  5. Примерная образовательная программа основного общего образования в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию [Электронный ресурс] // URL: https:// www.fgosreestr.ru (дата обращения: 11.02.2019).
  6. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г.№ 2/16-з) [Электронный ресурс] // URL: https://www.fgosreestr.ru (дата обращения: 1.02.2019).
  7. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (историко- культурный стандарт) [Электронный ресурс] // URL: https://www.минобрнауки.рф (дата обращения: 1.02.2019).
  8. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г.№ 2506) [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70452506 (дата обращения: 1.02.2019).
  9. Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.apkpro.ru/doc/Распоряжение%20 Правительства%20РФ%20от%2009.04.2016%20 N%20637-р.pdf (дата обращения: 14.02.2019).
  10. Примерные рабочие программы учебного предмета «Татарский язык», «Татарская литература» для общеобразовательных организаций (протокол № 2/17 от 16 мая 2017 г.) [Электронный ресурс] // URL: https://www.fgosreestr.ru (дата обращения: 4.02.2019).

Информация об авторах

Алтыникова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра научно-технической интеграции, ГК «Просвещение», ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы», г. Уфа, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6926-0263, e-mail: altynikova@yandex.ru

Музаев Анзор Ахмедович, кандидат технических наук, руководитель, Федеральная служба по контролю и надзору в сфере образования, Москва, Россия, e-mail: muzaev@obrnadzor.gov.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2631
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 5410
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 10