Влияние неблагоприятных социально-экономических факторов на школьную адаптацию первоклассников

876

Аннотация

Приводятся результаты исследования влияния неблагоприятных социально-экономических факторов предшкольного периода развития на характеристики школьной адаптации первоклассников г.Архангельска. В исследовании приняли участие 193 первоклассника в возрасте 7—8 лет. В работе применен комплекс из шестнадцати методик, позволяющих подойти к описанию основных компонентов школьной адаптации: когнитивного, эмоционального, эмоционально-поведенческого, поведенческого. Для обнаружения социально- экономических факторов риска был использован анализ результатов, полученных с помощью методики «Социальный паспорт семьи». Статистический анализ проводился с применением методов описательной статистики, корреляционного и пошагового дискриминантного анализа. Выделены следующие наиболее часто встречаемые факторы социально-экономического неблагополучия: резкие перемены в жизни ребенка, несоответствие расчетным величинам социальной нормы проживания семьи, злоупотребление родителями алкоголем и курением, неполные семьи. Показано, что неблагоприятные социально-экономические факторы предшкольного периода развития ребенка оказывают неоднозначное влияние на характеристики школьной адаптации, однако, являются существенным риском для проявления всех ее компонентов.

Общая информация

Ключевые слова: школьная адаптация, социально-экономические факторы риска, дезадаптация, первоклассники

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240206

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00348).

Благодарности. Авторы выражают искреннюю признательность и благодарность за содействие в проведении исследования администрации, педагогам и психологам общеобразовательных школ № 50 и № 9 г.Архангельска.

Для цитаты: Казакова Е.В., Соколова Л.В. Влияние неблагоприятных социально-экономических факторов на школьную адаптацию первоклассников // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 59–71. DOI: 10.17759/pse.2019240206

Полный текст

 

Влияние неблагоприятных социально-экономических факторов на школьную адаптацию первоклассников

 

Введение

В ряде современных исследований показано, что детский организм чрезвычайно чувствителен к негативным воздействиям окружающей среды, в том числе и со стороны общества [9; 14; 16; 24; 28] . Наибольший интерес вызывают факторы, усложняющие процесс «приспособления» первоклассника к школьной жизни (школьной адаптации) .

Существует много подходов к понятию школьной адаптации . Так, школьную адаптацию понимают как: приспособление ребенка к функционированию в рамках учебной деятельности, т. е . выполнению учебных и социальных требований, принятию на себя определенных ролевых обязательств [8]; совокупность признаков, свидетельствующих о соответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации обучения [13] и др. В нашем исследовании мы использовали понятие школьной адаптации как приспособление ребенка к новой системе социальных условий и требований, новым отношениям и видам деятельности [24]. Первоклассник, поступив в учебное заведение, адаптируется, осваивая школьное пространство, привыкая к новому режиму дня, принимая множество правил и ограничений, которые помогают выстроить поведение и установить взаимоотношения с учителем и сверстниками

Исследователи выделяют разные признаки и критерии успешности школьной адаптации первоклассников В многоуровневой структуре школьной адаптации можно остановиться на основных компонентах:

—  когнитивный (предполагает успешность ребенка в обучении и выражается в положительных оценках по предметам, освоении учебных навыков, полноте и системности знаний);

—  эмоционально-оценочный (устойчивое положительное отношение к школьным предметам, педагогам, видам деятельности);

— поведенческий (предполагает отсутствие систематически повторяющихся нарушений поведения ребенка в процессе обучения, ориентацию ребенка на школьные нормы и правила, способность установить отношения со сверстниками и взрослыми) [6; 24]

В психологической литературе присутствует незначительное количество работ, раскрывающих влияние социально-экономических факторов риска на характеристики школьной адаптации первоклассников В их число входит множество средовых и микросредовых факторов: от низкого социально-экономического статуса семьи до неблагоприятной экологической обстановки [2; 17; 24] . Важное место среди них принадлежит неблагоприятным условиям семейного воспитания ребенка [12; 30] . К отрицательным факторам семейного окружения относят: неполную структуру семьи, вредные привычки родителей, неудовлетворение основных материальных и психологических потребностей ребенка, отсутствие контроля поведения ребенка со стороны взрослых, жесткое обращение с ребенком и др . [2; 24; 28] . Это может приводить к развитию фрустрации и нарушать процессы социальной, психологической и психофизиологической адаптации [18] . Семейное неблагополучие может вызвать ряд проблем в поведении и развитии детей, привести к нарушению ценностных ориентаций, снижению мотивации учебной деятельности, девиантному поведению [9; 18; 30] . На развитие личности ребенка и его поведение влияют родительский авторитет, напряженные межличностные отношения в семье, численный и качественный состав семьи, обеспеченность жилищными условиями и др [12; 24; 25] . Так, исследователи отмечают асоциальный тип поведения в период адаптации к школе у детей из семей с низким уровнем материальной обеспеченности и с отсутствием у родителей высшего образования [10; 12; 29] . Материальная обеспеченность и полнота семьи оказывают влияние на показатели умственной работоспособности первоклассников [2]

Исходя из вышесказанного, цель исследования — оценить влияние социально-экономических факторов риска на характеристики школьной адаптации первоклассников

Организация и ход исследования

Участники исследования

Обследованы 193 первоклассника общеобразовательных школ города Архангельска в возрасте 7—8 лет . Родители учеников были информированы о проводившемся исследовании и дали письменное согласие на участие в нем . Дети, принявшие участие в исследовании, с медицинской точки зрения были практически здоровы . Обследование проводилось в первой половине дня при хорошем самочувствии школьников и положительном отношении к выполнению заданий исследования .

Программа исследования

Данное исследование проводилось в соответствии с требованиями Хельсинкской декларации 2013 г . На первом этапе исследования было осуществлено анкетирование и интервьюирование родителей с целью выделения социально-экономических факторов риска; на втором этапе — индивидуальная диагностика компонентов школьной адаптации обследуемых школьников

Используемые методики

Для оценки характеристик школьной адаптации детей были использованы стандартизированные методики . Исследование показателей когнитивного компонента школьной адаптации осуществлялось с применением методик: «Узнавание фигур», «Заучивание 10 слов», «Четвертый лишний» [25], «Определение уровня развития зрительного восприятия» [7], «Определение речевого развития и вербального мышления», тест Тулуз—Пьерона [27] . Уровень сформирован- ности базовых компонентов ведущего вида деятельности оценивался по методике ГВ . Репкина и Е . В . Заика [22] . Для изучения эмоционального компонента школьной адаптации применялась методика «Дом—дерево—человек» с использованием симптомокомплексов Р . Ф. Беляускайте [23]; эмоционально-поведенческого — опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН) [5], методики «Диагностика психоневрологической симптоматики учащихся» [1] и «Лица» [19] . Методика «Домики» [20], анкета «Определение социально-психологической адаптации ребенка к школе» (для учителей) [3] и опросник субъективного благополучия детей младшего школьного возраста Т .В . Архиреевой [4] позволили оценить поведенческий компонент школьной адаптации обследуемых первоклассников. Обнаружение социально-экономических факторов риска проводилось с помощью анализа результатов, полученных при применении методики «Социальный паспорт семьи» (для родителей) [21] .

Статистические процедуры

Статистический анализ полученных данных проводили с использованием программного обеспечения «SPSS statistics 22.00» для Windows . Для выявления частоты встречаемости социально­экономических факторов риска в предшкольный период у обследованных была применена описательная статистика по распределению частот. Для обнаружения взаимосвязей оценки наличия социально-экономических факторов риска в пред- школьный период с характеристиками компонентов школьной адаптации первоклассников применяли ранговый корреляционный анализ по Спир­мену. Линейный регрессионный анализ методом пошагового отбора позволил получить уравнения двухсторонних математических зависимостей изучаемых параметров. Адекватность полученных регрессионных уравнений определяли по уровню коэффициента детерминации R2, значимость которого оценивали с помощью F-критерия Фишера . Проверку значимости коэффициентов уравнений линейной регрессии осуществляли с использованием t-критерия Стьюдента . Критический уровень значимости (p) для всех проверяемых статистических гипотез — 0,001.

Результаты

Согласно экспертной оценке ответов анкеты «Социальный паспорт семьи» (табл. 1), у большинства первоклассников происходили резкие перемены в жизни, связанные с переездами — 55,1%, разлукой с родными — 28,1%, госпитализацией — 7,9% случаев . Выявлено значительное число родителей со средним уровнем образования: со средне-техническим — 40,3% отцов и 35,4% матерей, а с неполным средним — 9% и 7,6% соответственно .

Несоответствие расчетным величинам социальной нормы проживания в семьях обнаружено в 37,5% случаях . Злоупотребление алкоголем и курением имели 36,7% отцов и 14,7% матерей обследованных первоклассников Достаточно высокий процент детей воспитываются в неполных семьях (24,3% детей живут только с матерью, 0,7% детей — с отцом) . Тяжелое материальное положение семьи выявлено в 18,5% случаев; 15% обследуемых учащихся воспитываются в многодетных семьях, а 5,7% — в конфликтной семье .

Таблица 1 

Количество первоклассников (%) с наибольшей частотой встречаемости социально-экономических факторов риска


Социально-экономические факторы риска

Процент

Резкие перемены в жизни ребенка, связанные с частыми переездами

55,1

Средне-техническое образование отца

40,3

Несоответствие расчетным величинам социальной нормы проживания (жилой площади на 1 человека в семье)

37,5

Злоупотребление отцом алкоголем и курением

36,7

Ребенок не занимается физкультурой и спортом

36,4

Средне-техническое образование матери

35,4

Резкие перемены в жизни ребенка, связанные с разлукой с родными

28,1

Время прогулки ребенка менее 2-х часов в день

26,4

Неполная семья (только мать)

24,3

Доход семьи ниже прожиточного минимума

18,5

Многодетная семья (более 3-х несовершеннолетних детей в семье)

15

Вредные привычки матери

14,7

Неполное среднее образование отца

9

Резкие перемены в жизни ребенка, связанные с госпитализацией

7,9

Неполное среднее образование матери

7,6

Конфликтная семейная обстановка

5,7

Жилищно-бытовые условия, нуждающиеся в улучшении и не соответствующие потребностям ребенка (комната в коммунальной квартире)

5,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение метода ранговых корреляций Спирмена позволило обнаружить ряд значимых связей между компонентами школьной адаптации и социально-экономическими факторами риска (рис . 1) .

Обнаружены взаимосвязи социально-экономических факторов риска в предшкольный период с показателями когнитивного компонента школьной адаптации: речевым развитием (r = -0,239; р = 0,001); наглядно-образным (r = -0,211; р = 0,01) и словесно-логическим мышлением (r = -0,229; р = 0,01) . Эмоциональный компонент школьной адаптации неравнозначно связан с социально-экономическими факторами риска . Благоприятное социально-экономическое положение ребенка связано с его эмоциональной способностью к прямым, непосредственным контактам с людьми (r = 0,220; р = 0,01); удовлетворением его эмоциональной потребности в защите, тепле, уюте (r = 0,180; р = 0,01) .

Неблагоприятные социально-экономические факторы коррелируют с эмоциональным отношением к детскому саду (r = 0,187; р = 0,001), а также с эмоциональным отношением первоклассника к школьным предметам: окружающему миру (r = 0,148; р = 0,001) и физической культуре (r = 0,144; р = 0,001) . Поведенческий компонент школьной адаптации (активность) показал закономерную взаимосвязь с изучаемыми факторами риска в предшкольный период (r = -0,212; р = 0,05) . Успешность адаптации ребенка к школе зависит от степени сформированности компонентов учебной деятельности Обнаружена тесная корреляция социально-экономических факторов риска и учебно-познавательного интереса (r = -0,267; р = 0,001), самоконтроля (r = -0,142; р = 0,05) первоклассников .

Выявлены взаимосвязи некоторых социально-экономических факторов риска с характеристиками школьной адаптации (табл. 2) . Наиболее значимые коэффициенты корреляций отмечены между: образованием матери и продуктивностью наглядно-образного мышления, речевого развития ребенка; жилищно-бытовыми условиями жизни ребенка и его способностью к произвольной саморегуляции и самоконтролю; количеством детей в семье и способностью ребенка управлять своей жизнью; доходом семьи и умением ребенка приспосабливаться к изменениям социальной среды .
 
Таблица 2 
Результаты корреляционного анализа социально-экономических факторов риска и некоторых характеристик школьной адаптации первоклассников
 

Некоторые характеристики школьной адаптации

Время

проживания

Жилищно­

бытовые

условия

Количество детей в семье

Полнота

состава

семьи

Доход семьи

Образование

мамы

Образование

папы

Условия

проживания

ребенка

Способность управлять жизнью

-0,135

-0,056

-0,235***

0,020

-0,049

0,115

0,021

-0,041

Социально-психологическая адаптация

-0,016

0,001

0,058

-0,040

-,0233***

0,043

-0,031

-0,139

Враждебность

0,071

0,172*

-0,173*

-0,044

-0,145*

-0,028

-0,044

-0,052

Незащищенность

0,220**

0,010

-0,065

-0,159*

-0,166*

0,104

-0,030

-0,084

Тревожность

0,196**

0,014

0,064

-0,074

-0,060

0,026

-0,001

0,038

Трудности в общении

0,042

0,023

-0,203**

0,083

0,085

-0,199*

-0,239**

0,051

 
 

 

Некоторые характеристики школьной адаптации

Время

проживания

Жилищно­

бытовые

условия

Количество детей в семье

Полнота

состава

семьи

Доход семьи

Образование

мамы

Образование

папы

Условия

проживания

ребенка

Способность управлять жизнью

-0,135

-0,056

-0,235***

0,020

-0,049

0,115

0,021

-0,041

Социально-психологическая адаптация

-0,016

0,001

0,058

-0,040

-,0233***

0,043

-0,031

-0,139

Враждебность

0,071

0,172*

-0,173*

-0,044

-0,145*

-0,028

-0,044

-0,052

Незащищенность

0,220**

0,010

-0,065

-0,159*

-0,166*

0,104

-0,030

-0,084

Тревожность

0,196**

0,014

0,064

-0,074

-0,060

0,026

-0,001

0,038

Трудности в общении

0,042

0,023

-0,203**

0,083

0,085

-0,199*

-0,239**

0,051


Использование регрессионного анализа позволило получить уравнение, оценивающее взаимовлияния социально-экономических факторов риска в предшкольный период развития ребенка с характеристиками его школьной адаптации (табл . 3) . Согласно полученному уравнению:

lg(Y)=48,427—                                   

3,256-lg(X1)+1,352-lg(X2)+2,215-lg(X3)+2,092-l g(X4)1,384lg(X5)—1,618lg(X6)+0,809lg(X7), основными показателями, тесно связанными с социально-экономическими факторами риска (Y), являются: X, — самочувствие, активность, настроение; X2 — действия контроля; Х3 — трудности в школьной деятельности; X4 — эмоциональное отношение к физической культуре; X5 — речевое развитие; X6 — учебный интерес; X7 — незащищенность
 
Результаты линейного регрессионного анализа социально-экономических факторов риска в предшкольный период развития и показателей школьной адаптации первоклассников
 
Таблица 3.1 
 
Сводка для модели социально-экономических факторов риска в предшкольный период развития и показателей школьной адаптации первоклассников
 

Модель

R

R-квадрат

Скорректированный

R-квадрат

Стд. ошибка оценки

Дурбин-

Уотсон

Дурбин—Уотсон (норма)

1

,438a

,192

,178

4,25348

2,069

1—3


 
Таблица 3.2 
 
Дисперсионный анализ социально-экономических факторов риска в предшкольный
период развития и показателей школьной адаптации первоклассников
 

Модель

Сумма квадратов

ст. св.

Средний квадрат

F

Знч.

1

регрессия

253,155

1

253,155

13,993

,000ь

остаток

1067,435

59

18,092

 

 

всего

1320,590

60

 

 

 

13

регрессия

957,449

11

87,041

11,745

,000"

остаток

363,141

49

7,411

 

 

всего

1320,590

60

 

 

 

 
Таблица 3.3 
 
Коэффициенты социально-экономических факторов риска в предшкольный период развития и показателей школьной адаптации первоклассников
 

Модель

Нестандартизованные

коэффициенты

Стандартизованные

коэффициенты

t

Знч.

B

Стд. Ошибка

Бета

(константа)

 

48,427

5,134

 

9,432

,000

Самочувствие, активность, настроение

Х,

-3,256

,766

-,424

-4,250

,000

Действия контроля

X,

1,352

,296

,376

4,564

,000

Трудности в школьной деятельности

Х3

2,215

,598

,324

3,705

,001

Эмоциональное отношение к физической культуре

Х4

2,092

,552

,350

3,787

,000

Речевое развитие

Х5

-1,384

,316

-,350

-4,380

,000

Учебный интерес

Х6

-1,618

,369

-,368

-4,385

,000

Незащищенность

Х7

,809

,233

,297

3,470

,001

 
В результате отчетливо прослеживается важность благоприятной социально-экономической среды для гармоничного развития ребенка и успешности школьной адаптации, что подтверждается не только количеством параметров (Х1—Х7), но и значением коэффициента детерминации R2 = 0,6725 .

Обсуждение результатов

Как показали результаты исследования, большинство учащихся (55,1%) в предшкольный период испытывали резкие перемены в жизни . Известно, что дети особенно уязвимы и подвержены отрицательным воздействиям социальной среды, причиной тому являются морфофункциональная незрелость организма, неустойчивость психики, слабая приспособляемость к сложным жизненным ситуациям Резкие изменения привычного образа жизни (смена места жительства, развод родителей, появление нового члена семьи и др ) могут привести к появлению нервно-психического напряжения, вызывать стресс и дезадаптационные процессы [9] .

Немаловажными для благополучного развития ребенка являются и такие выявленные социально-экономические факторы риска, как «несоответствие расчетным величинам социальной нормы проживания», «доход семьи ниже прожиточного уровня», «многодетная семья». Как отмечают современные исследования, половина семей с двумя детьми и две трети многодетных семей живут в бедности При этом уровне жизни семья не имеет возможности предоставить ребенку необходимые условия для гармоничного развития; ограничивается удовлетворением познавательных и физиологических потребностей [2; 10] . Так, установлено, что матери, у которых отмечается высокий социально-экономический статус, обеспечивают для своих детей более обогащенную образовательную среду с самого раннего возраста Они чаще общаются и взаимодействуют со своими детьми, реже применяют директивные формы высказываний, речь их более богата по словарному запасу и включает больше информации о внешних объектах [15] . Проживание детей в неполной семье может привести к ряду существенных рисков полноценного развития Среди семей обследованных первоклассников количество неполных семей практически соответствует общероссийским показателям: 24,3% детей живут только с матерью и 0,7% детей — с отцом . Как указывает И . Ф. Демен­тьева, в структуре неполных семей в Россий­
ской Федерации 30% составляют материнские. У детей, воспитывающихся в неполных семьях, наблюдаются нарушения в личностном развитии, могут возникать неоправданно высокие притязания, эгоцентризм, страдает самооценка, имеются трудности в общении с окружающими людьми, асоциальное поведение [10] . Для успешной социализации ребенка немаловажное значение имеет и уровень образования родителей . Нами выявлен высокий процент семей со средним уровнем образования родителей (35,4%) . Как утверждают психологи, образовательная среда семьи — это комплекс средств (духовных и материальных) и условий, способствующих эмоциональному, интеллектуальному развитию школьника . Она помогает ребенку быть уверенным в себе, раскрыть свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества [12] .

Проведенный корреляционный анализ доказал, что неблагоприятные социально-экономические факторы являются существенным риском для всех компонентов школьной адаптации . Не вызывает сомнения выявленный факт наиболее тесного взаимодействия социально-экономических факторов и эмоциональной составляющей школьной адаптации Ребенок, поступающий в школу, эмоционально зависим от непосредственных контактов с семьей, друзьями, от социальных условий жизни [18] . Неверно выбранный стиль родительского воспитания непосредственно оказывает воздействие на эмоциональное состояние и поведение ребенка и тем самым способствует дезадаптационным проявлениям при поступлении в школу Основными причинами этого могут быть: разногласия членов семьи по вопросам воспитания, противоречивость; гиперопека, переходящая в тотальный контроль, лишающая ребенка самостоятельности; неоправданная стимуляция возможностей детей, частое применение угроз, физическое наказание [26] . Когнитивный компонент школьной адаптации предполагает развитость высших психических функций, успех ребенка в освоении школьной программы В нашем исследовании обнаружены тесные связи социально-экономических факторов с речевым развитием, речевым и образно-логическим мышлением первоклассников Выявленный факт может быть интерпретирован по-разному . Так, например, неустойчивость и нестабильность материального обеспечения жизнедеятельности неполной семьи вызывает загруженность взрослого, что уменьшает возможность его взаимодействия с ребенком Часто это изменяет эмоциональный статус ребенка, испытывающего повышенную потребность в общении и внимании . Не в полной мере реализуются возможности речевой коммуникации, что может обеднять процесс речевого развития ребенка и отражаться на развитии мыслительной деятельности [15] . Известно, что школьнику на первых этапах обучения необходимы сформированные базовые компоненты учебной деятельности и функции контроля и саморегуляции Полученные нами взаимосвязи характеристик поведенческого компонента школьной адаптации и базовых компонентов учебной деятельности с социально-экономическими факторами риска являются тому подтверждением . Это согласуется с исследованиями, которые указывают, что у младших школьников отклонения в микро- и макросоциальной сфере вызывают расстройства в произвольной регуляции деятельности, жестокость и агрессию, стремление к разрушению и конфликтам [11] .

Заключение

Таким образом, проведенное исследование подтверждает важность изучения социально-экономических факторов пред- школьного периода развития ребенка для прогнозирования его адаптации к школьному обучению

Результаты анализа полученных данных свидетельствуют о неравнозначном влиянии изучаемых социально-экономических факторов на показатели школьной адаптации ребенка. Понятно, что большинство исследуемых показателей социально-экономической среды являются факторами малой интенсивности Однако постоянное их присутствие в жизнедеятельности растущего организма, часто сочетанное воздействие не только друг с другом, но и с другими факторами риска могут оказывать повреждающее действие на функциональное развитие ребенка, его адаптационные возможности . Сведения, полученные в результате нашего исследования, могут быть полезны родителям, педагогам, специалистам дошкольных и других образовательных учреждений . Начало школьного обучения является важным, но вместе с тем и стрессогенным периодом жизни каждого ребенка . Анализ развития детей до школы, выявление условий жизни и воспитания дает возможность определить особую группу школьников, нуждающихся в помощи с первых дней школьной жизни Следует отметить, что в работе с такими детьми актуальным становится выявление системообразующих факторов риска дезадаптации конкретного школьника, анализ причин его неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ коррекции, а также сопровождения семьи.

 

Литература

  1. Агеева Л.Ф., Вольтов А.В., Купреничева Т.В. и др.Исследование комфортности и безопасности условий обучения: диагностический портфель.Серия «Здоровье в школе».Вып.4.СПб.: ГБС(К)ОУ школа-интернат 2013.№ 9.93 с.
  2. Александров Д.А., Ахутина Т.В., Бугрименко Е.А. и др.Бедность и развитие ребенка / Под ред.Д.А. Александрова, В.А.Иванюшиной, К.А. Маслинского.М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015.392 с.
  3. Александровская Э.М. Социально- психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред.С.М.Громбаха.М.: Медицина, 1988.С.35—37.
  4. Архиреева Т.В. Структура и динамика изменения субъективного благополучия младших школьников // Царскосельские чтения.2015.№ 19.С.342—345.
  5. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум.Красноярск: Литера-принт, 2009.237 с.
  6. Батуева С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области.2016.Т.2.№ 1 (12).С.7—10.
  7. Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5—7,5 лет: руководство по тестированию и обработке результатов.М.: Новая школа, 1996.48 с.
  8. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.214 с.
  9. Валеева Н.Ш., Фаттахова Г.З. Дети группы риска — актуальная проблема современного общества // Вестник Казанского технологического университета.2007.№ 5.С.195—198.
  10. Дементьева И.Ф. Факторы риска развития детства в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов.2016.Т.16.№ 2.С.285—294.
  11. Джос Ю.С., Депутат И.С., Рысина Н.Н. Исследование нейропсихологических и социальных факторов у детей младшего школьного возраста с трудностями обучения и расстройствами поведения // Экология человека.2011.№ 7.С.38—47.
  12. Егоренко Т.А., Безрукавный О.С. Проблема психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2016.Т.5.№ 3.С.59—65.doi: 10.17759/ jmfp.2016050307
  13. Желтобрюх С.А.Школьная адаптация и самосознание младшего школьника как междисциплинарная проблема.Гжель: Гжельский государственный университет, 2016.С.333—336.
  14. Иовлева Н.Н., Сороко С.И. Влияние социальных факторов на личностно-психологическую адаптацию и функциональную адаптацию, и функциональное состояние ЦНС детей—северян // Российский физиологический журнал им.И.М. Сеченова.2015.Т.101.№ 6.С.731—744.
  15. Конева Е.В., Русанова Л.С., Сарымсакова Д.И. и др.Семейная среда и речевое развитие // Вестник Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова.Серия Гуманитарные науки.2018.№ 4 (46).С.81—85.
  16. Котова С.А., Самойлюк О.В. Психологическое сопровождение учащихся первых классов: проблемы и новые подходы // Вестник практической психологии образования.2017.Т. 52.№ 3.С.77—82.
  17. Литвиненко Н.В., Солнышкина И.В. Диагностика факторов социальной дезадаптации младших школьников к образовательной среде школы // Успехи современной науки и образования.2017.Т. 9.№ 4.С.128—130.
  18. Ломтатидзе О.В., Алексеева А.С., Загуменнова Л.В. Структура эмоциогенной среды в процессе перехода ребенка от дошкольного к школьному образованию // Воспитание и обучение детей младшего возраста.2016.№ 5.С.718—719.
  19. Лукьянченко Н.В. Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе // Психология и школа.2009.№ 1.С.39—44.
  20. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций.Типология развития: монография.СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.176 с.
  21. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико- социальных причин формирования отклонений в здоровье: метод.рекомендации (утв.Госкомсанэпиднадзором РФ 17.03.1996 № 01-19/31- 17) [Электронный ресурс] // URL: http://rudoctor.net/medicine2009/bz-fv/med-wqzuh/index.htm (дата обращения: 30.05.2017).
  22. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности.В помощь учителю начальных классов.Томск: «Пеленг», 1993.61 с.
  23. Семенова З.Ф., Семенова С.В. Психологические рисуночные тесты.Методика «Дом — Дерево — Человек».М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.190 с.
  24. Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе // Вопросы психологии.2012.№ 4.С.23—31.
  25. Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка.105 психологических тестов.СПб.: Речь, 2007.304 с.
  26. Шерина И.О., Адашкевич Т.А. Семья как фактор социально-психологической адаптации в условиях новой концепции стандартов начального общего образования // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики».Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.С.282—284.
  27. Ясюкова Л.А.Методика определения готовности к школе.Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе.СПб.: ГП «ИМАТОН», 1999.184 с.
  28. Fan F., Su L., Gill M.K., Birmaher B. Emotional and behavioral problems of Chinese left-behind children: a preliminary study // Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol.2010 45(6):655—64.doi: 10.1007/s00127-009-0107-4.
  29. Hosokawa R., Katsura T. Effect of socioeconomic status on behavioral problems from preschool to early elementary school — A Japanese longitudinal study // PLoS One.2018.24;13(5):e0197961.doi: 10.1371/ journal.pone.0197961.
  30. Lima J.I., Caughy M., Nettles S.M., O’Campo P.J. Effects of cumulative risk on behavioral and psychological well-being in first grade: moderation by neighborhood context // Soc Sci Med.2010.71(8):1447-54.

Информация об авторах

Казакова Елена Валерьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии Высшаей школы психологии, педагогики и физической культуры, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, e-mail: kaz-elena10@yandex.ru

Соколова Людмила Владимировна, доктор биологических наук, заведующий кафедрой биологии человека и биотехнических систем, Высшая школа естественных наук и технологий, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия, e-mail: sluida@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2264
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 876
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0