Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Переживания в разных видах деятельности: временная динамика и содержательная валидность 456Клейн К.Г. Леонтьев Д.А. Костенко В.Ю. Осин Е.Н. Тараненко О.А. Кошелева Н.В. АннотацияРабота направлена на прояснение статуса понятия «переживание в деятельности». Представлены материалы двух эмпирических исследований, полученные на выборке студентов 1 курса московского вуза. В исследовании 1 (N=104) приняли участие респонденты в возрасте от 17 до 28 лет (M=18,30; SD=1,40), из которых 82% были женского пола; в исследовании 2 (N=93) — в возрасте от 17 до 20 лет (M=18,02; SD=0,61), из которых 55% — женского пола. Исследование 2 включило три замера переживаний в деятельности с интервалом в 10—15 дней. Использовались методика «Диагностика переживаний в деятельности» (ДПД), «Шкала универсального воспринимаемого локуса каузальности» (UPLOC), «Шкала ответственности» и краткая версия «Континуума психологического здоровья». Полученные результаты дают возможность говорить о том, что переживания в деятельности не являются ни чертами, устойчиво присущими личности вне зависимости от ситуаций, ни состояниями, изменяющимися во времени. Приводятся свидетельства надежности, конструктной и критериальной валидности методики «Диагностика переживаний в деятельности». Отмечается, что меру академической успешности лучше предсказывали не те переживания, которые проявлялись во время учебы, а те, которые возникали «по дороге на нее». Наблюдался небольшой эффект влияния времени на меру усилия. Ключевые слова: переживание в деятельности, качество мотивации, теория самодетерминации, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, академическая мотивация Рубрика: Психология развития Тип: научная статья Финансирование
Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-18-10439 «Системно-динамический анализ регуляции деятельности». Фрагмент статьи
Конструкт переживаний в деятельности, или переживаний, сопровождающих деятельность, был введен в последние годы в связи с трехмерной моделью переживаний, описывающей критерии оптимальности текущей деятельности субъекта: удовольствие (положительные эмоции, сопровождающие процесс деятельности), смысл (ощущение связи деятельности с другими сторонами жизни самого субъекта и других людей) и усилия (ощущения контроля над процессом деятельности). На ее основе был создан и апробирован опросник переживаний в деятельности, выявляющий, в какой мере последняя сопровождается переживаниями удовольствия, смысла и усилия, а также пустоты (отсутствия всех трех параметров), которую М. Чиксентмихайи описывает как психическую энтропию. Литература
Статьи по теме
Психология образования, Психология развития | Пуляева В.Н., Неврюев А.Н. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Человек в цифровом обществе: объяснительный потенциал одной социально-психологической теории Социальная психология | Гриценко В.В., Павлова О.С., Ткаченко Н.В., Усубян Ш.А., Хухлаев О.Е., Шорохова В.А. Психология личности, Психология развития | Бажан Т.М., Шоманбаева А.О. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|