Взаимосвязь психологических особенностей студентов и их готовности к волонтерской деятельности

669

Аннотация

В статье обсуждаются направления исследования волонтерства и детерминанты готовности молодежи к волонтерской деятельности.Представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей студентов, готовых и не готовых к участию в волонтерской деятельности.В исследовании участвовали студенты 2 и 3 курсов бакалавриата двух вузов г.Москвы — ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» в количестве 105 человек, обучающиеся по специальностям «Психология» (59%) и «Менеджмент» (41%).Возрастной диапазон выборки составил от 19 до 22 лет (средний возраст — 19,8 лет), респонденты женского пола составили 76%.Использовался комплекс психодиагностических методик: диагностика личностной установки «альтруизм» (О.Ф. Потемкина), опросник социальной эмпатии А.Мехрабиана и Н.Эпстайна (русскоязычная адаптация — Ю.М. Орлов и Ю.Н.Емельянов), авторская анкета на выявление готовности студентов к волонтерской деятельности.Полученные результаты дают возможность говорить о том, что существуют различия как в готовности стать волонтером, так и в развитии эмпатии и альтруизма у студентов-психологов, в сравнении со студентами-менеджерами.Обсуждается взаимосвязь показателей альтруизма и эмпатии с готовностью участвовать в волонтерской деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: волонтерство, готовность к волонтерской деятельности, альтруизм, социальная эмпатия, студенты

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240608

Для цитаты: Расходчикова М.Н., Сачкова М.Е. Взаимосвязь психологических особенностей студентов и их готовности к волонтерской деятельности // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 85–95. DOI: 10.17759/pse.2019240608

Полный текст

Введение

Одним из наиболее значимых факторов для развития государства и общества в целом, подъема экономического благосостояния и улучшения социальных отношений выступает эффективная молодежная политика . Важной задачей при этом становится привлечение молодежи в социальную практику благодаря развитию волонтерской деятельности . Вовлечение молодых людей в добровольческую деятельность содействует развитию необходимых личностных качеств и ценностей, а также успешной социально-психологической адаптации . Несомненно, явление волонтер­ства отличается все большей актуальностью и востребованностью на настоящий момент как в общемировом, так и в российском социокультурном пространстве

В последние годы феномен волонтерской деятельности рассматривается во многих теоретических и эмпирических работах зарубежных и российских исследователей Во­лонтерство чаще всего анализируется через добровольческую активность . Другими словами, это «ценностно-предметная деятельность на безвозмездной основе, направленная на оказание помощи другим, в первую очередь — наименее защищенным слоям населения, нацеленная на трансформацию и улучшение современного общества» [7, с . 11] . При этом на социальном уровне выделяют такие ее функции, как объединяющая, стимулирующая, нормообразующая и на уровне конкретной личности — познавательная, самоутверждающая и социализационная [Азарова, 2008] . Таким образом, с помощью такого вида деятельности могут решаться задачи как общественного, государственного характера, так и достаточно узкоиндивидуальные

Исследователь Е . Л . Корнеева, определяя существующие на данный момент основные направления изучения волонтерства, выделила три ведущих из них, отвечающих, соответственно, на три вопроса — кто является субъектом добровольческой деятельности, по каким причинам он им становится, и каким образом эта деятельность осуществляется [Корнеева] . Так, например, по результатам исследований, проведенных в США, чаще волонтерами становятся женщины среднего возраста с достаточно высоким уровнем образования и доходов При этом обычно волонтеры имеют следующие личностные особенности — эмпатичность, гибкость, эмоциональную стабильность [Корнеева] .

Второе направление связано напрямую с выявлением доминирующей мотивации участников . Помимо того, что она может быть обусловлена внешними (например, стремление соответствовать требованиям группы или организации) или внутренними факторами (через помощь достичь самоактуализации), исследователи считают, что обычно в основе лежат два противоположных мотива — эгоизм и альтруизм [Гулевич] . В одном случае человек стремится заработать «бонусы» для себя, в другом — он «жертвует» своими силами, временем, ресурсами, чтобы «бонусы» получил кто-то другой . Социолог М . В . Певная отмечает, что у волонтеров разных возрастов на первом месте всегда стоит альтруизм, но для студентов помимо этого важны также опыт и коммуникация с интересными людьми, а у людей среднего возраста — уважение окружающих [Певная, 2016] . Схожие результаты были получены целым рядом авторов, которые доказали, что участие студентов в добровольческой деятельности обосновано не только стремлением к альтруизму, гуманности, милосердию и взаимопомощи, но и необходимостью личности в удовлетворении личных устремлений, направленности на политику, компенсации социально-ситуационной неудовлетворенности [Палкин; Палкин, а; Moseley; Noordegraaf; Whillans; Williamson] . При этом обязательно исследователи отмечают, что в ходе деятельности волонтер идентифицирует себя с человеком, которому он помогает, что приводит к установлению положительных, доверительных, близких отношений и способствует тому, чтобы человек стремился дальше заниматься подобного рода деятельностью

Наконец, третье направление исследования волонтерства связано с изучением самого процесса, к которому относятся непосредственное оказание помощи, рекрутирование волонтеров, их обучение и адаптация .

В рамках нашего исследования, в первую очередь, акцент был сделан на исследованиях, направленных на выявление взаимосвязи личностных особенностей студентов и их направленности на волонтерскую деятельность Чаще всего в научных работах можно найти описание психологических различий между студентами-волонтерами и студентами, не принимающими активное участие в добровольческой деятельности . При этом выделяют такие личностные качества студента-волонтера, как возможность к самосовершенствованию, бесконфликтное принятие ситуации, высокий уровень толерантности, достаточно высокий уровень выраженности уверенности в себе, а также социальную смелость, в отличие от студентов, не участвующих в волонтерской деятельности [Азарова, 2008; Шагурова, 2013] . В работе С . Н . Толстиковой представлены результаты эмпирического исследования, доказывающие связь со стремлением к волонтерству у студентов таких характеристик, как направленность личности, самоотношение, фрустрационные реакции, ценностные ориентации, акцентуации характера и др . [Толстикова, 2013] . В исследовании К. А . Палкина особое внимание уделено нахождению различий в ценностных ориентациях у волонтеров и неволонтеров [Палкин] . Автором было установлено, что ценности «престижа и духовного удовлетворения» волонтеры, скорее, ищут в области увлечений, чем, например, в образовании или профессиональной сфере, а также для них более важными являются «активные социальные контакты» . В зарубежных источниках большее внимание уделяется общему личностному развитию студентов-волонтеров, нежели выделению отдельных качеств [Moseley; Noordegraaf; Whillans; Williamson] .

Некоторые авторы рассматривают социально-психологические условия реализации активности студентов в волонтерской деятельности К ним относят грамотное соотношение содержания тренинговых программных разработок для решения вопросов личностного развития и индивидуально-психологического характера участников; соблюдение принципиальных мотивов активности, достаточности, субъектности и гибкости; опору на ресурсный потенциал личности молодежи [Новикова, 2013]

В педагогике и психологии проведены также эмпирические исследования профессионально ориентированной волонтерской деятельности студентов . Л . В . Даль исследовала становление готовности студентов к социально-педагогическому проектированию в процессе профессионально направленной добровольческой деятельности, которую автор определяет как «целенаправленное создание в вузе условий для проявления студентами социально-профессиональной активности как добровольно и безвозмездно осуществляемой педагогической, психологической, социальной и иной помощи различным категориям воспитанников, их педагогам, родителям или лицам, их заменяющим» [3, с . 12] . Е . Ф. Зачиняева отмечает, что добровольческая деятельность по приобретаемой профессии создает вероятность для реализации трех составляющих профессиональной идентификации: приобретения целостного навыка профессиональной деятельности, профессионального общения с иными участниками профессионального пространства и приобретения опыта презентации себя в качестве профессионала [Зачиняева, 2012] В диссертационных работах, проводимых в последнее время в русле данной проблематики, раскрываются дополнительные потенциалы, которые заложены в волонтерской деятельности по развитию профессиональных навыков и качеств студентов вузов . Так, в исследовании Т . Б . Мацюк были сделаны выводы о том, что специально организованная волонтерская деятельность способствует развитию личностных и профессиональных характеристик студентов [Мацюк, 2019]

Таким образом, можно сделать заключение о том, что особую значимость в современной ситуации приобретают результаты исследования, раскрывающие ведущие детерминанты волонтерской деятельности При этом особый интерес представляет вопрос, готовы ли к волонтерству представители профессий, напрямую связанных с установлением контактов и помощью другим людям (со- циономический профиль) . Кроме того, важно
при этом понять, связана ли эта готовность с определенными психологическими особенностями студентов . В нашем исследовании мы поставили цель — сравнить психологические особенности студентов, обучающихся по социально ориентированным специальностям на факультетах психологии и менеджмента, проявляющих разную степень готовности к волонтерству . Для упрощения описания результатов далее условно будем их называть студенты-психологи и студенты-менеджеры

В качестве основной гипотезы исследования было выдвинуто предположение о существовании различий психологических особенностей (альтруизма и социальной эмпатии) студентов-психологов и студентов-менеджеров, готовых и не готовых к волонтерской деятельности

Частные гипотезы:

  1. Студенты-психологи чаще проявляют готовность к волонтерской деятельности, чем студенты-менеджеры
  2. Студенты-психологи отличаются более высоким уровнем развития эмпатии и альтруизма, чем студенты-менеджеры .
  3. Готовность к волонтерской деятельности студентов связана с их уровнем альтруизма и социальной эмпатии

Процедура исследования

В исследовании участвовали 105 студентов, обучающихся в двух вузах г. Москвы: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (49 человек) и ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (56 человек) . Среди респондентов 62 (59%) обучающихся на психологических факультетах и 43 (41%) студента, получающих специализацию «Менеджмент». Возрастной диапазон выборки составил от 19 до 22 лет (средний возраст — 19,8 лет), респонденты женского пола составили 76% (80 человек), мужского пола — 24% (25 человек) . Исследование проводилось с ноября 2018 года по март 2019 года .

В ходе эмпирического исследования использовался комплекс психодиагностических методик: диагностика личностной установки «альтруизм», предложенная О . Ф. Потемки­ной [Фетискин, 2002]; опросник социальной эмпатии, разработанный А . Мехрабианом и Н . Эпстайном (русскоязычная адаптация — Ю . М . Орлов и Ю . Н . Емельянов) [Фетискин, 2002]; авторская анкета на выявление готовности студентов к волонтерской деятельности, состоящая из 20 вопросов и утверждений, направленных на выявление специфики понимания общих мотивов волон­терства, интереса к разного рода волонтерской деятельности, степени активности в них (например, «Вы готовы стать волонтером?», «Согласны ли Вы, что любая работа должна оплачиваться, даже волонтерская?» и т п )

Полученные данные были обработаны с помощью компьютерной статистической программы SPSS 21. 0 . с применением коэффициента ранговой корреляции Спирме­на, U-критерия Манна-Уитни, коэффициента углового преобразования Фишера

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе опроса студентов о готовности к волонтерской деятельности были получены следующие результаты . Большинство респондентов (94%) никогда не занимались волонтерской деятельностью, но при этом 52% хотели бы стать волонтерами Это говорит о том, что среди молодежи есть группа людей, потенциально готовых оказывать помощь людям Однако готовность проявляется по-разному у студентов, обучающихся по направлению «Психология» или «Менеджмент»

По данным, представленным на рис 1, видно, что среди студентов психологических факультетов 60% готовы к волонтерской деятельности, среди студентов-менеджеров таких оказалось 42% При этом данные различия статистически достоверны (ф=1,65 при р<0,05) . Таким образом, первая частная гипотеза о том, что студенты-психологи чаще показывают свою готовность к волонтерской деятельности, чем студенты-менеджеры, подтвердилась На наш взгляд, это напрямую связано с тем, что несмотря на то, что обе специализации направлены на работу с «человеческими ресурсами», необходимость помогать, поддерживать является професси­онально важным качеством именно для психологов.
 


Интересно при этом, что в ситуации изменения условий вовлеченности в добровольческую деятельность, прежде всего таких, как предоставление бонусов за выполненную работу, количество положительных ответов респондентов значительно увеличилось: среди студентов-психологов при таких условиях уже 85,5% отмечают свою готовность к волонтерской деятельности, среди студентов- менеджеров — 67% . Результаты наглядно представлены на рис . 2 .

Опять мы видим, что при росте готовности к волонтерству у всех обучающихся особенно она проявляется у студентов-психологов (ф=2,19 при р<0,05) . Наличие дополнительных бонусов является для молодежи важным фактором включенности в добровольческую деятельность . Это можно объяснить в том числе и возрастным фактором . Так, по данным Е .Л . Корнеевой, представители молодого поколения становятся волонтерами чаще для саморазвития или карьеры, а в более старшем возрасте — ради долга или альтруизма [Корнеева] .

Далее сравнивались результаты по выраженности социальной эмпатии и альтруизма у двух выборок. Стоит отметить, что в группах студентов-психологов и менеджеров респонденты в целом характеризуются средним уровнем выраженности альтруизма — 63% и 86% соответственно, тем самым можно отметить демонстрирование желания оказывать помощь окружающим, нуждающимся и беззащитным, поддерживать и находиться рядом с ними в трудных ситуациях, общую ориентацию на альтруистические ценности (см рис 3)

Высоким уровнем развития альтруизма характеризуются 19% студентов-психологов и 5% студентов-менеджеров . Также стоит отметить, что среди респондентов, готовых к добровольческой деятельности, низкий уровень развития альтруизма продемонстрировали порядка 18% и 9% респондентов соответственно . Однако различия в показателях альтруизма не достигают уровня значимости, и в данном случаем мы можем говорить лишь о тенденции более высокого уровня альтруизма у студентов-психологов . Проверка статистической значимости различий осуществлялась при помощи показателя U-критерия Манна—Уитни (см . табл . 1) .

Наибольшие различия в двух группах респондентов были выявлены в показателях социальной эмпатии (см . рис . 4) .

 

Студенты психологических факультетовболее, чем студенты-менеджеры, склонны к эмоциональной отзывчивости и сочувствию Среди студентов-психологов, характеризующихся готовностью к волонтерской деятельности, высокий уровень социальной эмпатии у 24% учащихся, что свидетельствует об их способности входить в эмоциональный резонанс с окружающими, сопереживать им

Таблица 1. Результаты статистического анализа различий показателей альтруизма и социальной эмпатии у студентов-психологов и студентов-менеджеров

Специальность

N

Средний ранг

Сумма рангов

U Манна— Уитни

Асимптотическая значимость (2-сторонняя)

Альтруизм

Психологи

62

56,19

3483,50

1135,500

,194

Менеджеры

43

48,41

2081,50

Всего

105

 

Социальная

эмпатия

Психологи

62

60,45

3748,00

871,000

,003

Менеджеры

43

42,26

1817,00

Всего

105

 

Таким образом, вторая частная гипотеза подтвердилась частично

В нашем исследовании было установлено, что показатели альтруизма и эмпатии в целом выше у студентов, готовых к волонтерству вне зависимости от получаемой специализации Однако статистическая проверка показала отсутствие существенных различий у готовых и не готовых к волонтерству студентов по данным параметрам Таким образом, третья частная гипотеза не подтвердилась, и мы не можем утверждать, что есть прямая зависимость между уровнем развития альтруистической установки и эмпатии и готовностью осуществлять добровольческую деятельность При этом был обнаружен дополнительный факт (см . табл . 2), заключающийся в том, что существует взаимосвязь уровня социальной эмпатии и уровня альтруизма как у студентов- психологов, так и у студентов-менеджеров, а именно — чем выше альтруизм, тем выше и уровень эмпатии

 
 
 
Таблица 2 . Связь социальной эмпатии и альтруизма у студентов-психологов и студентов-менеджеров
 

 

Социальная эмпатия

Альтруизм

Ро Спирмена

Социальная

эмпатия

Коэффициент корреляции

1,000

,381

Знач .(двухсторонняя)

 

,002

N

105

105

Альтруизм

Коэффициент корреляции

,381

1,000

Знач .(двухсторонняя)

,002

 

N

105

105

 

При этом не всегда высокий уровень социальной эмпатии и альтруизма может выступать предиктором готовности к волонтерству

Выводы

  1. В исследовании было установлено, что существуют различия в психологических особенностях студентов-психологов и студентов- менеджеров, заключающиеся в более высоких уровнях социальной эмпатии и установки на альтруизм обучающихся на психологических специальностях
  2. Студенты-психологи выражают большую готовность участвовать в волонтерской деятельности, чем их сверстники, обучающиеся по направлению «Менеджмент»
  3. При наличии дополнительных бонусов, таких как, например, трудоустройство после окончания обучения в университете, студенты намного чаще готовы становиться волонтерами .
  4. Не обнаружено прямой зависимости между развитием таких психологических характеристик студентов, как альтруизм и эмпатия, и степенью готовности участвовать в добровольческой деятельности студентов социально-гуманитарной специализации

Несомненно, предпринятое нами исследование требует дальнейшей углубленной разработки В особенности объяснению подлежит артефакт об отсутствии взаимосвязи альтруизма и эмпатии, выступающих по результатам многочисленных исследований обязательными атрибутами образа «типичного волонтера», с готовностью к добровольческой деятельности Кроме того, понимая, что установка на волонтерство включает в себя три компонента — когнитивный, эмоциональный, но также и поведенческий, необходимо, помимо личной готовности к волонтерству, которая отмечается непосредственно со слов респондентов, сопоставлять ее с уровнем реальной практики, фиксировать, действительно ли студенты принимают участие в волонтерских акциях Стремление учащихся войти в добровольческие движения обусловливает необходимость разработки и реализации целостной модели формирования волонтерского сознания молодежи в условиях функционирования различных учреждений В практику их подготовки следует включать тренинги и обучающие программы, направленные, прежде всего, на развитие комплекса социально-психологических качеств личности и навыков поведения, специфичных именно для волонтерской деятельности Таким образом, перспективы заявленной проблематики представляются достаточно широкими и, безусловно, актуальным

Литература

  1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Автореф.дис....канд.психол.наук.Хабаровск, 2008.20 с.
  2. Гулевич О.А., Шевелева И.А., Фомичев А.А. Помощь как стиль жизни: психологические аспекты волонтерской деятельности // Социальная психология и общество.2013.№ 2.С.5—18.
  3. Даль Л.В. Развитие готовности студентов к социально-педагогическому проектированию в процессе профессионально ориентированной волонтерской деятельности: Автореф.дис....канд.пед.наук.Нижний Новгород, 2012.23 с.
  4. Зачиняева Е.Ф. Образовательные волонтерские практики как фактор профессиональной идентификации студентов (на примере подготовки будущих логопедов): Автореф.дис....канд.пед.наук.Владивосток, 2012.24 с.
  5. Корнеева Е.Л. Основные направления исследования волонтерской деятельности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2015.Том 7.№ 1.С.131—141.doi:10.17759/psyedu.2015070113
  6. Мацюк Т.Б. Профессиональное развитие студентов вуза в волонтерской деятельности: Автореф.дис.… канд.психол.наук.М., 2019.26 с.
  7. Новикова Г.В. Социально-психологические технологии формирования социальной активности молодежи в добровольческой деятельности: Автореф.дис.… канд.психол.наук.М., 2013.25 с.
  8. Палкин К.А. Ценностные детерминанты готовности человека к волонтерской деятельности // Психологическая наука и образование.2019.Т.24.№ 3.С.52—62.doi:10.17759/pse.2019240305
  9. Палкин К.А. Состояние и перспективы изучения психологических детерминант волонтерской деятельности [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования.2017.Том 9.№ 4.С. 99—107.doi:10.17759/psyedu.2017090410
  10. Певная М.В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход: Автореф.дис....д-ра социол.наук.НижнийНовгород, 2016.42 с.
  11. Толстикова С.Н. Технология развития толерантности специалиста социально- педагогического профиля: Автореф.дис.… д-ра психол.наук.М., 2013.38 с.
  12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.490 с.
  13. Шагурова А.А. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности: Автореф.дис....канд.психол.наук.М., 2013.25 с.
  14. Moseley A. The effects of social information on volunteering: A field experiment [Electronic resource] / A.Moseley, O.James, P.John, L.Richardson, M.Ryan, & G.Stoker // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly.2018.Vol.47 (3).P.583—603.doi:10.1177/0899764017753317 (Accessed: 25.02.2019).
  15. Noordegraaf M.A. Volunteering: Is it a waste of time or best experience ever? [Electronic resource] // The Sport Journal.2016.P.1—16.URL: http:// thesportjournal.org/archive (Accessed: 10.10.2018).
  16. Whillans A.V., Seider S.C., Dwyer R. Does volunteering improve well-being? [Electronic resource] // Comprehensive Results in Social Psychology.2017.doi:10.1080/23743603.2016.1273647 (Accessed: 28.10.2018).
  17. Williamson I. Benefits to University students through volunteering in a health context: A new model [Electronic resource] / I.Williamson, D.Wildbur, K.Bell, J.Tanner, & H.Matthews // British Journal of Educational Studies.2017.Vol.66 (3).P.383—402.doi:10.1080/00071005.2017.1339865 (Accessed: 28.10.2018).

Информация об авторах

Расходчикова Марина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3703-4744, e-mail: rashodchikovamn@mgppu.ru

Сачкова Марианна Евгеньевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии, Институт общественных наук, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Профессор кафедры теоретических основ социальной психологии ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2982-8410, e-mail: msachkova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1266
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 669
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2