Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8857Новости 1769Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взаимосвязь базовых психологических потребностей, академической мотивации и отчуждения от учебы обучающихся в системе высшего образования 156

Пуляева В.Н.
кандидат экономических наук, доцент, кафедра управления персоналом и психологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8012-0368
e-mail: vnpulyaeva@fa.ru

Неврюев А.Н.
старший преподаватель, кафедра управления персоналом и психологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8640-9717
e-mail: ANNevryuev@fa.ru

Аннотация

Авторы исходят из того, что академическая мотивация представляет собой один из важнейших аспектов, связанных с процессом обучения в университете, поскольку во многом определяет дальнейшие перспективы саморазвития и самореализации молодых специалистов. По их мнению, этот вопрос важен и для образовательных организаций, так как, зная особенности учебной мотивации своих студентов, они смогут корректировать образовательный процесс. Приводятся данные исследования (N=1326) трех основных компонентов, которые связаны с успешностью обучения: базовые психологические потребности, академическая мотивация и отчуждение от учебы. Объектом внимания выступают различия, связанные с данными компонентами у студентов, которые обучаются на бакалаврских и магистерских программах университета. На первом этапе обработки данных было проведено сравнение указанных компонентов у студентов бакалавриата и магистратуры. Установлено, что уровень удовлетворения базовых психологических потребностей и вид академической мотивации связаны с различными уровнями отчуждения от учебы. Кластерный анализ позволил выделить три основных группы студентов, обучающихся в университете. Было выявлено, что данные группы отличаются по уровню выраженности базовых психологических потребностей, типу академической мотивации и степени ощущения отчуждения от учебы.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Научного фонда Финансового университета.

Подкаст
Фрагмент статьи

В настоящее время российские университеты переживают период затянувшегося реформирования и перехода к рыночноподобной системе оказания образовательных услуг. Как утверждают исследователи Ш. Слотер, Л.Лесли, Б.Кларк, Нефедова А.И. и др., современные университеты вовлечены в «войну за таланты» как среди профессорско-преподавательского состава, так и среди абитуриентов.

Литература
  1. Гижицкий В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников: Дис....канд.психол.наук.М., 2016.200 с.
  2. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкала академической мотивации» // Психологический журнал.2014.Т.35.№ 4.С.96— 107.
  3. Меламед Д.А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования.2011.№ 2.URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n2/41673.shtml (дата обращения: 21.08.2019).
  4. Нефедова А.И. О концептах «академический капитализм» и «предпринимательский университет» // Высшее образование в России.2015.№ 6.C.75—81.
  5. Осин Е.Н. Отчуждение от учебы как предиктор выгорания у студентов вузов: роль характеристик образовательной среды // Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№ 4.С.57—74.DOI:10.17759/pse.2015200406
  6. Осин Е.Н. Отчуждение как психологическое понятие // Третья Всероссийская научно- практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / Под ред.Д.А. Леонтьева.М.: Смысл, 2007.С.97—100.
  7. Arar K., Zuzovsky R., Donitsa-Schmidt S., Trumper R., Barak J. Teachers’ motivations for master’s degree programs in education in Israeli teacher training institutions and the implications for government policy-making concerning those programs // Asia-Pacific Journal of Teacher Education.2018.Vol.47 (5).P. 524—538.DOI: 10.1080/1359866x.2018.1542661
  8. Ayub N. Effect of Intrinsic and Extrinsic Motivation on Academic Performance // Pakistan Business Review.2010.Vol.12.P.363—372.
  9. Bakhshialiabad H., Bakhshi M., Hassanshahi G. Students’ perceptions of the academic learning environment in seven medical sciences courses based on DREEM // Advances in medical education and practice.2015.Vol.6.P.195—203.DOI:10.2147/ AMEP.S60570
  10. Booysen D., Nel L. Motivation for professional studies in psychology: An exploratory study // Journal of Psychology in Africa.2019.Vol.29 (5).P.527—533.DOI: 10.1080/14330237.2019.1667152
  11. Campbell R., Soenens B., Beyers W. et al.University students’ sleep during an exam period: the role of basic psychological needs and stress // Motiv Emot.2018.Vol.42.P.671—681.DOI: 10.1007/s11031-018-9699-x
  12. Cetin B. Academic Motivation And Approaches To Learning In Predicting College Students Academic Achievement: Findings From Turkish And US // Samples.Journal of College Teaching & Learning (TLC).2015.Vol.12 (2).P.141—150.DOI: 10.19030/tlc.v12i2.9200
  13. Cheesman K.L., Ahonen E.Q.“There is no escaping it”: Graduate Student Conceptions of Environment and their Implications for Learning Motivation and Public Health Curricula // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning.2019.Vol.19 (3).DOI: 10.14434/josotl.v19i2.23970
  14. Cordeiro P., Paixão P., Lens W., Lacante M., Sheldon K.Factor structure and dimensionality of the balanced measure of psychological needs among Portuguese high school students.Relations to well-being and ill-being // Learning and Individual Differences.2016.Vol.47.P.51—60.DOI: 10.1016/j.lindif.2015.12.010
  15. Crossman A. Understanding Alienation and Social Alienation [Электронный ресурс] // Social Sciences.June.2019.URL: https://www.thoughtco.com/ alienation-definition-3026048
  16. Deci E.L., Ryan R.M. The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry.2000.Vol.11.P. 227—268.
  17. Deci E.L., Ryan R.M., Gagne M., Leone D.R., Usunov J., Kornazheva B.P. Need satisfaction, motivation, and well-being in the work organizations of a former eastern bloc country // Personality and Social Psychology Bulletin.2001.Vol.27.P.930—942.DOI:10.1177/0146167201278002
  18. Edgar S., Carr S.E., Connaughton J., Celenza A. Student motivation to learn: is self-belief the key to transition and first year performance in an undergraduate health professions program? // BMC Medical Education.2019.Vol.19 (1).DOI: 10.1186/s12909-019-1539-5
  19. Erten I.H. Interaction between Academic Motivation and Student Teachers’ Academic Achievement // Procedia — Social and Behavioral Sciences.2014.Vol. 152.P.173—178.DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.09.176
  20. Faye C., Sharpe D. Academic motivation in university: The role of basic psychological needs and identity formation // Canadian Journal of Behavioural Science / Revue Canadienne Des Sciences Du Comportement.2008.Vol.40 (4).P.189—199.DOI: 10.1037/a0012858
  21. Hascher T., Hadjar A.School alienation — Theoretical approaches and educational research // Educational Research.2018.Vol.60 (2).P.171—188.DOI: 10.1080/00131881.2018.1443021
  22. Johnson G.Student Alienation, Academic Achievement, and WebCT Use // Educational Technology & Society.2005.Vol.8.P.179—189.
  23. Juaneda C., Herranz R., Montaño J.J. Prospective student’s motivations, perceptions and choice factors of a bachelor’s degree in tourism // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education.2017.Vol.20.P. 55—64.DOI: 10.1016/j.jhlste.2017.02.001
  24. Kacire I.The Impact of The University Students’ Level Of Alienation on Their Perception of General Satistaction // International Journal of Higher Education.2015.Vol.5 (1).DOI: 10.5430/ijhe.v5n1p38
  25. Karimi S., Sotoodeh B. The mediating role of intrinsic motivation in the relationship between basic psychological needs satisfaction and academic engagement in agriculture students // Teaching in Higher Education.2019.P.1—17.DOI: 10.1080/13562517.2019.1623775
  26. Li S., Zheng J. The effect of academic motivation on students’ English learning achievement in the eSchoolbag-based learning environment // Smart Learning Environments.2017.Vol.4 (1).DOI: 10.1186/ s40561-017-0042-x
  27. Mahmoudi H., Brown M., Amani J., Dadashzadeh S. The Role of School Culture and Basic Psychological Needs on Iranian Adolescents’ Academic Alienation A Multi-Level Examination // Youth &amp Society.2015.Vol.50.DOI: 10.1177/0044118X15593668.
  28. Öksüz Y., Öztürk M.B. Relationship between Levels of Student Alienation and Hemsehrilik Attitudes of University Students: A Study on Kyrgyz-Turkish Manas University Students // Universal Journal of Educational Research.2017.Vol.5 (7).P.1182—1191.DOI: 10.13189/ujer.2017.050711
  29. Pampaka M., Pepin B., Sikko S.A. Supporting or alienating students during their transition to Higher Education: Mathematically relevant trajectories in the contexts of England and Norway // International Journal of Educational Research.2016.Vol.79.P.240—257.DOI: 10.1016/j.ijer.2016.06.008
  30. Ray J.J.Toward a Definitive Alienation Scale // The Journal of Psychology.1982.Vol.112 (1).P.67—70.DOI: 10.1080/00223980.1982.9923536
  31. Sayed Y., McDonald Z.Motivation to become a Foundation Phase teacher in South Africa // South African Journal of Childhood Education.2017.Vol.7 (1), a.548.DOI: 10.4102/sajce.v7i1.548
  32. Schoeffel P., Wazlawick R.S., Ramos V. Impact of Pre-University Factors on the Motivation and Performance of Undergraduate Students in Software Engineering // 2017 IEEE 30th Conference on Software Engineering Education and Training (CSEE&T).DOI: 10.1109/cseet.2017.50
  33. Seeman M. On the Meaning of Alienation // American Sociological Review.1959.Vol.24 (6).P. 783—791.
  34. Sivrikaya A.H. The Relationship between Academic Motivation and Academic Achievement of the Students // Asian Journal of Education and Training.2019.Vol.5 (2).P.309—315.DOI: 10.20448/ journal.522.2019.52.309.315
  35. Slaughter S., Leslie L.L. Academic capitalism.Politics, Policies, and the Entrepreneurial University.The John Hopkins University Press, 1997.276 p.
  36. Trenshaw K., Alonso R., Earl K., Herman G. Using Self Determination Theory principles to promote engineering students’ intrinsic motivation to learn // International Journal of Engineering Education.2016.Vol.32.P.1194—1207.
  37. Triyanto.The Academic Motivation of Papuan Students in Sebelas Maret University, Indonesia // SAGE Open.2019.Vol.9 (1), a.215824401882344.DOI: 10.1177/2158244018823449
  38. Usher E.L., Morris D.B.Academic Motivation / In Seel N.M.(eds) // Encyclopedia of the Sciences of Learning.2012, Springer, Boston, MA
  39. Wright C.Examining the silence of academic disappointment: A typology of students’ reasons for not discussing disappointing grades with instructors // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning.2013.Vol.13 (5).P.46—60.
  40. Wouters A., Croiset G., Galindo-Garre F., Kusurkar R.A. Motivation of medical students: selection by motivation or motivation by selection // BMC Medical Education.2016.Vol.16 (1).DOI: 10.1186/s12909-016-0560-1
  41. Yao C.W., Garcia C.E.International Students in Their Own Country: Motivation of Vietnamese Graduate Students to Attend a Collaborative Transnational University // FIRE: Forum for International Research in Education.2018.Vol.4 (2).DOI: 10.18275/ fire201704021134
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика