Пуляева В.Н. кандидат экономических наук, доцент, кафедра управления персоналом и психологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8012-0368 e-mail: vnpulyaeva@fa.ru
Неврюев А.Н. старший преподаватель, кафедра управления персоналом и психологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8640-9717 e-mail: ANNevryuev@fa.ru
Авторы исходят из того, что академическая мотивация представляет собой один из важнейших аспектов, связанных с процессом обучения в университете, поскольку во многом определяет дальнейшие перспективы саморазвития и самореализации молодых специалистов. По их мнению, этот вопрос важен и для образовательных организаций, так как, зная особенности учебной мотивации своих студентов, они смогут корректировать образовательный процесс. Приводятся данные исследования (N=1326) трех основных компонентов, которые связаны с успешностью обучения: базовые психологические потребности, академическая мотивация и отчуждение от учебы. Объектом внимания выступают различия, связанные с данными компонентами у студентов, которые обучаются на бакалаврских и магистерских программах университета. На первом этапе обработки данных было проведено сравнение указанных компонентов у студентов бакалавриата и магистратуры. Установлено, что уровень удовлетворения базовых психологических потребностей и вид академической мотивации связаны с различными уровнями отчуждения от учебы. Кластерный анализ позволил выделить три основных группы студентов, обучающихся в университете. Было выявлено, что данные группы отличаются по уровню выраженности базовых психологических потребностей, типу академической мотивации и степени ощущения отчуждения от учебы.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Научного фонда Финансового университета.
Подкаст
Фрагмент статьи
В настоящее время российские университеты переживают период
затянувшегося реформирования и перехода к рыночноподобной системе оказания
образовательных услуг. Как утверждают исследователи Ш. Слотер, Л.Лесли,
Б.Кларк, Нефедова А.И. и др., современные университеты вовлечены в «войну за
таланты» как среди профессорско-преподавательского состава, так и среди
абитуриентов.
Литература
Гижицкий В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной
деятельности как факторы академической успешности старшеклассников:
Дис....канд.психол.наук.М., 2016.200 с.
Меламед Д.А. Социально-психологические особенности
учебно-профессиональной мотивации студентов [Электронный ресурс] // Психолого-
педагогические исследования.2011.№ 2.URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n2/41673.shtml (дата обращения:
21.08.2019).
Нефедова А.И. О концептах «академический
капитализм» и «предпринимательский университет» // Высшее образование в
России.2015.№ 6.C.75—81.
Осин Е.Н. Отчуждение от учебы как предиктор
выгорания у студентов вузов: роль характеристик образовательной среды //
Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№
4.С.57—74.DOI:10.17759/pse.2015200406
Осин Е.Н. Отчуждение как психологическое понятие //
Третья Всероссийская научно- практическая конференция по экзистенциальной
психологии: материалы сообщений / Под ред.Д.А. Леонтьева.М.: Смысл,
2007.С.97—100.
Arar K., Zuzovsky R., Donitsa-Schmidt S., Trumper R.,
Barak J. Teachers’ motivations for master’s degree programs in education in
Israeli teacher training institutions and the implications for government
policy-making concerning those programs // Asia-Pacific Journal of Teacher
Education.2018.Vol.47 (5).P. 524—538.DOI: 10.1080/1359866x.2018.1542661
Ayub N. Effect of Intrinsic and Extrinsic
Motivation on Academic Performance // Pakistan Business
Review.2010.Vol.12.P.363—372.
Bakhshialiabad H., Bakhshi M., Hassanshahi G.
Students’ perceptions of the academic learning environment in seven medical
sciences courses based on DREEM // Advances in medical education and
practice.2015.Vol.6.P.195—203.DOI:10.2147/ AMEP.S60570
Booysen D., Nel L. Motivation for professional
studies in psychology: An exploratory study // Journal of Psychology in
Africa.2019.Vol.29 (5).P.527—533.DOI: 10.1080/14330237.2019.1667152
Campbell R., Soenens B., Beyers W. et al.University
students’ sleep during an exam period: the role of basic psychological needs
and stress // Motiv Emot.2018.Vol.42.P.671—681.DOI:
10.1007/s11031-018-9699-x
Cetin B. Academic Motivation And Approaches To
Learning In Predicting College Students Academic Achievement: Findings From
Turkish And US // Samples.Journal of College Teaching & Learning
(TLC).2015.Vol.12 (2).P.141—150.DOI: 10.19030/tlc.v12i2.9200
Cheesman K.L., Ahonen E.Q.“There is no escaping
it”: Graduate Student Conceptions of Environment and their Implications for
Learning Motivation and Public Health Curricula // Journal of the Scholarship
of Teaching and Learning.2019.Vol.19 (3).DOI: 10.14434/josotl.v19i2.23970
Cordeiro P., Paixão P., Lens W., Lacante
M., Sheldon K.Factor structure and dimensionality of the balanced measure
of psychological needs among Portuguese high school students.Relations to
well-being and ill-being // Learning and Individual
Differences.2016.Vol.47.P.51—60.DOI: 10.1016/j.lindif.2015.12.010
Crossman A. Understanding Alienation and Social
Alienation [Электронный ресурс] // Social Sciences.June.2019.URL:
https://www.thoughtco.com/ alienation-definition-3026048
Deci E.L., Ryan R.M. The “what” and “why” of goal
pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychological
Inquiry.2000.Vol.11.P. 227—268.
Deci E.L., Ryan R.M., Gagne M., Leone D.R., Usunov J.,
Kornazheva B.P. Need satisfaction, motivation, and well-being in the work
organizations of a former eastern bloc country // Personality and Social
Psychology Bulletin.2001.Vol.27.P.930—942.DOI:10.1177/0146167201278002
Edgar S., Carr S.E., Connaughton J., Celenza A.
Student motivation to learn: is self-belief the key to transition and first
year performance in an undergraduate health professions program? // BMC Medical
Education.2019.Vol.19 (1).DOI: 10.1186/s12909-019-1539-5
Erten I.H. Interaction between Academic Motivation
and Student Teachers’ Academic Achievement // Procedia — Social and Behavioral
Sciences.2014.Vol. 152.P.173—178.DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.09.176
Faye C., Sharpe D. Academic motivation in
university: The role of basic psychological needs and identity formation //
Canadian Journal of Behavioural Science / Revue Canadienne Des Sciences Du
Comportement.2008.Vol.40 (4).P.189—199.DOI: 10.1037/a0012858
Hascher T., Hadjar A.School alienation —
Theoretical approaches and educational research // Educational
Research.2018.Vol.60 (2).P.171—188.DOI: 10.1080/00131881.2018.1443021
Johnson G.Student Alienation, Academic Achievement,
and WebCT Use // Educational Technology &
Society.2005.Vol.8.P.179—189.
Juaneda C., Herranz R., Montaño J.J.
Prospective student’s motivations, perceptions and choice factors of a
bachelor’s degree in tourism // Journal of Hospitality, Leisure, Sport &
Tourism Education.2017.Vol.20.P. 55—64.DOI: 10.1016/j.jhlste.2017.02.001
Kacire I.The Impact of The University Students’
Level Of Alienation on Their Perception of General Satistaction //
International Journal of Higher Education.2015.Vol.5 (1).DOI:
10.5430/ijhe.v5n1p38
Karimi S., Sotoodeh B. The mediating role of
intrinsic motivation in the relationship between basic psychological needs
satisfaction and academic engagement in agriculture students // Teaching in
Higher Education.2019.P.1—17.DOI: 10.1080/13562517.2019.1623775
Li S., Zheng J. The effect of academic motivation
on students’ English learning achievement in the eSchoolbag-based learning
environment // Smart Learning Environments.2017.Vol.4 (1).DOI: 10.1186/
s40561-017-0042-x
Mahmoudi H., Brown M., Amani J., Dadashzadeh S. The
Role of School Culture and Basic Psychological Needs on Iranian Adolescents’
Academic Alienation A Multi-Level Examination // Youth &
Society.2015.Vol.50.DOI: 10.1177/0044118X15593668.
Öksüz Y.,Öztürk M.B. Relationship between Levels of Student
Alienation and Hemsehrilik Attitudes of University Students: A Study on
Kyrgyz-Turkish Manas University Students // Universal Journal of Educational
Research.2017.Vol.5 (7).P.1182—1191.DOI: 10.13189/ujer.2017.050711
Pampaka M., Pepin B., Sikko S.A. Supporting or
alienating students during their transition to Higher Education: Mathematically
relevant trajectories in the contexts of England and Norway // International
Journal of Educational Research.2016.Vol.79.P.240—257.DOI:
10.1016/j.ijer.2016.06.008
Ray J.J.Toward a Definitive Alienation Scale // The
Journal of Psychology.1982.Vol.112 (1).P.67—70.DOI:
10.1080/00223980.1982.9923536
Sayed Y., McDonald Z.Motivation to become a
Foundation Phase teacher in South Africa // South African Journal of Childhood
Education.2017.Vol.7 (1), a.548.DOI: 10.4102/sajce.v7i1.548
Schoeffel P., Wazlawick R.S., Ramos V. Impact of
Pre-University Factors on the Motivation and Performance of Undergraduate
Students in Software Engineering // 2017 IEEE 30th Conference on Software
Engineering Education and Training (CSEE&T).DOI:
10.1109/cseet.2017.50
Seeman M. On the Meaning of Alienation // American
Sociological Review.1959.Vol.24 (6).P. 783—791.
Sivrikaya A.H. The Relationship between Academic
Motivation and Academic Achievement of the Students // Asian Journal of
Education and Training.2019.Vol.5 (2).P.309—315.DOI: 10.20448/
journal.522.2019.52.309.315
Slaughter S., Leslie L.L. Academic
capitalism.Politics, Policies, and the Entrepreneurial University.The John
Hopkins University Press, 1997.276 p.
Trenshaw K., Alonso R., Earl K., Herman G. Using
Self Determination Theory principles to promote engineering students’ intrinsic
motivation to learn // International Journal of Engineering
Education.2016.Vol.32.P.1194—1207.
Triyanto.The Academic Motivation of Papuan Students
in Sebelas Maret University, Indonesia // SAGE Open.2019.Vol.9 (1),
a.215824401882344.DOI: 10.1177/2158244018823449
Usher E.L., Morris D.B.Academic Motivation / In
Seel N.M.(eds) // Encyclopedia of the Sciences of Learning.2012, Springer,
Boston, MA
Wright C.Examining the silence of academic
disappointment: A typology of students’ reasons for not discussing
disappointing grades with instructors // Journal of the Scholarship of Teaching
and Learning.2013.Vol.13 (5).P.46—60.
Wouters A., Croiset G., Galindo-Garre F., Kusurkar
R.A. Motivation of medical students: selection by motivation or motivation
by selection // BMC Medical Education.2016.Vol.16 (1).DOI:
10.1186/s12909-016-0560-1
Yao C.W., Garcia C.E.International Students in
Their Own Country: Motivation of Vietnamese Graduate Students to Attend a
Collaborative Transnational University // FIRE: Forum for International
Research in Education.2018.Vol.4 (2).DOI: 10.18275/ fire201704021134