Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9027Новости 1786Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О месте и роли вопрошания в учебной деятельности 41

Чудинова Е.В.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3923-781X
e-mail: chudinova_e@mail.ru

Аннотация

Анализируются и сравниваются современные технологии организации учения: так называемый «подводящий диалог» и технология порождения вопросов учеников в учебной деятельности. Обсуждается роль спонтанных и спровоцированных содержательных вопросов в учебной деятельности. На примере фрагмента учебной деятельности в курсе «Новая биология» (6—9) описана работа учителя по систематическому порождению вопросов учеников, служащих отправной точкой в поисковой активности класса. Приводятся данные сравнительного анализа вопросов, заданных учениками разных классов в ситуации одинаковой задачи. Рассматривается роль учебного моделирования в возникновении содержательных вопросов. Описаны условия порождения осмысленных вопросов и эффекты систематического спрашивания в ходе учебных занятий.

Ссылка для цитирования

Благодарности

Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования учителей биологии В.Е. Зайцеву и Д.И. Минкина, а также О.С. Смирнову и А.В. Прохорова за помощь в математической обработке и интерпретации данных.

Литература
  1. Баранова Э.А. Особенности вопросительной активности дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2009. № 2. URL: http://psyedu.ru/ (дата обращения: 01.05.2017).
  2. Гречкина А.Б. Опыт работы по использованию в учебном процессе по реализации ФГОС технологии проблемно-диалогического обучения [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/10/06/ pobuzhdayushchie-i-podvodyashchie (дата обращения: 23.03.2020).
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М: ИНТОР, 1996. 544 с.
  4. Деятельностный подход в образовании. Книга 2 / Составитель В.А. Львовский. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2019. 304 с.
  5. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб: Питер, 2012. 640 с.
  6. Кузнецова Т.И., Кузнецов И.А. Вопросно- ответный диалог: лингвистическая форма и коммуникативное содержание // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2016. Выпуск 2(177). С. 83—91.
  7. Львовский В.А., Нежнов П.Г. и др. Модель экспертно-методического сопровождения деятельностных образовательных практик. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2018. 32 с.
  8. Полуянов Ю.А. Взаимодействие учителя и учеников в ситуациях спонтанного проявления учебной самостоятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе развивающего обучения // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 3. С. 101—113. DOI:10.17759/chp.2018140311
  9. Технология проблемного диалога [Электронный ресурс]. URL: http://school2100.com/school2100/ nashi_tehnologii/dialog.php (дата обращения: 23.03.2020).
  10. Фахрутдинова Г.Н. Вопросы учащихся как индикатор вовлеченности в процесс учения. Аттестационная работа. МГУ им. М.В. Ломоносова. ФПО. 2018. 43 с.
  11. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб, 2006. 451 с.
  12. Цукерман Г.А., Хавкин Э.Е., Чудинова Е.В. Что ест на завтрак крокодил? // Знание-сила. 1996. № 12. С. 108—113.
  13. Шумакова Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности школьника / Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1991. С. 19—34.
  14. Эльконин Б.Д., Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Подростковый этап школьного образования в системе Эльконина—Давыдова // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 118—142.
  15. Эльконин Б.Д. Продуктивное Действие // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 1. С. 116—122. DOI:10.17759/chp.2019150112
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика