Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 121Рубрики 53Авторы 9468Новости 1865Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Психологическая наука и образование - №6 / 2020 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Мотивация учащихся к изучению естественных наук: межстрановой анализ взаимосвязи с уровнем естественно-научной грамотности 149

Гетман А.В.
аспирант, преподаватель Института образования, Национальный исследовательский универстет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5291-3923
e-mail: agetman@hse.ru

Керша Ю.Д.
аспирант, стажер-исследователь Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования, Национальный исследовательский универстет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4481-380X
e-mail: ykersha@hse.ru

Косарецкий С.Г.
доктор психологических наук, директор центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8905-8983
e-mail: skosaretski@hse.ru

Аннотация

В работе представлены результаты сравнительного исследования мотивации учащихся к изучению естественных наук в России и странах-лидерах в области естествознания. Изучалась сила взаимосвязи различных видов мотивации с уровнем естественно-научной грамотности. Анализ проводился на данных международного исследования PISA-2015, представленного репрезентативной выборкой 15-летних подростков (N=6036). Выявлена значимая связь всех видов мотивации с уровнем естественно-научной грамотности практически во всех исследуемых странах. При этом, несмотря на высокие средние значения показателя внутренней мотивации — наиболее сильного предиктора достижений в других странах — у российских учащихся прирост в результатах PISA по естествознанию, связанный с изменением этого типа мотивации, оказался наименьшим. В свою очередь, при повышении мотивации, ориентированной на академические достижения, у российских школьников наблюдается один из наиболее заметных приростов в результатах. Для инструментальной мотивации выявлен нелинейный характер взаимосвязи с результатами PISA — наиболее высокие достижения по естествознанию показывают учащиеся с самым высоким и низким уровнем этого типа мотивации. В заключение работы обсуждаются потенциальные перспективы использования разных видов программ повышения мотивации и достижений.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-29-14190.

Фрагмент статьи

Производство и эффективное использование научных знаний — ключевое условие благополучия человечества, его способности успешно отвечать на большие вызовы. Высокий темп освоения знаний в области естественных наук для создания новых технологий — важнейший фактор, определяющий конкурентоспособность национальной экономики и безопасность страны.

Литература
  1. В каком направлении развивается российская система общего образования? (по результатам международной программы PISA-2018) [Электронный ресурс].URL: http://www.centeroko.ru/ public.html (дата обращения: 20.06.2020).
  2. Ковалёва Г.С. Результаты международного исследования PISA: качество образования // Школьные технологии.2011.№ 4.С.193—200.
  3. Образовательные результаты и социальное неравенство в России / Капуза А.В.[и др.] // Вопросы образования.2017.№ 4.С.10—35.DOI:10.17323/1814-9545-2017-4-10-35
  4. Результаты международного сравнительного исследования PISA в России / Ковалева Г.С.[и др.] // Вопросы образования.2004.№ 1.С. 138—180.
  5. Россия в рейтинге стран по публикационной активности ученых: естественные и точные науки [Электронный ресурс].URL: https://issek.hse.ru/ news/221554522.html (дата обращения: 20.06.2020).
  6. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA / Пентин А.Ю.[и др.] // Вопросы образования.2018.№ 1.С.79—109.DOI:10.17323/1814-9545-2018-1-79-109
  7. Aeschlimann B., Herzog W., Makarova E.How to foster students’ motivation in mathematics and science classes and promote students’ STEM career choice.A study in Swiss high schools // International Journal of Educational Research.2016.Vol.79.P.31—41.DOI:10.1016/j.ijer.2016.06.004
  8. Chandrasena W. et al. Seeding Science Success: Psychometric Properties of Secondary Science Questionnaire on Students’ Self-Concept, Motivation, and Aspirations // Australian Journal of Educational & Developmental Psychology.2014.Vol.14.P.186—201.
  9. Eastwell P., Rennie L.Ă. Using Enrichment and Extracurricular Activities to Influence Secondary Students’ Interest and Participation in Science // Science Education Review.2002.Vol.1.No.4.
  10. Fenichel M. et al. Surrounded by sciencelearning science in informal environments.2010.no.507.2 F4.
  11. Fortier M.S., Vallerand R.J., Guay F. Academic motivation and school performance: Toward a structural model // Contemporary educational psychology.1995.Vol.20.No.3.P.257—274.DOI:10.1006/ ceps.1995.1017
  12. Gamboa L.F., Rodríguez Acosta M., García- Suaza A. Differences in motivations and academic achievement // Lecturas de Economía.2013.Vol.78.P.9—44.
  13. He J., Barrera-Pedemonte F., Buchholz J. Cross-cultural comparability of noncognitive constructs in TIMSS and PISA // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice.2019.Vol.26.No.4.P.369—385.DO I:0.1080/0969594X.2018.1469467
  14. Hulleman C.S., Harackiewicz J.M. Promoting interest and performance in high school science classes // Science.2009.Vol.326 (5958).P.1410— 1412.DOI:10.1126/science.1177067
  15. Kuo M.J. How does an online game based learning environment promote students’ intrinsic motivation for learning natural science and how does it affect their learning outcomes? // First IEEE International Workshop on Digital Game and Intelligent Toy Enhanced Learning (DIGITEL’07).2007.P.135—142.DOI:10.1109/DIGITEL.2007.28
  16. Nagengast B., Marsh H.W. Motivation and engagement in science around the globe: Testing measurement invariance with multigroup structural equation models across 57 countries using PISA 2006 // Handbook of international large-scale assessment.Background, technical issues, and methods of data analysis.2014.P.317—344.
  17. OECD.PISA 2015 results (Volume I): Excellence and equity in education.Paris: OECD Publishing, 2016.
  18. OECD.Scaling Procedures and Construct Validation of Context Questionnaire Data // PISA 2015 Technical Report, 2017.
  19. Peña-López I. et al. PISA 2015 results (Volume I).Excellence and equity in education.2016.
  20. Ross S.P. Motivation correlates of academic achievement: Exploring how motivation influences academic achievement in the PISA 2003 dataset: PhD (Psychology) Thesis.2008.
  21. Spandana B., Rani R.N., Devi S.S.Students’ Motivation towards Science Learning (SMTSL) — An Intervention with Video and Quizzes // Current Journal of Applied Science and Technology.2020.P.85—91.DOI:10.9734/cjast/2020/v39i430534
  22. Spinath B. et al. Predicting school achievement from general cognitive ability, self-perceived ability, and intrinsic value // Intelligence.2006.Vol.34.No.4.P. 363—374.DOI:10.1016/j.intell.2005.11.004
  23. Taştan S. et al. The impacts of teacher’s efficacy and motivation on student’s academic achievement in science education among secondary and high school students // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education.2018.Vol.14.№ 6.P. 2353— 2366.DOI:10.29333/ejmste/97832
  24. Taylor G. et al. A self-determination theory approach to predicting school achievement over time: The unique role of intrinsic motivation // Contemporary Educational Psychology.2014.Vol.39.No.4.P.342— 358.DOI:10.1016/j.cedpsych.2014.08.002
  25. Wigfield A., Wentzel K.R. Introduction to motivation at school: Interventions that work // Educational Psychologist.2007.Vol.42.No.4.P.191—196.DOI:10.1080/00461520701621038
  26. Wijsman L.A. et al. Promoting performance and motivation through a combination of intrinsic motivation stimulation and an extrinsic incentive // Learning Environments Research. 2019.Vol.22.No.1.P.65— 81.DOI:10.1007/s10984-018-9267-z
  27. Wu X. et al. The essential characteristics of museum-based science learning and its influential factors // Journal of Beijing Normal University (Social Science).2009.Vol.5.P.13—19.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика