Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 121Рубрики 53Авторы 9461Новости 1864Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Психологическая наука и образование - №6 / 2020 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Предпосылки трудностей школьного обучения у учащихся начальных классов 241

Канторова Е.В.
аспирант, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого- педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3555-8288
e-mail: Elivanoba@mail.ru

Горбачевская Н.Л.
доктор биологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8558-9007
e-mail: gorbachevskayanl@mgppu.ru

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования предпосылок возникновения трудностей школьного обучения у учащихся начальной общеобразовательной школы. Выборка исследования: 154 школьника общеобразовательной школы, которые исследовались (в течение пяти лет) на разных возрастных этапах: в старшем дошкольном возрасте, в начале обучения в первом классе и в конце четвертого класса. У школьников четвертого класса в возрасте от 10 до 11 лет изучались способности понимания текста при чтении, способности к решению математических задач, установлению закономерностей в числовом ряду, а также к выполнению заданий по аналогии. В исследовании использовались 12 методик психологической и нейропсихологической диагностики, которые содержали критерии выявления трудностей школьного обучения, в том числе: процессуальных трудностей обучения, особенностей запоминания и внимания, зрительно-моторной координации каждого учащегося. Сравнительный анализ результатов исследования позволил выявить предпосылки возникновения трудностей школьного обучения в четвертом классе. Был выделен комплекс психологических и нейропсихологических показателей, при помощи которых стало возможным разграничение предпосылок возникновения математических, лингвистических и комплексных трудностей школьного обучения. Такими предпосылками оказались выявленные в старшем дошкольном возрасте и в начале школьного обучения проблемы в интеллектуально-познавательной сфере и процессуальные трудности. Наиболее весомой предпосылкой всех видов трудностей школьного обучения явилось недостаточное развитие навыка самостоятельной работы в начале обучения в школе. Результаты исследования могут быть использованы для организации своевременной профилактической психолого-педагогической помощи учащимся по предупреждению возникновения трудностей в обучении.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В условиях сегодняшней общеобразовательной школы все больше школьников, родителей и педагогов сталкиваются с трудностями школьного обучения различного характера. Согласно данным Института возрастной физиологии РАО (ФГБНУ «ИВФ РАО»), их отмечают 15—40% школьников.

Литература
  1. Безруких М.М., Логинова Е.С., Парцалис Е.М. Методика оценки нарушений когнитивного развития: Комплексная диагностика индивидуальных нарушений когнитивного развития и их коррекция.М., 2016.26 с.
  2. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства [Электронный ресурс].М.: Издание экспериментального дефектологического института им.Эпштейна, 1936.78 с.// Электронная библиотека МГППУ.URL: http://psychlib.ru/mgppu/VDr-1936/VDr- 78.htm#$p1 (дата обращения: 15.10.2019).
  3. Горбачевская Н.Л., Якупова Л.П., Кожушко Л.Ф., Симерницкая Э.Г. Нейробиологические причины школьной дезадаптации // Физиология человека.1991.Том 15.№ 5.С.72.
  4. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Лункина М.В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 3.C.32—42.
  5. Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б. Оценка жизненных компетенций учащихся на начальном этапе общего образования // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 6.C.16—27.
  6. Данилова Е.Е. Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 4.C.51—61.
  7. Денисенкова Н.С. Исследование учебной мотивации первоклассников в различных образовательных средах // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 1.C.5—15.
  8. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В.Оценка метапредметных и личностных образовательных результатов при переходе обучающихся на новый уровень общего образования // Психологическая наука и образование.2019.Т.24.№ 1.C.80—88.
  9. Зайцев С.В. Проблемы развития учебной самостоятельности младших школьников // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 2.C.50—58.
  10. Зверева Н.В., Хромов А.И., Сергиенко А.А., Коваль-Зайцев А.А. Клинико-психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и внимание).М.: ООО «Сам полиграфист», 2017.48 с.
  11. Казакова Е.В., Соколова Л.В. Влияние неблагоприятных социально-экономических факторов на школьную адаптацию первоклассников // Психологическая наука и образование.2019.Т.24.№ 2.C.59—71.
  12. Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 5.C.16—26.
  13. Микадзе Ю.В. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников.М.: Педагогическое общество России, 2001.208 с.
  14. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: избранные психологические труды.М.: НПО «Модек», 1998.448 с.
  15. Мухина В.С. Возрастная психология.Феноменология развития.М.: Издательский центр «Академия», 2015.656 с.
  16. Психология подростка: Полное руководство / Под общ.ред.А.А.Реана.СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.504 с.
  17. Рекомендации по интерпретации результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе, скорректированные с учетом условий проведения в г.Москве [Электронный ресурс] // Составители О.В.Даниленко, И.В.Ермакова и др.URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2014/02/02/rekomendatsii-po-izucheniyu-gotovnosti (дата обращения: 16.09.2018).
  18. Российское образование в контексте индекса человеческого капитала.Бюллетень о сфере образования [Электронный ресурс].М.: Аналитический центр при правительстве Российской Федерации.2018.№ 18 (декабрь).URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/20277.pdf (дата обращения: 11.01.2020).
  19. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня / Под ред.Е.Д.Хомской.М., 1995.С.154—160.
  20. Waber D. Rethinking Learning Disabilities: Understanding Children Who Struggle in School.The Guilford Press, 2010.241 p.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика