Марголис А.А. кандидат психологических наук, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122 e-mail: margolisaa@mgppu.ru
В статье рассматриваются содержание и итоги проекта модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014—2017), направленного на профессионализацию подготовки педагогов и приведение в соответствие ее результатов с требованиями стандарта профессиональной деятельности педагога и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования (standard driven reform). Представлено теоретическое содержание новой модели подготовки педагогов, разработанной и апробированной в ходе реализации проекта, основанной на деятельностном подходе. Показаны нерешенные проблемы в подготовке педагогических кадров и сформулированы предложения к следующему этапу развития педагогического образования.
Алтыникова Н.В., Музаев А.А. Оценка предметных и методических компетенций
учителей: апробация единых федеральных оценочных материалов // Психологическая
наука и образование. 2019. Том 24. № 1. C. 31—41. DOI:
10.17759/pse.2019240102
Бочарова Н.А., Писарева С.А., Пучков М.Ю., Снегурова В.И., Тряпицына А.П.
Концепция уровневой оценки компетенций учителя // Человек и образование. 2017.
№ 3(52). С. 164—171.
Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте
(стенограмма доклада в Ленинградском педологическом институте 20.05.1933) //
Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М: Учпедгиз,
1935. С. 96—115.
Выготский Л.С. К вопросу о развитии научных понятий в школьном возрасте:
Предисловие // Ж.И. Шиф. Развитие научных понятий у школьника. М; Л: Гос. учеб.
педагог. изд-во, 1935. 80 с.
Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели
практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам
бакалавриата по направлению подготовки «Психолого- педагогическое образование»
(Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных
организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего
образования // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С.
143—159.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы
построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. 424 с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: монография. М.: Интор, 1996. 544
с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего
обучения:
Опыт
теоретического
и
экспериментального
психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
Комплексная программа
повышения профессионального уровня педагогических работников
общеобразовательных организаций // РП. № 3241п-П8 от 28.05.2014.
Кроули Э. и др. Переосмысление инженерного образования: Подход CDIO. М.:
НИУ ВШЭ, 2015. 502 с.
Концепция исследования предметных и методических компетенций учителей /
Академия просвещения Издательства «Просвещение», 2018. 43 с.
Марголис А.А. Модернизация педагогического образования в Российской
Федерации. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. 336 с.
Марголис А.А., Сафронова М.А., Панфилова А.С., Шишлянникова Л.М. Итоги
независимой оценки
сформированности
общепрофессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и
образование. 2018. Том 23. № 1. C. 64—81. DOI: 10.17759/pse.2018230106
Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного
бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и
образование. 2015. Том 20. № 5. C. 45—64. DOI: 10.17759/pse.2015200505
Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных
образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии
с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации
деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая
наука и образование. 2014. Том 19. № 3. C. 105—126.
Марголис А.А., Сафронова М.А. Итоги комплексного проекта по модернизации
педагогического образования в Российской Федерации (2014—2017 гг.) //
Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 5—24.
DOI:10.17759/pse.2018230101
Отчет по результатам международного исследования
учительского корпуса по вопросам
преподавания и обучения TALIS-2018 (Teaching and Learning International
Survey). Часть 1. Непрерывное обучение учителей и директоров школ. М. 2019. 41
с.
Приказ Министерства образования и науки РФ № 122 от 22.02.2018
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
высшего образования-бакалавриата по направлению 44.03.02
Психолого-педагогическое образование» [Электронный ресурс] //
Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71797860/ (дата обращения:
15.09.2020).
Приказ Министерства образования и науки РФ № 127 от 22.02.2018
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
высшего образования-магистратура по направлению 44.04.02
Психолого-педагогическое образование» [Электронный ресурс] //
Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71796296/ (дата обращения:
15.09.2020).
Поручение Президента России по вопросам повышения качества высшего
образования Пр- 1148, п. 2 от 22 мая 2014 [Электронный ресурс]. URL:
http://www.kremlin.ru/assignments/21112 (дата обращения: 15.09.2020).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010
г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // Интернет-
портал «Российской Газеты». 19 декабря 2010 г. URL: http://www.
rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok. html (дата обращения: 15.09.2020).
Приказ Министерства
образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению
подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень)
“бакалавр”») (с изменениями от 31 мая 2011 г.) [Электронный ресурс]. URL:
http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/ 20111207163943.pdf (дата обращения:
15.09.2020).
Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1313 от 01.04.2003
«О программе модернизации педагогического образования» [Электронный ресурс] //
Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: https://base.garant.
ru/1592956/(дата обращения: 15.09.2020).
Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении
профессионального
стандарта
“Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования)
(воспитатель,
учитель)“» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк
Документов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата
обращения: 15.09.2020).
Собкин В.С. Социология образования. Труды по социологии образования. Том
14. Вып. 24 / Под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО,
2010. 191 с.
Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми
и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и
досуг: пер. с нем. М.: Генезис, 2008. 208 с.
A teacher education model for the 21century [Электронный ресурс] // A
report by the National institute of education, Singapore. 2010. 12 p. URL:
https://www.nie.edu.sg/docs/default-source/te21_
docs/te21_executive-summary_14052010---updated. pdf?sfvrsn=2 (дата обращения:
15.09.2014).
Chi M.T.H. Three types of conceptual change: Belief revision, mental model
transformation, and categorical shift // Handbook of research on conceptual
change / S. Vosniadou (Ed.). Hillsdale, NJ: Erlbaum, 2008. Р. 61—82
Cochran-Smith M., Lytle S. The teacher research movement: A decade later //
Educational Researcher. 1999. Vol. 28(7). P. 15—25. DOI:
10.3102/0013189X028007015
Darling-Hammond L. Constructing 21-st century teacher education
[Электронный ресурс] // Journal of Teacher Education. 2006. Vol. 57. Р. 1—15.
DOI: 10.1177/0022487105285962.
Donald A. Schön. The reflective practitioner: How professionals think in
action. N.Y.: Basic Books. 374 p.
Gage N. The scientific basis of the art of teaching. N.Y.: John Willey,
1978. 122 p.
Grossman P., Hammerness K., McDonald M. Redefining teaching, re-imagining
teacher education / Teachers and Teaching: Theory and Practice. April 2009.
Vol. 15. № 2. Р. 273—289.
Hattie J. Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating
to Achievement. London; New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2009.
379 p.
Hattie J. Visible learning for teachers: maximizing impact on learning.
London; New York, 2012. 296 p.
Kleinhenz E., Ingvarson L. Standards for teaching: Theoretical
underpinnings and applications // Teaching Standards and Teacher Evaluation.
2007. P. 1.
Lave J., Wenger E. Situated learning: Legitimate peripheral participation.
Cambridge: Cambridge University Press, 1991. 138 p.
Pantic N., Wubbels T. Competence-based teacher education: A change from
Didaktik to a Curruculum culture? [Электронный ресурс] // Journal of Curriculum
Studies. 2012. Vol. 44. № 1. P. 61—83. DOI:10.1080/00220272.2011.620633
Peter von Huizen, Bert von Oers, Theo Wubbels. A Vygotskyan perspective on
teacher education // Journal of Curriculum Studies. 2005. Vol. 37: 3. P.
267—290.
Preparing teachers around the world. ETS policy brief, 2003. 50 p.
Sahlberg P. The secret to Finland’s success: Educating teachers. Stanford
Center for Opportunity Policy in Education. Stanford University, 2010. 8
p.
Shulman L.S. Toward a pedagogy of cases // Case methods in teacher
education / J.H. Shulman (Ed.). New York: Teachers College Press. 1992. P.
1—30.
Smagorinsky P. Is Instructional Scaffolding Actually Vygotskian, and Why
Should It Matter to Literacy Teachers? // Journal of Adolescent & Adult
Literacy. 2018. Vol. 62. № 3. Р. 253—257.
Stenhouse L. An introduction to curriculum research and development.
London: Heinemann, 1975. 248 p.
Teachers matter: attracting, developing and retaining effective teachers.
OECD, 2005. 12 p.
The clinical preparation of teachers: A policy brief. American association
of colleges for teacher education, 2010. 22 p.
Toom A., Krokfors L., Kynäslahti H., Stenberg K., Maaranen K., Jyrhämä R.,
Byman R. Kansanen P. Exploring the essential characteristics of research- based
teacher education from the viewpoint of teacher educators [Электронный ресурс]
// Proceedings of Second Annual Teacher Education Policy in Europe Network
(TEPE) Conference: Mapping the landscape and looking to the future / B.
Åstrand, E. Eisenschmidt, B. Hudson, M. Lampere, P. Zgaga (Ed.). 2008. P. 166 —
179. URL: http://www.pef.uni-lj.si/tepe2008/documents/ TEPE%20proceedings.pdf
(дата обращения 25.04.2020)
Ulvik M., Smith K. What characterises a good practicum in teacher education
// Education Inquiry. 2011. Vol. 2(3), September. P. 517—536.
Vosniadou S. The Development of Students’ Understanding of Science
[Электронный ресурс] // Frontiers in Education. 2019. Vol. 4. DOI: 10.3389/
feduc.2019.00032
Vosniadou S. Reframing the classical approach to conceptual change:
Preconceptions, misconceptions and synthetic models [Электронный ресурс] //
Second International Handbook of Science Education. Springer International
Handbooks of Education / Fraser B., Tobin K., McRobbie C. (eds). Springer,
Dordrecht. 2012. Vol. 24. P. 119—130. DOI: 10.1007/978-1-4020-9041- 7_10
Wilson D., Floden R., Ferrini-Mundy J. Teacher preparation research:
Current knowledge, gaps and recommendations. Washington: D.C, Center for the
study of teaching and policy, University of Washington, 2001. 84 p.
Zeichner K. Alternative paradigms of teacher education,1983 // Journal of
Teacher Education. 1983. Vol. 34(3). P. 3—9. DOI:
10.1177/002248718303400302
Zeichner K., Payne K., Brayko K. Democratizing knowledge in university
teacher education through practice-based methods teaching and
mediated field experience in schools and communities. Issue Paper. University
of Washington-Seattle Center for the Study of Teacher Learning in Practice.
January, 2012. 46 p.