Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 129Рубрики 53Авторы 10023Новости 1955Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №5 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Вклад осознанной саморегуляции, вовлеченности и мотивации в академическую успеваемость школьников в разные периоды обучения 101

|

Ишмуратова Ю.А.
научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «Психологический институт РАО»),, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7519-3148
e-mail: ishmuratova08@gmail.com

Потанина А.М.
младший научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции, Психологический институт РАО (ФГБНУ «Психологический институт РАО»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4358-6948
e-mail: a.m.potan@gmail.com

Бондаренко И.Н.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «Психологический институт РАО»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5539-1027
e-mail: pondi@inbox.ru

Аннотация

Представлены результаты исследования проблемы взаимосвязи осознан¬ной саморегуляции, школьной вовлеченности и мотивации, а также спец¬ифики их вкладов в академическую успеваемость школьников в разные периоды обучения. На выборке 1103 учащихся 5—11 классов общеобра¬зовательных школ впервые показана 5-факторная структура взаимосвязи саморегуляции, вовлеченности, личностных свойств и академической мотивации. Оценен вклад этих факторов в академические достижения уча¬щихся в трех периодах школьного обучения (в средней школе, при переходе из средней в старшую школу и в старшей школе). Показано, что факторы «Целеполагание и вовлеченность», «Познавательная и социальная актив¬ность», включающие в себя регуляторные, мотивационные, личностные свойства и вовлеченность, вносят значимый вклад в академическую успе¬ваемость учащихся независимо от классов обучения. Регуляторные про¬цессы моделирования значимых условий достижения цели и оценки резуль-татов в составе фактора «Оперативная регуляция» обеспечивают высокие оценки у учащихся 5—6 классов. Выявлены негативное влияние фактора «Внешняя мотивация» на успеваемость старшеклассников и позитивный вклад фактора «Нейротизм и тревожность» в годовые итоговые результаты в этом периоде обучения. Полученные результаты обсуждаются в контексте возрастных и учебных задач, которые решаются учащимися на протяжении школьного обучения.

Ключевые слова: осознанная саморегуляция, школьная вовлеченность, академическая мотивация , академическая успеваемость

Рубрика: Мотивация и интерес к обучению

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260502

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 20-18-00470 «Саморегуляция и школьная вовлеченность как психологические ресурсы академической успешности: лонгитюдное исследование».

Получена: 03.09.2021

Принята в печать: 10.10.2021

Ссылка для цитирования

Подкаст
Литература
  1. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ковас Ю.В. Взаимосвязь регуляторных, интеллектуальных и когнитивных особенностей учащихся с математической успешностью [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2014. Том 7. № 34. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2014v7n34/963-morosanova34 (дата обращения: 07.05.2021).
  2. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ованесбекова М.Л. Возрастная специфика взаимосвязи осознанной саморегуляции, академической мотивации и личностных особенностей учащихся // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Том 10. № 3. С. 34—45.
  3. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению как ресурсы академической успешности // Вопросы психологии. 2017. № 4. C. 64—75.
  4. Моросанова В.И. Развитие ресурсного подхода к исследованию осознанной саморегуляции достижения целей и саморазвития человека / Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. С. 11—36.
  5. Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции и школьной вовлеченности / Фомина Т.Г. [и др.] // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики» (г. Калуга, 01—03 октября 2020 г.). Калуга: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», 2020. С. 55—64.
  6. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников / Гордеева Т.О. [и др.] // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 2. С. 65—74. DOI:10.17759/pse.2017220206
  7. Ansari A., Hofkens T.L., Pianta R.C. Teacher-student relationships across the first seven years of education and adolescent outcomes // Journal of Applied Developmental Psychology. 2020. Vol. 71. Article 101200. DOI:10.1016/j.appdev.2020.101200
  8. Csikszentmihalyi M. Beyond boredom and anxiety. NJ.: Jossey-Bass, 2000. 231 p.
  9. Dent A.L., Koenka A.C. The relation between self-regulated learning and academic achievement across childhood and adolescence: A meta-analysis // Educational Psychology Review. 2016. Vol. 28. № 3. P. 425—474. DOI:10.1007/s10648-015-9320-8
  10. Dogan U. Student Engagement, Academic Self-efficacy, and Academic Motivation as Predictors of Academic Performance // The Anthropologist. 2015. Vol. 20. № 3. P. 553—561. DOI:10.1080/09720073.20 15.11891759
  11. Fredricks J.A., McColskey W. The measurement of student engagement: a comparative analysis of various methods and student self-report instruments // Handbook of Research on Student Engagement / ed. by S.L. Christenson. MA, Boston: Springer, 2012. P. 763— 782. DOI:10.1007/978-1-4614-2018-7_37
  12. Fredricks J.A., Filsecker M., Lawson M.A. Student engagement, context, and adjustment: addressing definitional, measurement, and methodological issues // Learning and Instruction. 2016. Vol. 43. P. 1—4. DOI:10.1016/j.learninstruc.2016.02.002
  13. Froiland J.M., Worrell F.C. Intrinsic motivation, learning goals, engagement, and achievement in a diverse high school // Psychology in the Schools. 2016. Vol. 53. P. 321—336. DOI:10.1002/pits.21901
  14. Lei H., Cui Y., Zhou W. Relationships between student engagement and academic achievement: a meta-analysis // Social Behavior and Personality. 2018. Vol. 46. № 3. P. 517—528. DOI:10.2224/sbp.7054
  15. Martin A.J., Ginns P., Papworth B. Motivation and engagement: Same or different? Does it matter? // Learning and Individual Differences. 2017. Vol. 55. P. 150—162. DOI:10.1016/j.lindif.2017.03.013
  16. Morales-Vives F., Camps E., Dueñas J.M. Predicting academic achievement in adolescents: The role of maturity, intelligence and personality // Psicothema. 2020. Vol. 32. № 1. P. 84—91. DOI:10.7334/ psicothema2019.262
  17. Morosanova V.I., Fomina T.G., Bondarenko I.N. Academic achievement: intelligence, regulatory, and cognitive predictors // Psychology in Russia. 2015. Vol. 8. № 3. P. 136—156. DOI:10.11621/pir .2015 .03011
  18. Morosanova V., Bondarenko I., Fomina T., Burmistrova-Savenkova A. Self-regulation, personality factors, academic achievement in middle and senior school: variations across grade level // The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS. 2018. № 43. P. 401—410. DOI:10.15405/ epsbs.2018.07.53
  19. Putwain D.W., Nicholson L., Pekrun R., Becker S., Symes W. Expectancy of Success, Attainment Value, Engagement, and Achievement: A Moderated Mediation Analysis // Learning and Instruction. 2019. Vol. 60. P. 117—125. DOI:10.1016/j.learninstruc.2018.11.005
  20. Reschly A.L., Christenson S.L. Jingle, jangle, and conceptual haziness: evolution and future directions of the engagement construct // Handbook of Research on Student Engagement / ed. by S.L. Christenson et al. MA, Boston: Springer, 2012. P. 3—21. DOI:10.1007/978-1- 4614-2018-7_37
  21. Stefansson K., Gestsdottir S., Birgisdottir F., Lerner R.M. School engagement and intentional self-regulation: a reciprocal relation in adolescence // Journal of Adolescence. 2018. Vol. 64. P. 23—33. DOI:10.1016/j.adolescence.2018.01.005
  22. Torrecilla Sánchez E.M., Miguélañez S.O., Abad F.M. Explanatory factors as predictors of academic achievement in PISA tests. An analysis of the moderating effect of gender // International Journal of Educational Research. 2019. Vol. 96. P. 111—119. DOI:10.1016/j. ijer.2019.06.002
  23. Trajectories of change in students’ self-concepts of ability and values in math and college major choice / Musu-Gillette L.E. [et al.] // Educational research and evaluation. 2015. Vol. 21. № 4. P. 343—370. DOI:10.10 80/13803611.2015.1057161
  24. Wang M.-T., Eccles J.S. School context, achievement motivation, and academic engagement: a longitudinal study of school engagement using a multidimensional perspective // Learning and Instruction. 2013. Vol. 28. P. 12—23. DOI:10.1016/j. learninstruc.2013.04.002
  25. Wang M.-T., Fredricks J., Ye F., Hofkens T., Linn J.S. Conceptualization and assessment of adolescents’ engagement and disengagement in school: a multidimensional school engagement scale // European Journal of Psychological Assessment. 2019. Vol. 35. № 4. P. 592—606. DOI:10.1027/1015-5759/a000431
  26. Wigfield A., Wagner A.L. Competence, motivation, and identity development during adolescence // Handbook of competence and motivation / ed. by. J.A. Elliot, S.C. Dweck, NY.: The Guilford Press, 2005. P. 222—239.
Статьи по теме

Психология образования  |  Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н.

Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении

CrossRef doi:10.17759/mda.2021110401

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика