Качественная методология и доказательные практики в психологии и образовании

462

Аннотация

Обсуждаются вопросы включения качественной методологии в движение доказательного обоснования практик в психологии и образовании. Показано, как в области «встречи» качественной методологии и доказательного подхода происходит их взаимное обогащение и переформатирование. Обращается внимание на то, что качественная методология открывает дополнительные возможности для оценки социальной валидности практик, точности их применения, позволяет учитывать факторы контекста в изучении эффективности практик. Отвечая на вызовы доказательного подхода, сторонники качественных исследований развивают принципы и процедуры метасинтеза, аналога метаанализа в количественных исследованиях, цель которого — интегрировать результаты множества исследований по определенной теме, выполненных с применением качественных методов. Специальное внимание в статье уделено роли качественной методологии в каузальных исследованиях эффективности практик. Авторы показывают, что мнение о качественной методологии как исключительно описательной ошибочно. Альтернативные позитивизму и теории дисперсии реалистический подход к причинности и теория процессов позволяют переосмыслить объяснительный потенциал качественной методологии.

Общая информация

Ключевые слова: качественная методология, доказательная практика, метасинтез, позитивистский подход, реалистический подход, причинность, теория дисперсии, теория процессов, социальная валидность практики, образование

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260609

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Разработка методоло¬гических оснований для формирования единого национального подхода к определению соци¬альных (в том числе образовательных) практик с доказанной эффективностью».

Получена: 12.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Бусыгина Н.П., Горобцова А.В. Качественная методология и доказательные практики в психологии и образовании // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 117–127. DOI: 10.17759/pse.2021260609

Литература

  1. Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Фреик Н.В. Реестры практик как механизм доказательной социальной политики в сфере защиты детства: анализ международного опыта [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство.2021.Том 2.№ 1.С.7—23.DOI:10.17759/ssc.2021020101
  2. Левин К. Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в биологии и психологии [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2019.Т.12.№ 67—68.C.4.URL: http:// www.psystudy.ru/index.php/num/2019v12n67-68/1821- levin67-68.html (дата обращения: 25.11.2021).
  3. Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А.Стратегии валидизации качественных исследований в психологии [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2015.Т.8.№ 44.С.3.URL: http:// psystudy.ru/index.php/num/2015v8n44/1207- melnikova44.html (дата обращения: 25.11.2021).
  4. Bhaskar R. A Realist Theory of Science.Routledge, 2008.277 p.
  5. Erickson F. Qualitative Methods in Research on Teaching // Y.Lincoln & N.K.Denzin (Eds.) The SAGE Handbook of Qualitative Research.Thousand Oaks, CA: Sage, 2011.P.43—59.
  6. Erwin J.E., Brotherson M.J., Summers J.A. Understanding Qualitative Metasynthesis: Issues and Opportunities in Early Childhood Intervention Research // Journal of Early Intervention.2011.Vol. 33(3).P.186— 198.DOI:10.1177/1053815111425493
  7. Huberman A.M., Miles M.B. Assessing Local Causality in Qualitative Research // D.N.Berg, K.K. Smith (Eds.).The Self in Social Inquiry: Researching Methods.Thousand Oaks, CA: Sage, 1985.P.351—381.
  8. Jensen R. Exploring Causal Relationships Qualitatively: An Empirical Illustration of How Causal Relationships Become Visible Across Episodes and Contexts // Journal of Educational Changes.2021.DOI:10.1007/s10833-021-09415-5
  9. Joanna Briggs Institute Reviewers Manual: 2014 Edition.Australia: The Joanna Briggs Institute, 2014.196 p.
  10. Kent B., Fineout-Overholt E. Using Meta-Synthesis to Facilitate Evidence-Based Practice // Worldviews on Evidence-Based Nursing.2008.Vol.5(3).P.160—162.DOI:10.1111/j.1741-6787.2008.00133.x
  11. Kozleski E.B.The Uses of Qualitative Research: Powerful Methods to Inform Evidence-Based Practice in Education // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities.2017.Vol.42(1).P.19—32.DOI:10.1177/1540796916683710
  12. Lachal J., Revah-Levy A., Orri M., Moro M.R. Metasynthesis: An Original Method to Synthesize Qualitative Literature in Psychiatry // Frontiers in Psychiatry.2017.Vol.8.P.269.DOI:10.3389/fpsyt.2017.00269
  13. Lincoln Y.S., Guba E.G. Naturalistic Inquiry.Newbury Park, CA: Sage, 1985.416 p.
  14. Mastropieri M.A., Scruggs T.E., Graetz J., Norland J., Gardizi W., McDuffie K. Case Studies in Co-Teaching in the Content Areas: Successes, Failures and Challenges // Intervention in School and Clinic.2005.Vol.40(5).P. 260—270.DOI:10.1177/10534512050400050201
  15. Maxwell J.A. Causal Explanation, Qualitative Research, and Scientific Inquiry in Education // Educational Researcher.2004.Vol.33(2).P.3—11.DOI:10.3102/0013189X033002003
  16. Maxwell J.A. The Importance of Qualitative Research for Causal Explanation in Education // Qualitative Inquiry.2012.Vol.18(8).P.655—661.DOI:10.1177/1077800412452856
  17. Maxwell J.A. Using Qualitative Methods for Causal Explanation // Field Methods.2004.Vol.16.P.243— 264.DOI:10.1177/1525822X04266831
  18. McDuffie K.A., Scruggs T.E. The Contributions of Qualitative Research to Discussions of Evidence- Based Practice in Special Education // Interventions in School and Clinic.2008.Vol.44(2).P.91—97.DOI:10.1177/1053451208321564
  19. Miles M., Huberman M. Some Procedures for Causal Analysis of Multiple-Case Data // International Journal of Qualitative Studies in Education.1989.Vol. 2(1).P.55—68 DOI:10.1080/0951839890020106
  20. Mohr L.B. Explaining Organizational Behavior.San Francisco: Jossey-Bass, 1982.260 p.
  21. Mohr L.B. The Causes of Human Behavior: Implications for Theory and Method in the Social Sciences.Ann Arbor: University of Michigan Press, 1996.193 p.
  22. Noyes J., Booth A., Cargo M., Flemming K., Harden A., Harris J., Garside R., Hannes K., Pantoja T., Thomas J. Chapter 21: Qualitative Evidence // J.P.T. Higgins, J.Thomas, J.Chandler, M.Cumpston, T.Li, M.J.Page, V.A.Welch (Eds.) Cochrane Handbook for Systematic Reviews of Interventions.Version 6.2 (updated February 2021).Cochrane, 2021.URL: www.training.cochrane.org/handbook (Accessed 21.11.2021).
  23. Odom S.L. The Tie That Binds: Evidence- Based Practice, Implementation Science, and Outcomes for Children // Topics in Early Childhood Special Education.2009.Vol.29.P.53—56.DOI:10.1177/0271121408329171
  24. Salmon W.C. Causality and Explanation.New York: Oxford University Press, 1998.448 p.DOI:10.1093/0195108647.001.0001
  25. Sandelowski M., Barroso J. Handbook for Synthesizing Qualitative Research.New York: Springer, 2007.312 p.
  26. Scruggs T.E., Mastropieri M.A., McDuffie K.A. Co- Teaching in Inclusive Classrooms: A Metasynthesis of Qualitative Research // Exceptional Children.2007.Vol. 73(4).P.392—416.DOI:10.1177/001440290707300401
  27. Smith S.W., Daunic A.P., Taylor G.G. Treatment Fidelity in Applied Educational Research: Expanding the Adoption and Application of Measures to Ensure Evidence-Based Practice // Education and Treatment of Children.2007.Vol.30(4).P.121—134.DOI:10.1353/ etc.2007.0033
  28. Vidich A.J., Lyman S.M. Qualitative Methods: Their History in Sociology and Anthropology // N.K.Denzin, Y.S.Lincoln (Eds.) Handbook of Qualitative Research (2nd ed.).Thousand Oaks, CA: Sage, 2000.P.37—84.
  29. Weisner T.S. (Ed.).Discovering Successful Pathways in Children’s Development: Mixed Methods in the Study of Childhood and Family Life. Chicago, IL: University of Chicago Press, 2005.368 p.

Информация об авторах

Бусыгина Наталья Петровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2344-9543, e-mail: boussyguina@yandex.ru

Горобцова Анна Вячеславовна, кандидат социологических наук, преподаватель кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5045-0638, e-mail: anyag89@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 843
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 462
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 13