Бусыгина Н.П. кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2344-9543 e-mail: boussyguina@yandex.ru
Горобцова А.В. кандидат социологических наук, преподаватель кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5045-0638 e-mail: anyag89@mail.ru
Обсуждаются вопросы включения качественной методологии в движение доказательного обоснования практик в психологии и образовании. Показано, как в области «встречи» качественной методологии и доказательного подхода происходит их взаимное обогащение и переформатирование. Обращается внимание на то, что качественная методология открывает дополнительные возможности для оценки социальной валидности практик, точности их применения, позволяет учитывать факторы контекста в изучении эффективности практик. Отвечая на вызовы доказательного подхода, сторонники качественных исследований развивают принципы и процедуры метасинтеза, аналога метаанализа в количественных исследованиях, цель которого — интегрировать результаты множества исследований по определенной теме, выполненных с применением качественных методов. Специальное внимание в статье уделено роли качественной методологии в каузальных исследованиях эффективности практик. Авторы показывают, что мнение о качественной методологии как исключительно описательной ошибочно. Альтернативные позитивизму и теории дисперсии реалистический подход к причинности и теория процессов позволяют переосмыслить объяснительный потенциал качественной методологии.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Разработка методоло¬гических оснований для формирования единого национального подхода к определению соци¬альных (в том числе образовательных) практик с доказанной эффективностью».
Получена: 12.11.2021
Принята в печать: 10.12.2021
Ссылка для цитирования
Литература
Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Фреик Н.В. Реестры практик как
механизм доказательной социальной политики в сфере защиты детства: анализ
международного опыта [Электронный ресурс] // Социальные науки и
детство.2021.Том 2.№ 1.С.7—23.DOI:10.17759/ssc.2021020101
Левин К. Переход от аристотелевского к галилеевскому способу
мышления в биологии и психологии [Электронный ресурс] // Психологические
исследования.2019.Т.12.№ 67—68.C.4.URL: http://
www.psystudy.ru/index.php/num/2019v12n67-68/1821- levin67-68.html (дата
обращения: 25.11.2021).
Bhaskar R. A Realist Theory of Science.Routledge, 2008.277 p.
Erickson F. Qualitative Methods in Research on Teaching // Y.Lincoln
& N.K.Denzin (Eds.) The SAGE Handbook of Qualitative Research.Thousand
Oaks, CA: Sage, 2011.P.43—59.
Erwin J.E., Brotherson M.J., Summers J.A. Understanding Qualitative
Metasynthesis: Issues and Opportunities in Early Childhood Intervention
Research // Journal of Early Intervention.2011.Vol. 33(3).P.186—
198.DOI:10.1177/1053815111425493
Huberman A.M., Miles M.B. Assessing Local Causality in Qualitative
Research // D.N.Berg, K.K. Smith (Eds.).The Self in Social Inquiry: Researching
Methods.Thousand Oaks, CA: Sage, 1985.P.351—381.
Jensen R. Exploring Causal Relationships Qualitatively: An Empirical
Illustration of How Causal Relationships Become Visible Across Episodes and
Contexts // Journal of Educational
Changes.2021.DOI:10.1007/s10833-021-09415-5
Joanna Briggs Institute Reviewers Manual: 2014 Edition.Australia: The
Joanna Briggs Institute, 2014.196 p.
Kent B., Fineout-Overholt E. Using Meta-Synthesis to Facilitate
Evidence-Based Practice // Worldviews on Evidence-Based
Nursing.2008.Vol.5(3).P.160—162.DOI:10.1111/j.1741-6787.2008.00133.x
Kozleski E.B.The Uses of Qualitative Research: Powerful Methods to
Inform Evidence-Based Practice in Education // Research and Practice for
Persons with Severe
Disabilities.2017.Vol.42(1).P.19—32.DOI:10.1177/1540796916683710
Lachal J., Revah-Levy A., Orri M., Moro M.R. Metasynthesis: An
Original Method to Synthesize Qualitative Literature in Psychiatry // Frontiers
in Psychiatry.2017.Vol.8.P.269.DOI:10.3389/fpsyt.2017.00269
Lincoln Y.S., Guba E.G. Naturalistic Inquiry.Newbury Park, CA: Sage,
1985.416 p.
Mastropieri M.A., Scruggs T.E., Graetz J., Norland J., Gardizi W.,
McDuffie K. Case Studies in Co-Teaching in the Content Areas: Successes,
Failures and Challenges // Intervention in School and Clinic.2005.Vol.40(5).P.
260—270.DOI:10.1177/10534512050400050201
Maxwell J.A. Causal Explanation, Qualitative Research, and
Scientific Inquiry in Education // Educational
Researcher.2004.Vol.33(2).P.3—11.DOI:10.3102/0013189X033002003
Maxwell J.A. The Importance of Qualitative Research for Causal
Explanation in Education // Qualitative
Inquiry.2012.Vol.18(8).P.655—661.DOI:10.1177/1077800412452856
Maxwell J.A. Using Qualitative Methods for Causal Explanation //
Field Methods.2004.Vol.16.P.243— 264.DOI:10.1177/1525822X04266831
McDuffie K.A., Scruggs T.E. The Contributions of Qualitative
Research to Discussions of Evidence- Based Practice in Special Education //
Interventions in School and
Clinic.2008.Vol.44(2).P.91—97.DOI:10.1177/1053451208321564
Miles M., Huberman M. Some Procedures for Causal Analysis of
Multiple-Case Data // International Journal of Qualitative Studies in
Education.1989.Vol. 2(1).P.55—68 DOI:10.1080/0951839890020106
Mohr L.B. Explaining Organizational Behavior.San Francisco:
Jossey-Bass, 1982.260 p.
Mohr L.B. The Causes of Human Behavior: Implications for Theory and
Method in the Social Sciences.Ann Arbor: University of Michigan Press, 1996.193
p.
Noyes J., Booth A., Cargo M., Flemming K., Harden A., Harris J., Garside
R., Hannes K., Pantoja T., Thomas J. Chapter 21: Qualitative Evidence //
J.P.T. Higgins, J.Thomas, J.Chandler, M.Cumpston, T.Li, M.J.Page, V.A.Welch
(Eds.) Cochrane Handbook for Systematic Reviews of Interventions.Version 6.2
(updated February 2021).Cochrane, 2021.URL: www.training.cochrane.org/handbook
(Accessed 21.11.2021).
Odom S.L. The Tie That Binds: Evidence- Based Practice,
Implementation Science, and Outcomes for Children // Topics in Early Childhood
Special Education.2009.Vol.29.P.53—56.DOI:10.1177/0271121408329171
Salmon W.C. Causality and Explanation.New York: Oxford University
Press, 1998.448 p.DOI:10.1093/0195108647.001.0001
Sandelowski M., Barroso J. Handbook for Synthesizing Qualitative
Research.New York: Springer, 2007.312 p.
Scruggs T.E., Mastropieri M.A., McDuffie K.A. Co- Teaching in
Inclusive Classrooms: A Metasynthesis of Qualitative Research // Exceptional
Children.2007.Vol. 73(4).P.392—416.DOI:10.1177/001440290707300401
Smith S.W., Daunic A.P., Taylor G.G. Treatment Fidelity in Applied
Educational Research: Expanding the Adoption and Application of Measures to
Ensure Evidence-Based Practice // Education and Treatment of
Children.2007.Vol.30(4).P.121—134.DOI:10.1353/ etc.2007.0033
Vidich A.J., Lyman S.M. Qualitative Methods: Their History in
Sociology and Anthropology // N.K.Denzin, Y.S.Lincoln (Eds.) Handbook of
Qualitative Research (2nd ed.).Thousand Oaks, CA: Sage, 2000.P.37—84.
Weisner T.S. (Ed.).Discovering Successful Pathways in Children’s
Development: Mixed Methods in the Study of Childhood and Family Life.
Chicago, IL: University of Chicago Press, 2005.368 p.