Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10511Новости 2002Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №6 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q3
SNIP: Q2
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Измерение межкультурной компетентности педагога: разработка и апробация Теста ситуационных суждений ТСС-МКК 193

|

Хухлаев О.Е.
кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534
e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru

Павлова О.С.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9702-1550
e-mail: os_pavlova@mail.ru

Хакимов Э.Р.
кандидат педагогических наук, директор, образовательно-культурный центр Сиппола, Сиппола, Финляндия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5745-815X
e-mail: eduard.khakimov@yahoo.com

Хухлаева О.В.
доктор педагогических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования,факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8782-7742
e-mail: ovc54@yandex.ru

Александрова Е.А.
кандидат культурологии, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6675-6965
e-mail: aleksandrovaae@gmail.com

Кривцова А.С.
кандидат психологических наук, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3297-8500
e-mail: edmond21@yandex.ru

Лейбман И.Я.
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Этнопсихологии и проблем поликультурного образования», доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0851-5186
e-mail: irina.leybman@gmail.com

Усубян Ш.А.
специалист по УМР отдела по международным связям МГППУ, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4427-6677
e-mail: usubyansha@mgppu.ru

Аннотация

Представлено описание создания и апробации Теста ситуационных суждений ТСС-МКК, предназначенного для измерения межкультурной компетентности педагога в форме поведенческих предпочтений в профессиональной области взаимодействия с учащимися и их родителями. Примененный подход позволяет более эффективно, чем опросные методы, диагностировать поведенческие аспекты межкультурной компетентности в определенной профессиональной сфере. ТСС-МКК состоит из 18 ситуаций-кейсов из педагогической практики и четырех возможных вариантов поведения педагога, из которых тестируемый должен выбрать один правильный ответ. Сами ситуации выделены на основе качественного исследования в формате глубинного интервью, посвященного трудным, критическим ситуациям, которые встречаются педагогу в работе с детьми и родителями из других культур (n=53). Оценка межкультурной компетентности вариантов ответов произведена на основе экспертного опроса 23 специалистов. В исследовании для валидизации и проверки согласованности ТСС-МКК приняли участие 1367 учителей. В результате использования категориального метода главных компонент (CatPCA) обнаружена одношкальная структура ТСС- МКК, которая подтверждена конфирматорным факторным анализом. Взаимосвязи результатов ТСС-МКК и шкал, используемых для валидизации, носят предсказуемый характер: межкультурная компетентность связана с показателями профессиональной успешности педагога, работающего с учениками других культур. Сделан вывод о том, что ТСС-МКК может быть эффективно использован для оценки предпосылок межкультурной успешности у российских педагогов.

Ключевые слова: межкультурная компетентность, учитель, тест ситуационных суждений, межкультурная коммуникация, мигранты

Рубрика: Психология образования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260603

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке внутреннего проекта МГППУ «Измерения межкультурной компетентности педагога».

Получена: 29.10.2021

Принята в печать: 19.11.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование; пер.с англ.и общ.науч.ред.А.А.Алексеева.СПб.: Питер, 2001.688 с.
  2. Григорьев Д.С. Дискриминация мигрантов в социоэкономической сфере: роль межгрупповых установок принимающего населения // Социальная психология и общество.2017.Том 8.№ 3.С.63—84.DOI:10.17759/sps.2017080306
  3. Григорьев Д.С., Батхина А.А., Дубров Д.И.Ассимиляционизм, мультикультурализм, этнический дальтонизм и поликультурализм в российском контексте // Культурно-историческая психология.2018.Т.14.№ 2.С.53—65.DOI:10.17759/ chp.2018140206
  4. Ларин Н.А. Феномен эмоционального выгорания при межкультурном взаимодействии [Электронный ресурс] // Психология и Психотехника.2017.№ 3.С. 1—9. URL: https://nbpublish.com/library_read_ article.php?id=23962 (дата обращения: 13.09.2020).
  5. Личутина Э.И. Тест ситуативных суждений как метод диагностики решений профессиональных проблем [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий.2017.№ 1.URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13784 (дата обращения: 13.09.2020).
  6. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологии.2008.№ 2.С.3—16.
  7. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / под ред.Е.Ленской, М.Пинской; Нац.исслед.ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования.Современная аналитика образования.Вып.1.М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2015.36 с.
  8. Хухлаев О.Е., Ткаченко Н.В. Отношение российских учителей к культурному разнообразию в трудных педагогических ситуациях: опыт качественного анализа // Известия Саратовского университета.Новая серия.Акмеология образования.Психология развития.2021 (в печати).
  9. Хухлаев О.Е., Гриценко В.В., Павлова О.С. и др.Комплексная модель межкультурной компетентности: теоретическое обоснование // Вестник Российского университета дружбы народов.Серия: Психология и педагогика.2020.Т. 17.№ 1.C.13—28.DOI:10.22363/2313-1683-2020- 17-1-13-28
  10. Bartel-Radic A., Giannelloni J.L. A Renewed Perspective on the Measurement of Cross-Cultural Competence: An Approach Through Personality Traits and Cross-Cultural Knowledge // European Management Journal.2017.Vol.35.№ 5.P.632—644.DOI:10.1016/j.emj.2017.02.003
  11. Bennett J.M., Bennett M.J. Developing intercultural sensitivity: An integrative approach to global and domestic diversity / In D.Landis, J.Bennett, M.Bennett (Eds.) // Handbook of intercultural training.3rd ed.Thousand Oaks: Sage, 2004.Р.147—165.
  12. Bledow R., Frese M. A situational judgment test of personal initiative and its relationship to performance // Personnel Psychology.2009.№ 62.Р.229—258.
  13. Comrey A. A first course on factor analysis. London, UK: Academic Press, 1973.429 р.
  14. Examining psychometric properties, measurement invariance, and construct validity of a short version of the Test to Measure Intercultural Competence (TMIC-S) in Germany and Brazil / Schnabel D.B.L.[et al.] // International Journal of Intercultural Relations.2015.Vol.49.P.137—155.
  15. Hammer M.R., Bennett M.J. The Intercultural Development Inventory (IDI) manual.Portland, OR, Intercultural Communication Institute, 1999.174 р.
  16. Hernandez F., Kose B.W. The Developmental Model of Intercultural Sensitivity: A Tool for Understanding Principals’ Cultural Competence // Education and Urban Society.2012.№ 4(44).Р.512—530.
  17. Hu L., Bentler P.M. Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives // Structural Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal.1999.№ 6(1).Р.1—55.DOI:10.1080/10705519909540118
  18. Leung K., Ang S., Tan M.L. Intercultural Competence // Annual Review of Organizational Psychology & Organizational Behavior.2014.Vol.1.P. 489—519.
  19. Linting M., van der Kooij A. Nonlinear Principal Components Analysis with CATPCA: A Tutorial, Journal of Personality Assessment.2012.Vol.94.№ 1.Р.12— 25.DOI:10.1080/00223891.2011.627965
  20. McAllister G., Irvine J.J. Cross Cultural Competency and Multicultural Teacher Education // Review of Educational Research.2000.Vol.70.№ 1.Р.3—24.
  21. Rissanen I., Kuusisto E., Kuusisto A. Developing teachers’ intercultural sensitivity: Case study on a pilot course in Finnish teacher education // Teaching and Teacher Education.2016.№ 59.Р.446—456.DOI:10.1016/j.tate.2016.07.018
  22. Rosenthal L., Levy S.R. The relation between polyculturalism and intergroup attitudes among racially and ethnically diverse adults // Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology.2012.Vol.18.P.1—16.
  23. Schwarzer R., Jerusalem M. Generalized Self- Efficacy scale / Weinman J., Wright S., Johnston M.// Measures in health psychology: A user’s portfolio.UK: NFER-NELSON, 2015.P.35—37.
  24. Tatar M., Horenczyk G. Diversity-related burnout among teachers // Teaching and Teacher Education.2003.№ 19.Р.397—408.
  25. Tatar M., Ben-Uri I., Horenczyk G. Assimilation attitudes predict lower immigration-related self-efficacy among Israeli immigrant teachers // European Journal of Psychology of Education.2011.№ 26.Р.247—255.
  26. Weekley J.A., Ployhart R.E. Situational Judgment Test: theory, measurement and application (ed.) / International Situational Judgment Tests Filip Lievens.2006.Р.279—300.
  27. Whaley A.L., Davis K.E. Cultural competence and evidence-based practice in mental health services: a complementary perspective // American Psychologist. 2007.№ 62. Р.563—574.
Статьи по теме

Психология образования  |  Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н.

Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении

CrossRef doi:10.17759/mda.2021110401

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика