Хухлаев О.Е. кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534 e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru
Павлова О.С. кандидат педагогических наук, доцент, кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9702-1550 e-mail: os_pavlova@mail.ru
Хухлаева О.В. доктор педагогических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования,факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8782-7742 e-mail: ovc54@yandex.ru
Александрова Е.А. кандидат культурологии, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6675-6965 e-mail: aleksandrovaae@gmail.com
Кривцова А.С. кандидат психологических наук, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3297-8500 e-mail: edmond21@yandex.ru
Лейбман И.Я. кандидат психологических наук, доцент кафедры «Этнопсихологии и проблем поликультурного образования», доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0851-5186 e-mail: irina.leybman@gmail.com
Усубян Ш.А. специалист по УМР отдела по международным связям МГППУ, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4427-6677 e-mail: usubyansha@mgppu.ru
Представлено описание создания и апробации Теста ситуационных суждений ТСС-МКК, предназначенного для измерения межкультурной компетентности педагога в форме поведенческих предпочтений в профессиональной области взаимодействия с учащимися и их родителями. Примененный подход позволяет более эффективно, чем опросные методы, диагностировать поведенческие аспекты межкультурной компетентности в определенной профессиональной сфере. ТСС-МКК состоит из 18 ситуаций-кейсов из педагогической практики и четырех возможных вариантов поведения педагога, из которых тестируемый должен выбрать один правильный ответ. Сами ситуации выделены на основе качественного исследования в формате глубинного интервью, посвященного трудным, критическим ситуациям, которые встречаются педагогу в работе с детьми и родителями из других культур (n=53). Оценка межкультурной компетентности вариантов ответов произведена на основе экспертного опроса 23 специалистов. В исследовании для валидизации и проверки согласованности ТСС-МКК приняли участие 1367 учителей. В результате использования категориального метода главных компонент (CatPCA) обнаружена одношкальная структура ТСС- МКК, которая подтверждена конфирматорным факторным анализом. Взаимосвязи результатов ТСС-МКК и шкал, используемых для валидизации, носят предсказуемый характер: межкультурная компетентность связана с показателями профессиональной успешности педагога, работающего с учениками других культур. Сделан вывод о том, что ТСС-МКК может быть эффективно использован для оценки предпосылок межкультурной успешности у российских педагогов.
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке внутреннего проекта МГППУ «Измерения межкультурной компетентности педагога».
Получена: 29.10.2021
Принята в печать: 19.11.2021
Ссылка для цитирования
Литература
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование; пер.с англ.и
общ.науч.ред.А.А.Алексеева.СПб.: Питер, 2001.688 с.
Григорьев Д.С. Дискриминация мигрантов в социоэкономической сфере:
роль межгрупповых установок принимающего населения // Социальная психология и
общество.2017.Том 8.№ 3.С.63—84.DOI:10.17759/sps.2017080306
Григорьев Д.С., Батхина А.А., Дубров Д.И.Ассимиляционизм,
мультикультурализм, этнический дальтонизм и поликультурализм в российском
контексте // Культурно-историческая психология.2018.Т.14.№
2.С.53—65.DOI:10.17759/ chp.2018140206
Личутина Э.И. Тест ситуативных суждений как метод диагностики
решений профессиональных проблем [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент
инновационных технологий.2017.№ 1.URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13784
(дата обращения: 13.09.2020).
Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального
анализа // Вопросы психологии.2008.№ 2.С.3—16.
Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования
педагогического корпуса (TALIS 2013) / под ред.Е.Ленской, М.Пинской;
Нац.исслед.ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования.Современная
аналитика образования.Вып.1.М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2015.36 с.
Хухлаев О.Е., Ткаченко Н.В. Отношение российских учителей к
культурному разнообразию в трудных педагогических ситуациях: опыт качественного
анализа // Известия Саратовского университета.Новая серия.Акмеология
образования.Психология развития.2021 (в печати).
Хухлаев О.Е., Гриценко В.В., Павлова О.С. и др.Комплексная модель
межкультурной компетентности: теоретическое обоснование // Вестник Российского
университета дружбы народов.Серия: Психология и педагогика.2020.Т. 17.№
1.C.13—28.DOI:10.22363/2313-1683-2020- 17-1-13-28
Bartel-Radic A., Giannelloni J.L. A Renewed Perspective on the
Measurement of Cross-Cultural Competence: An Approach Through Personality
Traits and Cross-Cultural Knowledge // European Management
Journal.2017.Vol.35.№ 5.P.632—644.DOI:10.1016/j.emj.2017.02.003
Bennett J.M., Bennett M.J. Developing intercultural sensitivity: An
integrative approach to global and domestic diversity / In D.Landis, J.Bennett,
M.Bennett (Eds.) // Handbook of intercultural training.3rd ed.Thousand Oaks:
Sage, 2004.Р.147—165.
Bledow R., Frese M. A situational judgment test of personal
initiative and its relationship to performance // Personnel Psychology.2009.№
62.Р.229—258.
Comrey A. A first course on factor analysis. London, UK:
Academic Press, 1973.429 р.
Examining psychometric properties, measurement invariance, and construct
validity of a short version of the Test to Measure Intercultural Competence
(TMIC-S) in Germany and Brazil / Schnabel D.B.L.[et al.] // International
Journal of Intercultural Relations.2015.Vol.49.P.137—155.
Hammer M.R., Bennett M.J. The Intercultural Development Inventory
(IDI) manual.Portland, OR, Intercultural Communication Institute, 1999.174
р.
Hernandez F., Kose B.W. The Developmental Model of Intercultural
Sensitivity: A Tool for Understanding Principals’ Cultural Competence //
Education and Urban Society.2012.№ 4(44).Р.512—530.
Hu L., Bentler P.M. Cutoff criteria for fit indexes in covariance
structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives // Structural
Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal.1999.№
6(1).Р.1—55.DOI:10.1080/10705519909540118
Leung K., Ang S., Tan M.L. Intercultural Competence // Annual Review
of Organizational Psychology & Organizational Behavior.2014.Vol.1.P.
489—519.
Linting M., van der Kooij A. Nonlinear Principal Components Analysis
with CATPCA: A Tutorial, Journal of Personality Assessment.2012.Vol.94.№
1.Р.12— 25.DOI:10.1080/00223891.2011.627965
McAllister G., Irvine J.J. Cross Cultural Competency and
Multicultural Teacher Education // Review of Educational Research.2000.Vol.70.№
1.Р.3—24.
Rissanen I., Kuusisto E., Kuusisto A. Developing teachers’
intercultural sensitivity: Case study on a pilot course in Finnish teacher
education // Teaching and Teacher Education.2016.№
59.Р.446—456.DOI:10.1016/j.tate.2016.07.018
Rosenthal L., Levy S.R. The relation between polyculturalism and
intergroup attitudes among racially and ethnically diverse adults // Cultural
Diversity and Ethnic Minority Psychology.2012.Vol.18.P.1—16.
Schwarzer R., Jerusalem M. Generalized Self- Efficacy scale /
Weinman J., Wright S., Johnston M.// Measures in health psychology: A user’s
portfolio.UK: NFER-NELSON, 2015.P.35—37.
Tatar M., Horenczyk G. Diversity-related burnout among teachers //
Teaching and Teacher Education.2003.№ 19.Р.397—408.
Tatar M., Ben-Uri I., Horenczyk G. Assimilation attitudes predict
lower immigration-related self-efficacy among Israeli immigrant teachers //
European Journal of Psychology of Education.2011.№ 26.Р.247—255.
Weekley J.A., Ployhart R.E. Situational Judgment Test: theory,
measurement and application (ed.) / International Situational Judgment Tests
Filip Lievens.2006.Р.279—300.
Whaley A.L., Davis K.E. Cultural competence and evidence-based
practice in mental health services: a complementary perspective // American
Psychologist. 2007.№ 62. Р.563—574.