Косарецкий С.Г. доктор психологических наук, директор центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8905-8983 e-mail: skosaretski@hse.ru
Мерцалова Т.А. кандидат педагогических наук, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, Институт образования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1482-1988 e-mail: tmertsalova@hse.ru
Сенина Н.А. стажер-исследователь Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, Институт образования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3324-3864 e-mail: nsenina@hse.ru
Анализируются данные опросов родителей учащихся и учителей общеобразовательных организаций, в которых отражены представления родителей и педагогов о причинах академической неуспешности детей и возможностях, предоставляемых современными российскими школами для их преодоления. В опросе, проведенном в рамках Мониторинга экономики образования (МЭО) в 2020—2021 учебном году, приняли участие 8958 школьных учителей и 14337 представителей семей, в которых дети посещают организации общего образования, из 8 федеральных округов Российской Федерации. Показано, что родители наименее академически успешных детей в наибольшей степени отмечают дефицит внимания школы к проблемам детей с трудностями в обучении, отсутствие дополнительных занятий и поддержки специалистов для преодоления трудностей, демонстрируют более высокий уровень готовности к переводу детей в другую школу. Для учителей, работающих в школах с большим числом неуспевающих детей, характерными являются более низкий уровень принятия ответственности за образовательную успешность обучающихся и более высокий уровень недовольства выбором профессии. Они реже получают поддержку специалистов, чаще отмечают недостаточность навыков индивидуального обучения для работы с детьми с учебными проблемами, в большей степени включены в мероприятия по профессиональному развитию в соответствующей области. Делаются выводы о том, что психологический климат, существующий в классах и школах с низкой академической композицией, неблагоприятен для преодоления школьной неуспешности, а группы родителей и педагогов, имеющих наибольшие сложности в обеспечении качественного образования, испытывают наибольший дефицит поддерживающих ресурсов.
Гошин М.Е., Мерцалова Т.А.Типы родительского участия в образовании,
социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы
образования.2018.№ 3.С. 68—90.DOI:10.17323/1814-9545-2018-3-68-90
Гошин М.Е., Пинская М.А., Григорьев Д.С. Формы участия родителей в
образовании детей в школах разного типа // Социологические исследования.2021.№
5.С.70—83.DOI:10.31857/ S013216250012685-6
Двенадцать решений для нового образования.Доклад Центра стратегических
разработок и Высшей школы экономики [Электронный ресурс].URL:
https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/ Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата
обращения: 11.06.2021).
Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Михайлова А.М. Зарубежный опыт
профилактики и преодоления школьной неуспеваемости у детей, воспитывающихся в
семьях с низким социально- экономическим статусом [Электронный ресурс] //
Современная зарубежная психология.2018.Том 8.№
1.С.7—16.DOI:10.17759/jmfp.2019080101
Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Успешность и неуспешность
школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования.2019.№
4.C.71—92.DOI:10.17323/1814-9545-2019- 4-71-92
Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Успешная школа и эффективная система
образования: какие факторы помогают приблизиться к идеалу? По данным
исследования PISA-2015 [Электронный ресурс] // Педагогические измерения.2017.№
2.С.69—80.URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/uspeshnaya-shkola-i-effektivnaya-sistema-obrazovaniya-kakie-faktory-pomogayut-priblizitsya-k-idealu-po-dannym-issledovaniya-pisa-2015-1
(дата обращения: 17.06.2021).
Константиновский Д.Л., Пинская М.А., Звягинцев Р.С. Профессиональное
самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические
исследования.2019.№ 5.С.14— 25.DOI:10.31857/S013216250004949-6
Образовательные результаты и социальное неравенство в России: динамика и
связь с образовательной политикой / Капуза А.В. [и др.] // Вопросы
образования.2017.№ 4.С.10—35.DOI:10.17323/1814-9545-2017-4-10-35
Основные результаты российских учащихся в международном исследовании
читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их
интерпретация / Адамович К.А.[и др.] [Электронный ресурс] // Факты
образования.2019.№ 2(25).URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/
direct/409673299.pdf (дата обращения: 13.06.2021).
Пинская М.А., Косарецкий С.Г., Фрумин И.Д.Школы, эффективно
работающие в сложных социальных контекстах // Вопросы образования.2011.№
4.С.148—177.URL: https://cyberleninka.ru/
article/n/shkoly-effektivno-rabotayuschie-v-slozhnyh-sotsialnyh-kontekstah
(дата обращения: 17.06.2021).
Поверх барьеров: исследуем резильентные школы / Пинская М.А.[и др.] //
Вопросы образования. 2018.№ 2.С.198—227.DOI:10.17323/1814-9545-
2018-2-198-227
«Эффективные» школы: ресурсы, контингент и управленческие стратегии
директоров / Пинская М.А. [и др.] // Информационный бюллетень.М.: НИУ
ВШЭ, 2017.44 с.
Academic resilience: What schools and countries do to help disadvantaged
students succeed in PISA / Agasisti T.[et al.] [Электронный ресурс] // OECD
working paper № 167.[Paris]: OECD, 2018.40 p.URL: https://
www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumen
tpdf/?cote=EDU/WKP(2018)3&docLanguage=En (дата обращения: 20.03.2019).
Building Resilient Schools in Russia: Effective Policy Strategies /
Pinskaya М. [et al.] // School Leadership and Management.2018.№
2.P.127—144.DOI:10.10 80/13632434.2018.1470501
Day C., Gu Q. Resilient teachers, resilient schools: Building and
sustaining quality in testing times // London.2013.192
p.DOI:10.4324/9780203578490
Driessen G., Smit F., Sleegers P. Parental Involvement and
Educational Achievement [Электронный ресурс] // British Educational Research
Journal.2005.Vol.31.№ 4.P.509—532.DOI:10.1080/01411920500148713
Education Policy Outlook 2018: Putting Student Learning at the Centre
[Электронный ресурс] // OECD iLibrary.URL:
https://www.oecd-ilibrary.org/education/
education-policy-outlook-2018_9789264301528-en (дата обращения:
13.06.2021).
Educational Support and Guidance [Электронный ресурс] // Eurydice.2019.URL:
https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/content/educational-support-and-guidance-79_en
(дата обращения: 13.06.2021).
Empowering and Enabling Teachers to Improve Equity and Outcomes for All
[Электронный ресурс] // OECD iLibrary.URL: https://www.oecd-ilibrary.org/
education/empowering-and-enabling-teachers-to-improve-equity-and-outcomes-for-all_9789264273238-
en (дата обращения: 13.06.2021).
Epstein J. Connections Count: Improving Family and Community
Involvement in Secondary Schools // Principal Leadership.2007.Vol.8.№
2.P.16—22.
Equity and Quality in Education [Электронный ресурс] // OECD Asia
Society.2012.URL: https://
asiasociety.org/sites/default/files/equity-and-quality-in-education_0.pdf (дата
обращения: 13.06.2021).
Equity and Quality in Education: Supporting Disadvantaged Students and
Schools [Электронный ресурс] // OECD
Publishing.2012.DOI:10.1787/9789264130852-en
Equity in Education: Breaking Down Barriers to Social Mobility [Электронный
ресурс] // OECD.2018.URL:
https://www.oecd.org/education/equity-in-education-9789264073234-en.htm (дата
обращения: 13.06.2021).
Fan X. Parental Involvement and Students’ Academic Achievement: A
Growth Modeling Analysis // Journal of Experimental Education.2001.Vol.70.№
1.P.27—61.DOI:10.1080/00220970109599497
Fifteen Thousand Hours.Secondary schools and their effects on children /
Rutter М.et al.1979.[Электронный ресурс] // URL:
https://books.google.ru/books?hl=en&lr=&id=j_7FcLrSrEQC&oi=fnd&pg=
PP9&ots=lMirTTDFcL&sig=EyclG4UhP07h2oof1hEr
woeWsrg&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (дата обращения:
20.03.2019).
Gamazo A., Martínez-Abad F. An Exploration of Factors
Linked to Academic Performance in PISA 2018 Through Data Mining Techniques
[Электронный ресурс] // Frontiers in Psychology.2020.DOI:10.3389/
fpsyg.2020.575167
Assessment of factors related to school effectiveness in PISA 2015.A
multilevel analysis / Gamazo A. [et al.] // Revista de Educacion.2017.№
379.P.56—78.DOI:10.4438/1988-592X-RE-2017-379-369
Good T.L. Two Decades of Research on Teacher Expectations: Findings
and Future Directions [Электронный ресурс] // SAGE journals.1987.Vol.38.№
4.P.32—47.DOI:10.1177/002248718703800406
Goodwin B. Raising the Achievement of Low- Performing
Students.Policy Brief [Электронный ресурс] // Mid-Continent Research for
Education and Learning.2000.URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/
ED442807.pdf (дата обращения: 13.06.2021).
Kim K.R., Seo E.H. The relationship between teacher efficacy and
students’ academic achievement: A meta-analysis // Social Behavior and
Personality: an international journal.2018.Vol.46.№
4.P.529—540.DOI:10.2224/sbp.6554
MacNeil A.J., Prater D.L., Busch S. The Effects of School Culture
and Climate on Student Achievement // International Journal of Leadership in
Education.2009.Vol.12.№ 1.P.73—84.DOI:10.1080/13603120701576241
PISA 2018 Results (Volume II): Where All Students Can Succeed [Электронный
ресурс] // OECD iLibrary.URL:
https://www.oecd-ilibrary.org/education/pisa-2018-results-volume-ii_b5fd1b8f-en
(дата обращения: 13.06.2021).
PISA-2018.Краткий отчет по результатам исследования [Электронный
ресурс].URL: https://fioco.ru/Media/Default/ Documents/%D0%9C%D0%A1%D0%98/PISA2
018%D0%A0%D0%A4_%D0%9A%D1%80%D0 %B0%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20
%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82.pdf (дата обращения: 11.06.2021).
ProctorС.Р. Teacher Expectations: A
Model for School Improvement // The Elementary School Journal.1984.Vol.84.№
4.P.468—481.
Reynolds D., Teddlie C. The International Handbook of School
Effectiveness Research.London, 2000.DOI:10.4324/9780203454404
Sammons P., Hillman J., Mortimore P. Key Characteristics of
Effective schools: A review of school effectiveness research [Электронный
ресурс] // London: Office for Standards in Education [OFSTED], 1995.39 p.URL:
https://files.eric.ed.gov/fulltext/ ED389826.pdf (дата обращения:
13.06.2021).
School Effectiveness and Improvement Research, Policy, and Practice:
Challenging the Orthodoxy? / Chapman C. [et al.] // London.2012.312
p.DOI:10.4324/9780203136553
School Psychological Practice with Students from Socio-economically
Disadvantaged Backgrounds / Thielking M. [et al.] // Handbook of
Australian School Psychology.2017.P.553—574.DOI:10.1007/978-3-
319-45166-4_28
Special Education Needs Provision within Mainstream Education [Электронный
ресурс] // Eurydice.2019.URL: https://eacea.ec.europa.eu/
national-policies/eurydice/finland/special-education-needs-provision-within-mainstream-education_en
(дата обращения: 13.06.2021).
Teachers’ self-efficacy beliefs as determinants of job satisfaction and
students’ academic achievement: A study at the school level / Caprara
G.V. [et al.] // Journal of School Psychology.2006.Vol.44.№ 6.P.
473—490.DOI:10.1016/j.jsp.2006.09.001
Wang S., Rubie-Davies C.M., Meissel K. A systematic review of the
teacher expectation literature over the past 30 years // Educational Research
and Evaluation.Vol 24.№ 3—5.DOI:10.1080/13803611.2 018.1548798
Yeager D., Walton G., Cohen G.L. Addressing Achievement Gaps with
Psychological Interventions [Электронный ресурс] // SAGE journals.2013.Vol.94.№
5.P.62—65.DOI:10.1177/003172171309400514