Актуальные проблемы социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот

905

Аннотация

Представлены результаты изучения проблемных вопросов социализации выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей. Обраща¬ется внимание на тот факт, что процесс социальной адаптации выпускников происходит одновременно с процессом их социализации, когда при участии в различных жизненных ситуациях оказываются задействованы имеющиеся или усваиваются новые репертуары социального поведения. В исследовани¬ях выделенной проблемы особое место занимает информация об особенно¬стях развития внутреннего мира подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации, т.к. для них характерны асоциальная мотивация, уклонение от исполнения социальных ролей, дефекты в системе общения. Для проведения исследования жизненных ситуаций, типичных для периода самостоятельной жизни выпускников, был использован методический ин¬струмент — кейсы жизненных сценариев. Представлены результаты анализа 452 кейсов жизненных сценариев выпускников 18—23 лет, из которых 262 — мужских и 190 — женских. Анализ полученных данных позволил выявить следующие проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот и выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей: недоста¬точный уровень знаний в вопросах получения образования, профессиональ¬ного образования и трудоустройства, навыков целеполагания. Выделены факты, являющиеся прототипными в описании жизненного сценария, при этом данные события являются типичными для выпускников разных форм семейного устройства, а также выпускников организации для детей-сирот.

Общая информация

Ключевые слова: социализация, социальная адаптация, дети-сироты, ОВЗ, замещающая семья, сценарии выпускников, профессиональная социализация, наставничество

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260615

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях».

Получена: 22.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Меркуль И.А., Волчанская В.О. Актуальные проблемы социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 189–199. DOI: 10.17759/pse.2021260615

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под редакцией А.А.Бодалева.М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.384 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология.Учебник для высших учебных заведений.М.: Аспект Пресс, 2001.290 с.
  3. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2015.Т.8.№ 40.URL: http://psystudy.ru/num/2015v8n40/1109- asmolov40.html (дата обращения: 23.11.2021).
  4. Байер Е.А., Аваков С.И. Педагогическое наставничество для детей-сирот [Электронный ресурс] // Проблемы психологии и педагогики.2017.№ 2.С.211—219.URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskoe-nastavnichestvo-dlya-detey-sirot (дата обращения: 25.11.2021).
  5. Берн Э. Люди, которые играют в игры.М.: Эксмо-пресс, 2003.576 с.
  6. Бобылева И.А. Сопровождение выпускников всех форм попечения (организаций для детей-сирот, семейных форм воспитания): Учебно-методическое пособие для системы дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / И.А.Бобылева, О.В. Заводилкина.М.: БФ «Расправь крылья!», 2016.132 с.URL: https://detskyfond.info/wp-content/uploads/2016/11/ Soprovozhdenie_uch-met_posobie.pdf (дата обращения: 23.11.2021).
  7. Бочавер А.А. Исследования жизненного пути человека в современной зарубежной психологии [Электронный ресурс] // Психологический журнал.2008.№ 5.С.54—62.URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=11035965 (дата обращения: 23.11.2021).
  8. Гришина Н.В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон.науч.журн.2011.№ 3(17).URL: http://psystudy.ru/ index.php/num/2011n3-17/491-grishina17.html (дата обращения: 23.11.2021).
  9. Груздева О.В., Старосветская Н.А., Свириденко А.Г., Котлярова Е.А., Каблукова И.Г. Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мониторинг трудностей и запросов работников детских домов [Электронный ресурс] // Вестник КГПУ им.В.П.Астафьева.2017.№ 1.С.20—25.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postinternatnoe-soprovozhdenie-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-monitoring-trudnostey-i-zaprosov-rabotnikov (дата обращения: 23.11.2021).
  10. Кобазева Ю.А. Исследование процесса социализации современных подростков в отечественной психологии [Электронный ресурс] // Психология обучения.2007.№ 5.URL: https:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47078.shtml (дата обращения: 23.11.2021).
  11. Леонтьев Д.А. Новые ориентиры в психологии: от необходимого к возможному [Электронный ресурс] // Вопросы психологии.2011.№ 1.С.3—27.URL: https://istina.msu.ru/publications/article/1244725/ (дата обращения: 23.11.2021).
  12. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.Информационно-правовое обеспечение.2021.URL: https://base.garant.ru/10135206/ (дата обращения: 20.11.2021).
  13. О направлении рекомендаций.Письмо Минобрнауки России от 01.03.2011 № 06.369 [Электронный ресурс] // Гарант.Информационно- правовое обеспечение.2021.URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/ (дата обращения: 20.11.2021).
  14. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства.Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 [Электронный ресурс] // Гарант.Информационно-правовое обеспечение.2021.URL: https://base.garant.ru/71684480/ (дата обращения: 20.11.2021).
  15. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р.[Электронный ресурс] // Официальный интернет- портал правовой информации.2021.URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.11.2021).
  16. Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.07.2018 № 1375-р [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации.2021.URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.11.2021).
  17. Олейникова Л.Т. Социализация выпускников интернатных учреждений в контексте профессионального самоопределения // Известия ВГПУ.2006.№ 4.С.79—82.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-vypusknikov-internatnyh-uchrezhdeniy-v-kontekste-professionalnogo-samoopredeleniya/viewer (дата обращения: 23.11.2021).
  18. Ослон В.Н. Некоторые особенности личностного развития в период ранней взрослости у выпускников различных форм альтернативной заботы // Российский научный журнал.2010.№ 4(17).С. 152—159.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т.Т.2.М.: Педагогика, 1989.328 с.
  20. Семья Г.В. Российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений // Информационный бюллетень АСИ.2007.С.1—9.
  21. Телицына А.Ю., Гнутова А.А., Лобазникова Н.Ю., Шмагина Н.С. Социально-педагогическая роль индивидуального наставничества в образовательном пространстве детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, как волонтерская практика преодоления проблем социальной адаптации // Вестник Московского государственного областного университета.Серия: Психологические науки.2016.№ 3.С.73—87.DOI:10.18384/2310- 7235-2016-3-73-87
  22. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация — содержание процесса социального взросления // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / Ред.В.С.Мухина, А.А.Хвостов.М.: Академия, 2003.С. 188—195.
  23. Чудова С.Г., Захарова Т.В.Семьи, находящиеся в социально опасном положении: специфика социальной работы с учетом их жизненных стратегий // Социология в современном мире: наука, образование, творчество.2013.№ 5.С.245—264.
  24. Howe D. Patterns of Adoption: Nature, nurture, and psycho-social development.Oxford: Blackwell Science, 1998.240 p.
  25. MacLean K. The impact of institutionalization on child development // Development and Psychopathology.2003.Vol.15.P.853—84.DOI:10.1017/S0954579403000415
  26. Stuthridge J. Script or scripture? // Life scripts: A transactional analysis of unconscious relational patterns / Ed.by R.G.Erskine.London: Karnac Books, 2010.P.73—100.

Информация об авторах

Меркуль Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3808-6076, e-mail: merkul07@mail.ru

Волчанская Виктория Олеговна, кандидат психологических наук, директор, АНО «Центр содействия детям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Два крыла», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1685-2713, e-mail: vmerkul@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1493
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 35

Скачиваний

Всего: 905
В прошлом месяце: 49
В текущем месяце: 58