Меркуль И.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3808-6076 e-mail: merkul07@mail.ru
Волчанская В.О. кандидат психологических наук, директор, АНО «Центр содействия детям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Два крыла», Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1685-2713 e-mail: vmerkul@mail.ru
Представлены результаты изучения проблемных вопросов социализации выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей. Обраща¬ется внимание на тот факт, что процесс социальной адаптации выпускников происходит одновременно с процессом их социализации, когда при участии в различных жизненных ситуациях оказываются задействованы имеющиеся или усваиваются новые репертуары социального поведения. В исследовани¬ях выделенной проблемы особое место занимает информация об особенно¬стях развития внутреннего мира подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации, т.к. для них характерны асоциальная мотивация, уклонение от исполнения социальных ролей, дефекты в системе общения. Для проведения исследования жизненных ситуаций, типичных для периода самостоятельной жизни выпускников, был использован методический ин¬струмент — кейсы жизненных сценариев. Представлены результаты анализа 452 кейсов жизненных сценариев выпускников 18—23 лет, из которых 262 — мужских и 190 — женских. Анализ полученных данных позволил выявить следующие проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот и выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей: недоста¬точный уровень знаний в вопросах получения образования, профессиональ¬ного образования и трудоустройства, навыков целеполагания. Выделены факты, являющиеся прототипными в описании жизненного сценария, при этом данные события являются типичными для выпускников разных форм семейного устройства, а также выпускников организации для детей-сирот.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях».
Получена: 22.11.2021
Принята в печать: 10.12.2021
Ссылка для цитирования
Литература
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под редакцией
А.А.Бодалева.М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.384
с.
Андреева Г.М. Социальная психология.Учебник для высших учебных
заведений.М.: Аспект Пресс, 2001.290 с.
Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности,
сложности и разнообразия [Электронный ресурс] // Психологические
исследования.2015.Т.8.№ 40.URL: http://psystudy.ru/num/2015v8n40/1109-
asmolov40.html (дата обращения: 23.11.2021).
Байер Е.А., Аваков С.И. Педагогическое наставничество для
детей-сирот [Электронный ресурс] // Проблемы психологии и педагогики.2017.№
2.С.211—219.URL: https://cyberleninka.ru/
article/n/pedagogicheskoe-nastavnichestvo-dlya-detey-sirot (дата обращения:
25.11.2021).
Берн Э. Люди, которые играют в игры.М.: Эксмо-пресс, 2003.576
с.
Бобылева И.А. Сопровождение выпускников всех форм попечения
(организаций для детей-сирот, семейных форм воспитания): Учебно-методическое
пособие для системы дополнительного профессионального образования [Электронный
ресурс] / И.А.Бобылева, О.В. Заводилкина.М.: БФ «Расправь крылья!», 2016.132
с.URL: https://detskyfond.info/wp-content/uploads/2016/11/
Soprovozhdenie_uch-met_posobie.pdf (дата обращения: 23.11.2021).
Бочавер А.А. Исследования жизненного пути человека в современной
зарубежной психологии [Электронный ресурс] // Психологический журнал.2008.№
5.С.54—62.URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=11035965 (дата обращения:
23.11.2021).
Груздева О.В., Старосветская Н.А., Свириденко А.Г., Котлярова Е.А.,
Каблукова И.Г. Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей: мониторинг трудностей и запросов работников
детских домов [Электронный ресурс] // Вестник КГПУ им.В.П.Астафьева.2017.№
1.С.20—25.URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/postinternatnoe-soprovozhdenie-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-monitoring-trudnostey-i-zaprosov-rabotnikov
(дата обращения: 23.11.2021).
Кобазева Ю.А. Исследование процесса социализации современных
подростков в отечественной психологии [Электронный ресурс] // Психология
обучения.2007.№ 5.URL: https:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47078.shtml
(дата обращения: 23.11.2021).
Леонтьев Д.А. Новые ориентиры в психологии: от необходимого к
возможному [Электронный ресурс] // Вопросы психологии.2011.№ 1.С.3—27.URL:
https://istina.msu.ru/publications/article/1244725/ (дата обращения:
23.11.2021).
О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ
[Электронный ресурс] // Гарант.Информационно-правовое обеспечение.2021.URL:
https://base.garant.ru/10135206/ (дата обращения: 20.11.2021).
О направлении рекомендаций.Письмо Минобрнауки России от 01.03.2011 № 06.369
[Электронный ресурс] // Гарант.Информационно- правовое обеспечение.2021.URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/ (дата обращения:
20.11.2021).
Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства.Указ Президента
Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 [Электронный ресурс] //
Гарант.Информационно-правовое обеспечение.2021.URL:
https://base.garant.ru/71684480/ (дата обращения: 20.11.2021).
Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской
Федерации на период до 2025 года.Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 25.08.2014 № 1618-р.[Электронный ресурс] // Официальный интернет-
портал правовой информации.2021.URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения:
23.11.2021).
Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках
Десятилетия детства.Распоряжение Правительства Российской Федерации от
06.07.2018 № 1375-р [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал
правовой информации.2021.URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:
23.11.2021).
Олейникова Л.Т. Социализация выпускников интернатных учреждений в
контексте профессионального самоопределения // Известия ВГПУ.2006.№
4.С.79—82.URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-vypusknikov-internatnyh-uchrezhdeniy-v-kontekste-professionalnogo-samoopredeleniya/viewer
(дата обращения: 23.11.2021).
Ослон В.Н. Некоторые особенности личностного развития в период
ранней взрослости у выпускников различных форм альтернативной заботы //
Российский научный журнал.2010.№ 4(17).С. 152—159.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т.Т.2.М.: Педагогика,
1989.328 с.
Семья Г.В. Российский опыт работы с выпускниками интернатных
учреждений // Информационный бюллетень АСИ.2007.С.1—9.
Телицына А.Ю., Гнутова А.А., Лобазникова Н.Ю., Шмагина Н.С.
Социально-педагогическая роль индивидуального наставничества в образовательном
пространстве детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, как волонтерская
практика преодоления проблем социальной адаптации // Вестник Московского
государственного областного университета.Серия: Психологические науки.2016.№
3.С.73—87.DOI:10.18384/2310- 7235-2016-3-73-87
Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация — содержание
процесса социального взросления // Возрастная психология: детство, отрочество,
юность: хрестоматия / Ред.В.С.Мухина, А.А.Хвостов.М.: Академия, 2003.С.
188—195.
Чудова С.Г., Захарова Т.В.Семьи, находящиеся в социально опасном
положении: специфика социальной работы с учетом их жизненных стратегий //
Социология в современном мире: наука, образование, творчество.2013.№
5.С.245—264.
Howe D. Patterns of Adoption: Nature, nurture, and psycho-social
development.Oxford: Blackwell Science, 1998.240 p.
MacLean K. The impact of institutionalization on child development
// Development and
Psychopathology.2003.Vol.15.P.853—84.DOI:10.1017/S0954579403000415
Stuthridge J. Script or scripture? // Life scripts: A transactional
analysis of unconscious relational patterns / Ed.by R.G.Erskine.London: Karnac
Books, 2010.P.73—100.