Психологическая наука и образование
2021. Том 26. № 6. С. 189–199
doi:10.17759/pse.2021260615
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Актуальные проблемы социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социализация, социальная адаптация, дети-сироты, ОВЗ, замещающая семья, сценарии выпускников, профессиональная социализация, наставничество
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260615
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях».
Получена: 22.11.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Меркуль И.А., Волчанская В.О. Актуальные проблемы социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 189–199. DOI: 10.17759/pse.2021260615
Полный текст
Актуальные проблемы социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот
Введение
Задача «полноценного развития и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации, замещающего родительства и самостоятельной жизни» для современной системы защиты детства является, без сомнения, актуальной и требующей большого внимания [Ослон].
Проблема социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей (далее — дети-сироты и выпускники) обуславливается ростом социальных проблем выпускников, она озвучена на высоком государственном уровне и в стратегических документах [О направлении рекомендаций; Об объявлении в; Олейникова].
Установлено, что длительное пребывание в условиях институционализации нередко приводит к формированию у детей-сирот особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации [Семья]. В современной психологии особенно важно рассматривать, а главное — учитывать в работе, информацию об особенностях развития внутреннего мира подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации. Исследователи отмечают, что для выпускников организаций для детей-сирот характерны асоциальная мотивация, уклонение от исполнения социальных ролей, дефекты в системе общения [Ослон]. Многие выпускники сталкиваются с затруднениями на этапе выбора и получения профессионального образования, трудоустройства, при создании собственной семьи и воспитании детей [Бобылева, 2016; Ослон].
«Социализация» понимается нами как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, усвоения тех общественных отношений, норм, в которых человек рос и взрослел, на основе которых формируются качества личности [Асмолов; Фельдштейн, 2003], с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [Андреева, 2001; Фельдштейн, 2003]. Анализируя понятие социализации человека с позиции субъект-субъектного подхода, предполагается определенный баланс приспособления и обособления. В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация [Леонтьев]. В отечественной психологии существует несколько подходов к изучению процесса социализации, в том числе она рассматривается как процесс, способствующий самоопределению человека [Фельдштейн, 2003].
У большинства выпускников достаточно низкие притязания в получении профессионального образования, будущего карьерного роста и даже материального благополучия. Во многом это объясняется тем, что отличительной особенностью их идентификации является отсутствие собственной значимости — восприятие себя как одного из многих, частью большой группы, что находит отражение в жизненных стратегиях и сценариях [Ананьев, 1996; Рубинштейн, 1989].
Не имея перед глазами практического жизненного опыта, ребенок-сирота не может сформулировать жизненные и профессиональные цели. Поэтому и перспективы в профессии для него абстрактны. Как правило, у выпускников-сирот отсутствуют долгосрочные цели на жизнь. Достигаются в основном ближайшие цели — получить желаемое.
Организация и проведение исследования
В фокусе нашего внимания были результаты мониторинга по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целью мониторинга являлось изучение проблемных вопросов социализации выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей. Форма для сбора информации состояла из разделов о наличии региональной системы помощи выпускникам в социальной адаптации, включающей нормативно-правовое регламентирование и методическое обеспечение деятельности, а также общих сведений о выпускниках организаций для детей-сирот и замещающих семей.
Нами был проведен анализ данных мониторинга Минпросвещения России за 2019 — 2020 годы, предоставленных 85 субъектами Российской Федерации. Для проведения исследования жизненных ситуаций, типичных для периода самостоятельной жизни выпускников, был использован методический инструмент — кейсы жизненных сценариев. Структурой кейсов жизненных сценариев выступают следующие параметры событийной картины жизни: история приобретения статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, количество перемещений воспитанника из организации в организацию, устройство в замещающую семью и наличие или отсутствие возвратов из замещающей семьи, наличие родственников и взаимоотношения с ними, получение образования, в том числе профессионального, и опыт трудоустройства, наличие поддерживающей сети и роль этих людей в жизни выпускника, создание собственной семьи и планы на будущее.
Проведен анализ 452 кейсов жизненных сценариев выпускников 18—23 лет, из которых 262 — мужских и 190 — женских.
Обсуждение результатов
Согласно статистическим данным, из организаций для детей-сирот и замещающих семей ежегодно выходят в самостоятельную жизнь более 40 тысяч детей. Последние годы наблюдается тенденция к снижению численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом интересным фактом является соотношение численности выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей.
В табл. 1 представлена динамика изменений общей численности выпускников организаций для детей-сирот, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, за последние 2 года (данные на 1 августа 2020 года).
Целенаправленная государственная политика последнего десятилетия, ориентированная на жизнеустройство детей в замещающие семьи, внесла изменения в общую статистику по выпускникам. В табл. 2 представлены данные о выпускниках замещающих семей, в том числе с ОВЗ и инвалидностью (данные на 1 августа 2020 года).
Таблица 1
Общая численность выпускников организаций для детей-сирот (человек)
Параметры |
2019 год |
2020 год |
Общая численность выпускников организаций для детей-сирот: |
8786 |
6924 |
из них детей-инвалидов, инвалидов и выпускников из числа обучающихся с ОВЗ |
3364 |
2290 |
из них с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
2560 |
1680 |
Таблица 2
Общая численность выпускников замещающих семей (человек)
Параметры |
2019 год |
2020 год |
Общая численность выпускников замещающих семей: |
44457 |
37600 |
из них детей-инвалидов, инвалидов и выпускников из числа обучающихся с ОВЗ |
3777 |
3386 |
из них с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
1890 |
1730 |
Факторы социализированности личности (сформированность установок, ценностей; адаптированность; социальная идентичность и независимость) [Кобазева], в том числе негативно влияющие на социализацию детей-сирот (утрата базового доверия, разрыв контактов с семьей, размытость личной истории, дефицит моделей положительного социального поведения для подражания), обуславливают особенности самосознания выпускников, включая неготовность брать на себя ответственность, неадекватную самооценку, низкую мотивацию, проблемы самоопределения. При этом не допустить «перекос» в позицию «социального иждивенца» представляется возможным через получение качественного образования выпускниками организаций для детей-сирот и замещающих семей. В табл. 3
представлены сведения о выпускниках организаций для детей-сирот, поступивших на обучение по программам среднего и высшего профессионального образования.В табл. 4 представлены данные о выпускниках замещающих семей, поступивших на обучение по программам среднего и высшего профессионального образования.
В табл. 5, 6 представлены данные о студентах из числа детей-сирот, отчисленных из образовательных организаций, в том числе из-за недостаточной дополнительной педагогической поддержки в процессе обучения [Рубинштейн, 1989].
К факторам, влияющим на успешную профессиональную социализацию, регионы, принявшие участие в мониторинге, отнесли диагностику профориентационного характера; профессиональные пробы, прохождение стажировок на базе предприятий; взаимодействие с работодателями через центры занятости населения, в том числе посредством участия в «Ярмарках вакансий»; проведение экскурсий на предприятиях, в том числе при взаимодействии с центрами занятости населения, организацию и проведение совместных проектов, мастер-классов; информирование выпускников о ежемесячных изменениях на рынке труда и занятости, о наиболее востребованных специальностях.
Таблица 3
Количество выпускников организаций для детей-сирот, поступивших на обучение по программам среднего и высшего профессионального образования (человек)
Параметры |
2019 год |
2020 год |
Численность выпускников организаций для детей-сирот, поступивших на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования: |
4021 |
3554 |
из них детей-инвалидов, инвалидов и выпускников из числа обучающихся с ОВЗ |
774 |
579 |
Численность выпускников организаций для детей-сирот, поступивших на обучение по образовательным программам высшего образования: |
214 |
127 |
из них детей-инвалидов, инвалидов и выпускников из числа обучающихся с ОВЗ |
17 |
7 |
Численность выпускников организаций для детей-сирот, поступивших на обучение по программам профессионального обучения: |
2101 |
674 |
из них детей-инвалидов, инвалидов и выпускников из числа обучающихся с ОВЗ |
1310 |
1030 |
из них с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
1041 |
825 |
Таблица 4
Количество выпускников замещающих семей, поступивших на обучение по программам среднего и высшего профессионального образования (человек)
Параметры |
2019 год |
2020 год |
Численность выпускников замещающих семей, поступивших на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования: |
25217 |
20407 |
из них детей-инвалидов, инвалидов и выпускников из числа обучающихся с ОВЗ |
1666 |
1346 |
Численность выпускников замещающих семей, поступивших на обучение по образовательным программам высшего образования: |
4404 |
3392 |
из них детей-инвалидов, инвалидов и выпускников из числа обучающихся с ОВЗ |
81 |
83 |
Численность выпускников замещающих семей, поступивших на обучение по программам профессионального обучения: |
5805 |
4831 |
из них детей-инвалидов, инвалидов и выпускников из числа обучающихся с ОВЗ |
1191 |
1122 |
из них с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
643 |
577 |
В 25 субъектах Российской Федерации утверждены технологии в сфере социальной адаптации и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, выпускников замещающих семей, включая сопровождение в процессе получения профессионального образования.
Таблица 5
Количество выпускников организаций для детей-сирот, поступивших на обучение в 2018 и 2019 годах и отчисленных из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в первый год обучения (человек)
Численность выпускников организаций для детей-сирот, поступивших на обучение в 2018 и 2019 годах и отчисленных из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в первый год обучения: |
|
всего в 2018—2019 учебном году |
529 |
всего в 2019—2020 учебном году |
441 |
из них по инициативе обучающегося или по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или законных представителей несовершеннолетнего обучающегося и организации: |
|
в 2018—2019 учебном году |
391 |
в 2019—2020 учебном году |
335 |
в случае применения к обучающемуся отчисления как меры дисциплинарного взыскания: |
|
в 2018—2019 учебном году |
138 |
в 2019—2020 учебном году |
106 |
Таблица 6
Количество выпускников организаций для детей-сирот, поступивших на обучение в 2018 и 2019 годах и отчисленных из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в первый год обучения (человек)
Численность выпускников замещающих семей, поступивших на обучение в 2018 и 2019 годах и отчисленных из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в первый год обучения: |
|
всего в 2018—2019 учебном году |
794 |
всего в 2019—2020 учебном году |
546 |
из них по инициативе обучающегося или по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или законных представителей несовершеннолетнего обучающегося и организации: |
|
в 2018—2019 учебном году |
625 |
в 2019—2020 учебном году |
445 |
в случае применения к обучающемуся отчисления как меры дисциплинарного взыскания: |
|
в 2018—2019 учебном году |
169 |
в 2019—2020 учебном году |
101 |
По данным мониторинга, в 25 субъектах Российской Федерации утверждены региональные программы наставничества, основанные на личностно-ориентированном подходе, предполагающем индивидуальный подбор для каждого ребенка (выпускника) с учетом его потребностей персонального наставника [Телицына], основной целью которых является успешная социализация детей-сирот по направлениям: получение образования; овладение профессией; ведение здорового образа жизни и создание семьи [Байер]. Обретая в лице наставника значимого взрослого, юноши и девушки ценят его участие, вдохновляются личным примером и становятся более уверенными в себе [Телицына].
Анализ жизненных сценариев по параметрам «образование» и «трудоустройство» позволил получить следующие данные:
Образование: 99% выпускников имеют или в настоящее время получают профессиональное образование по специальностям: повар, маляр, парикмахер, плотник, продавец-кассир, механик, педагогические, медицинские специальности. При этом 33% выпускников в настоящее время получают или получили высшее профессиональное образование. Основные специальности, по которым получают высшее профессиональное образование — педагогическое, медицинское, академия МВД, менеджмент.
Трудоустройство: 54% выпускников официально трудоустроены по специальностям: продавцы-консультанты, менеджеры, повара, швеи, педагогические работники, медицинские работники; 2% выпускников подрабатывают в вечернее или каникулярное время; 44% выпускников не трудоустроены, так как обучаются по очной форме. У 68% трудоустроенных выпускников был или в настоящее время есть наставник на рабочем месте.
Результаты анализа 232 успешных жизненных сценариев и 220 неуспешных показывают проявление двух жизненных стратегий:
Успешный сценарий адаптации — стратегия развития (активный тип): выпускник находится в состоянии постоянного поиска, личностного роста, не останавливается на достигнутом, проявляется инициатива и ответственность [Чудова].
Неуспешный сценарий адаптации — стратегия отказа, проявляющаяся в восприятии жизни в виде многочисленных жизненных неудач, негативного восприятия будущего, что приводит к отсутствию его планирования [Чудова]. Данной категории лиц в основном присуща «стратегия выживания», которая характеризуется невысоким статусом и ухудшающимся материальным положением человека, который идентифицирует себя с группами людей похожей судьбы. Выпускник обучается, получает диплом о профессиональном образовании, но не может найти работу по профессии, поэтому многим приходится выезжать за пределы региона.
В результате изучения особенностей выпускников можно выделить факты, являющиеся прототипными в описании жизненного сценария, при этом данные события являются типичными для выпускников разных форм семейного устройства. Так, выпускники по завершении пребывания в учреждении для детей-сирот либо в замещающей семье поступают, как правило, в среднее профессиональное образовательное учреждение, получают профессию. Сразу после выпуска многие встают на постинтернатное сопровождение. Но, как правило, они инертны, ждут помощи и надеются, что их проблемы будут решать за них.
Заключение
Проведенное исследование выявило следующие проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот и выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей:
— недостаточный уровень знаний в вопросах получения профессионального образования и трудоустройства, навыков целеполагания;
— значительный разрыв между жизненными планами, профессиональными намерениями выпускников организаций для детей-сирот и их реальным профессиональным выбором;
— недостаточная гибкость распределительной системы, ограничивающей выбор профессии;
— особенности психологического, социального, медицинского статуса выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей.
Важным условием, влияющим на адаптацию выпускника при получении им профессионального образования, является сопровождение [Ослон], разработка и реализация программ социальной адаптации может способствовать увеличению количества успешных жизненных сценариев среди выпускников.
Остаются актуальными следующие вопросы:
• введение в федеральное законодательство понятия «сопровождение выпускников, содержание постинтернатного сопровождения»;
• разработка стандартов всех услуг, получаемых выпускниками;
разработка требований к подготовке
• выпускников в организациях для детей-сирот и введение критериев готовности к самостоятельной жизни;
• ориентация служб сопровождения замещающих семей на помощь в профориентации, выстраивании образовательной траектории;
• разработка программ и обучение специалистов служб сопровождения выпускников.
Результаты анализа проблем, выявленных в ходе мониторинга, могут быть использованы при разработке стандарта сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, молодых людей, вышедших из попечительства замещающих семей, лиц из числа детей- сирот [Об утверждении плана].
Информация об авторах
Меркуль Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Рос
сийская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3808-6076, e-mail: merkul07@mail.ru
Волчанская Виктория Олеговна, кандидат психологических наук, директор, АНО «Центр содействия детям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Два крыла», г. Москва, Рос
сийская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1685-2713, e-mail: vmerkul@mail.ru
Литература
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под редакцией А.А.Бодалева.М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.384 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология.Учебник для высших учебных заведений.М.: Аспект Пресс, 2001.290 с.
- Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2015.Т.8.№ 40.URL: http://psystudy.ru/num/2015v8n40/1109- asmolov40.html (дата обращения: 23.11.2021).
- Байер Е.А., Аваков С.И. Педагогическое наставничество для детей-сирот [Электронный ресурс] // Проблемы психологии и педагогики.2017.№ 2.С.211—219.URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskoe-nastavnichestvo-dlya-detey-sirot (дата обращения: 25.11.2021).
- Берн Э. Люди, которые играют в игры.М.: Эксмо-пресс, 2003.576 с.
- Бобылева И.А. Сопровождение выпускников всех форм попечения (организаций для детей-сирот, семейных форм воспитания): Учебно-методическое пособие для системы дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / И.А.Бобылева, О.В. Заводилкина.М.: БФ «Расправь крылья!», 2016.132 с.URL: https://detskyfond.info/wp-content/uploads/2016/11/ Soprovozhdenie_uch-met_posobie.pdf (дата обращения: 23.11.2021).
- Бочавер А.А. Исследования жизненного пути человека в современной зарубежной психологии [Электронный ресурс] // Психологический журнал.2008.№ 5.С.54—62.URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=11035965 (дата обращения: 23.11.2021).
- Гришина Н.В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон.науч.журн.2011.№ 3(17).URL: http://psystudy.ru/ index.php/num/2011n3-17/491-grishina17.html (дата обращения: 23.11.2021).
- Груздева О.В., Старосветская Н.А., Свириденко А.Г., Котлярова Е.А., Каблукова И.Г. Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мониторинг трудностей и запросов работников детских домов [Электронный ресурс] // Вестник КГПУ им.В.П.Астафьева.2017.№ 1.С.20—25.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postinternatnoe-soprovozhdenie-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-monitoring-trudnostey-i-zaprosov-rabotnikov (дата обращения: 23.11.2021).
- Кобазева Ю.А. Исследование процесса социализации современных подростков в отечественной психологии [Электронный ресурс] // Психология обучения.2007.№ 5.URL: https:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47078.shtml (дата обращения: 23.11.2021).
- Леонтьев Д.А. Новые ориентиры в психологии: от необходимого к возможному [Электронный ресурс] // Вопросы психологии.2011.№ 1.С.3—27.URL: https://istina.msu.ru/publications/article/1244725/ (дата обращения: 23.11.2021).
- О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.Информационно-правовое обеспечение.2021.URL: https://base.garant.ru/10135206/ (дата обращения: 20.11.2021).
- О направлении рекомендаций.Письмо Минобрнауки России от 01.03.2011 № 06.369 [Электронный ресурс] // Гарант.Информационно- правовое обеспечение.2021.URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/ (дата обращения: 20.11.2021).
- Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства.Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 [Электронный ресурс] // Гарант.Информационно-правовое обеспечение.2021.URL: https://base.garant.ru/71684480/ (дата обращения: 20.11.2021).
- Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р.[Электронный ресурс] // Официальный интернет- портал правовой информации.2021.URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.11.2021).
- Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.07.2018 № 1375-р [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации.2021.URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.11.2021).
- Олейникова Л.Т. Социализация выпускников интернатных учреждений в контексте профессионального самоопределения // Известия ВГПУ.2006.№ 4.С.79—82.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-vypusknikov-internatnyh-uchrezhdeniy-v-kontekste-professionalnogo-samoopredeleniya/viewer (дата обращения: 23.11.2021).
- Ослон В.Н. Некоторые особенности личностного развития в период ранней взрослости у выпускников различных форм альтернативной заботы // Российский научный журнал.2010.№ 4(17).С. 152—159.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т.Т.2.М.: Педагогика, 1989.328 с.
- Семья Г.В. Российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений // Информационный бюллетень АСИ.2007.С.1—9.
- Телицына А.Ю., Гнутова А.А., Лобазникова Н.Ю., Шмагина Н.С. Социально-педагогическая роль индивидуального наставничества в образовательном пространстве детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, как волонтерская практика преодоления проблем социальной адаптации // Вестник Московского государственного областного университета.Серия: Психологические науки.2016.№ 3.С.73—87.DOI:10.18384/2310- 7235-2016-3-73-87
- Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация — содержание процесса социального взросления // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / Ред.В.С.Мухина, А.А.Хвостов.М.: Академия, 2003.С. 188—195.
- Чудова С.Г., Захарова Т.В.Семьи, находящиеся в социально опасном положении: специфика социальной работы с учетом их жизненных стратегий // Социология в современном мире: наука, образование, творчество.2013.№ 5.С.245—264.
- Howe D. Patterns of Adoption: Nature, nurture, and psycho-social development.Oxford: Blackwell Science, 1998.240 p.
- MacLean K. The impact of institutionalization on child development // Development and Psychopathology.2003.Vol.15.P.853—84.DOI:10.1017/S0954579403000415
- Stuthridge J. Script or scripture? // Life scripts: A transactional analysis of unconscious relational patterns / Ed.by R.G.Erskine.London: Karnac Books, 2010.P.73—100.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2068
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 52
Скачиваний
Всего: 1225
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 14