Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10246Новости 1979Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №6 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2020

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Мотивация к учебной деятельности у современных подростков: результаты регионального исследования в школах, находящихся в сложных социальных условиях 205

|

Золотарева А.В.
доктор педагогических наук, профессор, ректор, ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования Ярославской области» (ГАУ ДПО ЯО ИРО), Ярославль, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7096-1005
e-mail: ang_gold@mail.ru

Серафимович И.В.
кандидат психологических наук, доцент, проректор, ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования Ярославской области» (ГАУ ДПО ЯО ИРО), Ярославль, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0740-5145
e-mail: iserafimovich@yandex.ru

Аннотация

Представлены материалы исследования учебной мотивации современных подростков в школах со стабильно низкими результатами обучения и шко¬лах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Описаны данные эмпирического исследования на выборке (n=1860) обучающихся подросткового возраста (M=13,7; SD=1,02), из которых 55% мужского пола. Работа выполнена в рамках мероприятий регионального проекта «Повы¬шение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» в Ярославской области, оператором которого выступил Институт развития образования Ярославской области. Исследование включало два направле¬ния: диагностика мотивации обучающихся и определение роли одного из внешних (отношение к учителю) и внутренних (самооценка) факторов, спо¬собствующих мотивации. В качестве профессионального инструментария использовались: методика диагностики мотивации учения и эмоциональ¬ного отношения к учению (Ч.Д. Спилбергер, модификация А.Д. Андреевой, А.М. Прихожан), опросник «Учитель-ученик» (адаптация Т.Н. Клюевой), методика изучения самооценки (С.Я. Дембо-Рубинштейн, модификация А.М. Прихожан). Выявлена положительная связь между отношением к пе¬дагогу и уровнем мотивации к учению, при этом взаимосвязь самооценки обучающихся и мотивации парциальна. Установлено, что представление различных участников образовательных отношений о мотивации не совсем неконгруэнтно. Показано, что у юношей мотивация к обучению значимо вы¬ше по сравнению с девушками, отличительных особенностей в мотивации в зависимости от типа поведения и категории образовательных организаций не обнаружено.

Ключевые слова: мотивация, качество образования, школа, образовательные результаты, социальный контекст, педагогическое мышление, отношение к педагогу, подростковый возраст, социально-психологическое сопровождение , гендер , самооценка

Рубрика: Психология образования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260604

Финансирование. Исследование выполнено в рамках реализации субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации по направлению «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов».

Получена: 01.10.2021

Принята в печать: 19.11.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Андреева А.Д. Отношение к учению в разные периоды развития российского школьного образования // Культурно-историческая психология.2021.Том 17.№ 1.С.84—92.DOI:10.17759/ chp.2021170112
  2. Белогай К.Н., Бугрова Н.А. Образ будущего у старших подростков: межполовые различия [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2020.Том 12.№ 1.С.86—104.DOI:10.17759/psyedu.2020120107
  3. Вартанова И.И. Эмоциональное отношение к школе и самоотношение старшеклассников различного пола и возраста // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 3.С.40—48.DOI:10.17759/pse.2020250304
  4. Васюра С.А., Иоголевич Н.И. Связь коммуникативной активности и самооценки подростков поколения Z [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования.2020.№ 5.С. 81—95.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44262191 (дата обращения: 21.02.2021).
  5. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Сиднева А.Н., Пшеничнюк Д.В. Отчего зависит желание младших школьников учиться? Структура предметной мотивации школьников, обучающихся в рамках разных образовательных систем // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований.2019.Том 104.№ 4.С.31—40.DOI:10.22204/2410-4639-2019-104-04-N1-N2
  6. Данилова Е.Е. Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 4.С.51—61.DOI:10.17759/pse.2019240404
  7. Драгунова Т.В. Подросток.М.: Знание, 1976.94 с.
  8. Кашапов М.М., Серафимович И.В. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации // Психологический журнал.2020.Том 41.№ 3.С.43— 52.DOI:10.31857/S020595920009326-4
  9. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии.1984.№ 1.С. 20—26.
  10. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся.М.: Педагогика, 1971.112 с.
  11. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.М.: Просвещение, 1990.192 с.
  12. Метапредметные компетенции педагога: Монография / Под ред.А.В.Золотаревой.Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018.320 с.
  13. Образование для сложного общества: Доклад Global Education Futures / Под ред.П.Лукши, П.Рабиновича, А.Асмолова.М.: «Российский учебник», Global Education Futures, Global Venture Alliance.2018.212 с.URL: https://rosuchebnik.ru/ upload/service/obrazovanie_dlya_slojnogo_obshestva.pdf (дата обращения: 18.05.2021).
  14. Пинская М.А., Хавенсон Т.Е., Звягинцев Р.С., Михайлова А.М., Чиркина Т.А., Косарецкий С.Г. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы // Вопросы образования.2018.№ 2.С.198—227.
  15. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик: сб.науч.тр./ отв.ред.И.В.Дубровина.М.: Изд-во АПН СССР, 1988.С 110—118.
  16. Психолого-педагогические проблемы современного социума: коллективная монография / Под ред.Е.А.Левановой, А.В.Мудрика.М.: МПГУ, 2018.298 с.
  17. Региональная концепция поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: коллективная монография / Под ред.А.В. Золотаревой.Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021.310 с.
  18. Серафимович И.В., Беляева О.А. Ценностные ориентации различных групп участников образовательных отношений: социально- психологический аспект // Интеграция образования.2019.Т.23.№ 2(95).С.232—246.
  19. Федоренко А.В., Швацкий А.Ю. Самооценка как личностная детерминанта продуктивности учебной деятельности (на примере подросткового возраста) // Азимут научных исследований: педагогика и психология.2019.Том 29.№ 4.С. 371—374.
  20. Шляйхер А. Образование мирового уровня.Как выстроить школьную систему XXI века? / А. Шляйхер.Пер.с англ.И.С.Денисенко, И.Ю. Облачко, предисловие С.С.Кравцова.М.: «Национальное образование», 2019.336 с.
  21. Эльконин Д.Б., Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Подростковый этап школьного образования в системе Эльконина-Давыдова // Вопросы образования.2004.№ 3.С.118—142.
  22. Crocker J., Canevello A. From Egosystem to Ecosystem: Motivations of the Self in a Social World // Advances in Motivation Science.2018.Vol.5.Р.41— 86.DOI:10.1016/bs.adms.2018.01.003
  23. Day E., Dotterer A.M. Parental Involvement and Adolescent Academic Outcomes: Exploring Differences in Beneficial Strategies across Racial/Ethnic Groups // Journal of Youth and Adolescence.2018.Vol.47. Р. 1332—1349.DOI:10.1007/s10964-018-0853-2
  24. Fernández-Hernández A., Manzano-Sánchez D., Jiménez-Parra J.F., Valero-Valenzuela A. Analysis of differences according to gender in the level of physical activity, motivation, psychological needs and responsibility in Primary Education // Journal of Human Sport and Exercise.2020.Vol.16.P.580—589.
  25. Hilčenko S. How Generation «Z» Learns Better? // European Journal of Social Science Education and Research.2017.Vol.4.P.379—389.DOI:10.26417/ ejser.v11i2.p379-389
  26. Mérida-López S., Bakker A.B., Extremera N. How does emotional intelligence help teachers to stay engaged? Cross-validation of a moderated mediation model, Personality and Individual Differences.2019.Vol.151.P.109393.URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0191886919302788 (дата обращения: 11.04.2021).
  27. Mirzajani H., Rahimisadegh Z., Alami R., Farnia M., Delaviz M. The Effective Factors on the Guidance School Students’ Academic Motive // Research Journal of Recent Sciences.2014.Vol.6.№ 3.P.77—82.
  28. Reeve J., Jang H.R., Jang H. Personality-based antecedents of teachers’ autonomy-supportive and controlling motivating styles // Learning and Individual Differences year.2018.Vol.62.P.12—22.DOI:10.1016/j.lindif.2018.01.001
  29. Wink M.N., LaRusso M.D., Smith R.L. Teacher empathy and students with problem behaviors: Examining teachers’ perceptions, responses, relationships, and burnout // Psychology in the Schools.2021.Vol.58.№ 8.Р.1575—1596.DOI:10.1002/pits.22516
  30. Wlodkowski R.J. Enhancing adult motivation to learn: a comprehensive guide for teaching all adults Enhancing Adult Moivation To Learn.San Francisco: Jossey-Bass, 1999.530 p.
Статьи по теме

Психология образования  |  Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н.

Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении

CrossRef doi:10.17759/mda.2021110401

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика