Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10411Новости 1992Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №1 / 2022 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Управление качеством педагогического образования на основе диагностики профессиональных дефицитов учителя: теоретико-методический аспект 156

|

Алтыникова Н.В.
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра научно-технической интеграции, ГК «Просвещение», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6926-0263
e-mail: altynikova@yandex.ru

Дорофеев А.В.
доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Центра научно-технической интеграции, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»), Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5600-1780
e-mail: an-dor2010@mail.ru

Музаев А.А.
кандидат технических наук, руководитель, Федеральная служба по контролю и надзору в сфере образования, Москва, Россия
e-mail: muzaev@obrnadzor.gov.ru

Сагитов С.Т.
кандидат социологических наук, ректор, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»), Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7211-1004
e-mail: salavatst@list.ru

Аннотация

Представлена методология управления качеством образования на осно¬ве выявления профессиональных дефицитов учителя. Описана методика оценки сформированности предметных и методических компетенций, которая предполагает автоматизированное выявление профессиональных дефицитов у педагогических работников посредством оценочных матери¬алов, разработанных в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования. Приводятся результаты апробации данной методики, включающие в себя в том числе и эмпирические данные. В апробации участвовали 624 учителя из сельских и городских образовательных организаций Республики Башкортостан и 90 студентов педагогических специальностей университета, при этом вы¬явлено, что уровень сформированности предметных компетенций у всех участников выше уровня сформированности методических компетенций. Проведенный авторами анализ полученных результатов показал, что раз¬работанная методика и оценочные материалы применимы для выявления профессиональных дефицитов учителей и будущих педагогов, а также последующего построения индивидуальных образовательных траекторий участников апробации.

Ключевые слова: оценка компетенций, оценочные материалы, педагогическое образование, качество образования, компетенции учителя, профессиональный дефицит, профессиональное развитие, образовательные траектории

Рубрика: Психология образования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270106

Финансирование. Работа выполнена в рамках федерального научно-исследовательского проекта № 073-03-2021-015/1 по заказу Министерства просвещения Российской Федерации «Разработка региональной модели управления качеством педагогического образования на основе выявления профессиональных дефицитов и построения индивидуальных образовательных траекторий педагогических работников».

Получена: 03.12.2021

Принята в печать: 10.02.2022

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алтыникова Н.В., Музаев А.А. Оценка предметных и методических компетенций учителей: апробация единых федеральных оценочных материалов // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 1.С.31—41.DOI:10.17759/pse.2019240102
  2. Белоцерковский А.В. К вопросу о «количестве качества» и «качестве количества» в системе образования [Электронный ресурс] // Высшее образование в России.2013.№ 7.С.22—29.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20159448 (дата обращения: 20.10.2021).
  3. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителя в условиях трансформации современного образования // Наука для образования сегодня.2021.Т.11.№ 4.С.33— 45.DOI:10.15293/2658-6762.2104.02
  4. Дорофеев А.В., Алтыникова Н.В. Диагностика предметных и методических компетенций учителя математики // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им.М.Акмуллы.2021.№ 4(61).С.84—95.
  5. Дудина О.П. Мониторинг профессиональных дефицитов педагогических работников системы дополнительного профессионального образования как инструмент повышения качества реализации программ [Электронный ресурс] // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования.2020.№ 1.С.113—118.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42915576 (дата обращения: 20.10.2021).
  6. Концепция исследования компетенций учителей [Электронный ресурс].URL: https://tcs.statgrad.org/ download/93714.doc (дата обращения: 20.10.2021).
  7. Курнешова Л.Е., Дыдзинская Д.В. Диагностика профессиональных компетенций педагогов в соответствии с профессиональным стандартом: обзор практик, методов, инструментов [Электронный ресурс] // Наука и Школа.2016.№ 6.С.68—80.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27656959 (дата обращения: 20.10.2021).
  8. Лазарев М.А., Стукалова О.В., Темиров Т.В. Профессиональная устойчивость будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии оценки [Электронный ресурс] // Наука и школа.2018.№ 2.С.62—68.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34992697 (дата обращения: 20.10.2021).
  9. Марголис А.А., Сафронова М.А., Шишлянникова Л.М., Панфилова А.А. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и образование.2015.Том 20.№ 5.С.77—92.DOI:10.17759/pse.2015200507
  10. Панасюк В.П., Третьякова Н.В. Качество образования: Инновационные тенденции и управление: монография [Электронный ресурс].Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2018.201 с.URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0635- 8.(дата обращения: 14.10.2021).
  11. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтрудсоцзащиты России от 18.10.2013 № 544н; с изменениями и дополнениями от 5 августа 2016 г.) [Электронный ресурс].URL: fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 14.10.2021).
  12. Пуденко Т.И. Концептуальные основы модели профессионального роста педагогических работников на основе оценки уровня владения профессиональными компетенциями [Электронный ресурс] // Управление образованием: теория и практика.2019.№ 4(16).С.4—13.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42714420 (дата обращения: 10.09.2021).
  13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г.№ 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста» (с изменениями и дополнениями от 7 октября 2020 г.и 20 августа 2021 г.) [Электронный ресурс].URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/73284005/#1000 (дата обращения: 14.10.2021).
  14. Россия 2025: от кадров к талантам [Электронный ресурс].URL: https://vbudushee.ru/upload/iblock/6 c6/6c6770e0c564c4192f6c3631c74c62fb.pdf (дата обращения: 18.10.2021).
  15. Сагитов С.Т. Социокультурная сфера и развитие цифровой экономики // Высшее образование в России.2019.№ 10.С.97—105.DOI:10.31992/0869- 3617-2019-28-10-97-105
  16. Сердитова Н.Е., Белоцерковский А.В. Образование, качество и цифровая трансформация // Высшее образование в России.2020.Т.29.№ 4.С.9—15.DOI:10.31992/0869-3617- 2020-29-4-9-15
  17. Слинкин С.В., Садыкова Э.Ф., Клюсова В.В.О результатах диагностики предметных и методических компетенций учителей химии // История и педагогика естествознания.2019.№ 2.С. 18—21.DOI:10.24411/2226-2296-2019-10202
  18. Томильцев А.В., Мальцев А.В. Проблемы оценки профессиональной подготовки: методологические подходы // Образование и наука.2018.Т.20.№ 4.С. 9—33.DOI:10.17853/1994-5639-2018-4-9-33
  19. Яковлева И.П., Романова М.Л., Киселева Е.С., Матвеева Л.А. Современные методы оценки профессиональной надежности педагога [Электронный ресурс] // Научные труды Кубанского государственного технологического университета.2017.№ 2.С.259—269.URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=2995262 (дата обращения: 18.10.2021).
  20. Dorofeev A.V., Chirkina S.E., Gagloev D.V., Savina T.N. Vector Modeling for Diagnostics of Future Mathematics Teacher Methodical Training in Higher School // EURASIA J Math Sci Tech Ed.2018.Vol.14.Issue 12.Article No: em1617.DOI:10.29333/ ejmste/94603
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика