Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10411Новости 1992Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №1 / 2022 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние способов организации учебных взаимодействий на развитие коммуникативно-рефлексивных способностей детей 6—10 лет 328

|

Рубцов В.В.
доктор психологических наук, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587
e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Улановская И.М.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологических основ новых образовательных технологий, Психологического института Российской академии образования и лаборатории психологических проблем подготовки педагогов Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6605-0615
e-mail: iulanovskaya@mail.ru

Аннотация

Обсуждаются особенности развития коммуникативно-рефлексивных способностей детей 6—10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий. В качестве показателей развития способностей в условиях обучения рассматриваются базовые социальные компетенции, определенные требованиями действующего ФГОС начального общего образования. На основе выделенных показателей разработан вариант методики «Мозаика», позволяющей изучать взаимосвязь развития социальных компетенций у младших школьников в зависимости от совместного способа выполнения ими экспериментальных заданий. Проведен сравнительный анализ социальных компетенций учащихся, обсуждается влияние способов организации учебных взаимодействий на развитие коммуникативно-рефлексивных способностей детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: коммуникативно-рефлексивные способности, социальные компетенции, совместная деятельность, способы организации учебных взаимодействий, учащиеся начальной школы, диагностика

Рубрика: Психология образования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270101

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Московского государственного психолого-педагогического университета в рамках темы «Развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей 6-10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий».

Получена: 10.11.2021

Принята в печать: 25.11.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, Смысл, 2005.512 с.
  2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 2000.478 с.
  3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.М., 1983.320 с.
  4. Рубцов В.В., Высоцкая Е.В., Зак А.З., Улановская И.М., Янишевская М.А. Динамика метапредметных результатов начального образования на этапе перехода в основную школу // Психология. Журнал Высшей школы экономики.2019.Т.16.№ 3.С. 511—528.
  5. Совместная учебная деятельность и развитие детей / Кн.под редакцией В.В.Рубцова, И.М. Улановской.М.: МГППУ, 2021.
  6. Улановская И.М., Янишевская М.А. Как основная образовательная программа связана с метапредметными результатами начального образования // Тенденции развития науки и образования.2021.№ 70-5.С.145—154.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.М.: Просвещение, 2014.
  8. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.М.: Знание, 1974.64 с.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика