Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10308Новости 1982Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №1 / 2022 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2020

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Субъективные предпосылки психологического благополучия одаренных подростков 165

|

Волкова Е.Н.
доктор психологических наук, профессор, Институт психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9667-4752
e-mail: envolkova@yandex.ru

Микляева А.В.
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека Института психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275
e-mail: a.miklyaeva@gmail.com

Хороших В.В.
кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии профессиональной деятельности, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7116-0042
e-mail: VKhoroshikh@gmail.com

Аннотация

Представлены результаты эмпирической верификации теоретической моде¬ли субъективных предпосылок психологического благополучия одаренных подростков, в числе которых рассматриваются субъектность, жизнестой-кость, самоэффективность, общий эмоциональный фон, представленный уровнем личностной тревожности, и характеристики Я-концепции подрост¬ков. Предполагалось, что факторами, модерирующими взаимосвязи этих переменных, являются отношение подростков к собственной одаренности, а также специфика деятельности, в которой подростки проявляют признаки одаренности, и уровень их достижений в ней. Выборку составили 422 под-ростка 15—17 лет, обучающихся на специализированных образовательных программах для подростков, проявляющих академическую, математическую, лидерскую и спортивную одаренность. Сбор эмпирических данных осущест¬влялся с помощью анкетирования и тестирования (Шкала психологического благополучия; Франкфуртские шкалы самооценки; Опросник субъектности; Тест жизнестойкости; Тест определения самоэффективности; Интегративный тест тревожности).Моделирование структурными уравнениями с помощью программного пакета IBM SPSS Statistics ver.23 и модуля AMOS позволило признать значимыми субъективными предпосылками психологического бла¬гополучия одаренных подростков субъектность (р<0,001), жизнестойкость (р<0,001) и самоэффективность (р<0,001), причем влияние субъектности и жизнестойкости опосредуется отношением подростков к собственной ода¬ренности (р<0,01), которое, в свою очередь, определяется уровнем их до¬стижений (р<0,01).Характеристики Я-концепции, а также такие факторы, как «вид деятельности, в которой проявляются признаки одаренности» и «пол», в эмпирическую модель не вошли. Обсуждаются прогностический потенциал модели и возможности решения на ее основе задач, связанных с психоло¬гическим сопровождением личностного становления одаренных подростков.

Ключевые слова: одаренность, подростки, психологическое благополучие , психологическое благополучие школьников, жизнестойкость, субъектность, самоэффективность, отношение к себе

Рубрика: Психология развития

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270108

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00729.

Получена: 09.09.2021

Принята в печать: 10.02.2022

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Акованцева Л.И. Одаренность, мотивация, успеваемость: трудности и конфликты // Вестник Удмуртского университета.Серия «Философия.Психология.Педагогика».2016.Том 26.№ 2.С. 32—35.
  2. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование.2017.Том 22.№ 6.С.68—76.DOI:10.17759/pse.2017220606
  3. Ахрямкина Т.А., Чаус И.Н. Психологическое благополучие учащихся в образовательной среде: монография.Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2012.104 с.
  4. Буданова Е.И., Еркин Н.В. Тревожность как фактор проявления креативности у младших школьников // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В.Н.Дружинина (г.Москва, 25—26 сентября 2015 г.).М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.С.44—46.
  5. Волкова Е.Н. Психологические особенности субъектности одаренных подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена.2020.№ 197.С. 52— 62.DOI:10.33910/1992-6464-2020-197-52-62
  6. Волкова Е.Н., Васильева С.В.Самоэффективность и отношение к собственной одаренности у подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология.2021.Том 10.№ 1(34).С.335—338.DOI:10.26140/anip- 2021-1001-0085
  7. Волкова Е.Н., Микляева А.В., Кошелева А.Н., Хороших В.В. Отношение к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 3.С.49—63.DOI:10.17759/pse.2020250305
  8. Ерзин А.И., Епанчинцева Г.А. Cамоэффективность, проактивность и жизнестойкость в обучении (влияние на академические интересы и достижения студентов) // Современное образование.2016.№ 2.С.65—83.DOI:10.7256/2409-8736.2016.2.15968
  9. Карамаева Л.А. Психолого-педагогические аспекты развития межличностных отношений одаренных младших школьников: Автореф.дисс....канд.психол.наук.Самара, 2005.28 с.
  10. Лактионова Е.Б., Грецов А.Г., Орлова А.В., Тузова А.С. Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем развития креативности // Психологическая наука и образование.2021.Том 26.№ 2.С.28—39.DOI:10.17759/pse.2021260203
  11. Ларионова Л.И. Модель интеллектуальной одаренности и культурно-психологические факторы ее развития // Сибирский психологический журнал.2005.№ 21.С.157—161.
  12. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости.М.: Смысл, 2006.63 с.
  13. Микляева А.В., Хороших В.В., Волкова Е.Н. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель // Science for education today.2019.Том 9.№ 4.С.36—55.DOI:10.15293/2658-6762.1904.03
  14. Подольский А.И., Карабанова О.А., Идобаева О.А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.2011.№ 2.С.9—20.
  15. Рысева А.А.Особенности и развитие самоотношения интеллектуально одаренных подростков: Автореф.дисс.… канд.психол.наук.Иркутск, 2008.22 с.
  16. Суднева О.Ю.Одаренные дети: особенности и сложности развития // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).2012.№ 11(19).URL: http://vital.lib.tsu.ru/ vital/access/manager/Repository/vtls:000450495
  17. Титова О.И., Холодцева Е.Л. Жизнестойкость как фактор социально-психологической адаптации одаренных школьников // Институт психологии Российской академии наук.Социальная и экономическая психология.2017.Том 2.№ 4(8).С. 43—70.
  18. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники.М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008.212 с.
  19. Щебланова Е.И., Петрова С.О. Общая и академическая я-концепции одаренных учащихся средней школы // Психологические исследования.2014.Том 7.№ 38.С.7.
  20. Albert R.S.The achievement of eminence: A longitudinal study of exceptionally gifted boys and their families.In Subotnik R.F., Arnold K.D.(Eds.).Beyond Terman: Contemporary longitudinal studies of giftedness and talent.Norwood, NJ: Ablex.1994.P. 282—315.
  21. Azizan N.H.B., Mahmud Z.B. A systematic review on determinants of subjective well-being // Environment — Behaviour Proceedings Journal.2018.Vol.3.P.1—9.DOI:10.21834/e-bpj.v3i7.1228
  22. Bergold S., Wirthwein L., Rost D.H., Steinmayr R.Are gifted adolescents more satisfied with their lives than their non-gifted peers? // Frontiers in Psychology.2015.Vol.6.P.1623.DOI:10.3389/ fpsyg.2015.01623
  23. Casino-García A.M., Llopis-Bueno M.J., Llinares- Insa L.I.Emotional Intelligence Profiles and Self- Esteem/Self-Concept: An Analysis of Relationships in Gifted Students // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021.Vol.18(3).P.1006.DOI:10.3390/ijerph18031006
  24. DeCaroli M.E., Sagone E.Generalized Self-efficacy and Well-being in Adolescents with High vs.Low Scholastic Self-efficacy // Procedia — Social and Behavioral Sciences.2014.Vol.141.P.867—874.DOI:10.1016/j.sbspro.2014.05.152
  25. Jackson S.P., Peterson J. Depressive disorder in highly gifted adolescents // Journal of Secondary Gifted Education.2003.Vol.14(3).P.175—186.DOI:10.4219/ jsge-2003-429
  26. Jones T. Equally cursed and blessed: Do gifted and talented children experience poorer mental health and psychological well-being? // Educational & Child Psychology.2013.Vol.30(2).P.44—66.
  27. Llinares-Insa L.I., Casino-García A.M., García- Pérez J.Subjective Well-Being, Emotional Intelligence, and Mood of Parents: A Model of Relationships.Impact of Giftedness // Sustainability.2020.Vol.12.P.8810.DOI:10.3390/su12218810
  28. Mudrak J., Zabrodska K.Childhood giftedness, adolescent agency // Gifted Child Quarterly.2014.Vol.59.No.1.P.55—70.DOI:10.1177/0016986214559602
  29. Neihart M. The impact of giftedness on psychological well-being: What does the empirical literature say? // Roeper Review.1999.Vol.22.Р.10— 17.DOI:10.1080/02783199909553991
  30. Pfeiffer S.I.Success in the classroom and in life: Focusing on strengths of the head and strengths of the heart // Gifted Education International.2017.Vol.33(2).P.95—101.DOI:10.1177/0261429416640337
  31. Reichenberg A., Landau E.Families of Gifted Children / In Shavinina L.V.(eds) // International Handbook on Giftedness.Springer, Dordrecht, 2009.DOI:10.1007/978-1-4020-6162-2_43
  32. Robinson N.M. The Social World of Gifted Children and Youth / In Pfeiffer S.I.(eds) // Handbook of Giftedness in Children.Springer, Boston, MA, 2008.DOI:10.1007/978-0-387-74401-8_3
  33. Shekarey A., Moghadam A., Amiri F., Rostami M. The relation of self-efficacy and hardiness with the education progression among the sophomore girl students in a high school in Aleshtar city // Procedia — Social and Behavioral Sciences.2010.Vol.5.P.1905— 1910, DOI:10.1016/j.sbspro.2010.07.386
  34. Singh B., Udainiya R.Self-Efficacy and Well- Being of Adolescents // Journal of the Indian Academy of Applied Psychology.2009.Vol.35.No.2.Р.227— 232.
  35. Suldo S.M., Hearon B.V., Shaunessy-Dedrick E. Examining gifted students’ mental health through the lens of positive psychology / In S.I.Pfeiffer, E.Shaunessy-Dedrick, M.Foley-Nicpon (Eds.) // APA Handbook of Giftedness and Talent.Washington, DC: American Psychological Association, 2018.Р.433— 449.DOI:10.1037/0000038-028
  36. Yu Y.-C., Liang J.-C.Relationships among Affect, Hardiness and Self-Efficacy in First Aid Provision by Airline Cabin Crew // International Journal of Environmental Research and Public Health.2021.Vol. 18.P.2108.DOI:10.3390/ijerph18042108
  37. Zimmerman B.J., Martinez-Ponz M.Student differences in self-regulated learning: relating grade, sex, and giftedness to self-efficacy and strategy use // Journal of educational psychology.1990.Vol.82(1).P. 51—59.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика