Введение
Подростковый период развития наиболее чувствителен к стрессовым ситуациям изменений, в том числе связанных с изменениями структуры семьи (Вихристюк, Гаязова, 2022). Семья в большей степени, чем другие социальные институты, способна удовлетворять физические и психологические потребности подростков, несмотря на их стремление к независимости и самостоятельности, которое усиливается с возрастом. Родители все же остаются важным источником эмоциональной поддержки, практической помощи, социализации и адаптации подростков. Отсутствие одного из них приводит к дисбалансу в функционировании семьи, создает ощущение нестабильности, способствует эмоциональным и поведенческим проблемам у подростков, отражается на их удовлетворенности отношениями в семье, школе, с друзьями, удовлетворенности самим собой. Показано, что подростки в неполных семьях чаще страдают от разных типов зависимостей (Jabbour et al., 2020); более конфликтны и тревожны (Wen et al., 2024); чаще используют непродуктивные копинг-стратегии при совладании со стрессами (Иванова, Бусарова, 2020); склонны к переживанию одиночества, проявлению скрытой агрессии и недоверию к людям (Рогова, Николаева, 2021); у них фиксируются более низкие показатели школьной успеваемости и образовательных амбиций (Zeratsion et al., 2014) в отличие от подростков из полных семей. Считается, что в целом дети из неполных семей менее удовлетворены своей жизнью (Alemu, 2025).
Исследования, как видим, в основном фокусируются на жизни подростков из полных (родители и ребенок/дети) или неполных (один родитель и ребенок/дети) семей. Вместе с тем на сегодняшний день описано 34 типологии неполных семей (Ganong, Sanner, 2023), которые отличаются большим разнообразием. Ведутся дискуссии относительно статуса семей, в которых присутствует отчим/мачеха: считать их полными или неполными? Такие семьи чаще обозначают смешанными или сводными и в зарубежных исследованиях относят к подкатегории неполных, а в отечественных — к подкатегории полных. В любом случае данные семьи зачастую остаются вне поля зрения исследователей, что не позволяет обнаружить специфику удовлетворенности жизнью детей, воспитывающихся в них. В единичных исследованиях таких семей показано, что появление отчима/мачехи сопровождается большим стрессом, нарушением здоровой привязанности, конфликтами, проблемами с психическим здоровьем, нарушениями поведения (Grüning Parache et al., 2024), что может привести к трудностям в выстраивании здоровых межличностных отношений в будущем (Gibbons et al., 2025). Отдельного внимания заслуживают и расширенные семьи, хотя их количество в современном обществе уменьшается (создающиеся семьи все чаще живут отдельно), однако позитивная роль дедушек/бабушек в воспитании детей и подростков не отрицается. Также проведены многочисленные исследования удовлетворенности подростков разными аспектами жизни, школьной вовлеченности и успеваемости, в которых показана взаимосвязь данных параметров, их вклад в общее благополучие школьников (Бондаренко, Фомина, 2023; Савенко, 2023; Харченко, 2022), однако не всегда учитывается семейный контекст. Таким образом, несмотря на множество исследований, посвященных подросткам из полных и неполных семей, дифференциация последних часто носит упрощенный характер без учета их разнообразия. Недостаточно изучено и влияние расширенной семьи на подростков, а исследования удовлетворенности жизнью, школьной вовлеченности, успеваемости подростков зачастую проводятся в отрыве от семейного контекста. Новизна настоящего исследования заключается в попытке преодоления данной фрагментарности через реализацию экологической парадигмы У. Бронфенбреннера, в которой семья (разные ее типы) и школа являются тесно взаимосвязанными микросистемами, оказывающими влияние на удовлетворенность подростков разными аспектами жизни, школьную вовлеченность и успешность в учебной деятельности.
Цель. Проанализировать различия в характеристиках удовлетворенности жизнью, школьной вовлеченности и успеваемости подростков в зависимости от типа семьи.
Гипотеза. Подростки из разных типов семей будут различаться в удовлетворенности жизнью, школьной вовлеченности и успеваемости в школе.
Материалы и методы
Участники исследования. В исследовании участвовали 1718 подростков из разных регионов Российской Федерации в возрасте от 12 до 18 лет (53,84% женского пола). Средний возраст составил 14 ± 1 лет (медиана = 14 лет). Из них 1397 подростков ответили на вопрос о составе семьи. В окончательной выборке девушки составили 54,47% (761 человек); возраст респондентов не изменился (14 ± 1 лет, медиана = 14 лет).
Методики. Для определения типа семьи, в которой проживает подросток, задавался открытый вопрос: «С кем ты живешь?» В зависимости от ответов респондентов были выделены пять типов семей: 1) полные семьи с одним ребенком («Живу с родителями», «Живу с мамой и папой»); 2) смешанные семьи («Живу с отчимом/мачехой»); 3) полные семьи с несколькими детьми («Живу с родителями и братом», «Живу с мамой, папой и сестрой, братом» и т.п.); 4) расширенные семьи, при описании которых упоминались другие родственники, кроме родителей и сиблингов (бабушки, дедушки); 5) неполные семьи («Живу с мамой», «Живу с мамой и сестрой», «Живу с папой»).
Для определения удовлетворенности отношениями в семье, школе, с друзьями, удовлетворенности самим собой, школьной вовлеченности у детей из семей разного типа использовались: Многомерная шкала удовлетворенности жизнью (ШУДЖИ) (Сычев и др., 2018), Многомерная шкала школьной вовлеченности (Фомина, Моросанова, 2020). Дополнительно задавался вопрос об успеваемости («у меня больше пятерок / больше четверок / больше троек»).
Процедура. Данные собирались в системе «Анкетолог». Исследование было анонимным и добровольным. Предварительно было получено письменное разрешение от родителей подростков. Процедура сбора данных занимала до 20 минут. Данные представлены в репозитории психологических исследований и инструментов Московского государственного психолого-педагогического университета RusPsyDATA (Одинцова, Радчикова, Сорокова, 2024).
Статистический анализ включал описательную статистику и критерии для проверки различий между группами детей из разных семей (хи-квадрат Пирсона и дисперсионный анализ).
Результаты и обсуждение
В выборке большинство подростков из полных семей с одним ребенком (67%, табл. 1). Подростков из полных семей, в которых более одного ребенка, менее 13%, что несколько меньше, чем подростков, воспитывающихся в неполных семьях (более 15%, табл. 1). Эти данные согласуются с результатами демографических исследований (Смирнов, Селиванова, 2023; Прокофьева, Корчагина, 2023). Таким образом, преобладают полные семьи с одним ребенком (67,1%), а расширенные и смешанные семьи встречаются крайне редко (2,0% и 2,5% соответственно).
Таблица 1 / Table 1
Типы семьи в выборке подростков
Family types in adolescents’ sample
|
Тип семьи / Family type |
N |
% |
|
Неполная семья (только один родитель) / Single-parent family |
217 |
15,53 |
|
Смешанная семья (с отчимом/мачехой) / Complete family (with stepparent) |
35 |
2,51 |
|
Полная семья (один ребенок) / Complete family (only one child) |
938 |
67,14 |
|
Полная семья (несколько детей) / Complete family (several children) |
179 |
12,81 |
|
Расширенная семья (+ бабушки, дедушки) / Extended family (+ grandparents) |
28 |
2,00 |
|
Всего / Total |
1397 |
100 |
Анализ соотношения успеваемости и типа семьи показал, что лучше успевают подростки из полных и расширенных семей по сравнению с подростками из неполных семей и подростками из смешанных семей (хи-квадрат Пирсона = 21,67; df = 8; p < 0,006; d Коэна = 0,25): у подростков из полных и расширенных семей число тех, у кого больше троек, в два раза меньше, а число отличников и хорошистов существенно выше (табл. 2). Это может быть связано с: 1) вовлеченностью обоих родителей и прародителей в воспитательный и образовательный процесс (хорошо развитая система помощи и контроля); 2) психологической атмосферой безопасности, стабильности в семье; 3) достаточностью материальных ресурсов в полной и расширенной семьях. Такие результаты согласуются с отечественными (Афанасьева и др., 2022; Котомина, Сажина, 2021) и зарубежными исследованиями (Guo et al., 2023; Hovland, Sether, 2024), то есть схожая ситуация наблюдается в разных культурах. Также в исследованиях показано, что успеваемость в школе (академическая самоэффективность) является предиктором психологического благополучия школьников (Савенко, 2023), в свою очередь психологическое благополучие и саморегуляция — ресурсами академической успешности подростков (Бондаренко, Фомина, 2023).
Таблица 2 / Table 2
Успеваемость подростков в семьях разного типа
Academic achievement of adolescents in different types of families
|
Тип семьи / Family type |
Успеваемость / |
Всего / Total |
||
|
Больше пятерок / More A’s |
Больше четверок / More B’s |
Больше троек / More C’s |
||
|
Неполная семья (только один родитель) / Single-parent family |
47 (21,76%) |
103 (47,69%) |
66 (30,56%) |
216 |
|
Полная семья (с отчимом/мачехой) / Stepfamily |
6 |
14 (45,16%) |
11 (35,48%) |
31 |
|
Полная семья (несколько детей) / |
48 (26,82%) |
104 (58,10%) |
27 (15,08%) |
179 |
|
Расширенная семья (+ бабушки, дедушки) / Extended family (+ grandparents) |
7 |
16 (57,14%) |
5 (17,86%) |
28 |
|
Полная семья (один ребенок) / |
247 (26,36%) |
509 (54,32%) |
181 (19,32%) |
937 |
|
Всего / Total |
355 |
746 |
290 |
1391 |
Примечание: Некоторые подростки не ответили на вопрос об успеваемости, поэтому их количество не совпадает с общим количеством в группах.
Note: Some teenagers did not answer the question about academic performance, so their number does not match the total number in the groups.
В связи с этим дальнейший анализ показал, что не только успеваемость, но и удовлетворенность разными сторонами жизни также ниже в неполных и смешанных семьях. Двухфакторный дисперсионный анализ, в котором факторами выступали тип семьи и шкалы методики ШУДЖИ, показал отсутствие взаимодействия факторов (F(16,5568) = 1,54, p = 0,08), что говорит о том, что профили удовлетворенности по различным сторонам жизни у подростков из разных типов семей не различаются. Однако статистически значимый эффект фактора «Тип семьи» (F(4,1392) = 13,34, p < 0,0001; h2 = 0,04) показывает, что общая удовлетворенность по всем сторонам жизни у подростков из разных типов семей существенно различается. Результаты сравнения представлены на рис. 1. Наиболее высокие показатели удовлетворенности жизнью наблюдаются в полных семьях, независимо от того, сколько в них детей: только эти две группы отличаются статистически значимо от трех других (апостериорный критерий Дункана, р ≤ 0,01). Использование общего балла (суммы баллов по всем пяти шкалам опросника ШУДЖИ) в данном случае оправдано, так как все шкалы сильно коррелируют между собой и образуют один фактор при факторном анализе, позволяющий объяснять более 60% общей дисперсии (Радчикова, Одинцова, Сорокова, 2024). Это еще раз свидетельствует об устойчивости семейной системы полной семьи, в то время как разрывы семейного ядра, будь то уход одного из родителей из семьи или появление отчима/мачехи, могут сделать подростков более уязвимыми к возникающим проблемам и снижать их общую удовлетворенность жизнью. Так, в исследовании (Gath, 2022) было обнаружено, что уровень стресса и дистресса, связанного как с уходом одного родителя из семьи, так и с появлением новой родительской фигуры, оказывает существенное влияние на психологическое здоровье подростков и переживания ими психологического дискомфорта.
Рис. 1. Общая удовлетворенность различными сторонами жизни (средние суммы по всем субшкалам методики ШУДЖИ) у подростков из разных типов семей (N = 1397)
Fig. 1. General satisfaction with various aspects of life (average sums for all MSLSS subscales) in adolescents from different types of families (N = 1397)
Что касается показателей удовлетворенности жизнью подростков из расширенных семей, они занимают промежуточное положение между показателями подростков из полных и неполных семей. Бабушки/дедушки, безусловно, играют большую роль в воспитании подростков, однако их влияние имеет как позитивные (поддержка самостоятельности, совместная деятельность и т. п.), так и негативные оттенки (избыточный контроль, гиперопека и т. п.) (Цыганова, Нисская, 2024), что может оказывать влияние на удовлетворенность жизнью подростков, воспитывающихся в расширенных семьях. Частично эти данные согласуются с исследованием (Головей, Данилова, 2019), где показано, что самый высокий уровень субъективного благополучия характерен для подростков из полных семей, несколько ниже он у подростков из расширенных семей, еще ниже у подростков, живущих в отрыве от семьи.
Результаты американского исследования (Langton, Berger, 2014) также показали, что во всех типах семей, кроме полной семьи с биологическими родителями, у подростков хуже физическое здоровье, поведение и эмоциональное благополучие (более 13000 наблюдений). Аналогичные данные получены на немецкой выборке (N = 6838) раннего подросткового возраста 12—13 лет (Herke, Knöchelmann, Richter, 2020). Результаты более ранних исследований говорят о том же. Так, в работе (Spruijt, Goede, 1997) данные более чем 2500 нидерландских респондентов от 15 до 24 лет показывают, что дети из неполных семей имели самые низкие баллы по всем измеряемым показателям, чаще имели проблемы в отношениях и проблемы с поисками работы, причем эти эффекты сохранились при контроле семейного достатка, пола, возраста и образовательного уровня. Сходная ситуация наблюдается и в других культурах. Например, во впечатляющем исследовании южнокорейских школьников (N = 59096) обнаружено, что подростки из всех семей, кроме полных с биологическими родителями, имеют гораздо большие шансы иметь зависимости (курение, потребление алкоголя, интернет-зависимость), иметь более ранний сексуальный опыт, проблемы с психологическим здоровьем (депрессии, суицидальные мысли, воспринимаемый стресс). Кроме того, у таких подростков ниже успеваемость (Park, Lee, 2020).
Рис. 2. Общие показатели школьной вовлеченности (левая ось) и безучастности (правая ось) у подростков из разных типов семей
Fig. 2. Overall indicators of school engagement (left axis) and disengagement (right axis) among adolescents from different types of families
Далее был проведен анализ различий в характеристиках школьной вовлеченности подростков из разных типов семей. Так как шкалы методики «Многомерная шкала школьной вовлеченности» содержат от двух до восьми вопросов и отличаются по диапазону, для дальнейшего анализа были посчитаны средние баллы по каждой шкале. Факторный анализ (метод главных компонент, вращение варимакс) показал, что эти шкалы складываются в два фактора, объясняющих 69% общей дисперсии и включающих показатели школьной вовлеченности (фактор 1) и школьной безучастности (фактор 2). Таким образом, можно сравнить два интегральных показателя (вовлеченность и безучастность) в группах подростков из разных типов семей. Интегральные показатели были получены суммированием значений четырех шкал школьной вовлеченности и четырех шкал школьной безучастности. Сравнение подростков из семей разного типа по этим факторам (двухфакторный дисперсионный анализ) показывает статистически значимое взаимодействие факторов Тип семьи и Вовлеченность/Безучастность (F(4,1392) = 13,76, p < 0,0001; h2 = 0,04). Таким образом, как и для методики ШУДЖИ, подростки из неполных семей и семей с мачехами/отчимами показывают более низкую вовлеченность и более высокую безучастность по сравнению с другими группами (рис. 2).
Школьная вовлеченность как комплексная характеристика включает эмоциональную вовлеченность (интерес, положительные эмоции в отношении школы); когнитивную вовлеченность (старательность, вдумчивость, настойчивость, самоконтроль и т.п.); поведенческую (активность в школьной и внешкольной деятельности, посещаемость, дисциплина и т.п.) (Фомина, Моросанова, 2020). Она тесно связана с успешностью в учебной деятельности и с удовлетворенностью жизнью школьников, что отразилось и в нашем исследовании. Полученные нами результаты согласуются с исследованием (Heintz-Martin, Langmeyer, 2020), в котором обнаружено, что дети из неполных и смешанных семей подвержены большему риску проблемного поведения на фоне экономических стрессов, что может косвенно отражаться на их школьной вовлеченности. Также показано, что школьная вовлеченность напрямую зависит от дружественных и теплых отношений внутри семьи, причем со стороны обоих родителей (Wang et al., 2019).
Заключение и выводы
Исследование показало, насколько важно учитывать контекстуальные факторы семьи, которые играют большую роль в формировании здорового отношения подростков к разным аспектам своей жизни: к семье, школе, учителям, сверстникам, к самому себе. Школьная вовлеченность как проявление активности, заинтересованности в школьной жизни, переживание успеха за свои результаты, старательность, вдумчивость, готовность к трудностям, самоконтроль способствует более высокой успеваемости и общей удовлетворенности жизнью, которая, в свою очередь, отражает оптимальное состояние подростков, когда их потребности соответствуют реальным достижениям в учебной деятельности и характеру взаимоотношений с социальным окружением.
Выводы.
- Структура семьи (полная/неполная/смешанная/расширенная) оказывает большое влияние на удовлетворенность подростков разными сторонами своей жизни, на их успешность в учебной деятельности и на школьную вовлеченность, поэтому в дальнейших исследованиях возникает необходимость более дифференцированного учета контекста семьи, в которой растет и развивается ребенок.
- Успеваемость в учебной деятельности выше у подростков из полных и расширенных семей, что может быть обусловлено большей вовлеченностью не только родителей, но и прародителей в учебный процесс, большей стабильностью таких семей, наличием достаточных материальных ресурсов, направленных на образование и развитие детей.
- В большей степени удовлетворены разными сторонами жизни (семьей, школой, учителями, друзьями, самим собой), вовлечены в школьную жизнь, переживают положительные эмоции в отношении школы, более настойчивы, активны подростки из полных семей, затем идут подростки из расширенных семей. Подростки из неполных и смешанных семей являются наиболее уязвимыми группами, нуждающимися в психологической и педагогической поддержке, которую они не всегда могут найти в своих семьях. При этом учителям необходимо отказаться от стигматизации подростков, избегая ярлыков: «проблемная семья», «неблагополучная семья» и т.п., делая акцент на сильных сторонах подростков и их семей. Важно понимание уникальной ситуации в каждой семье в зависимости от ее типа. Психологи могут сосредоточиться на индивидуальной и групповой работе с подростками и их родителями, направленной на развитие позитивных отношений в структурно сложных семьях. Условием эффективности поддерживающей стратегии подростков и их семей является сотрудничество учителей и психологов.
Ограничения. При обобщении результатов размер выборки подростков из смешанных и расширенных семей явно недостаточен. Требуются дополнительные исследования на основе более детальной дифференциации типов полных, неполных и расширенных семей, а также сравнительный анализ подростков по полу, возрасту, типу образовательной организации, месту жительства. Не учитывались занятость родителей, экономическое положение семьи, культурные нормы и т.п. Перекрестный дизайн исследования не дает возможность установить причинно-следственные связи между характером семейной среды и удовлетворенностью жизнью подростков. Необходимы лонгитюдные исследования. Данные ограничения становятся перспективами дальнейших исследований.
Limitations. When summarizing the results, the sample size of adolescents from mixed and extended families is clearly insufficient. Additional research is required based on a more detailed differentiation of the types of full, incomplete and extended families, as well as a comparative analysis of adolescents by gender, age, type of educational organization, place of residence. The employment of parents, the economic situation of the family, cultural norms, etc. were not taken into account. The cross-design of the study does not make it possible to establish cause-and-effect relationships between the nature of the family environment and life satisfaction of adolescents. Longitudinal studies are needed. These limitations become prospects for further research.