Введение
Удовлетворенность жизнью как интегральная характеристика субъективного благополучия всегда была предметом интенсивного внимания исследователей, потому не представляется удивительным тот факт, что в период пандемии COVID-19 появилось достаточно большое количество эмпирических исследований, проливающих свет на удовлетворенность жизнью как специфический исход в кризисных жизненных обстоятельствах. Результаты популяционных исследований указали на то, что с бо́льшей удовлетворенностью жизнью были связаны бо́льшие показатели надежды и осмысленности жизни [Karataş, 2021], меньшие показатели стресса и страха, связанного с пандемией, а также бо́льшие показатели чувства связности [Dymecka, 2021], меньшее количество дней социальной изоляции, достаточное количество информации, профессиональная занятость и частичный доступ к внешнему миру [Gonzalez-Bernal, 2021].
Особо остро пандемия COVID-19 повлияла на лиц зрелого возраста, попавших в группу риска и вынужденных соблюдать усиленные меры предосторожности. Специалисты обнаружили противоречивые закономерности, связанные с удовлетворенностью жизнью в пожилом возрасте, которые, по всей видимости, можно объяснить кросс-культурными различиями респондентов и/или особенностями распространения пандемии и борьбы с ней в конкретных странах. Так, в Бельгии пожилые люди сообщали о значительном снижении удовлетворенности жизнью в период пандемии COVID-19 [De Pue, 2021], тогда как в Швеции показатели удовлетворенности жизнью остались стабильными по отношению к допандемическим оценкам даже при том, что 44,9% респондентов беспокоились о своем здоровье, 69,5% — о социальных последствиях пандемии, 25,1% — о финансовых последствиях пандемии и 42,3% — о высоком риске инфицирования [Kivi, 2021]. Наконец, в Польше и Германии пожилые люди оценивали свою удовлетворенность жизнью, качество жизни и в целом психологическое благополучие во время пандемии выше, чем молодые люди, а также демонстрировали бо́льшую толерантность к риску, лучшее качество сна, более высокие показатели оптимизма и меньшее количество трудностей с расслаблением, чем респонденты среднего возраста [Bidzan-Bluma, 2020].
Данные закономерности иллюстрируют необходимость проведения кросс-культурных исследований удовлетворенности жизнью в зрелом возрасте, что, в свою очередь, предполагает наличие психометрически обоснованных инструментов.
В настоящее время в психологических исследованиях широко распространена шкала удовлетворенности жизнью (Satisfaction With Life Scale, SWLS), разработанная в 1985 году американским психологом Э. Динером [Diener, 1985]. Она используется для диагностики респондентов в юношеском и зрелом возрасте, в том числе находящихся в периоде поздней зрелости [Gana, 2013]. Позднее были разработаны и валидизированы многомерные шкалы удовлетворенности жизнью для детей (Multidimensional Life Satisfaction Scale for Children, MLSS-C) [Huebner, 1994] и респондентов юношеского возраста (Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale, MSLSS) [Huebner, 1998]. Наконец, в 2009 году Э. Барретт разработал краткую форму индекса удовлетворенности жизнью для «третьего возраста» (Life Satisfaction Index for the Third Age-Short Form; LSITA-SF), предназначенную для оценки удовлетворенности жизнью у лиц, достигших 50-летнего возраста [Barrett, 2009]. В отличие от SWLS, LSITA-SF содержит не только общие, но и специфические вопросы, измеряющие соотношение текущей удовлетворенности жизнью с аналогичными оценками в более молодом возрасте (например: «Я счастлив так же, как и в молодости», «Оглядываясь на прошлое, я испытываю чувство удовлетворения», «Чем старше я становлюсь, тем лучше мне кажется жизнь» и т.д.).
В России в исследованиях удовлетворенности жизнью у взрослых респондентов используется адаптированная русскоязычная версия SWLS [Осин, 2020], а у детей — многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников, разработанная на основе MSLSS [Сычев, 2018]. При этом в арсенале русскоязычных инструментов до сих пор нет специфических шкал для оценки удовлетворенности жизнью у респондентов в период поздней взрослости. В силу научной и практической ценности LSITA-SF целью настоящего исследования стала адаптация русскоязычной версии шкалы.
Организация и методы исследования
Участники исследования. В исследовании приняли участие 203 респондента, в том числе 57 мужчин и 146 женщин в возрасте от 50 до 83 лет (M=61,65, SD=7,89). Ссылка на электронную анкету была распространена с помощью объявлений в социальных сетях и поликлиниках г. Москвы. Все респонденты дали письменное информированное добровольное согласие на участие в исследовании.
Методы исследования. Участники исследования заполнили анкету, состоящую из русскоязычной версии LSITA-SF и следующих шкал:
1. Шкала апатии А.А. Золотаревой предназначена для диагностики апатии как психического состояния, характеризующегося безразличием и равнодушием по отношению к себе, другим и миру [Золотарева, 2020].
2. Краткая форма Гериатрической шкалы депрессии Дж. Шейха и Дж. Йесаважа (Geriatric Depression Scale-Short Form, GDS-SF) в адаптации В.С. Остапенко оценивает клинически значимую депрессию у лиц старше 50 лет [Остапенко, 2017].
3. Шкала субъективной витальности Р. Райана и К. Фредерик (Subjective Vitality Scale, SVS) в адаптации Л.А. Александровой и Д.А. Леонтьева измеряет субъективную витальность как состояние полноты жизненных сил [Александрова, 2014].
4. Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (Satisfaction With Life Scale, SWLS) в адаптации Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева оценивает соответствие жизненных обстоятельств ожиданиям респондента [Осин, 2020].
5. Шкала субъективного счастья С. Любомирски (Subjective Happiness Scale, SHS) в адаптации Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева диагностирует общий уровень психологического благополучия [Осин, 2020].
Результаты
Перевод. Разрешение на адаптацию русскоязычной версии LSITA-SF было получено у Э. Барретта, автора оригинальной версии шкалы. Оригинальная версия LSITA-SF была переведена на русский язык, затем билингвальный эксперт, ранее не знакомый со шкалой и не знающий о цели исследования, сделал обратный перевод. После согласования обратного перевода с оригинальной шкалой была получена итоговая русскоязычная версия LSITA-SF, представленная в Приложении.
Описательная статистика. Показатели средних, стандартных отклонений и коэффициентов α-Кронбаха при исключении отдельных пунктов из русскоязычной версии LSITA-SF представлены в табл. 1. Коэффициент α-Кронбаха для общего показателя по шкале составил значение 0,88. При исключении пункта № 7 («Я надеюсь, что в будущем меня ждут интересные и радостные события») данный показатель увеличивался до значения 0,89, однако с учетом высокого коэффициента α-Кронбаха для общего показателя удовлетворенности жизнью в «третьем возрасте» это не стало показанием к его удалению из русскоязычной версии LSITA-SF.
Факторная структура. Перед факторизацией данных обратные тестовые пункты LSITA-SF были инвертированы. Для предварительной оценки факторной структуры LSITA-SF был проведен эксплораторный факторный анализ (ЭФА) методом главных компонент с последующим ортогональным varimax-вращением и нормализацией по Кайзеру, по результатам которого было обнаружено однофакторное решение, объясняющее 44,4% дисперсии (значение критерия выборочной адекватности Кайзера-Мейера-Олкина составило 0,905 при значимом показателе сферичности Бартлетта, равном 957,013 (df=66), p<0,001).
Таблица 1
Описательная статистика для пунктов LSITA-SF
|
Пункты |
M |
SD |
α |
|
1. Чем старше я становлюсь, тем лучше мне кажется жизнь. |
3,16 |
1,27 |
0,87 |
|
2. Сейчас я проживаю самый унылый период моей жизни. |
4,10 |
1,31 |
0,86 |
|
3. Я счастлив так же, как и в молодости. |
2,97 |
1,26 |
0,87 |
|
4. Моя жизнь нравилась бы мне больше, если бы она не была такой скучной. |
3,67 |
1,50 |
0,87 |
|
5. Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем сейчас. |
2,99 |
1,23 |
0,87 |
|
6. Все, что я делаю, кажется мне скучным или однообразным. |
4,05 |
1,26 |
0,87 |
|
7. Я надеюсь, что в будущем меня ждут интересные и радостные события. |
4,33 |
1,06 |
0,89 |
|
8. Мои повседневные дела интересны мне так же, как и прежде. |
3,75 |
1,12 |
0,88 |
|
9. Моя жизнь прекрасна. |
3,55 |
1,24 |
0,86 |
|
10. Мои дела в полном порядке. |
3,70 |
1,08 |
0,88 |
|
11. Оглядываясь на прошлое, я испытываю чувство удовлетворения. |
3,28 |
1,24 |
0,87 |
|
12. Мне нравится все то, чем я сейчас занимаюсь. |
3,65 |
1,14 |
0,87 |
Примечание. M — среднее; SD — стандартное отклонение; α — коэффициент α-Кронбаха для общего показателя по шкале при исключении данного пункта.
Для подтверждения исходной факторной структуры шкалы был реализован конфирматорный факторный анализ (КФА). Проверяемая модель показала сомнительное соответствие данным (Satorra-Bentler χ2(54)=137,020, p<0,001, CFI=0,902, TLI=0,889, RMSEA=0,087 (90% CI от 0,069 до 0,106)). По результатам анализа индексов модификации Лагранжа в данную модель была внесена ковариация между ошибками пунктов № 9 («Моя жизнь прекрасна») и № 10 («Мои дела в полном порядке»), близких друг к другу по содержанию. Модифицированная модель продемонстрировала приемлемое соответствие данным (Satorra-Bentler χ2(53)=120,420, p<0,001, CFI=0,926, TLI=0,908, RMSEA=0,079 (90% CI от 0,061 до 0,098)). В табл. 2 представлены факторные нагрузки пунктов русскоязычной версии LSITA-SF по результатам ЭФА и КФА (для модифицированной модели).
Конвергентная валидность. Показатели удовлетворенности жизнью в «третьем возрасте» оказались статистически значимо негативно связаны с показателями апатии и депрессии, а также позитивно — с показателями субъективной витальности, удовлетворенности жизнью и субъективного переживания счастья. В табл. 3 отражены подробные сведения о результатах корреляционного анализа. Все коэффициенты корреляции составили значения ≥ 0,4 по модулю, что свидетельствует в пользу конвергентной валидности русскоязычной версии LSITA-SF.
Половые и возрастные различия. Значения средних и стандартных отклонений для показателей LSITA-SF представлены в табл. 4. С помощью критерия t-Стьюдента с поправкой Бонферрони было выявлено, что женщины демонстрировали более высокие показатели удовлетворенности жизнью в «третьем возрасте», чем мужчины (t=2,19, p=0,029, d=0,34). Также была обнаружена статистически значимая тенденция снижения удовлетворенности жизнью в «третьем возрасте» с возрастом респондентов (F(2, 200)=15,743, p<0,001, η2=0,14).
Таблица 2
Факторная структура LSITA-SF
|
Пункты |
ЭФА |
КФА |
|
1. Чем старше я становлюсь, тем лучше мне кажется жизнь. |
0,67 |
0,62 |
|
2. Сейчас я проживаю самый унылый период моей жизни. |
0,78 |
0,78 |
|
3. Я счастлив так же, как и в молодости. |
0,76 |
0,73 |
|
4. Моя жизнь нравилась бы мне больше, если бы она не была такой скучной. |
0,67 |
0,66 |
|
5. Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем сейчас. |
0,67 |
0,63 |
|
6. Все, что я делаю, кажется мне скучным или однообразным. |
0,74 |
0,73 |
|
7. Я надеюсь, что в будущем меня ждут интересные и радостные события. |
0,30 |
0,25 |
|
8. Мои повседневные дела интересны мне так же, как и прежде. |
0,60 |
0,54 |
|
9. Моя жизнь прекрасна. |
0,82 |
0,78 |
|
10. Мои дела в полном порядке. |
0,46 |
0,36 |
|
11. Оглядываясь на прошлое, я испытываю чувство удовлетворения. |
0,65 |
0,60 |
|
12. Мне нравится все то, чем я сейчас занимаюсь. |
0,71 |
0,65 |
Примечание. ЭФА — эксплораторный факторный анализ; КФА — конфирматорный факторный анализ.
Таблица 3
Показатели конвергентной валидности LSITA-SF
|
Переменные |
Удовлетворенность жизнью в «третьем возрасте» |
|
Апатия |
— 0,57*** |
|
Депрессия |
— 0,80*** |
|
Субъективная витальность |
0,68*** |
|
Удовлетворенность жизнью |
0,62*** |
|
Субъективное переживание счастья |
0,72*** |
Примечание. *** — p<0,001.
Таблица 4
Половые и возрастные различия в показателях LSITA-SF
|
Категории |
M |
SD |
|
Общая выборка (n=203) |
43,20 |
9,72 |
|
Мужчины (n=57) |
40,82 |
9,19 |
|
Женщины (n=146) |
44,12 |
9,79 |
|
Респонденты 50—59 лет (n=95) |
46,11 |
9,42 |
|
Респонденты 60—69 лет (n=66) |
43,17 |
9,92 |
|
Респонденты 70—83 лет (n=42) |
36,67 |
6,50 |
Примечание. M — среднее; SD — стандартное отклонение.
Обсуждение результатов и выводы
Настоящее исследование позволяет сделать два основных вывода. Первый вывод заключается в том, что русскоязычная версия LSITA-SF является психометрически обоснованным инструментом, предназначенным для диагностики удовлетворенности жизнью в «третьем возрасте». Факторная структура адаптированной шкалы воспроизвела структуру оригинальной LSITA-SF, продемонстрировав, что однофакторное решение имеет приемлемое соответствие данным [Hu, 1999]. Коэффициент α-Кронбаха для общего показателя удовлетворенности жизнью в «третьем возрасте» составил значение 0,88, соответствующее высокому уровню внутренней надежности психодиагностических инструментов [Taber, 2018]. Конвергентная валидность русскоязычной версии LSITA-SF была подтверждена с помощью корреляционных связей удовлетворенности жизнью в «третьем возрасте» с психологическими конструктами, которые в других исследованиях продемонстрировали аналогичные корреляционные связи с общей удовлетворенностью жизнью. В частности, последняя негативно коррелирует с апатией и депрессией, а также позитивно — с субъективной витальностью и субъективным переживанием счастья (например, [Delgado-Lobete, 2020; Gigantesco, 2019; Ruggeri, 2020]).
Второй вывод касается того, что удовлетворенность жизнью в «третьем возрасте» имеет половую и возрастную специфику. Нами было обнаружено, что женщины сообщали о более высоких показателях по LSITA-SF, чем мужчины, а респонденты 50—59 лет демонстрировали более высокие показатели удовлетворенности жизнью, чем респонденты более старшего возраста. Половые тенденции, по всей видимости, являются культурно-специфичными, потому что в восточных странах наиболее удовлетворенными жизнью оказываются мужчины, в то время как в западных странах — женщины [Dong, 2020; Kim, 2021]. Напротив, возрастная специфика удовлетворенности жизнью в зрелом возрасте является универсальной. В 12-летнем лонгитюдном Берлинском исследовании старения (Berlin Aging Study) было показано, что в пожилом возрасте происходит резкое снижение удовлетворенности жизнью, связанное с приближающимся умиранием и механизмами прогнозирования смерти [Gerstorf, 2008].
В заключение необходимо обозначить несколько ограничений настоящего исследования. Первым ограничением является небольшой размер выборки, не позволяющий ни разработать тестовые нормы для русскоязычной версии LSITA-SF, ни проверить факторную инвариантность шкалы по полу и возрасту респондентов. Ко второму ограничению относится скромный набор процедур для оценки надежности и валидности адаптированной шкалы, который позволяет судить только о внутренней надежности и конвергентной валидности русскоязычной версии LSITA-SF. Перспективами этого исследования станет оценка психометрических свойств шкалы на репрезентативной выборке лиц, достигших 50-летнего возраста, а также расширение психометрических процедур до оценки ретестовой надежности, критериальной и прогностической валидности адаптированной шкалы. Наконец, третье ограничение настоящего исследования заключается в том, что оно было проведено в период пандемии COVID-19, т.е. мы не можем исключить закономерное снижение показателей удовлетворенности жизнью, связанное с реакцией на чрезвычайные жизненные обстоятельства [Gawrych, 2021].
Тем не менее, несмотря на обозначенные ограничения настоящего исследования, русскоязычная версия LSITA-SF является надежным и валидным инструментом, который можно рекомендовать в качестве шкалы для скрининга и мониторинга удовлетворенности жизнью в «третьем возрасте».
Приложение
Русскоязычная версия LSITA-SF
Инструкция: «Пожалуйста, прочитайте каждое утверждение и выберите ответы, которые наиболее точно отражают Ваше отношение к данным высказываниям, с помощью следующей шкалы: 1 = «полностью не согласен», 2 = «не согласен», 3 = «скорее не согласен», 4 = «скорее согласен», 5 = «согласен», 6 = «полностью согласен». Помните, что не существует правильных или неправильных ответов, важно только Ваше мнение.
|
1. Чем старше я становлюсь, тем лучше мне кажется жизнь. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
2. Сейчас я проживаю самый унылый период моей жизни. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
3. Я счастлив так же, как и в молодости. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
4. Моя жизнь нравилась бы мне больше, если бы она не была такой скучной. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
5. Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем сейчас. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
6. Все, что я делаю, кажется мне скучным или однообразным. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
7. Я надеюсь, что в будущем меня ждут интересные и радостные события. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
8. Мои повседневные дела интересны мне так же, как и прежде. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
9. Моя жизнь прекрасна. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
10. Мои дела в полном порядке. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
11. Оглядываясь на прошлое, я испытываю чувство удовлетворения. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
12. Мне нравится все то, чем я сейчас занимаюсь. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Обработка результатов. Для получения суммарного показателя предрасположенности к скуке необходимо сложить оценки по пунктам 1, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12 по восходящей шкале (1 = «полностью не согласен», 2 = «не согласен», 3 = «скорее не согласен», 4 = «скорее согласен», 5 = «согласен», 6 = «полностью согласен») и оценки по пунктам 2, 4, 5, 6 по нисходящей шкале (6 = «полностью не согласен», 5 = «не согласен», 4 = «скорее не согласен», 3 = «скорее согласен», 2 = «согласен», 1 = «полностью согласен»). Чем выше суммарный показатель, тем более выражена удовлетворенность жизнью в «третьем возрасте».