![]() Психолого-педагогические исследования Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2587-6139 DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2009 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование psyedu.ru Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: концепция, инновационные технологии 1861Ослон В.Н. АннотацияВ статье представлена авторская концепция психологического сопровождения замещающей семьи, которая разработана на основе результатов, полученных в многолетнем междисциплинарном многоаспектном эмпирическом исследовании становления и развития семьи с приемным ребенком и практики психологической помощи различным субъектам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ней учтены специфика и динамика процессов становления и развития семейной системы, интегрирующей ребенка с депривационными нарушениями в развитии, а также особенности ее социальных контекстов. Раскрывается суть «экологического» и «континуального» направлений в психологическом сопровождении замещающей семьи. Даны инновационные технологии сопровождения, разработанные в рамках проекта «Дети–сироты» Инновационной образовательной программы МГППУ. Ключевые слова: замещающая семья, психологическое сопровождение, технологии Рубрика: Психология семейных отношений Тип: научная статья Фрагмент статьи
<...> Основные положения концепции и мишени психологического сопровождения Прежде всего, целесообразно объяснить, что мы имеем в виду под понятиями «замещающая семья» и «психологическое сопровождение замещающей семьи». Замещающую семью мы рассматриваем как особый тип семейной системы, результат объединения базисной семьи и приемного ребенка в новое системное целое, обладающее собственными закономерностями становления и развития, а психологическое сопровождение как пролонгированную социальную и психологическую помощь на сложных этапах ее становления и развития в различных социальных контекстах. Предметом здесь выступают социально-психологические условия эффективности замещающей семейной заботы. Такое сопровождение начинается на этапе самоопределения семьи и решения вопроса о приеме ребенка, подготовки семьи и ребенка к приему, продолжается на протяжении всего приема и заканчивается на этапе выхода ребенка из семьи. В качестве основных принципов психологического сопровождения мы рассматриваем соответствие потребностям семьи и опору на ее ресурсы. Наша концепция основывается на анализе эмпирических данных, полученных в ходе исследования закономерностей становления и развития семьи с приемным ребенком вне зависимости от формы семейного жизнеустройства. Методологическим основанием концепции является системный подход. В психологическом сопровождении замещающей семьи мы выделяем два основных направления, которые условно можно назвать: «экологическое» и «континуальное». <...> Литература
Статьи по теме
Педагогическая психология, Социальная психология | Семья Г.В. Семейная психология | Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Зинченко Е.А. Инвариантные и вариантные социально-психологические характеристики успешных замещающих матерей Семейная психология | Меркуль И.А., Волчанская В.О. Инновационные модели | Бортаковский А.С., Евдокимова Е.А. Синтез оптимального управления группой объектов переменного состава Юридическая психология | Душкин А.С., Гончарова Н.А., Коноплева И.Н., Костина Л.Н., Ковальчук И.А. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|