Психолого-педагогические исследования
2010. Том 2. № 5
ISSN: 2587-6139 (online)
Технология высшего инклюзивного образования инвалидов, применяемая в Соединенных Штатах Америки
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: инвалид , высшее образование, инклюзивное образование, специальные условия, равные возможности
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Жаворонков Р.Н. Технология высшего инклюзивного образования инвалидов, применяемая в Соединенных Штатах Америки [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n5/Zhavoronkov (дата обращения: 16.11.2024)
Полный текст
Технология высшего инклюзивного образования инвалидов применяется в США в системе среднего и высшего профессионального образования (вузы США реализуют программы среднего и высшего профессионального образования). Теоретической основой этой технологии является философия независимой жизни, из которой вытекает необходимость создания для студентов-инвалидов равных с остальными студентами возможностей для обучения в вузе и участия в его жизни [2, с. 1]. Целью описываемой работы является обеспечение такого функционирования высшего учебного заведения, которое создает для студентов-инвалидов равные с остальными студентами возможности доступа к образовательным программам и услугам вуза, а также воспитание у студентов-инвалидов навыков самостоятельного принятия решений, необходимых для их персонального и профессионального развития [там же].
В качестве задач формулируется следующее:
содействие участию студентов-инвалидов наравне с остальными студентами в образовательных программах и иной деятельности вуза;
оказание студентам-инвалидам услуг, направленных на создание специальных условий;
защита прав и интересов студентов-инвалидов, связанных с обучением в вузе.
Методология технологии высшего инклюзивного образования инвалидов построена на идее, что равные возможности обеспечиваются путем создания специальных условий, компенсирующих ограничения жизнедеятельности инвалида (например, участие глухого в семинаре обеспечивается путем предоставления ему сурдопереводчика).
Важно отметить, что в обсуждаемой технологии есть возрастные и иные
ограничения [1]:
технология применяется к инвалидам, достигшим возраста, в котором
осуществляется среднее и высшее профессиональное образование (обычно начиная с 16 лет);
технология применяется к инвалидам, имеющим необходимый для поступления в вуз уровень образования и успешно сдавшим вступительные экзамены;
технология не предусматривает создание специальных условий, которые создают угрозу для здоровья и безопасности других лиц, влекут за собой принципиальное изменение образовательных программ или ложатся чрезмерным финансовым бременем на вуз.
Организационная структура, ответственная за создание специальных условий для инвалидов, - «отдел по работе с инвалидами» - состоит из постоянных и временных сотрудников (рис. 1).
Между постоянными сотрудниками отдела распределение обязанностей осуществляется двумя способами:
каждый сотрудник занимается определенным видом вопросов;
каждый сотрудник занимается определенной категорией студентов-инвалидов. Этот способ применяется, когда в вузе обучается большое число студентов-инвалидов (более 1000 человек) (в каждом вузе США число студентов-инвалидов составляет примерно 1 % общего числа студентов).
К категории «временные сотрудники» относят сурдопереводчиков, чтецов, писцов, ассистентов и т. д. Они работают в течение учебного года и увольняются после летней сессии. Их число и состав зависят от того, какие студенты-инвалиды обслуживаются в текущем учебном году и какие специальные условия необходимо создавать.
Специальные условия для студентов-инвалидов отдел создает либо путем прямого оказания услуг, либо путем содействия в оказании услуг другими подразделениями вуза, созданными для обслуживания всех студентов, или другими организациями. Данное содействие обычно заключается в консультации другого подразделения вуза, как лучше оказать услуги студенту-инвалиду, либо в направлении студента-инвалида в другую организацию, которая может оказать ему необходимую услугу.
Отдел по работе с инвалидами обычно оказывает услуги, которые не оказывают другие подразделения вуза и внешние организации. В основном это помощь, направленная на создание условий участия студента-инвалида наравне с остальным студентами непосредственно в образовательном процессе (запись лекций, сурдоперевод на семинарах, адаптация процедуры сдачи экзаменов и т. п.). Согласно законодательству США вуз обязан бесплатно оказывать студентам-инвалидам услуги по созданию специальных условий. В практике сформировался подход, согласно которому вуз не оплачивает за свой счет оказание услуг, которые можно получить бесплатно за счет других организаций.
Практический опыт организации работы со студентами-инвалидами позволил университетам сформулировать взаимные права и обязанности, которые регламентируют взаимоотношения отдела по работе с инвалидами, студентов-инвалидов и преподавателей по поводу создания специальных условий [2, с. 2].
Отдел по работе с инвалидами имеет право:
- получать информацию, необходимую для создания студенту специальных условий (документы, подтверждающие наличие инвалидности и необходимость создания специальных условий);
- с письменного согласия студента обсуждать обоснованность рекомендаций по созданию специальных условий со специалистами в области медицины и
реабилитации; - выбирать (проконсультировавшись со студентом), какие из равных по эффективности специальных условий будут созданы;
- отказать в оказании услуг по созданию специальных условий, если:
представленные студентом документы не подтверждают наличие у студента инвалидности либо необходимость создания соответствующих специальных условий;
документы не предоставлены в установленный срок;
создание требуемых специальных условий создает угрозу для здоровья и безопасности других лиц, влечет за собой принципиальное изменение образовательных программ или ложится чрезмерным финансовым бременем на ВУЗ.
Отдел по работе с инвалидами обязан:
- своевременно рассматривать предоставляемые студентом-инвалидом документы с целью обеспечения для него специальных условий;
- предоставлять студентам-инвалидам информацию в доступном для них формате;
- соблюдать конфиденциальность информации, сообщенной студентом-инвалидом о своей инвалидности, и предоставлять данную информацию третьим лицам только в случаях, предусмотренных законом;
- обеспечивать, чтобы все учебные программы вуза, а также проводимые мероприятия и оказываемые услуги были доступны для студентов-инвалидов;
- координировать деятельность по созданию специальных условий для студентов- инвалидов;
- обеспечивать взаимодействие между студентами-инвалидами и сотрудниками вуза;
- информировать и консультировать сотрудников и студентов вуза по вопросам, связанным с инвалидностью.
Преподаватели вуза имеют право:
- устанавливать стандарты учебных программ и отдельных курсов;
- получать консультации в отделе по работе с инвалидами по поводу создания для студентов-инвалидов специальных условий.
Преподаватели вуза обязаны:
- оценивать студентов-инвалидов исключительно на основе тех результатов, которые они демонстрируют при выполнении учебных заданий и сдачи экзаменов;
- взаимодействовать со студентом-инвалидом и с отделом по работе с инвалидами в
целях создания для студента-инвалида специальных условий; - способствовать созданию доступной образовательной среды для всех студентов-инвалидов.
Студент-инвалид имеет право:
- участвовать наравне с остальными студентами во всех учебных программах, внеучебной деятельности и мероприятиях, организуемых вузом, а также пользоваться услугами, которые оказывает вуз;
- получать услуги, направленные на создание специальных условий;
- указать на необходимость соблюдения конфиденциальности информации об имеющейся у него инвалидности (включая неразглашение наличия у него инвалидности);
- получать информацию в доступном для него формате.
Студент-инвалид обязан:
- выполнять требования образовательных программ, предъявляемые к степени овладения соответствующими знаниями;
- самостоятельно сообщить в отдел по работе с инвалидами о наличии у него инвалидности и необходимости создания для него специальных условий;
- предоставить документы, подтверждающие наличие у него инвалидности и необходимость создания для него специальных условий;
- соблюдать установленный администрацией вуза «Порядок предоставления услуг по созданию специальных условий».
Работа со студентами-инвалидами строится на принципе добровольности, в соответствии с которым учащийся не обязан сообщать сотрудникам вуза о наличии у него инвалидности. Студент также может в любое время как попросить о создании специальных условий, так и отказаться от них. Из этого вытекает следующее: не допускается создание специальных групп исключительно для студентов-инвалидов в тех случаях, когда студент не имеет возможности отказаться от участия в такой группе. Это связано с тем, что подобная группа рассматривается как специальное условие. Таким образом, в вузах не создаются специализированные группы для инвалидов в целях проведения обязательных учебных занятий.
В США выделяют семь видов нарушений здоровья, с которыми связано создание
специальных условий:
- нарушения опорно-двигательного аппарата [3, с. 8];
- нарушения зрения [3, с. 7];
- нарушения функций слуха [3, с. 9];
- соматические заболевания;
- психические заболевания [3, с. 10];
- образовательная инвалидность [3, с. 6];
- трудности концентрации внимания или гиперактивность [3, с. 7].
Для создания специальных условий студент представляет в отдел по работе с инвалидами документы, подтверждающие необходимость создания этих условий. Данные документы готовятся преимущественно врачом, специализирующимся на лечении того нарушения здоровья, которое вызвало необходимость создания специальных условий. Требования к содержанию документов устанавливает вуз. Обычно документы содержат выписку из истории болезни, описание вызванных болезнью ограничений жизнедеятельности и проводимого лечения, описание необходимых специальных условий. Документы студентов с образовательной инвалидностью и студентов, имеющих трудности концентрации внимания или гиперактивность, также содержат результаты психологического тестирования.
Можно выделить следующие семь групп специальных условий [2, с. 18-21].
Адаптация процедуры сдачи экзаменов
- увеличение времени сдачи экзаменов на 50 %, 100 % или неограниченно;
- разрешение во время экзамена принимать пищу и пользоваться туалетом;
- предоставление услуг писца или чтеца;
- предоставление отдельных звукоизолированных кабинетов для сдачи экзаменов, в которых студент находится один;
- предоставление возможности сдавать экзамен, используя компьютер;
- предоставление для сдачи экзаменов вспомогательных средств - говорящий калькулятор, диктофон, специальные программы для компьютера и т. п.;
- иным способом (за исключением изменения требований к уровню знаний студента).
Адаптация образовательного процесса
- отмена изучения некоторых предметов (если без них возможно овладеть будущей профессией и сдать квалификационные экзамены) [2, с. 9];
- сокращение учебной нагрузки - возможность изучать не все предметы в текущем семестре [2, с. 16];
введение гибкого графика посещения занятий и выполнения заданий - разрешение временно не посещать занятия, перенос дат сдачи академических заданий и т. д. [2, с. 11].
Дополнительная помощь в обучении
- дополнительные занятия с репетитором (в США его называют тьютором), направленные на освоение изучаемых в вузе предметов;
- занятия по развитию навыков, необходимых для обучения - чтения, письма, конспектирования, сдачи тестов, планирования времени, самоорганизации [2, с. 14].
Обеспечение участия в учебном процессе
- услуги писца для учебной деятельности вне класса [2, с. 17];
- конспектирование лекций [2, с. 15];
- аудиозапись лекций [2, с. 8];
- библиотечные услуги для инвалидов (снятие книг со стеллажей, доставка книг на дом, помощь в копировании материалов, предоставление для работы звукоизолированных комнат и компьютеров со специальным оборудованием и программами, предоставление ассистента для работы в библиотеке, формирование фондов аудиокниг и иных книг для слепых);
- предоставление помощника для работы в лаборатории [2, с. 13];
- услуги сурдопереводчика [2, с. 12];
- транскрипционные услуги [2, с. 12];
- аудиозапись книг [2, с. 8];
- печать материалов шрифтом Брайля и крупным шрифтом [2, с. 16];
- предоставление вспомогательных средств (специальное оборудование и специальное программное обеспечение) [2, с. 10];
- обеспечение доступа к программам и услугам вуза студентов-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, либо обеспечение архитектурной доступности помещений, либо перенос занятий из недоступных помещений в доступные) [2, с. 7].
Обеспечение доступности социально-бытовой сферы
- обучение ориентации в кампусе [2, с. 15];
- адаптация условий проживания в общежитии (обеспечение архитектурной доступности общежития, установление в жилом помещении специального оборудования, разрешение содержать собаку-поводыря, разрешение выбрать вид жилого помещения и студентов, с которыми будет проживать инвалид, разрешение проживать с инвалидом его персональному помощнику);
- адаптация услуг питания (обеспечение архитектурной доступности пунктов питания, консультации диет врача, приготовление пищи по предписанной диете);
- выделение мест на автостоянке;
- транспортные перевозки [2, с. 17];
- обеспечение доступности занятий спортом (обеспечение архитектурной доступности спортивных сооружений, организация занятий адаптивной физкультурой) [2, с. 22].
Специальные условия для студентов, имеющих инвалидность вследствие психического заболевания [3, с. 10]
- обеспечение возможности приема лекарств, которые помогают студенту себя контролировать;
установление дополнительного контроля, который осуществляется старостой группы, старшим студентом по этажу в общежитии и т. д., с целью наблюдения за состоянием студента-инвалида и обеспечение своевременного приема лекарства, соблюдения режима сна и питания, нахождения ночью в своей комнате и т. д.; - наблюдение у психолога и психиатра с целью выявления на ранних стадиях обострения болезни и направления в психиатрическую больницу.
Другие услуги для студентов-инвалидов
- защита прав и интересов студентов-инвалидов;
- информирование и консультирование;
- проведение групп взаимной поддержки и семинаров [2, с. 17];
- подготовка студентов-инвалидов к будущему трудоустройству и развитию профессиональной карьеры [2, с. 21-22].
Таким образом, специальные условия создаются при осуществлении как учебной, так и социально-бытовой деятельности высшего учебного заведения. Каждый вуз разрабатывает специальный документ - «Порядок предоставления услуг по созданию специальных условий». В нем содержится перечень специальных условий, процедура предоставления услуг по созданию специальных условий и формы документов, которые используются в работе при создании специальных условий.
Набор специальных условий для каждого студента-инвалида является строго индивидуальным и определяется исходя из имеющихся у инвалида ограничений жизнедеятельности и целей его обучения в вузе.
Литература
- Jeanne M. Kincaid. The Americans with Disabilities Act (ADA) Section 504 as Applied to Colleges & Universities. An Overview of the Rights and Responsibilities of Students, 1994.
- New York University, Henry and Lucy Moses Center for Students with Disabilities, Student Handbook, 2007.
- The City University of New York Office of Student Affairs. Reasonable Accommodations. A Faculty Guide to Teaching College Students with Disabilities. Third Edition, 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2256
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 969
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2