Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1823Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 17 место — направление «Психология» 0,674 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,000 — двухлетний импакт-фактор ![]() Психолого-педагогические исследования Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2587-6139 DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2009 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование psyedu.ru Нейропсихология формирования двигательных функций и пространственных представлений у часто болеющих детей младшего школьного возраста 1733Кравцова Н.А. Катасонова А.В. АннотацияВ статье рассматриваются особенности формирования двигательных функций (динамического, кинестетического, пространственного праксиса, реципрокной координации движений) и пространственных представлений у часто болеющих детей младшего школьного возраста (с I по III класс). Описывается нейропсихологическое обследование методом поперечных срезов, которое прошли 194 ребенка – 98 часто болеющих детей и 96 соматически здоровых детей, обучающихся в общеобразовательных школах г. Владивостока. Обследование показало, что реципрокная координация движений, динамический и кинестетический праксис у часто болеющих детей во всех возрастных группах сформированы на более низком уровне, чем у здоровых детей младшего школьного возраста (р<0,01). Выявлена недостаточная сформированность оптико-конструктивной деятельности, что проявляется в структурно-топологических, метрических ошибках, несформированности нормативной стратегии восприятия и копирования (р<0,01). Недостаточная сформированность двигательных и пространственных представлений в условиях увеличения и усложнения учебного материала обусловливает трудности в обучении часто болеющих детей. Ключевые слова: динамический праксис, кинестетический праксис, пространственный праксис, реципрокная координация, схема тела, квазипространственные представления Рубрика: Клиническая психология Тип: научная статья Фрагмент статьи
Формирование у ребенка двигательных функций и пространственных представлений – одно из важнейших условий его успешности в учебной деятельности [1; 3; 4; 6; 9]. Пространственно-временные представления являются по сути своей психологической организации производными от схемы тела и могут сформироваться как самостоятельные только «на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном, жизненном, заданном пространстве» [3, с. 15]. Схема тела, начиная с «темного мышечного чувства», задана генетически и активно начинает формироваться уже во внутриутробном периоде. Именно эта заданность организует в процессе развития интеграцию всех внутренних и внешних ощущений в единый образ [7]. Как отмечает Е.Э.Газарова, феномены телесности образуются в тесной связи с генотипом, половой принадлежностью и уникальными биопсихическими особенностями ребенка в процессе его адаптации и самореализации [2]. Онтогенез соматогнозиса происходит за счет разнообразных экстерорецептивных ощущений, возникающих вследствие соприкосновения с окружающим миром, собственной двигательной активности, болевых и дискомфортных состояний, разнообразных комфортных и дискомфортных контактов, чувственных соприкосновений с другими людьми. Все вышеперечисленные процессы и состояния являются основой развития самосознания ребенка через формирование рефлексируемых представлений о своем теле [7]. <...> Литература
Статьи по теме
Клиническая психология, Психология личности | Гаранян Н.Г., Шарапова А.В., Сорокова М.Г., Микита О.Ю., Бойко С.Л. Клиническая психология, Организационная психология | Холмогорова А.Б., Пуговкина О.Д., Ведмицкая Д.Д. Экспериментальная психология | Хватов И.А., Соколов А.Ю., Харитонов А.Н. История психологии, Психологическая диагностика | Хватов И.А., Соколов А.Ю., Харитонов А.Н. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|