Особенности схемы тела у слабослышащих детей младшего школьного возраста

584

Аннотация

Схема тела играет важную роль в формировании учебных навыков, таких как чтение и письмо, наглядно-образное мышление, пространственный гнозис, стратегии оптико-пространственной деятельности. У детей младшего школьного возраста с нарушением слуха отмечаются левополушарная и правополушарная недостаточность, трудности в межполушарном взаимодействии и целостности восприятия, что мешает их полной интеграции в учебный процесс и снижает адаптационные способности. Целью эмпирического исследования стало изучение схемы тела у слабослышащих детей младшего школьного возраста, а гипотезой — предположение о существовании особенностей ее структурной организации. В исследовании приняли участие 60 респондентов, средний возраст которых составил 8,97±0,76 лет. Из них 30 слабослышащих младших школьников (12 девочек и 18 мальчиков) вошли в экспериментальную группу, а 30 младших школьников без нарушений слуха составили контрольную группу (14 девочек и 16 мальчиков). Для оценки параметров схемы тела использовались нейропсихологические пробы. Полученные результаты засвидетельствовали особенности схемы тела у слабослышаших детей младшего школьного возраста. Было выявлено, что представления о собственном теле, организация движений относительно схемы тела и восприятие пространства у детей с нарушениями слуха сформированы в меньшей степени, чем у детей контрольной группы.

Общая информация

Ключевые слова: коррекционно-развивающая программа, нейропсихологические параметры, слабослышащие дети, младший школьный возраст, схема тела

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100206

Для цитаты: Молчанова Л.Н., Блинова К.В. Особенности схемы тела у слабослышащих детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 76–94. DOI: 10.17759/cpse.2021100206

Полный текст

Введение

Слух играет важную роль в развитии человека, выступая основой таких сложноорганизованных функций, как речь и пространственная ориентировка [10]. При нарушении слухового анализа происходит выпадение акустического (слухового фактора), задействованного в формировании вербального и невербального акустического гнозиса, процессов вербально-логического мышления и слухоречевой памяти и являющегося необходимым звеном функциональной системы речи. По статистике ВОЗ порядка 360 миллионов человек (5% мирового населения) страдают от приводящей к инвалидности потери слуха. Из них 32 миллиона детей [4].

В настоящее время насчитывается большое количество научных публикаций, посвященных организации образовательного процесса для детей с нарушениями слуха [6; 12; 13]; изучению их психомоторной деятельности [2; 5; 13; 15], развития речевых процессов и познавательной сферы [8], Я-концепции [1]. Наряду с этим исследования схемы тела у детей с нарушениями слуха единичны [9]. Как известно, схема тела участвует в формировании устной и письменной речи, наглядно-образного мышления, пространственного гнозиса и стратегии оптико­пространственной деятельности [11]. Младший школьный возраст является критическим для развития высших психических функций [16; 17]. В этой связи важно изучать особенности формирования схемы тела у слабослышащих младших школьников.

Схема тела определяется как модель тела, формируемая в коре головного мозга, отражающая его структурную организацию через определение границ тела, формирование знаний о нем как о едином целом [11].

Выделяют следующие уровни структурной организации схемы тела [9; 16]:

1.чувствительного восприятия;

2.представлений о своем теле;

3.организации движений относительно схемы тела;

4. пространственных представлений.

Каждый уровень имеет определенные нейропсихологические параметры [9]:

1.глубокую, поверхностную и дискриминационную чувствительность;

2. право-левую ориентировку в пространстве, представления о собственном теле, знания о частях тела и собственном телосложении;

3.ориентировку положения частей тела относительно лица и тела, воспроизведение позы;

4.координатные, метрические и проекционные представления, стратегию оптико-пространственной деятельности, восприятие целостного перцептивного поля, представления пространственных взаимоотношений.

Библиометрический анализ публикационной активности русскоязычных ученых, выполненный по таким ключевым запросам, как «схема тела у детей с нарушением слухового анализатора», «схема тела у слабослышащих детей», «схема тела у детей с нарушением слуха», «схема тела у детей, депривированных по слуху», в рубрике «Психология» (15.00.00) электронной библиотеки ELIBRARY.RU (период с 2009 по 2019 гг.), не выявил ни одной публикации. При дополнительном поиске по ключевому словосочетанию «младшие школьники с нарушением слухового анализатора» обнаружено всего лишь 5 научных работ. Так, О.В. Санташова [13],

Т.А. Селитреникова [15], Г.И. Дерябина и др. [5] раскрывают проблему совершенствования координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста; К.В. Селезнев и др. [14] исследуют потенциал адаптивного физического воспитания таких детей.

Информационно-аналитическая оценка динамики публикационной активности зарубежных ученых по проблеме схемы тела осуществлялась в информационном пространстве базы данных Core Collection ресурса Web of Science с использованием метода библиометрического анализа публикаций за 2009-2019 гг. по таким критериям, как тематические направления, годы, базы данных, страны-лидеры. Было выявлено 166 публикаций. Лидирующими областями исследований выступили «Психология» (87 записей; 52,41%), «Нейронауки. Неврология» (70 записей; 42,17%) и «Поведенческие науки» (66 записей; 39,76%). Следует отметить, что в западной науке образ тела (body image) и схема тела (body schema) относятся к двум различным, но тесно связанным системам [20]. При этом образ тела определяют как систему восприятий, установок и убеждений, относящихся к собственному телу, а схему тела — как систему сенсорно-моторных способностей, которая функционирует без осознания или необходимости перцептивного мониторинга. К примеру, Фредерик де Виньемон [20] провел концептуальный анализ схемы тела, сравнивая ее с образом тела, а также оценку того, может ли быть нарушенной схема тела при сохранении образа тела. Таким образом, эта проблема достаточно актуальна на психологическом, нейробиологическом и физиологическом уровнях.

Результаты мониторинга публикационной активности зарубежных авторов по проблеме схемы тела у детей выявили всего лишь три публикации, научно­исследовательская тематика которых сосредоточена на таких областях, как «Поведенческие науки», «Нейронауки. Неврология» и «Психология» (2 записи; 66,67%). Две публикации появились в 2019 году, причем по две записи (66,67 % от общего количества записей) наблюдаются в двух базах данных — Web of Science и Medline.

Исследование N. Butti и др. (2019) содержит результаты, свидетельствующие о том, что раннее повреждение мозга, ведущее к спастической диплегии, которая характеризуется моторным дефицитом, затрагивающим обе стороны тела, и часто связана с нарушениями зрительно-пространственного внимания и социального восприятия, также влияет на схему тела у детей и подростков и их способность к восприятию личности [19]. В исследовании S.D.F. de Campos и др. (2017) показана роль игры как ведущего типа деятельности детей, улучшающего их когнитивные социальные, эмоциональные и психомоторные способности, в развитии схемы тела ребенка, имеющего (?) задержку на уровне пространственной и временной ориентации [21].

Информационно-аналитический анализ публикационной активности с 2009 по 2019 г. по проблеме изучения особенностей схемы тела у слабослышащих детей младшего школьного возраста засвидетельствовал ее достаточную актуальность и научную новизну, но малую разработанность как в отечественных, так и зарубежных научных исследованиях.

Итак, схема тела подразделяется на уровни, развитие которых в онтогенезе происходит согласно принципу иерархии. Так, нейропсихологические параметры иерархизированы как «лестница», в которой низшие ступени подчиняются высшим, а высшие, включая низшие, к ним не сводятся. Переходы между ступенями происходят на основе появления новых качеств и скачкообразно. При условно нормальном развитии на основе уровня чувствительного восприятия образуется уровень представлений о собственном теле, далее формируется уровень организации движений относительно схемы тела; и онтогенетически более поздно сформированным является уровень пространственных представлений. К младшему школьному возрасту у большинства детей завершается формирование пространственных представлений, что предполагает полную сформированность и функционирование трех уровней: чувствительного восприятия, представлений о собственном теле и организации движений относительно тела.

Можно предположить, что у слабослышащих детей ввиду несформированности морфофункциональных основ особенности в структуре схемы тела вызваны:

•сформированностью уровня чувствительного восприятия, о чем свидетельствуют высокие показатели выполнения нейропсихологических проб [8];

•левополушарной и правополушарной недостаточностью, что способствует к формированию неадекватных представлений о собственном теле;

•запаздыванием в развитии премоторных областей, что проявляется в отсутствии кинестетического контроля и тормозит развитие моторного компонента (уровень организации движений относительно схемы тела);

•при незрелости ассоциативных зон трудностями в межполушарном взаимодействии и в формировании частей тела в целостный образ (уровень пространственных представлений).

Цель исследования — изучение нейропсихологических параметров схемы тела у слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Объект исследования — схема тела у слабослышащих детей младшего школьного возраста, а предмет — ее особенности.

Исследование осуществлялось согласно разработанной авторами концептуальной модели исследования схемы тела у слабослышащих детей младшего школьного возраста (см. рис.1).

Были выдвинуты следующие гипотезы:

1.наблюдается значимое изменение темпа нейропсихологических параметров чувствительного уровня схемы тела у слабослышащих детей;

2.наблюдается значимое снижение темпа и точности нейропсихологических параметров уровня представлений о собственном теле у слабослышащих детей;

3.наблюдается значимое снижение темпа и точности нейропсихологических параметров уровня организации движений относительно схемы тела у слабослышащих детей;

4.наблюдается значимое снижение точности нейропсихологических параметров уровня пространственных представлений у слабослышащих детей.

Программа исследования

Исследование проводилось с сентября 2018 года по декабрь 2019 года и включало несколько этапов:

1.поиск и переработка информации, теоретико-методологический анализ;

2.проведение эмпирического исследования;

3.оценка количественных данных и их качественная обработка;

4. обоснование и интерпретация результатов, формулирование выводов.

Эмпирическое исследование проводилось на базе ОКОУ «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (г. Курск) и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 имени А.А. Дейнеки» г. Курска в соответствии с информированным согласием родителей. Из общего числа младших школьников (N=60) в возрасте от 8 до 10 лет были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы по 30 детей в каждой. ЭГ составили слабослышащие младшие школьники с диагнозом «нейросенсорная тугоухость IV степени» (16 человек) и «нейросенсорная тугоухость III степени» (14 человек). Из них 12 детей (9,0±0,85 лет) женского пола и 18 (9,06±0,73 лет) — мужского. В контрольную группу вошли младшие школьников без нарушений слуха: 14 детей (9,21±0,58 лет) женского пола и 16 (9,06±0,85 лет) — мужского. Поскольку прямого воздействия на респондентов не было, и сама ситуация обусловлена нарушением слухового анализатора как реального события из их жизни, использовался экспериментальный план ex-post-facto.

Методы и методики. Исследование было реализовано с использованием теоретических (библиометрического, тематического, категориально-понятийного, методического видов анализа) и эмпирических (архивного, клинической беседы) методов. В качестве методического инструментария в исследовании нейропсихологических параметров схемы тела использовались нейропсихологические пробы (см. Приложение 1).

Для сравнительного анализа данных по результатам выполнения нейропсихологических проб детьми из экспериментальной и контрольной групп использовались следующие статистические методы: описательная статистика, непараметрический критерий U-Манна-Уитни. Обработка результатов исследования производилась с помощью компьютерной программы Statistica v. 7.0.

Процедура исследования. Исследование проводилось авторами рукописи индивидуально с каждым ребенком, в рамках одной и той же схемы нейропсихологического исследования. Контроль выполнения проб и оценивание полученных результатов осуществлялись независимым экспертом, имеющим квалификацию клинического психолога и стаж профессиональной деятельности 5 лет, по шкале Л.И. Вассермана по таким диагностическим показателям, как темп и точность (см. Приложение 2 и 3). Перед обследованием родителей слабослышащих детей информировали о цели, задачах, ожидаемых результатах, практической значимости исследования и просили подписать информированное согласие с участием в исследовании. Всем участникам был предоставлен одинаковый стимульный материал. Инструктаж проводился устно с участием сурдопереводчика. В ходе исследования контролировался порядок выполнения диагностических методик за счет контрбалансировки (задания предъявлялись с учетом их уровня сложности (усложнение) и в том порядке, в котором происходит формирование схемы тела в онтогенезе).

Результаты

Сравнительный анализ темпа и точности чувствительного восприятия (поверхностная, глубокая и дискриминационная виды чувствительности) у слабослышащих и условно здоровых детей младшего школьного возраста позволил получить следующие результаты (табл. 1).

Уровень чувствительного восприятия характеризуется высокими результатами выполнения детьми нейропсихологических проб. В точности выполнения заданий слабослышащие дети не уступают условно здоровым, однако выполняют задание медленнее, что свидетельствует о высоком компенсаторном потенциале чувствительности и особенностях понимания инструкции. Статистически значимые различия в выраженности нейропсихологических параметров уровня чувствительного восприятия не обнаружены. Таким образом, различные виды чувствительности в экспериментальной группе детей на данном уровне сформированы. Наблюдается значимое изменение темпа таких нейропсихологических параметров чувствительного уровня схемы тела у слабослышащих детей, как поверхностная и дискриминационная чувствительность. Рабочая гипотеза подтверждена.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа нейропсихологических
параметров уровня чувствительного восприятия
у детей младшего школьного возраста ЭГ и КГ

Проба

Показатель

КГ

ЭГ

U

p-level

Исследование

 

Поверхностная чувствительность

 

локализации

темп

0,00±0,00

0,13±0,35

390,0*

0,040

прикосновений

точность

0,00±0,00

0,00±0,00

450,0

0,990

Проба на перенос

 

Глубокая чувствительность

 

угла согнутой руки

темп

0,00±0,00

0,03±0,18

435,0

0,317

на другую руку

точность

0,00±0,00

0,00±0,00

450,0

0,990

Исследование

Дискриминационная чувствительность

 

с использованием

темп

0,17±0,38

0,00±0,00

375,0*

0,021

циркуля Вебера

точность

0,00±0,00

0,00±0,00

450,0

0,990

Примечание: * — p<0,05; КГ — контрольная группа; ЭГ — экспериментальная группа.

 

Следующий этап эмпирического исследования состоял в изучении представлений о своем теле (право-левая ориентировка, представления о теле, вербализация частей тела) по темпу и точности у слабослышащих и условно здоровых детей. Сравнительная оценка выраженности уровня представлений о собственном теле в экспериментальной и контрольной группах, выполненная с использованием критерия U-Манна-Уитни, выявила статистически значимые различия в право-левой ориентировке и представлениях о собственном теле как по показателю темпа (U=285,0 при p=0,020; U=22,0 при р=0,000 соответственно), так и по показателю точности (U=150,0 при р=0,000; U=225,0 при p=0,000 соответственно) выполнения заданий, причем более низкие результаты наблюдались у детей ЭГ (право-левая ориентировка в показателях темпа — ЭГ=0,37±0,49, КГ=0,00±0,00, а точности — ЭГ=0,70±0,53, КГ=0,00±0,00; представления о собственном теле в показателях темпа — ЭГ=1,80±0,48, КГ=0,10±0,40 и точности — ЭГ=0,53±0,57, КГ=0,00±0,00).

При выполнении слабослышащими и условно здоровыми детьми нейропсихологической пробы «Показ частей своего тела и лица» были обнаружены статистически значимые различия в показателе темпа выполнения пробы (U=330,0 при p=0,040); более низкие показатели наблюдались у детей из ЭГ (ЭГ=0,30±0,47, КГ=0,03±0,18), что свидетельствует об относительном нарушении развития импрессивной речи. Отсутствие значимых различий по показателю точности выполнения пробы (ЭГ=0,07±0,25, КГ=0,00±0,00; U=420,0 при p=0,66), вероятно, может быть связано с переводом инструкции заданий в письменный вид, что повышает эффективность понимания ребенком сути задания.

Таким образом, наблюдается значимое снижение темпа и частичное снижение точности выполнения нейропсихологических проб на сформированность представлений о собственном теле у слабослышащих детей. Рабочая гипотеза подтверждена. Слабослышащие дети младшего школьного возраста осведомлены обо всех частях собственного тела и ориентируются в нем, демонстрируя высокие показатели точности в их вербализации. Вместе с тем они допускают ошибки в точности право-левой ориентировки, демонстрируют снижение темпа при воспроизведении представлений о собственном теле и при вербализации названий частей тела и лица.

Исследование уровня организации движений относительно схемы тела в показателях темпа и точности у младших школьников ЭГ и КГ засвидетельствовало следующие результаты.

Установлено, что выраженность нейропсихологических параметров «Ориентировка положения частей тела по отношению к лицу» и «Ориентировка положения частей тела по отношению к телу» по точности (ЭГ=1,10±0,55, КГ=0,00±0,00;и=45,0 при p=0,000 и ЭГ= 1,70±0,47, КГ=0,53±0,57; U=83,0 при p=0,000 соответственно) и темпу (ЭГ=0,73±0,45,                                                                                                          КГ=0,00±0,00;     U=120,0 при p=0,000

и ЭГ=0,90±0,48, КГ=0,10±0,31; U=117,0 при p=0,000 соответственно) выполнения движений значимо ниже у детей из ЭГ, что свидетельствует о недостаточной сформированности способности к ориентировке вне собственного тела и может объясняться запаздыванием формирования данного уровня схемы тела в сравнении с возрастной нормой в связи с имеющимся дефектом.

Достоверные различия в результатах точности (ЭГ=0,90±0,61, КГ=0,13±0,35; U=157,0 при p=0,000) при одинаковом темпе выполнения пробы на перенос поз руки по зрительному образцу свидетельствуют о несформированности кинестетического контроля у слабослышащих младших школьников. При этом у 64% детей из ЭГ и у 13% детей КГ наблюдались трудности переноса позы с одной руки на другую.

Таким образом, наблюдается значимое снижение темпа и точности выполнения заданий на сформированность уровня организации движений относительно схемы тела у слабослышащих детей. Рабочая гипотеза подтверждена. Уровень организации движений относительно схемы тела у слабослышащих младших школьников характеризуется трудностями ориентировки вне собственного тела и трудностями понимания расположения объектов относительно него. Они затрачивают больше времени на установление положения руки и на корректирование положения. Эти особенности могут обусловливаться замедленным управлением моторными функциями в связи с поражением слухового анализатора [13].

В результате исследования пространственных представлений у детей ЭГ и КГ по всем нейропсихологическим параметрам были обнаружены достоверные различия (табл. 2), что согласуется с результатами ранее проведенного исследования [3].

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа нейропсихологических
параметров уровня пространственных представлений
у детей младшего школьного возраста ЭГ и КГ

Проба

Показатель

КГ                            ЭГ                        U

p-level

Проба Бентона

 

Метрические представления

 

точность

0,43±0,50             1,33±0,48                                             130,0*

0,00

Копирование фигур

 

Координатные представления

 

на 180о

точность

0,83±0,83             1,93±0,52                                             151,0*

0,00

Проба Рея,

Стратегия оптико-пространственной деятельности

Остеррайха

точность

0,63±0,49             2,03±0,41    19,0*

0,00

Корректурная

Осознанное восприятие перцептивного поля

 

проба

точность

0,57±0,50             1,23±0,43                                             196,0*

0,00

Проба

Осознанное восприятие перцептивного поля

 

незавершенные изображения

точность

0,93±0,58             2,90±0,31      6,0*

0,00

Копирование куба

 

Проекционные представления

 

точность

0,70±0,65             1,83±0,53                                             105,0*

0,00

Расположение

 

Пространственные взаимоотношения

 

предметов

точность

0,77±0,77             2,93±0,25      6,0*

0,00

Примечание: * — p<0,05; КГ — контрольная группа; ЭГ — экспериментальная группа.

Наблюдалось значимое снижение точности выполнения заданий на сформированность пространственных представлений у слабослышащих детей. Рабочая гипотеза подтверждена. Слабослышащие младшие школьники испытыва ют сложности в понимании взаиморасположения внешних объектов между собой в пространстве и квазипространстве. Выявлена недостаточная сформированность нормативной стратегии восприятия и навыков копирования нарисованных фигур. Отмечается запаздывание в формировании данного уровня схемы тела в сравнении с возрастной нормой, что связано с незрелостью ассоциативных зон головного мозга.

Обсуждение

Основное ограничение исследования особенностей схемы тела у слабослышащих младших школьников состоит в том, что, во-первых, его участниками выступили воспитанники только из образовательных учреждений г. Курска, во-вторых, учитывая малочисленность выборки, экстраполировать результаты на всю совокупность слабослышащих младших школьников не представляется возможным. В этой связи исследование является пилотажным. Вместе с тем достоверность полученных результатов и выводов обеспечивается использованием надежного нейропсихологического диагностического инструментария — луриевских нейропсихологических проб. Как известно, сензитивные периоды развития двигательных функций у детей, имеющих нарушения слуха, запаздывают на 1-3 года от условно здоровых детей и приходятся на младший и средний школьный возраст [12]. Кроме того, полученные результаты, свидетельствующие о низком уровне сформированности точности и скорости движений кистей рук, их малой дифференциации и замедленном темпе деятельности у слабослышащих младших школьников согласуются с результатами исследований мелкой моторики у младших школьников с нарушениями функций слухового анализатора, проведенного О.В. Санташовой [13]. Указанные недостатки препятствуют формированию учебных и трудовых навыков. Зарубежными авторами также выявлена зависимость между координационными способностями и степенью глухоты [22]. Кроме того, отсутствие значимых различий в выраженности глубокой чувствительности у слабослышащих и условно здоровых младших школьников согласуется с результатами зарубежных исследователей [18].

Выводы

1.Чувствительное восприятие у слабослышащих детей сформировано. Его различные виды имеют свойство гиперпродукции, что предполагает компенсаторное перераспределение вклада чувствительного и слухового восприятия и мультисенсорное взаимодействие в системе сенсомоторной интеграции.

2.Существуют особенности формирования уровня представлений о собственном теле. Так, способность к точной вербализации частей тела формируется у 94% слабослышащих детей, право-левая ориентировка — у 34%, а представления о собственном теле — у 50%. При выполнении всех проб наблюдается снижение темпа их выполнения, что указывает на необходимость дальнейшего изучения данного аспекта.

3.Существуют особенности формирования уровня организации движений относительно схемы тела. Об этом свидетельствуют допускаемые слабослышащими детьми ошибки и медленный темп при выполнении заданий на ориентировку положения частей тела по отношению к лицу и телу и на воспроизведение позы по зрительному образцу. Восприятие пространства не сформировано, а восприятие собственного тела находится в зоне ближайшего развития.

4.Существуют особенности формирования уровня пространственных представлений. Он характеризуется дефицитом метрических и координатных представлений. Стратегия оптико-пространственной деятельности неясная. Нет четкой последовательности выполнения действий. Осознанное восприятие перцептивного поля неполное. Отсутствует целостное восприятие. Имеются сложности в представлении пространственных взаимоотношений.

Заключение

Таким образом, в связи с морфофункциональными особенностями некоторые нейропсихологические параметры схемы тела у слабослышащих детей не формируются самостоятельно, а только при целенаправленном их развитии. И это обусловливает необходимость разработки и реализации эффективной коррекционно-развивающей программы по оптимизации схемы тела, позволяющей ускорить процесс развития и повысить уровень освоения слабослышащими детьми школьной программы. Коррекционными мишенями выступают уровень организации движений относительно схемы тела (расположение объектов относительно тела и уровень пространственных представлений), взаимоотношения внешних объектов и лингвистическое пространство. Перспективным направлением в исследовании схемы тела является изучение особенностей ее структурно-уровневой организации у слабослышащих детей старшего школьного возраста, что послужит основанием в организации дифференцированных с учетом возрастного фактора коррекционно-развивающих мероприятий.

Литература

  1. Авдеева Т.Н. Динамика Я-концепции и внутренней картины дефекта у детей
    с сенсорными нарушениями // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. Т 1. № 3(51). С. 1219.
  2. Белова О.А. Уровень развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации у учащихся младших классов, депревированных по слуху // Электронный научно-образовательный вестник здоровье и образование в XXI веке. 2013. Том 5. № 7. С. 113.
  3. Блинова К.В., Молчанова Л.Н. Нейропсихологические особенности схемы тела на уровне параметров пространственных представлений у слабослышащих детей младшего школьного возраста с правым профилем латеральной организации //
    В сборнике: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием / Под ред. П.В. Ткаченко. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2019.
    С. 2125.
  4. Всемирная организация здравоохранения.Вопросы здравоохранения. Глухота и нарушения слуха [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/topics/ deafness/ru/ (дата обращения: 10.08.2020).
  5. Дерябина Г.И., Лернер В.Л., Филаткин А.С. Особенности нарушения различных видов координационных способностей младших школьников со слуховой депривацией // Вестник Тамбовского университета. 2019. Том 24. № 178. С. 3542. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-178-35-42
  6. Клименко Т.М., Кудря Е.В., Мягкова Г.Г. Элементы образовательно-коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения слуха // Электронный научный журнал. 2019. № 5(25). С. 711.
  7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. М.: изд-во МГУ, 1962. 432 с.
  8. Молчанова Л.Н. Особенности взаимосвязей тактильной чувствительности
    и кинетического, кинестетического праксиса у слабослышащих младших школьников // Региональный вестник. 2020. № 1 (40). С. 8890.
  9. Молчанова Л.Н., Рябыкина А.И. Особенности структурной организации схемы тела у детей младшего школьного возраста с нарушением зрительного анализатора по типу слабовидения // Медицинская психология в России. 2018. Том 10. № 6 (53). С. 9.
  10. Некрасова А.Н., Рыбакова Т.В. Элементы здоровьесберегающих технологий
    в обучении детей с нарушениями слуха // Интегративные тенденции в медицине
    и образовании. 2018. Том 3. С. 8893.
  11. Никишина В.Б., Лазаренко В.А., Петраш Е.А. и др. Нарушение схемы тела при менингиомах теменно-затылочной области // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2016. Том 116. № 12. С. 2024. DOI: 10.17116/jnevro201611612120-24
  12. Платонова Я.В., Селитреникова Т.А., Дерябина Г. И. и др. Возрастные особенности в развитии и коррекции координационных способностей детей
    с нарушениями слуха // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Том 17. № 38. С.1521. DOI: 10.20310/1810-231X-2018-17-38-15-21
  13. Санташова О.В. Развитие мелкой моторики младших школьников
    с нарушениями слуха в условиях школьного учреждения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Том 15. № 2. С. 219223.
  14. Селезнев К.В., Иванова И.Ю., Касьяненко В.И. и др. Особенности проведения занятий физической культурой с глухими и слабослышащими детьми // Философия образования. 2017. № 72, вып. 3. С. 95102. DOI: 10.15372/PHE20170210
  15. Селитреникова Т.А., Дерябина Г.И., Платонова Я.В. и др. К вопросу формирования и совершенствования координационных способностей младших школьников с нарушениями слухового анализатора // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. Том 22. № 1. С. 2934.
  16. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2007. 112 с.
  17. Семенович А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии. М.: Генезис, 2010. 432 с.
  18. Bolognini N., Cecchetto C., Geraci C., et al. Hearing shapes our perception of time: temporal discrimination of tactile stimuli in deaf people // Journal of Cognitive Neuroscience. 2012. Vol. 24. № 2. P. 276–286. DOI: 10.1162/jocn_a_00135.
  19. Butti N. Montirosso R., Giusti L., et al. Early brain damage affects body schema and person perception abilities in children and adolescents with spastic diplegia // Neural plasticity. 2019. Vol. 2019. Article 1678984. 17 p. DOI: 10.1155/2019/1678984.
  20. de Vignemont F. Body schema and body image – Pros and cons // Neuropsychologia. 2010. Vol. 48. № 3. P. 669680. DOI: 10.1016/j.neuropsychologia. 2009.09.022.
  21. Franco de Campos S.D.F., Figueiredo M.D., Mazer-Goncalves S.M., et al. Play for the development of body schema and spatial and temporal orientation: analysis of an intervention // Cadernos brasileiros de terapia ocupacional=Brazilian Journal of Occupational Therapy. 2017. Vol. 25. № 2. P. 275285. DOI: 10.4322/0104-4931.ctoAO0820.
  22. Zwierzchowska A., Gawlik K., Małgorzata G. Deafness and motor abilities level // Biology of Sport. 2008. Vol. 25. № 3. P. 263–274.

Информация об авторах

Молчанова Людмила Николаевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии здоровья и нейропсихологии, Курский государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России), Курск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6309-1825, e-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru

Блинова Кристина Викторовна, аспирант кафедры психологии здоровья и нейропсихологии, Курский государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России), Курск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6981-0616, e-mail: sam.meteorit@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 849
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 584
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 14