Поливанова Н.И. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия
Ривина И.В. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия e-mail: irinarivina@yandex.ru
Улановская И.М. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологических основ новых образовательных технологий, Психологического института Российской академии образования и лаборатории психологических проблем подготовки педагогов Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6605-0615 e-mail: iulanovskaya@mail.ru
В статье рассматривается актуальная для современного школьного образования метапредметная способность учащихся начальной школы действовать совместно. Оценка сформированности данной способности является целью исследования. Предлагается новая диагностическая методика оценки успешности групповой работы учащихся
в условиях задаваемого извне социо-когнитивного конфликта. Установлены дифференцирующие возможности данной методики на материале экспериментальных результатов различных школ Москвы. Показано, что в среднем умение выпускников начальной школы работать в группе сформировано совершенно недостаточно, что подкрепляется сравнительной оценкой с успешными результатами школы, ориентированной на развитие учебной совместности детей. Делается вывод о необходимости формирования данной метапредметной способности путем специально организованного обучения на уроках.
В последнее время в школьном образовании наряду с усвоением предметных
знаний особое внимание уделяется развитию у учащихся метапредметных
способностей. В частности,
в психологических исследованиях выделяются такие актуальные, значимые для жизни
в современном обществе способности как умение учиться, способность решать
проблемы творческого характера, сформированность логических действий и
операций, способность к диалогическому общению, умение разрешать конфликты и
смягчать разногласия [1; 2; 3; 4; 11; 12; 13]. В этом контексте рассматривается
умение учащихся взаимодействовать со сверстниками и с взрослым в учебном
процессе, изучению которого посвящены многочисленные отечественные и зарубежные
исследования [6; 7; 9; 13; 14; 15; 18; 19]. В этих работах выявлено, что
специальная организация совместной учебной деятельности является существенным
фактором эффективного обучения. Хорошо организованная совместность ведет как к
развитию отношений учащихся с взрослыми и со сверстниками, выражающемуся в
форме делового сотрудничества, так и способствует формированию таких важнейших
учебных действий как моделирование, оценка и контроль. Значимость групповой
работы на уроке учитывается в педагогической практике школы не только как
развивающий момент, но и с точки зрения фасилитации общения детей, формирования
вербальной коммуникации и повышения их самооценки [5; 16; 20; 21].
Литература
Guruzhapov V.A. Uchet mnozhestvennosti reshenij zadach,
napravlennyh na razvitie metapredmetnyh kompetencij v processe scenirovanija
uchitelem uchebno-razvivajushhih situacij [Account the multiplicity of
solutions of problems aimed at developing competencies in the process
metapredmetnyh stsenirovaniya teacher training and developing situations].
Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological science and education],
2012. № 1. P. 40-45.
Zhuravlev A.L., Nestik T.A. Psihologija upravlenija sovmestnoj
dejatel'nost'ju: novye napravlenija issledovanij [Management Psychology joint
activity: new directions for research]. Moscow, 2010. P. 40-45.
Zimnjaja I.A. Kljuchevye kompetencii – novaja paradigma rezul'tata
obrazovanija [Key competencies - a new paradigm of education result]. Jejdos.
2006. 5 maja. Available at: http://www.eidos.ru/ journal/2006/0505.htm.
(Accessed 05.05.2006)
Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstvija v nachal'noj shkole /
Pod red. A.G. Asmolova. Moscow, 2008. 151 p.
.Kommunikativno-orientirovannye obrazovatel'nye sredy. Psihologija
proektirovanija / Pod red. V.V. Rubcova. Moscow, 1996. 158 p.
Krickij A.G., Shherbinin M.Ju. Komp'juternye kommunikacii v
sovmestnoj uchebnoj dejatel'nosti [ Psihologicheskaja nauka i obrazovanie
[Psychological science and education]. 2006. №2. P. 93-104.
Obuhova L.F. Socio-kognitivnyj podhod k issledovaniju
intellektual'nogo razvitija rebenka [Socio-cognitive approach to the study of
the intellectual development of the child]. Psihologicheskaja nauka i
obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2010. №5. Jelektronnaja
versija: Available at: https://psyjournals.ru/ psyedu. ru /2010/n5/Obuhova.shtml
(Accessed 26 decabria 2010 year)
Perre-Klermon A.N. Rol' social'nyh vzaimodejstvij v razvitii
intellekta detej [The role of social interactions in the development of
children's intelligence]. Moscow, 1991. 249 p.
Polivanova N.I., Rivina I.V. Principy i forma organizacii sovmestnoj
uchebnoj dejatel'nosti [Principles and form of organization of co-curricular
activities]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and
Education]. 1996. № 2.
Raven Dzhon. Kompetentnost' v sovremennom obshhestve. Vyjavlenie,
razvitie i realizacija [Competence in modern society. Identification,
development and implementation]. Moscow: Kogito-Tzentr, 2002. 396 p.
Rubcov V.V. Social'nye vzaimodejstvija i obuchenie:
kul'turno-istoricheskij kontekst [Social interaction and learning: cultural and
historical context]. Kul'turno-istoricheskaja psihologija. [Cultural -
Historical Psychology], 2005. № 1. P. 14-24.
Cukerman G.A. Sovmestnaja uchebnaja dejatel'nost' kak osnova
formirovanija umenija uchit'sja. Avtoref. dokt. diss. [Co-curricular activities
as a basis of the ability to learn. Author. Doctor … diss.].Moscow, 1992. P.
38-41.
Adey P. Cognitive acceleration: Thinking as intelligence /
Teaching Thinking. 2001. № 5. pp. 38-41.
Apres Vygotski et Piaget. Perspectives sociale et
constructiviste. Ecoles russe et occidentale / par C. Garnier, N. Bednarz,
I. Ulanovskaya. Bruxelles: De Boeck Universite, 1991. 288 p.
Howe Ch., Tolmie A., Thurston A., Topping K., Christie D.,
Livingston K., Jessiman E., Donaldson C. Group work in elementary science:
Towards organizational principles for supporting pupil learning // Learning and
Instruction. 2007. V. 17. pp 549 – 563.
Gilly M. Remarques et reflexions a propos de didactique et de
conflict socio-cognitif / Construction des savoirs. Ottawa, 1989.pp 51-68.
Meloth M.S., Deering P.D. The role of the teacher in promoting
cognitive processing during collaborative learning. // Cognitive perspectives
on peer learning. Mahwah, N.J.: A. O’Donnel, A. King (eds.), 1999. pp
235-255.
Polivanova N.I., Rivina I.V. Computer as Constructor in the
Process of Organising Children’s Learning Interaction // Activity Theory. 1993.
№ 13/14. Pp. 13-20.
Ulanovskaya I, Yarkina O. Le probleme de la repartition des actions
dans lactivite commune cognitive // Apres Vygotski et Piaget. Perspectives
sociale et constructiviste. Ecoles russe et occidentale / par C. Garnier, N.
Bednarz, I. Ulanovskaya. Bruxelles: De Boeck Universite, 1991. pp/
237-246.
Webb N.M., Tropper J.D., Fall R. Constructive activity and
learning in collaborative small groups // Journal of Educational
Psychology. 1995. V. 87. pp 406 -423.