Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8643Ключевые слова 21148 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,733 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,874 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Этнопедагогические аспекты социализации современных школьников 1760

Дагбаева С.Б.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования психолого-педагогического факультета, Забайкальского государственного университета (ФГБОУ ВПО ЗабГУ), Чита, Россия
e-mail: soela@bk.ru

Аннотация

Обсуждается проблема использования средств и методов народного воспитания в этнической социализации современных школьников. Рассматриваются предмет и задачи этнопедагогики. Раскрываются возможности таких средств народного воспитания, как словесное воздействие (пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания), традиционные народные игры, фольклор, обычаи, традиции и др. Констатируется тот факт, что позитивный опыт, накопленный народной педагогикой, в недостаточной мере используется в современной практике образовательных учреждений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Одним из вариантов решения данной проблемы является осмысление исторического опыта воспитания, обращение к которому может помочь человеку сохранить внутреннюю стабильность и целостность [21, c. 4]. Возрождение национальных культур становится одним из условий преодоления проблем стирания этнокультурного многообразия и усиления негативных проявлений межнациональных противоречий [6].

Литература
  1. Абдрахимов Э.Ф. Роль этнопедагогики в развитии межкультурных отношений // Материалы межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых «Современная этнопедагогика: проблемы и перспективы развития» (г. Уфа, 16 апреля 2010 г.) / Под ред. И.З. Султанмуратова. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2010. С. 5−7.
  2. Авилов Г.М. и др. Ролевая игра: теория, методология, практика / Г.М. Авилов, А.В. Серый, М.С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. 108 с.
  3. Ашкеров А.Ю. Социальная антропология. М.: ООО «Маркет ДС Копорейшн», 2005. 608 с.
  4. Баишева М.И., Григорьева А.А. Этнопедагогические воззрения народа саха в этнокультурной динамике // Педагогические науки. 2010. № 11. С. 99−101.
  5. Бережнова Л.Н. и др. Этнопедагогика / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И Щеглов. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 240 с.
  6. Бокотей Л.Л. Психолого-педагогический потенциал этнокультуры как ресурс формирования духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2010. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/3/Bokotei.phtml (дата обращения: 10.07.2014).
  7. Бызов Л.Г. Социокультурная трансформация российского общества и формирование неоконсервативной идентичности // Мир России. 2002. № 1. С. 117–152.
  8. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Издат. центр «Академия», 1999. 168 с.
  9. Даймонд Д. Коллапс. Почему одни общества выживают, а другие умирают. М.: АСТ, 2008. 762 с.
  10. Данилина В.М. Этнопедагогические традиции семьи [Электронный ресурс] // Нравственность в образовании. URL: http://www.nravstvennost.info/ library/ news_detail.php?ID=2472 (дата обращения: 10.06.2014).
  11. Джиоева Г.Х. Закономерности, принципы и методы педагогики традиционной осетинской семьи [Электронный ресурс] // Педагогика. 2012. URL: http:// www. rusnauka.com/7_NITSB_2012/Pedagogica/3_101205.doc.htm (дата обращения: 10.05.2014).
  12. Качан П.В. Сказка как отражение особенностей национального менталитета // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2007. Ч. 1. С. 70−74.
  13. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов [и др.]. // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 16−23.
  14. Кыласов А.В. Методология и терминология этноспорта // Вестник спортивной науки. 2011. № 5. С. 41−43.
  15. Максименко Н.В. Этнопедагогика как социокультурный феномен [Электронный ресурс] // OIMRU научный Интернет-журнал. 2003. URL: http://www.oim.ru/ reader.asp?nomer=278 (дата обращения: 10.05.2014).
  16. Марков А.П. Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной идентичности: Дис. ... д-ра культурол. СПб., 2000. 365 с.
  17. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с.
  18. Санжаева Р.Д. Этнопсихология бурят // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2011. Вып. 5. С. 54−61.
  19. Санжаева Р.Д. Этнопсихокультура личности // Вестник КРАУНЦ. 2004. № 2. С. 13−24.
  20. Соколов Ю.М. Народная словесность [Электронный ресурс] // Словарь литературных терминов. URL: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-4851.htm (дата обращения: 10.05.2014).
  21. Хухлаева О.В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре. М.: МПСИ, 2008. 248с.
  22. Яницкий М.С. К проблеме межпоколенной передачи этнокультурных ценностей средствами народной педагогики (на примере телеутского этноса // Теоретические и прикладные аспекты психологии  развития: проблемы, решения, перспективы: Сб. науч. трудов / Под ред. И.С. Морозовой. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. С. 194–196.
  23. Яницкий М.С., Авилов Г.М. Традиционная ролевая игра как средство этнической социализации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2008. № 4 (20). С. 27−30.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика