Психолого-педагогические исследования
2015. Том 7. № 4. С. 94–102
doi:10.17759/psyedu.2015070409
ISSN: 2587-6139 (online)
Коммуникативные компетенции как условие профессиональной мобильности педагога сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации: Государственный контракт № 05.043.11.0025 от 16.06. 2014, проект «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки – Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия».
Ключевые слова: образование, образовательный модуль, коммуникативная компетенция, лица с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная мобильность
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070409
Для цитаты: Дзюба Е.М., Самойлова Г.С., Комышкова А.Д. Коммуникативные компетенции как условие профессиональной мобильности педагога сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 4. С. 94–102. DOI: 10.17759/psyedu.2015070409
Фрагмент статьи
Формирование коммуникативной компетенции как особого качества речевой личности является неотъемлемой частью подготовки выпускника вуза любого направления подготовки. Актуальны на сегодняшний день – не только нормативный аспект речевой культуры выпускника, но и умение правильно, следовательно, эффективно строить коммуникацию в профессиональной сфере. Особенно важной представляется коммуникативная компетентность педагога как специалиста, работающего в системе «человек – человек», и, в частности, педагога специального и инклюзивного образования, который является также и транслятором речевой и коммуникативной культуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Настоящая статья посвящена опыту апробации модуля «Философские и социально-правовые основы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» в составе программы бакалавриата «Педагогика и психология потенциальных возможностей» по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование».[1] Его структура и содержание позволяют, с точки зрения разработчиков, предложить обучающемуся максимально эффективный путь освоения вариативных форм коммуникации, необходимых в условиях образовательного диалога и социокультурного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, и в то же время обеспечить его готовность к универсальным моделям профессиональной коммуникации.
Литература
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирования на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. № 4. С. 54–60.
- Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской. М.: Флинта; Наука. 1998. 312 с.
- Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]// URL: http://www.ug.ru/new_standards/6 (дата обращения: 25.09.2015).
- Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2014. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 25.09.2015).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] // URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111115121946.pdf (дата обращения: 25.09.2015).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1748
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 1216
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1