Ценностное отношение и личностные качества педагога

1120

Аннотация

Проблема изучения ценностных отношений к себе и другим связана с высокой общностью и слабой операционализацией данного конструкта. В статье рассмотрено 13 операциональных параметров, раскрывающих многомерное содержание понятия «ценностное отношение». С помощью корреляционного анализа исследуются их взаимосвязи в структуре личностных качеств педагогов. Выборку составили 259 учителей-женщин из города и села. Использовались русскоязычная версия CPI и авторская графическая методика изучения ценностного отношения к себе и другим. В результате исследования найдено 17 достоверных и значимых (от p≤0,05 до p≤0,001) связей. Ядро взаимосвязей ценностных отношений к себе и другим в структуре личности педагога составляют параметры: «склонность ценить других “выше среднего” и «способность мягко оценивать ”антиидеальных” других». С ними наиболее тесно сопряжены: «толерантность», «чувство благополучия», «интеллектуальная эффективность», «достижение через независимость». Результаты имеют значение для разработки конструкта «ценностное отношение» и уточнения модели личностных компетенций педагога, для психологического сопровождения педагогов.

Общая информация

Ключевые слова: личность учителя, ценностное отношение к себе и другим, психологическое благополучие

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080102

Для цитаты: Николаева И.А., Зайнулина Ю.И. Ценностное отношение и личностные качества педагога [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 11–23. DOI: 10.17759/psyedu.2016080102

Фрагмент статьи

В центре личностной проблематики – ценностно-смысловая сфера личности педагога и учащегося (Ш.А. Амонашвилли, Н.А. Асташова, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Н.В. Волкова,
Т.И. Гончарова, Ф.Н. Гоноболин, Л.Г. Дикая, Д.Н. Завалишина, В.И. Загвязинский, Е.Н. Ильин, И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, С.Н. Лысенкова, Е.А. Максимова, Т.В. Максимова, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, В.Э. Чудновский, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Шиянов и др.). В педагогической психологии обосновывается ценностно-смысловая парадигма личностного развития [24]. Обсуждается личностный и аксиологический аспекты педагогической компетентности. Ценности рассматриваются как возможности самоосуществления [7] и самореализации педагога [3]. Обсуждается формирование навыков ценностного восприятия окружающей действительности [14], роль позитивных ценностей в обеспечении позитивных состояний учеников на уроке [17] и в формировании безопасности образовательной среды [6]. Ценностные конфликты педагога рассматриваются как факторы изменения профессиональной мотивации [18].

Литература

  1. Андрущенко Т.Ю., Меркулова О.П. Психология образования в XXI веке: теория и практика. Отчет о конференции // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 92–99.
  2. Вязникова Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития // Психологическая наука и образование. 2002. № 4. С. 88–98.
  3. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Дис. … д-ра психол. наук. Барнаул, 2002. 299 с.
  4. Дубровина И.В. О профессиональной подготовке практического психолога образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.RU. 2012. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2773.phtml (дата обращения: 06.03.2015).
  5. Ивин А.А. Аксиология.  М.: Высшая школа, 2006. 392 с.
  6. Калугин Д.В. Исследование значимых параметров образовательной среды школы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.RU. 2012. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/4/3158.phtml (дата обращения: 06.03.2015).
  7. Логинова И.О. Психология жизненного самоосуществления. М.: Изд-во СГУ, 2009. 279 с.
  8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание»,  1996. 312 с.
  9. Николаева И.А. Идеализация: ресурсы и риски личностного развития // Вестник Курганского гос. ун-та. Сер. Физиология, психология и медицина. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. № 1 (28). Вып.5. С. 85–91.
  10. Николаева И.А. Новый метод исследования личностных ценностей. Часть 1. Изучение содержания личностных ценностей // Сибирский психологический журнал. 2010. № 38. С. 70–77.
  11. Николаева И.А. Новый метод исследования личностных ценностей. Часть 2. Структурные феномены ценностных отношений // Сибирский психологический журнал. 2011. № 39. С. 112–120.
  12. Николаева И.А. Универсальные критерии ценностного и нравственного оценивания и сопутствующие психологические феномены // Психология нравственности /Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В.Юревич. М.: Изд-во ИП РАН, 2010. С. 67–94.
  13. Ниязбаева Н.Н. Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.RU. 2011. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2011/3/2462.phtml (дата обращения: 06.03.2015).
  14. Орлова И.В. Психолого-педагогические аспекты в образовательных стратегиях [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.RU. 2012. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2778.phtml (дата обращения: 06.03.2015).
  15. Пазухина С.В. Исследование типов отношения будущих педагогов к личности учащегося // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 62–68.
  16. Салихова Н.Р. Ценностно-смысловая организация жизненного пространства личности. Казань: Казан. ун-т, 2010. 452 с.
  17. Труляев Р.А. Позитивный личностный ресурс педагога и особенности эмоциональных состояний его учеников  [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.RU. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3393.phtml (дата обращения: 06.03.2015).
  18. Филинкова Е.Б. Мотивация ухода учителей из педагогической сферы  // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 21–37.
  19. Фрумин И.Д. Интеллектуальная нищета высоких стремлений//Вопросы образования. 2011. № 4. С. 27–52.
  20. Чернова О.Л. Цели и ценности профессиональной деятельности американских и российских дошкольных педагогов // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 38–47.
  21. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). Казань: Центр инновационных технологий, 2001. 180 с.
  22. Шамионов Р.М. Теоретические и прикладные аспекты социальной психологии личности в образовании // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 61–67.
  23. Юдина Е.Г. Исследование профессионального сознания педагогов педагогических училищ (дошкольные отделения) // Психологическая наука и образование. 2003. № 2. С. 67–78.
  24. Яницкий М.С., Серый А.В., Пелех Ю.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования.   2013. № 1 (46).  С. 175–186.

Информация об авторах

Николаева Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии факультета психологии, валеологии и спорта, Курганский государственный университет, Курган, Россия, e-mail: nikokaeva-irina@yandex.ru

Зайнулина Юлия Ирековна, аспирант кафедры общей и социальной психологии факультета психологии, валеологии и спорта, Курганский государственный университет, Курган, Россия, e-mail: zainulina_ui@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2192
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 1120
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6