Николаева И.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии факультета психологии, валеологии и спорта, Курганский государственный университет, Курган, Россия e-mail: nikokaeva-irina@yandex.ru
Зайнулина Ю.И. аспирант кафедры общей и социальной психологии факультета психологии, валеологии и спорта, Курганский государственный университет, Курган, Россия e-mail: zainulina_ui@list.ru
Проблема изучения ценностных отношений к себе и другим связана с высокой общностью и слабой операционализацией данного конструкта. В статье рассмотрено 13 операциональных параметров, раскрывающих многомерное содержание понятия «ценностное отношение». С помощью корреляционного анализа исследуются их взаимосвязи в структуре личностных качеств педагогов. Выборку составили 259 учителей-женщин из города и села. Использовались русскоязычная версия CPI и авторская графическая методика изучения ценностного отношения к себе и другим.
В результате исследования найдено 17 достоверных и значимых (от p≤0,05 до p≤0,001) связей. Ядро взаимосвязей ценностных отношений к себе и другим в структуре личности педагога составляют параметры: «склонность ценить других “выше среднего” и «способность мягко оценивать ”антиидеальных” других». С ними наиболее тесно сопряжены: «толерантность», «чувство благополучия», «интеллектуальная эффективность», «достижение через независимость». Результаты имеют значение для разработки конструкта «ценностное отношение» и уточнения модели личностных компетенций педагога, для психологического сопровождения педагогов.
В центре личностной проблематики – ценностно-смысловая сфера
личности педагога и учащегося (Ш.А. Амонашвилли, Н.А. Асташова, Л.И. Божович,
Б.С. Братусь, Н.В. Волкова,
Т.И. Гончарова, Ф.Н. Гоноболин, Л.Г. Дикая, Д.Н. Завалишина, В.И. Загвязинский,
Е.Н. Ильин, И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, С.Н. Лысенкова, Е.А.
Максимова, Т.В. Максимова, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский,
В.Э. Чудновский, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Шиянов и др.). В педагогической психологии
обосновывается ценностно-смысловая парадигма личностного развития [24].
Обсуждается личностный и аксиологический аспекты педагогической компетентности.
Ценности рассматриваются как возможности самоосуществления [7] и самореализации
педагога [3]. Обсуждается формирование навыков ценностного восприятия
окружающей действительности [14], роль позитивных ценностей в обеспечении
позитивных состояний учеников на уроке [17] и в формировании безопасности
образовательной среды [6]. Ценностные конфликты педагога рассматриваются как
факторы изменения профессиональной мотивации [18].
Литература
Андрущенко Т.Ю., Меркулова О.П. Психология образования в XXI веке:
теория и практика. Отчет о конференции // Психологическая наука и образование.
2012. № 1. С. 92–99.
Вязникова Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития //
Психологическая наука и образование. 2002. № 4. С. 88–98.
Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности:
Дис. … д-ра психол. наук. Барнаул, 2002. 299 с.
Дубровина И.В. О профессиональной подготовке практического психолога
образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование
PSYEDU.RU. 2012. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2773.phtml (дата
обращения: 06.03.2015).
Ивин А.А. Аксиология. М.: Высшая школа, 2006. 392 с.
Калугин Д.В. Исследование значимых параметров образовательной среды
школы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.RU.
2012. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/4/3158.phtml (дата обращения:
06.03.2015).
Логинова И.О. Психология жизненного самоосуществления. М.: Изд-во
СГУ, 2009. 279 с.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный
гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
Николаева И.А. Идеализация: ресурсы и риски личностного развития //
Вестник Курганского гос. ун-та. Сер. Физиология, психология и медицина. Курган:
Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. № 1 (28). Вып.5. С. 85–91.
Николаева И.А. Новый метод исследования личностных ценностей. Часть
1. Изучение содержания личностных ценностей // Сибирский психологический
журнал. 2010. № 38. С. 70–77.
Николаева И.А. Новый метод исследования личностных ценностей. Часть
2. Структурные феномены ценностных отношений // Сибирский психологический
журнал. 2011. № 39. С. 112–120.
Николаева И.А. Универсальные критерии ценностного и нравственного
оценивания и сопутствующие психологические феномены // Психология
нравственности /Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В.Юревич. М.: Изд-во ИП РАН, 2010.
С. 67–94.
Ниязбаева Н.Н. Экзистенциально-психологический подход в образовании:
проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование PSYEDU.RU. 2011. № 3. URL:
http://psyedu.ru/journal/2011/3/2462.phtml (дата обращения: 06.03.2015).
Орлова И.В. Психолого-педагогические аспекты в образовательных
стратегиях [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование
PSYEDU.RU. 2012. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2778.phtml (дата
обращения: 06.03.2015).
Пазухина С.В. Исследование типов отношения будущих педагогов к
личности учащегося // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С.
62–68.
Салихова Н.Р. Ценностно-смысловая организация жизненного
пространства личности. Казань: Казан. ун-т, 2010. 452 с.
Труляев Р.А. Позитивный личностный ресурс педагога и особенности
эмоциональных состояний его учеников [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование PSYEDU.RU. 2013. № 3. URL:
http://psyedu.ru/journal/2013/3/3393.phtml (дата обращения: 06.03.2015).
Филинкова Е.Б. Мотивация ухода учителей из педагогической
сферы // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 21–37.
Фрумин И.Д. Интеллектуальная нищета высоких стремлений//Вопросы
образования. 2011. № 4. С. 27–52.
Чернова О.Л. Цели и ценности профессиональной деятельности
американских и российских дошкольных педагогов // Психологическая наука и
образование. 2012. № 2. С. 38–47.
Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы
психодинамики). Казань: Центр инновационных технологий, 2001. 180 с.
Шамионов Р.М. Теоретические и прикладные аспекты социальной
психологии личности в образовании // Психологическая наука и образование. 2007.
№ 4. С. 61–67.
Юдина Е.Г. Исследование профессионального сознания педагогов
педагогических училищ (дошкольные отделения) // Психологическая наука и
образование. 2003. № 2. С. 67–78.
Яницкий М.С., Серый А.В., Пелех Ю.В. Ценностно-смысловая парадигма
как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия
образования. 2013. № 1 (46). С. 175–186.