Психолого-педагогические исследования
2016. Том 8. № 1. С. 11–23
doi:10.17759/psyedu.2016080102
ISSN: 2587-6139 (online)
Ценностное отношение и личностные качества педагога
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: личность учителя, ценностное отношение к себе и другим, психологическое благополучие
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080102
Для цитаты: Николаева И.А., Зайнулина Ю.И. Ценностное отношение и личностные качества педагога [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 11–23. DOI: 10.17759/psyedu.2016080102
Фрагмент статьи
В центре личностной проблематики – ценностно-смысловая сфера
личности педагога и учащегося (Ш.А. Амонашвилли, Н.А. Асташова, Л.И. Божович,
Б.С. Братусь, Н.В. Волкова,
Т.И. Гончарова, Ф.Н. Гоноболин, Л.Г. Дикая, Д.Н. Завалишина, В.И. Загвязинский,
Е.Н. Ильин, И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, С.Н. Лысенкова, Е.А.
Максимова, Т.В. Максимова, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский,
В.Э. Чудновский, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Шиянов и др.). В педагогической психологии
обосновывается ценностно-смысловая парадигма личностного развития [24].
Обсуждается личностный и аксиологический аспекты педагогической компетентности.
Ценности рассматриваются как возможности самоосуществления [7] и самореализации
педагога [3]. Обсуждается формирование навыков ценностного восприятия
окружающей действительности [14], роль позитивных ценностей в обеспечении
позитивных состояний учеников на уроке [17] и в формировании безопасности
образовательной среды [6]. Ценностные конфликты педагога рассматриваются как
факторы изменения профессиональной мотивации [18].
Литература
- Андрущенко Т.Ю., Меркулова О.П. Психология образования в XXI веке: теория и практика. Отчет о конференции // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 92–99.
- Вязникова Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития // Психологическая наука и образование. 2002. № 4. С. 88–98.
- Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Дис. … д-ра психол. наук. Барнаул, 2002. 299 с.
- Дубровина И.В. О профессиональной подготовке практического психолога образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.RU. 2012. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2773.phtml (дата обращения: 06.03.2015).
- Ивин А.А. Аксиология. М.: Высшая школа, 2006. 392 с.
- Калугин Д.В. Исследование значимых параметров образовательной среды школы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.RU. 2012. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/4/3158.phtml (дата обращения: 06.03.2015).
- Логинова И.О. Психология жизненного самоосуществления. М.: Изд-во СГУ, 2009. 279 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
- Николаева И.А. Идеализация: ресурсы и риски личностного развития // Вестник Курганского гос. ун-та. Сер. Физиология, психология и медицина. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. № 1 (28). Вып.5. С. 85–91.
- Николаева И.А. Новый метод исследования личностных ценностей. Часть 1. Изучение содержания личностных ценностей // Сибирский психологический журнал. 2010. № 38. С. 70–77.
- Николаева И.А. Новый метод исследования личностных ценностей. Часть 2. Структурные феномены ценностных отношений // Сибирский психологический журнал. 2011. № 39. С. 112–120.
- Николаева И.А. Универсальные критерии ценностного и нравственного оценивания и сопутствующие психологические феномены // Психология нравственности /Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В.Юревич. М.: Изд-во ИП РАН, 2010. С. 67–94.
- Ниязбаева Н.Н. Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.RU. 2011. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2011/3/2462.phtml (дата обращения: 06.03.2015).
- Орлова И.В. Психолого-педагогические аспекты в образовательных стратегиях [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.RU. 2012. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2778.phtml (дата обращения: 06.03.2015).
- Пазухина С.В. Исследование типов отношения будущих педагогов к личности учащегося // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 62–68.
- Салихова Н.Р. Ценностно-смысловая организация жизненного пространства личности. Казань: Казан. ун-т, 2010. 452 с.
- Труляев Р.А. Позитивный личностный ресурс педагога и особенности эмоциональных состояний его учеников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.RU. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3393.phtml (дата обращения: 06.03.2015).
- Филинкова Е.Б. Мотивация ухода учителей из педагогической сферы // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 21–37.
- Фрумин И.Д. Интеллектуальная нищета высоких стремлений//Вопросы образования. 2011. № 4. С. 27–52.
- Чернова О.Л. Цели и ценности профессиональной деятельности американских и российских дошкольных педагогов // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 38–47.
- Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). Казань: Центр инновационных технологий, 2001. 180 с.
- Шамионов Р.М. Теоретические и прикладные аспекты социальной психологии личности в образовании // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 61–67.
- Юдина Е.Г. Исследование профессионального сознания педагогов педагогических училищ (дошкольные отделения) // Психологическая наука и образование. 2003. № 2. С. 67–78.
- Яницкий М.С., Серый А.В., Пелех Ю.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1 (46). С. 175–186.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2192
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 1120
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6