Психологическое просвещение в контексте содержания ФГОС и стандартов профессиональной деятельности

2141

Аннотация

Представлены материалы, позволяющие обозначить основные проблемы подготовки психологов к работе по психологическому просвещению в контексте требований ФГОС и утверждённых стандартов профессиональной деятельности. Показана связь ряда вопросов методологии практической психологии и тех задач, которые решает специалист в этой области при реализации работы по психологическому просвещению. Проведён детальный анализ основного содержания существующих и действующих ФГОС, тех его аспектов, которые определяют перечень и характер видов работ специалиста, а также уже утверждённых стандартов профессиональной деятельности попрактикоориентированным психологическим специальностям в отношении трудовой функции, отражающей те стороны его труда, которые касаются психологического просвещения. Выделены основные вопросы, касающиеся совершенствования ФГОС и стандартов профессиональной деятельности. Предлагаются способы их решения, применение которых поможет в работе над новыми ФГОС и совершенствовании стандартов профессиональной деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое просвещение, методология практической психологии, профессиональная готовность к работе по психологическому просвещению, ФГОС, профессиональный стандарт

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090114

Для цитаты: Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое просвещение в контексте содержания ФГОС и стандартов профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 135–147. DOI: 10.17759/psyedu.2017090114

Фрагмент статьи

В  методологическом плане практическая психология будет рассматриваться здесь и далее как особая форма прикладной деятельности психолога, определяемая специфическими требованиями той сферы (деятельности), в которой он работает. Она направлена на решение той практической задачи, которая сформулирована заказчиком и имеет психологическое содержание. Предметом практической психологии (деятельности практического психолога) являются те феномены внутреннего мира людей, которые возникают, развиваются и проявляются особым образом в каждой сфере её приложения, в деятельностях, предъявляющих к личности определённые и всегда уникальные требования, отражающие сущность данной сферы (деятельности). Их специфика задается характерными именно для данной сферы признаками, её требованиями к человеку/группе (субъекту/ам развития, деятельности) и проявляется в содержании тех задач, которые ставятся заказчиком психологических услуг перед практическим психологом. В этом смысле, именно в практической психологии профессиональное знание (профподготовка) реализуется в умении работать с реальными объектами [2].

Литература

  1. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. Москва: МПСУ, 2014.
  2. Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии //Психологический журнал.1980. T.1. № 2.
  3. Пахальян В.Э. Психологическое просвещение в работе практического психолога: трудности и ресурсы эффективности // Психология и школа. 2012. № 3. С. 54–72
  4. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: методология и организация. М.: ПерСэ, 2003; Саратов: Издательство «Вузовское образование», 2015.
  5. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера. 2000. С. 58–596.
  6. Рубцов В.В., Забродин Ю.М. Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда // Вестник практической психологии образования. 2012. №3. С. 3–13
  7. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. С-Петербург.: Издательство «Союз», 2002. 156 р.
  8. Шкадов В.М. Психологическое знание как фактор профилактики профессионального выгорания специалистов социономных профессий. Материалы V Съезда РПО. Том 2. М. 2012. С. 85–86

Информация об авторах

Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор, советник при ректорате, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8899-5572, e-mail: zabrodin_yuri@mail.ru

Пахальян Виктор Эдуардович, кандидат психологических наук, профессор, ведущий психолог, Московская служба психологической помощи населению (ГБУ МСППН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4654-0152, e-mail: vicp2007@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2690
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 2141
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 17