Реализация профессиональных стандартов межведомственных профессий (на примере специалиста по работе с семьей)

576

Аннотация

Приводится анализ результатов внедрения профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» в организациях социальной сферы. Подчеркивается, что сложность работы специалиста по работе с семьей связана с необходимостью взаимодействия со специалистами разных ведомств, при этом организация оказания помощи и поддержки семей с детьми носит межведомственный характер. Выделяется роль межведомственного и междисциплинарного подходов в решении проблем поддержки семьи, оказания ей разных видов помощи, защите прав и законных интересов детей, социального сопровождения в соответствии с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта. Описаны факторы, влияющие на внедрение профессионального стандарта в Российской Федерации, а также основные направления стратегии применения профессионального стандарта. Описан процесс организации деятельности специалиста по работе с семьей в области профилактики социального сиротства – разработка, апробация и диссеминация технологий для работы с семьей, адаптация лучших зарубежных практик по работе с семьей в Москве.

Общая информация

Ключевые слова: обобщенная трудовая функция, трудовые действия , помощь , поддержка, социальное сопровождение, социальная сфера, профессиональный стандарт, межведомственное взаимодействие в социальной сфере, подготовка специалиста по работе с семьей

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090314

Для цитаты: Шульга Т.И. Реализация профессиональных стандартов межведомственных профессий (на примере специалиста по работе с семьей) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 139–148. DOI: 10.17759/psyedu.2017090314

Фрагмент статьи

Разработка профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» в большей степени связана с необходимостью введения в социальную сферу профессионалов, способных оказывать услуги семьям с детьми на основе межведомственного взаимодействия. Анализ деятельности специалистов разных ведомств выявил наличие ведомственных барьеров, нормативных правовых актов, не учитывающих специфику профессиональной деятельности. Нерешенные проблемы в социальной сфере изначально ставят специалистов перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной помощи, параллельно заниматься разработкой технологий, внедрением эффективных практик, адекватных требованиям современного общества.

Литература

  1. Забродин Ю.М. Профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межведомственный характер, – их роль в повышении качества профессионального труда // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 119–129. doi: 10.17759/pse.2016210110.
  2. Олейникова О.Н. Болонский процесс и сопоставимость программ, дипломов и квалификаций высшего образования //Вестн. МГОУ. Сер. Психологические науки. 2009. Т. 2. № 3. С. 15–16.
  3. Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 87–93. doi:10.17759/pse.2016210107.
  4. Рындина Е.Н. и др. Реинтеграция воспитанника детского дома в кровную семью/ Рындина Е.Н., Семья Г.В., Коновалова А.П., Зуева Н.Л. Вологда: Изд-во «ВИРО», 2008. 136 с.
  5. Семья в современном социуме: междисциплинарные связи/ Под ред. М.В. Носковой, Е.П. Шиховой. Екатеринбург: Изд-во «УГМУ», 2014. 312 с.
  6. Слайтер Э. Изучение склонности к суицидальному поведению среди молодежи с ограниченными возможностями здоровья при переходе к самостоятельному проживанию: возможности применения в практической социальной работе // Вестн. МГОУ. Сер. Психологические науки. 2017. № 1. С. 50–64.
  7. Укрепляя семейные связи. Из опыта регионов. Семья и дети. М.: Изд-во «Фонд Тимченко». 2015. 115 с.
  8. Шинина Т.В. Семьеведение. Теория и практика: Учебник для академического бакалавриата / Под ред. О.Г. Прохоровой, Е.И. Холостовой: 2-е изд. М.: Изд-во «Юрайт», 2014. 379 с.
  9. Шульга Т.И. Новые направления кадровой политики специалистов социальной сферы. К проблеме разработки профессиональных стандартов // Вестн. МГОУ. Сер. Психологические науки. 2013. № 3. С. 23–32.
  10. Шульга Т.И. Особенности социального рекрутмента семей для подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей //Вестн. МГОУ. Сер. Психологические науки. 2014. № 3. С. 40–51.
  11. Шульга Т.И. Специфика оказания помощи семьям группы риска // Вестн. МГОУ. Сер. Психологические науки. 2010. № 4. С. 40–44.
  12. Шульга Т.И., Семья Г.В. Социальное сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ: Метод. рекомендации. М.: Изд-во МГОУ, 2016. 38 с.
  13. Puckering C. Mellow Parenting. «Современные технологии поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию = Modern Assistance Techniques for Families in Difficult Life Situations: Материалы международной научно-практической конференции. М.: Международная лингвистическая школа, 2017. С. 34–43.

Информация об авторах

Шульга Татьяна Ивановна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный областной университет (ГОУ ВО МО МГОУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3584-6087, e-mail: shulgatatiana@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1510
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 576
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5