Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 106Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,733 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,874 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические характеристики проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности 256

Кочетова Ю.А.
кандидат психологических наук, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой", факультет «Психология образования», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9853-569X
e-mail: kochetovayua@mgppu.ru

Емельянова Е.А.
преподаватель, кафедра возрастной психологии имени профессора Л.Ф.Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия
e-mail: lizamgppu@mail.ru

Аннотация

Формирование гражданской позиции является одной из значимых задач государства и общества. Психологическая литература содержит недостаточное количество ссылок на проведенные исследования, изучающие специфику, особенности, формы гражданской активности. Цель данного исследования — изучение психологических аспектов проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности. Гипотезой выступило положение о том, что показатели сформированности гражданской активности повышаются при переходе от подросткового к юношескому возрасту и снижаются в период поздней взрослости. В исследовании приняли участие 729 испытуемых (217 — юноши и 512 — девушки). Методом исследования является констатирующий эксперимент с использованием опросника «Модели измерения гражданственности: диагностика гражданской активности». На основании полученных результатов делается вывод о сформированности гражданской позиции у школьников и студентов, их активном отношении к социальной действительности. Результаты эксперимента позволяют констатировать, что наиболее высокий уровень развития имеет параметр гражданской активности «наличие нравственных ориентиров», который снижается в поздней юности. Представленное исследование может послужить основой для дальнейшего изучения вопроса о гражданской активности и ее психологических закономерностях. Полученные данные могут быть полезны для дальнейших практических разработок, а также использованы в учебных курсах по педагогической психологии и психологии развития.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В российской психологии тема социальной активности и гражданской позиции является относительно новой. Обращаясь к этимологии словосочетания «гражданская позиция», выделим два понятия, сопряженных в нем: «гражданственность» и «позиция личности».

Литература
  1. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Азаров А.А. Готовность современной российской молодежи к реализации гражданской и политической активности в цифровой среде // Власть. 2019. Том 27. № 1. C. 91–95. doi: 10.31171/vlast.v27i1.6233.
  2. Волобоева Н.Н. Социально-педагогические условия становления активной гражданской позиции подростков в современной школе: Дис. … канд. пед. наук. Омск, 2008. 241 с.
  3. Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: сборник статей / Сост. и науч. ред. Н.И. Элиасберг. СПб: Союз, 2004. 51 с.
  4. Касамара В.А. Политическое сознание подростков: благополучные школьники vs дети улиц // Полис: политические исследования. 2009. № 6. С. 68–82.
  5. Кириллов Д.В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 208 с.
  6. Кобелева Т.И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования: Дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 216 с.
  7. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 65–74. doi: 10.17759/psyedu.2017090407
  8. Крымова Д.А. Анализ особенностей структуры гражданской позиции // Психология: традиции и инновации: материалы II Международной научной конференции (г. Самара, 20–23 марта 2016 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. С. 29–32.
  9. Кузнецова Ю.В. Формирование гражданской позиции участников клубных объединений средствами социально-культурной деятельности // Человек. 2018. №. 2. С. 55.
  10. Михейкина Т.А. Формирование гражданской позиции старшеклассников интернатных учреждений: Дис. …канд. пед. наук. Саранск, 2009. 210 с.
  11. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. Воронеж: НПО 'МОДЭК', 1998. 368 c.
  12. Орестова В.Р., Карабанова О.А. Методы исследования идентичности в концепции статусов эго-идентичности Дж. Марсиа // Психология и школа. 2005. № 1. С. 39–90.
  13. Попович Н.В. Становление гражданской позиции школьников старшего подросткового возраста — участников детских общественных объединений: Дис. … канд. пед. наук. Омск, 2009. 220 с.
  14. Рубцова Н.В. Роль социальной рекламы в формировании активной гражданской позиции студенческой молодежи // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2018. № 3. С. 67–75.
  15. Филоненко В.И., Мосиенко О.С., Магранов А.С. Роль школы в формировании гражданской активности студенческой молодежи вузов Дона // Власть. 2019. Том. 27. № 1. C. 96–103. doi: 10.31171/vlast.v27i1.6234.
  16. Шаповаленко И.В., Емельянова Е.А. Гражданская позиция в контексте достижения личностной зрелости: кросс-культурное исследование студенческой молодежи // Горизонты зрелости. Сборник научных статей / Ред.: Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. 246 с.
  17. Caprara G.V. et al. Assessingcivicmoraldisengagement: Dimensionality and construct validity // Personality and Individual Differences. 2009. Vol. 47 (5). P. 504–509. doi:10.1016/j.paid.2009.04.027.
  18. Flanagan C.A., Syvertsen А.K., Stout M.D. Civic Measurement Models: Tapping Adolescents’ Civic Engagement // CIRCLE Working Paper. 2007. Vol. 55. 40 p.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика