Психологические характеристики проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности

738

Аннотация

Формирование гражданской позиции является одной из значимых задач государства и общества. Психологическая литература содержит недостаточное количество ссылок на проведенные исследования, изучающие специфику, особенности, формы гражданской активности. Цель данного исследования — изучение психологических аспектов проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности. Гипотезой выступило положение о том, что показатели сформированности гражданской активности повышаются при переходе от подросткового к юношескому возрасту и снижаются в период поздней взрослости. В исследовании приняли участие 729 испытуемых (217 — юноши и 512 — девушки). Методом исследования является констатирующий эксперимент с использованием опросника «Модели измерения гражданственности: диагностика гражданской активности». На основании полученных результатов делается вывод о сформированности гражданской позиции у школьников и студентов, их активном отношении к социальной действительности. Результаты эксперимента позволяют констатировать, что наиболее высокий уровень развития имеет параметр гражданской активности «наличие нравственных ориентиров», который снижается в поздней юности. Представленное исследование может послужить основой для дальнейшего изучения вопроса о гражданской активности и ее психологических закономерностях. Полученные данные могут быть полезны для дальнейших практических разработок, а также использованы в учебных курсах по педагогической психологии и психологии развития.

Общая информация

Ключевые слова: эго-идентичность, гражданская позиция, самоопределение, гражданская активность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110412

Для цитаты: Кочетова Ю.А., Емельянова Е.А. Психологические характеристики проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 147–156. DOI: 10.17759/psyedu.2019110412

Полный текст

 

Формирование гражданской позиции является одной из значимых задач государства и общества. Психологическая литература содержит недостаточное количество ссылок на проведенные исследования, изучающие специфику, особенности, формы гражданской активности. Цель данного исследования — изучение психологических аспектов проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности. Гипотезой выступило положение о том, что показатели сформированности гражданской активности повышаются при переходе от подросткового к юношескому возрасту и снижаются в период поздней взрослости. В исследовании приняли участие 729 испытуемых (217 — юноши и 512 — девушки). Методом исследования является констатирующий эксперимент с использованием опросника «Модели измерения гражданственности: диагностика гражданской активности». На основании полученных результатов делается вывод о сформированности гражданской позиции у школьников и студентов, их активном отношении к социальной действительности. Результаты эксперимента позволяют констатировать, что наиболее высокий уровень развития имеет параметр гражданской активности «наличие нравственных ориентиров», который снижается в поздней юности. Представленное исследование может послужить основой для дальнейшего изучения вопроса о гражданской активности и ее психологических закономерностях. Полученные данные могут быть полезны для дальнейших практических разработок, а также использованы в учебных курсах по педагогической психологии и психологии развития.

Введение

В российской психологии тема социальной активности и гражданской позиции является относительно новой. Обращаясь к этимологии словосочетания «гражданская позиция», выделим два понятия, сопряженных в нем: «гражданственность» и «позиция личности». Понятие «позиция личности» понимается как синоним статуса и определяет положение личности в статусно-ролевой структуре. А.Г. Асмолов рассматривает позицию человека как систему общественных связей, а В.И. Мясищев указывает, что одной из ее важнейших характеристик является осознанность [12]. Рассматривая структуру гражданской позиции, необходимо отметить, что современные исследователи выделяют в основном три уровня (низкий, средний и высокий) ее сформированности [11; 14]. В отечественных исследованиях подчеркивается значимость в формировании гражданской позиции гуманитарных дисциплин [4; 6], изучается возможность формирования гражданской позиции средствами социального проектирования [7], участия в общественной деятельности [14], в школьных клубных объединениях [10], с помощью социальной рекламы [15]. Изучаются особенности формирования гражданской самоидентификации в зависимости от типа учебного заведения: в большей степени она формируется у окончивших традиционную среднюю школу — 63,9% и в меньшей среди выпускников техникумов — 50% [16]. Была выявлена преобладающая оценка возможности проявления гражданской активности через онлайн- сетевые формы политических партий, протестных движений, рекламы и избирательных кампаний нейтральная (61,2%, 55,7%, 47,5% соответственно) [2]. Ряд исследований указывает на преобладание низкого и среднего уровней сформированности гражданской позиции подростков и юношей [3; 5; 7; 11; 13].

Учитывая вышеизложенное, основной целью данной работы является исследование особенностей гражданской позиции в ранней и поздней юности в связи с преодолением психологического моратория при переходе от ранней к поздней юности (от юности к молодости по терминологии Э. Эриксона). В качестве гипотезы исследования нами было выдвинуто утверждение о том, что показатели сформированности гражданской активности повышаются при переходе от старшего подросткового к юношескому возрасту и снижаются в период поздней взрослости. Юношеский возраст является одним из сензитивных для развития личностной сферы, профессионального самоопределения, эмоционального интеллекта и многих других важных структур [8], в том числе это период становления гражданской позиции личности, который осуществляется в пределах процесса самоопределения и по содержанию совпадает с ним [9]. Таким образом, представленное в работе исследование может служить основой для изучения данного вопроса. Полученные в исследовании результаты могут быть полезны для дальнейших практических разработок в данной области, например, для разработки образовательных программ по формированию активной гражданской позиции.

Метод исследования

Всего было обследовано 729 человек (217 юношей и 512 девушек): 350 учащихся общеобразовательной школы ГБОУ «Школа № 760 им. А.П. Маресьева» и 379 студентов бакалавриата и магистратуры психологических специальностей ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» школьники от 14 до 17 лет (350 человек, из которых 155 — юноши и 195 — девушки), студенты бакалавриата от 18 до 21 года (335 человек, из которых 51 — юноши и 284 — девушки), студенты магистратуры от 22 до 24 лет (44 человека, из которых 11 — юноши и 33 — девушки).

Основным методом исследования является констатирующий эксперимент с использованием опросника «Модели измерения гражданственности: диагностика гражданской активности» Civic Measurement Models: Tapping AdolescentsCivic Engagement (C.A. Flanagan, A.K. Syvertsen, M.D. Stout) [18; 19]. Так как опросник не был переведен на русский язык, мы провели предварительную работу по его переводу с английского языка (прямой и обратный перевод) и адаптацию данного теста (значение альфы Кронбаха по всем пунктам опросника «Модели измерения гражданственности: диагностика гражданской активности» достаточно высоко (а=0,867), что говорит о том, что пункты опросника согласованы и работают на один измеряемый признак). С помощью методики мы выделили 4 блока, соответствующих качествам личности, необходимым для формирования активной гражданской позиции: политическая активность; политическая сознательность; наличие нравственных ориентиров; сотрудничество в малой социальной группе. Исследование проводилось в групповой форме. После завершения исследования была проведена качественная и количественная обработка полученных результатов с использованием программы IBM SPSS Statistics 22.

Результаты исследования

Для проверки гипотезы мы проанализировали результаты, полученные при диагностировании юношей и девушек с использованием методики «Модели измерения гражданственности: диагностика гражданской активности». Далее представлены средние значения по 4 параметрам теста, полученные при исследовании юношей (рис. 1).

Рис. 1. Распределение средних значений параметров гражданской активности юношей

 

Полученные данные подтверждены результатами математической статистики, представленными в табл. 1.

Таблица 1

Возрастные различия по шкалам методики «Гражданская позиция» (юноши)

Шкалы методики «Г ражданская позиция» (общая выборка

Группы (14-17 лет)- (18-21 год)

Группы (14-17 лет)- (22-24 года)

Группы (18-21 год)- (22-24 года)

U-Манна-

Уитни

а

U-Манна-

Уитни

а

U-Манна-

Уитни

а

             

Политическая активность

3921,0

0,932

803,5

0,750

267,5

0,810

Политическая сознательность

3222,0

0,048

718,5

0,383

269,0

0,832

Нравственные ориентиры

3064,5

0,016

707,5

0,346

268,0

0,817

Сотрудничество в малой социальной группе

2607,5

0,001

705,0

0,338

235,5

0,405

 

В результате анализа (по Т-критерию Стьюдента) были получены статистически значимые различия между 1 и 2 группами по шкалам «Политическая сознательность» (U=3222, а=0,048), «Нравственные ориентиры» (U=3064.5, а=0,016) и «Сотрудничество в малой социальной группе» (U=2607.5, а=0,001). Анализ полученных данных (средние показатели) позволяет сказать, что с увеличением возраста у юношей существует тенденция к повышению политической сознательности. К возрасту 18-21 года повышается наличие нравственных ориентиров, однако к 22-24 годам наблюдается снижение показателей по данному параметру. Также к моменту окончания школы значительно повышается возможность сотрудничества в малой социальной группе. У магистрантов значение по данному параметру заметно снижается. Распределение уровней гражданской активности у юношей всех возрастов представлено на рис. 2.

 


Рис. 2. Распределение уровней гражданской активности у юношей 

 

В целом в трех возрастных группах ни один юноша не продемонстрировал низкий уровень развития гражданской активности. Более половины школьников 14-17 лет имеют высокий уровень (56,8%). После окончания школы и поступления в университет уровень сформированности гражданской активности у юношей резко возрастает (74,5%), а после окончания бакалавриата уровень незначительно уменьшается. Высокий уровень сформированности гражданской активности мы наблюдаем у 72,7% магистрантов мужского пола. Полученные данные подтверждены результатами математической статистики (табл. 2).

Таблица 2

Распределение уровней гражданской активности у юношей

Методика «Гражданская позиция» (общая выборка)

U-Манна-

Уитни

А

Группы (14-17 лет)-(18-21 год)

3328,0

0,044

Группы (14-17 лет)-(22-24 года)

733,0

0,361

Группы (18-21 год)-(22-24 года)

275,5

0,903

 

В результате статистического анализа различий (по Т-критерию Стьюдента) были получены статистически значимые различия между 1 и 2 группами по количеству испытуемых на втором и третьем уровнях (U=3328, а=0,044). Далее представлены средние значения по 4 параметрам теста, полученные при исследовании девушек всех возрастных групп (рис. 3).


Рис. 3. Распределение средних значений параметров гражданской активности у девушек

 

Полученные данные подтверждены результатами математической статистики (табл. 3).

Таблица 3

Возрастные различия по шкалам методики «Гражданская позиция» у девушек

Шкалы методики «Г ражданская позиция» (общая выборка)

Группы (14-17 лет)- (18-21 год)

Группы (14-17 лет)- (22-24 года)

Группы (18-21 год)- (22-24 года)

U-Манна- Уитни

а

U-Манна- Уитни

а

U-Манна- Уитни

а

             

Политическая активность

27492,5

0,894

3195,0

0,949

4668,5

0,972

Политическая сознательность

19884,0

0,001

2830,5

0,268

3913,5

0,120

Нравственные ориентиры

23515,5

0,005

2325,5

0,011

4005,5

0,171

Сотрудничество в малой социальной группе

24243,5

0,020

2846,5

0,289

4582,0

0,834

 

В результате статистического анализа различий (по Т-критерию Стьюдента) были получены статистически значимые различия между 1 и 2 группами по шкалам «Политическая сознательность» (U=19884, а=0,001), «Нравственные ориентиры» (U=23515.5, а=0,005) и «Сотрудничество в малой социальной группе» (U=24243.5, а=0,020). Также были получены статистически значимые различия между 1 и 3 группами по шкале «Нравственные ориентиры» (U=2325.5, а=0,011). Анализ полученных данных (средние показатели) позволяет сказать, что с увеличением возраста у девушек также не наблюдается изменений по параметру «политическая активность». Наибольшая политическая сознательность наблюдается у девушек в возрасте 18-21 года в момент их обучения в бакалавриате. Существует устойчивая тенденция к повышению наличия нравственных ориентиров. Также после окончания школы повышается возможность сотрудничества в малой социальной группе и остается неизменной на период обучения в бакалавриате и магистратуре. Распределение уровней гражданской активности у девушек всех возрастных групп представлено на рис. 4.

Рис. 4. Распределение уровней гражданской активности у девушек

В целом в трех возрастных группах 0,4% девушек (респонденты группы 14-17 лет) продемонстрировали низкий уровень развития гражданской активности. Большинство испытуемых девушек показали высокий уровень сформированности гражданской активности: школьники — 61,5%, студенты бакалавриата — 70,4%. После окончания бакалавриата уровень сформированности гражданской активности значительно уменьшается (до 60,6%) по сравнению с другими возрастными группами. Полученные данные подтверждены результатами математической статистики (табл. 4).

Таблица 4

Возрастные различия. Методика «Гражданская позиция» у девушек

Методика «Гражданская позиция» (общая выборка)

U-Манна-Уитни

а

Группы (14-17 лет)-(18-21 год)

24912,0

0,018

Группы (14-17 лет)-(22-24 года)

3088,5

0,658

Группы (18-21 год)-(22-24 года)

4028,0

0,085

 

В результате статистического анализа различий (по Т-критерию Стьюдента) были получены статистически значимые различия между 1 и 2 группами по количеству испытуемых на среднем и высоком уровнях (U=24912, а=0,018). Также были получены различия на уровне статистической тенденции между 2 и 3 группами по количеству испытуемых на среднем и высоком уровнях (U=4028, а=0,085).

Обсуждение

Итак, в возрасте 14-17 лет девушки демонстрируют более высокий уровень развития гражданской активности, чем юноши. Однако с увеличением возраста происходят изменения, и юноши 18-21 года и 22-24 лет проявляют больший интерес к общественной и политической жизни общества, чем девушки. Таким образом, гипотеза нашего исследования полностью подтверждена: в результате проведенного эмпирического исследования мы установили, что большая часть юношей и девушек 14-24 лет имеют высокий и средний уровень гражданской активности, у современных юношей и девушек наблюдается выраженность всех качеств личности, необходимых для формирования активной гражданской позиции, наиболее ярко выраженное — «наличие нравственных ориентиров». К возрасту 18-21 лет повышается наличие нравственных ориентиров, эти данные говорят об осмысленном отношении юношей и девушек к информации политического содержания, получаемой из различных источников (СМИ, референтных групп и т.д.). Однако к 22-24 годам наблюдается снижение показателей по данному параметру — у юношей это связано с трудностями в сотрудничестве в малых социальных группах, а у девушек — с понижением политической сознательности. Эти результаты противоположны результатам, полученным в исследовании Т.А. Михейкиной в 2009 г., где было выявлено, что большая часть старшеклассников имеет низкий уровень сформированности гражданской позиции по всем показателям каждого компонента, входящего в структуру гражданской позиции [11, c. 143]. Возможно, данные расхождения обусловлены тем, что проблема воспитания гражданской активности молодежи Российской Федерации стала приоритетным направлением государственной политики [4]. Но данная гипотеза требует дальнейшей разработки и проверки.

Литература

  1. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Азаров А.А. Готовность современной российской молодежи к реализации гражданской и политической активности в цифровой среде // Власть. 2019. Том 27. № 1. C. 91–95. doi: 10.31171/vlast.v27i1.6233.
  2. Волобоева Н.Н. Социально-педагогические условия становления активной гражданской позиции подростков в современной школе: Дис. … канд. пед. наук. Омск, 2008. 241 с.
  3. Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: сборник статей / Сост. и науч. ред. Н.И. Элиасберг. СПб: Союз, 2004. 51 с.
  4. Касамара В.А. Политическое сознание подростков: благополучные школьники vs дети улиц // Полис: политические исследования. 2009. № 6. С. 68–82.
  5. Кириллов Д.В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 208 с.
  6. Кобелева Т.И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования: Дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 216 с.
  7. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 65–74. doi: 10.17759/psyedu.2017090407
  8. Крымова Д.А. Анализ особенностей структуры гражданской позиции // Психология: традиции и инновации: материалы II Международной научной конференции (г. Самара, 20–23 марта 2016 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. С. 29–32.
  9. Кузнецова Ю.В. Формирование гражданской позиции участников клубных объединений средствами социально-культурной деятельности // Человек. 2018. №. 2. С. 55.
  10. Михейкина Т.А. Формирование гражданской позиции старшеклассников интернатных учреждений: Дис. …канд. пед. наук. Саранск, 2009. 210 с.
  11. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. Воронеж: НПО 'МОДЭК', 1998. 368 c.
  12. Орестова В.Р., Карабанова О.А. Методы исследования идентичности в концепции статусов эго-идентичности Дж. Марсиа // Психология и школа. 2005. № 1. С. 39–90.
  13. Попович Н.В. Становление гражданской позиции школьников старшего подросткового возраста — участников детских общественных объединений: Дис. … канд. пед. наук. Омск, 2009. 220 с.
  14. Рубцова Н.В. Роль социальной рекламы в формировании активной гражданской позиции студенческой молодежи // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2018. № 3. С. 67–75.
  15. Филоненко В.И., Мосиенко О.С., Магранов А.С. Роль школы в формировании гражданской активности студенческой молодежи вузов Дона // Власть. 2019. Том. 27. № 1. C. 96–103. doi: 10.31171/vlast.v27i1.6234.
  16. Шаповаленко И.В., Емельянова Е.А. Гражданская позиция в контексте достижения личностной зрелости: кросс-культурное исследование студенческой молодежи // Горизонты зрелости. Сборник научных статей / Ред.: Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. 246 с.
  17. Caprara G.V. et al. Assessingcivicmoraldisengagement: Dimensionality and construct validity // Personality and Individual Differences. 2009. Vol. 47 (5). P. 504–509. doi:10.1016/j.paid.2009.04.027.
  18. Flanagan C.A., Syvertsen А.K., Stout M.D. Civic Measurement Models: Tapping Adolescents’ Civic Engagement // CIRCLE Working Paper. 2007. Vol. 55. 40 p.

Информация об авторах

Кочетова Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9853-569X, e-mail: kochetovayua@mgppu.ru

Емельянова Елизавета Андреевна, преподаватель, кафедра возрастной психологии имени профессора Л.Ф.Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, e-mail: lizamgppu@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1328
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 738
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2