![]() Психолого-педагогические исследования Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2587-6139 DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2009 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психолого-педагогические исследования Психологические характеристики проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности 528Кочетова Ю.А. Емельянова Е.А. АннотацияФормирование гражданской позиции является одной из значимых задач государства и общества. Психологическая литература содержит недостаточное количество ссылок на проведенные исследования, изучающие специфику, особенности, формы гражданской активности. Цель данного исследования — изучение психологических аспектов проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности. Гипотезой выступило положение о том, что показатели сформированности гражданской активности повышаются при переходе от подросткового к юношескому возрасту и снижаются в период поздней взрослости. В исследовании приняли участие 729 испытуемых (217 — юноши и 512 — девушки). Методом исследования является констатирующий эксперимент с использованием опросника «Модели измерения гражданственности: диагностика гражданской активности». На основании полученных результатов делается вывод о сформированности гражданской позиции у школьников и студентов, их активном отношении к социальной действительности. Результаты эксперимента позволяют констатировать, что наиболее высокий уровень развития имеет параметр гражданской активности «наличие нравственных ориентиров», который снижается в поздней юности. Представленное исследование может послужить основой для дальнейшего изучения вопроса о гражданской активности и ее психологических закономерностях. Полученные данные могут быть полезны для дальнейших практических разработок, а также использованы в учебных курсах по педагогической психологии и психологии развития. Ключевые слова: эго-идентичность, гражданская позиция, самоопределение, гражданская активность Рубрика: Психология образования Тип: научная статья Фрагмент статьи
В российской психологии тема социальной активности и гражданской позиции является относительно новой. Обращаясь к этимологии словосочетания «гражданская позиция», выделим два понятия, сопряженных в нем: «гражданственность» и «позиция личности». Литература
Статьи по теме
Экстремальная психология | Емельянова Е.А. Проявление гражданской позиции в контексте развития эго-идентичности в ранней и поздней юности Психология развития | Бережковская Е.Л., Кравцов Л.Г. Взаимодействие средней школы и университета как условие самоопределения у старшеклассников Социальная психология, Юридическая психология | Шаранов Ю.А., Софронова А.Ю., Распопин Е.В. Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Психология образования | Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|