Удовлетворенность профессиональной подготовкой выпускников образовательных организаций МВД России

192

Аннотация

Сбор и анализ объективной информации относительно успешности службы выпускников ведомственных вузов на начальном этапе их профессионализации позволяют определить перспективные направления системы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительной сферы и скорректировать образовательный процесс в соответствии с потребностями оперативно-служебной деятельности. Целью данной работы являлось изучение удовлетворенности качеством образовательных услуг их потребителями (выпускники) и работодателями (руководители). Метод исследования — анкетный опрос руководителей и выпускников, включающий четыре раздела. В первом разделе оценивалась готовность выпускников к осуществлению профессиональной деятельности. Во втором разделе оценивались общекультурные, деловые и личностные качества выпускников. В третьем и четвертом разделах указывались недостатки и положительные стороны в подготовке специалистов. В статье описываются результаты опроса руководителей и выпускников относительно удовлетворенности качеством образовательной подготовки. Опрос проводился через год после окончания образовательной организации, в нем приняли участие 319 руководителей экспертных, следственных и оперативных подразделений ГУ МВД России по Волгоградской области и 348 выпускников Волгоградской академии МВД России. Среди опрашиваемых и оцениваемых 204 выпускника по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», 53 — «Судебная экспертиза» и 91 — «Правоохранительная деятельность» 2008–2012 годов набора. По результатам исследования высокий уровень профессиональной подготовки выявлен у 59% выпускников-сотрудников оперуполномоченных полиции, 61% — следователей, 60% — экспертов. Средний уровень подготовки наставниками отмечен у 39% окончивших академию по специальностям «Судебная экспертиза», «Правовое обеспечение национальной безопасности» и 40% — «Правоохранительная деятельность». Результаты сравнительного анализа экспертной оценки руководителей и самооценки показали, что выпускники способны достаточно адекватно самостоятельно оценить уровень сформированности у себя необходимых компетенций. Данный вывод подтверждается итогами корреляционного анализа (самый низкий коэффициент корреляции составил 0,55). В заключении с учетом полученных результатов обозначена необходимость в осуществлении системного анализа эффективности образовательной и психологической подготовки, результативности профессиональной деятельности выпускников образовательных организаций МВД России.

Общая информация

Ключевые слова: образовательные организации МВД России, профессиональная подготовка, сотрудники ОВД, качество образовательных услуг, оперативно-служебная деятельность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110411

Для цитаты: Ульянина О.А. Удовлетворенность профессиональной подготовкой выпускников образовательных организаций МВД России [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 133–146. DOI: 10.17759/psyedu.2019110411

Полный текст

 

Сбор и анализ объективной информации относительно успешности службы выпускников ведомственных вузов на начальном этапе их профессионализации позволяют определить перспективные направления системы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительной сферы и скорректировать образовательный процесс в соответствии с потребностями оперативно-служебной деятельности. Целью данной работы являлось изучение удовлетворенности качеством образовательных услуг их потребителями (выпускники) и работодателями (руководители). Метод исследования анкетный опрос руководителей и выпускников, включающий четыре раздела. В первом разделе оценивалась готовность выпускников к осуществлению профессиональной деятельности. Во втором разделе оценивались общекультурные, деловые и личностные качества выпускников. В третьем и четвертом разделах указывались недостатки и положительные стороны в подготовке специалистов. В статье описываются результаты опроса руководителей и выпускников относительно удовлетворенности качеством образовательной подготовки. Опрос проводился через год после окончания образовательной организации, в нем приняли участие 319 руководителей экспертных, следственных и оперативных подразделений ГУ МВД России по Волгоградской области и 348 выпускников Волгоградской академии МВД России. Среди опрашиваемых и оцениваемых 204 выпускника по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», 53 — «Судебная экспертиза» и 91 — «Правоохранительная деятельность» 2008-2012 годов набора. По результатам исследования высокий уровень профессиональной подготовки выявлен у 59% выпускников-сотрудников оперуполномоченных полиции, 61% — следователей, 60% — экспертов. Средний уровень подготовки наставниками отмечен у 39% окончивших академию по специальностям «Судебная экспертиза», «Правовое обеспечение национальной безопасности» и 40% — «Правоохранительная деятельность». Результаты сравнительного анализа экспертной оценки руководителей и самооценки показали, что выпускники способны достаточно адекватно самостоятельно оценить уровень сформированности у себя необходимых компетенций. Данный вывод подтверждается итогами корреляционного анализа (самый низкий коэффициент корреляции составил 0,55). В заключении с учетом полученных результатов обозначена необходимость в осуществлении системного анализа эффективности образовательной и психологической подготовки, результативности профессиональной деятельности выпускников образовательных организаций МВД России.

Введение

Ежегодно образовательные организации МВД России выпускают молодых специалистов, которые направляются в различные подразделения ОВД. Наличие объективной информации об успешности службы выпускников на начальном этапе их профессиональной деятельности дает возможность своевременно скорректировать образовательный процесс в соответствии с актуальными требованиями, предъявляемыми к профессиональному уровню кадров ОВД.

Программа исследования

В целях изучения, прогнозирования и удовлетворения потребности ОВД в высококвалифицированных специалистах Волгоградская академия МВД России ежегодно проводит анкетирование руководителей экспертных, следственных и оперативных подразделений ГУ МВД России по Волгоградской области, а также анкетирование выпускников академии на предмет удовлетворенности качеством подготовки для осуществления оперативно-служебной деятельности [2].

Опрос руководителей и выпускников проводится через год после окончания образовательной организации. За период с 2007 по 2018 год в опросе приняли участие 319 руководителей и 348 выпускников Волгоградской академии МВД России, из которых 200 юношей и 148 девушек. Среди опрашиваемых и оцениваемых 204 выпускника по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», 53 — «Судебная экспертиза» и 91 — «Правоохранительная деятельность» 2008-2012 годов набора.

Опрос руководителей проводился по четырем разделам. В первом разделе оценивалась готовность выпускников к осуществлению профессиональной деятельности в качестве эксперта-криминалиста (следователя, оперуполномоченного) по видам профессиональной деятельности [8; 15]. Данный раздел анкеты варьировался по содержанию в зависимости от направления подготовки. В контексте изучения уровня удовлетворенности качеством теоретической и практической подготовленности к осуществлению профессиональной деятельности оценивались следующие показатели:

1)  Следователи:

  • Планирование проведения следственных действий;
  • Умение квалифицировать деяния;
  • Способность определять причины и условия совершения преступлений;
  •  Соблюдение процессуальной регламентации производства процессуальных действий, проводимых на досудебных стадиях;
  • Доказывание и оценка доказательств;
  • Владение тактическими приемами производства следственных действий;
  • Умение пользоваться криминалистической техникой при производстве следственных действий;
  •  Владение методикой расследования преступлений;
  • Навыки руководства следственно-оперативной группой;
  •  Организация производства отдельных процессуальных действий.

2)   Эксперты:

  • Производство криминалистических экспертиз и исследований в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и методик;
  •  Участие в качестве специалиста в осмотрах мест происшествий в целях обнаружения, фиксации, изъятия материальных следов;
  • Участие в качестве специалиста в иных следственных действиях;
  • Участие в качестве специалиста в оперативно-разыскных мероприятиях;
  •  Ведение экспертно-криминалистических учетов и коллекций в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

3)     Оперативники:

  • Умение правильно квалифицировать деяния при решении вопроса о заведении дела оперативного учета;
  •  Способность определять причины и условия совершения преступлений;
  • Соблюдение процессуальной регламентации производства процессуальных действий, проводимых на досудебных стадиях;
  •   Доказывание и оценка доказательств;
  • Владение тактическими приемами производства оперативно-разыскных мероприятий;
  • Владение методикой расследования преступлений.

Во втором разделе оценивались общекультурные компетенции выпускников [14; 17]. Содержание раздела было идентичным вне зависимости от направления подготовки и включало следующие компетенции:

  •   Мотивация к профессиональной деятельности;
  • Осведомленность в событиях политической, социальной, экономической жизни государства;
  • Ориентация на общечеловеческие ценности и принципы морали;
  • Культура устной и письменной речи;
  • Способность применять в своей работе информационные технологии, автоматизированные рабочие места и базы данных;
  • Умение работать в коллективе;
  • Нацеленность на соблюдение принципа законности, устойчивость к коррупционным проявлениям;
  • Соблюдение профессиональной этики и субординации в подразделении;
  • Соблюдение служебной дисциплины и правил внутреннего распорядка в подразделении;
  • Устойчивость к коррупционным проявлениям;
  • Коммуникативные качества и умение работать в коллективе;
  •  Творческая инициатива в проблемных ситуациях, способность принимать решения;
  • Способность к профессиональному и личностному саморазвитию;
  •  Адекватность самооценки и восприятия критики.

Третий и четвертый разделы анкеты затрагивали вопросы обобщенной оценки качества образовательных услуг, предоставляемых в ведомственной образовательной организации; достоинств и недостатков в профессиональной подготовке будущих специалистов правоохранительной сферы, а также предложения по ее совершенствованию [10]. Анкета самоанализа выпускника имела аналоговую структуру.

Результаты исследования

Анализ отзывов руководителей следственных подразделений в отношении выпускников по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» позволяет сделать вывод о высоком уровне профессиональной подготовки большинства молодых специалистов — 61%, готовность 39% выпускников к осуществлению профессиональной деятельности в качестве следователя оценивается на среднем уровне.

Высокий уровень готовности руководители отмечают по следующим видам профессиональной деятельности [13]:

  •  взаимодействие с работниками служб ОВД — 75%;
  • установление психологического контакта с участниками предварительного следствия, обеспечение информационной безопасности и режима секретности — 67%;
  • проведение очной ставки — 63%;
  • обеспечение прав и законных интересов участников предварительного следствия, допрос — 58%;
  • использование информационных технологий, криминалистических учетов, баз данных — 54%.

Следует отметить, что общекультурные, деловые и личностные качества более чем у половины выпускников оценены руководителями на высоком уровне, оставшаяся часть — на среднем уровне. Так, среди выраженных компетенций, сформированных на высоком уровне у основной части выпускников, можно выделить следующие:

  • творческая инициатива в проблемных ситуациях, способность принимать решения — 75%;
  • способность к профессиональному и личностному саморазвитию — 74%;
  • осведомленность в событиях политической, социальной и экономической жизни государства — 73%;
  • культура устной и письменной речи — 72%;
  • адекватность самооценки и восприятия критики — 70%;
  •  исполнительская дисциплина и ответственность — 69%;
  • нацеленность на соблюдение принципа законности, устойчивость к коррупционным проявлениям, ориентация на общечеловеческие ценности и принципы морали — 68%;
  • умение работать в коллективе и коммуникативные качества — 66%;
  • соблюдение профессиональной этики и субординации в подразделении — 62%.

В ходе анализа анкет выпускников по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» выявлено, что 98% выпускников имеют высокий и средний уровень удовлетворенности знаниями по профильным дисциплинам: 69% — высокий уровень; 29% — средний уровень, 2% — ниже среднего. 99,6% выпускников имеют высокие и средние показатели владения основными видами профессиональной деятельности. Из них 65% отмечают высокий уровень навыков, 35% — средний.

Общекультурные, деловые и личностные качества оценены выпускниками достаточно высоко. Общие результаты следующие: высокий уровень подготовки — 64%, средний уровень подготовки — 36%.

Высокий и средний уровень стремления продолжать службу в ОВД отметили 69% и 31% выпускников соответственно. Эти показатели соотносятся с мотивационной зрелостью, так, 68% выпускников отмечают высокий уровень мотивации, а 12% — средний [11]. Порядка 68% опрошенных считают, что уровень их подготовленности полностью соответствует квалификационным требованиям по приобретенной специальности и требованиям практики, 30% указали на средний уровень такого соответствия, 2% отметили уровень соответствия ниже среднего.

Указанные результаты подтверждаются результатами анкетирования руководителей следственных подразделений ГУ МВД России по Волгоградской области. Коэффициент парной корреляции Пирсона в среднем составляет 0,75, что позволяет говорить о прямой взаимозависимости оцениваемых показателей.

Выпускники отметили ряд направлений обеспечения образовательного процесса, требующих внимания со стороны педагогических работников:

  • повышение доли практических занятий — 76%;
  • издание необходимой учебной литературы, методических материалов по отдельным дисциплинам — 32%;
  • повышение уровня материально-технического обеспечения образовательного процесса — 10%;
  •  компьютеризация учебного процесса — 5%.

Выпускники предлагают шире использовать в образовательном процессе методы моделирования различных следственных ситуаций, расширить перечень ситуационных задач по осмотру места происшествия, допросу с последующим составлением процессуальных документов [1].

Качество образовательных услуг по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» по десятибалльной шкале оценили на 8,9 балла.

Результаты анализа отзывов руководителей экспертно-криминалистических центров указывают, что 60% и 39% выпускников по специальности «Судебная экспертиза» имеют соответственно высокий и средний уровень владения основными видами профессиональной деятельности, из них 78% выпускников имеют высокий уровень владения производством почерковедческих экспертиз, 56% — технико­ криминалистических экспертиз, экспертиз холодного и метательного оружия. Почти у 80% молодых специалистов непосредственные руководители отмечают средний уровень владения такими видами профессиональной деятельности эксперта-криминалиста, как производство баллистических и портретных экспертиз.

По мнению опрошенных руководителей, 89% выпускников обладают средним уровнем ведения делопроизводства, обеспечения режима секретности, 78% выпускников обладают средним уровнем ведения экспертно-криминалистических учетов и участия в качестве специалиста в осмотрах мест происшествий в целях обнаружения, фиксации, изъятия материальных следов.

Проанализировав все отзывы руководителей экспертно-криминалистических подразделений, можно сказать, что выпускники имеют достаточно высокий уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности в качестве эксперта- криминалиста.

Общекультурные, деловые и личностные качества выпускников по специальности «Судебная экспертиза» также, по мнению руководителей, в большинстве своем имеют высокий уровень сформированности. Так, среди выраженных качеств отмечены:

  • способность к профессиональному и личностному саморазвитию —79%;
  •  соблюдение профессиональной этики и субординации в подразделении — 72%;
  • творческая инициатива в проблемных ситуациях, способность принимать решения — 70%;
  • устойчивость к коррупционным проявлениям — 66%;
  • осведомленность в событиях политической, социальной и экономической жизни государства — 64%;
  •   ориентация на общечеловеческие ценности и принципы морали, способность применять в своей работе информационные технологии — 60%;
  • культура устной и письменной речи — 62%;
  • умение работать в коллективе — 58%;
  • нацеленность на соблюдение принципа законности; соблюдение служебной дисциплины и правил внутреннего распорядка в подразделении — 55%;
  • коммуникативные качества — 53%.

 

На основе анализа отзывов руководителей можно сделать вывод, что в оценке профессиональной готовности выпускников они были достаточно требовательны, поэтому далеко не все выпускники имели высокую степень выраженности профессиональных качеств, остальная часть респондентов была оценена на уровне выше среднего и среднем.

На основании анализа анкет выпускников по специальности «Судебная экспертиза» 96% респондентов имеют высокие и средние показатели владения основными видами профессиональной деятельности. Из них 56% оценивают уровень владения профессиональными знаниями и навыками как высокий, 40% — как средний.

Общекультурные, деловые и личностные качества выпускников по специальности «Судебная экспертиза» оценены выпускниками достаточно высоко: так, 60% выпускников оценили их на высоком уровне, 39% — на среднем.

Стремление продолжать службу в ОВД изъявили 59% выпускников. В равной степени проявляется мотивация к служебной деятельности у 62% выпускников, 10% опрошенных считают, что их представления о профессии не оправдались [4]. В среднем 57% опрошенных считают, что уровень их подготовленности полностью соответствует квалификационным требованиям по приобретенной специальности и требованиям практики, 43% указали на средний уровень такого соответствия и на оправданность их представлений о профессии [18].

Результаты самоанализа выпускников и отзывов руководителей экспертно­криминалистических подразделений ГУ МВД России по Волгоградской области имеют положительную взаимозависимость — коэффициент парной корреляции Пирсона составляет 0,7.

Несмотря на общий положительный результат в образовательном процессе при подготовке по специальности «Судебная экспертиза», необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности, которые указаны выпускниками в качестве проблемных аспектов:

  • повышение доли практических занятий — 90%;
  • издание необходимой учебной литературы, методических материалов по отдельным дисциплинам (баллистическая экспертиза, ТКЭД) — 60%;
  • повышение уровня материально-технического обеспечения образовательного процесса и компьютеризация учебного процесса — 50%.

В предметных областях у выпускников вызывают сложности следующие виды экспертиз:

  • осмотр места происшествия при расследовании различных видов преступлений — 80%;
  •  фиксация и изъятие следов и вещественных доказательств на месте происшествия — 60%;
  • производство трасологических, баллистических экспертиз и экспертизы холодного и метательного оружия — 50%;
  •  ведение учетов и делопроизводство — 40%.

Качество образовательных услуг по специальности «Судебная экспертиза» выпускники по десятибалльной шкале оценили на 9,2 балла.

В основном уровень готовности выпускников специальности «Правоохранительная деятельность» к осуществлению профессиональной деятельности в качестве оперуполномоченного полиции оценивается руководителями оперативных подразделений как высокий — 59% и средний — 40%.

Наставниками оценен высокий уровень владения такими видами профессиональной деятельности выпускников, как:

  •  выполнение поставленных задач в составе группы — 88%;
  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений — 76%;
  • соблюдение информационной безопасности и режима секретности, ведение дел оперативного учета — 75%;
  • обеспечение законности в профессиональной деятельности, умение использовать полученную информацию для борьбы с преступностью, использование в оперативно-служебной деятельности учетов, ведущихся в ОВД, исполнение судебных, прокурорских и иных решений, указаний, составление оперативно-служебных документов — 63%.
  •  61% выпускников по специальности «Правоохранительная деятельность» общекультурные, деловые и личностные качества оценены руководителями на достаточно высоком уровне:
  • умение работать в коллективе и коммуникативные качества — 87%;
  •  способность к профессиональному и личностному саморазвитию — 68%;
  • творческая инициатива в проблемных ситуациях, способность принимать решения — 66%;
  • осведомленность в событиях политической, социальной и экономической жизни государства — 63%;
  • культура устной и письменной речи — 58%;
  • ориентация на общечеловеческие ценности и принципы морали [5], исполнительская дисциплина и ответственность — 56%;
  • адекватность самооценки и восприятия критики — 54%;
  • нацеленность на соблюдение принципа законности, устойчивость к коррупционным проявлениям — 52%;
  • соблюдение профессиональной этики и субординации в подразделении — 44%.

Анализ результатов анкетирования выпускников по специальности «Правоохранительная деятельность» показал, что около 82% имеют высокие и средние показатели владения основными видами профессиональной деятельности. Из них 52% отмечают высокий уровень знаний по профильным дисциплинам, 45% — средний уровень и 3% — низкий уровень знаний.

Практические навыки оценены выпускниками следующим образом: высокий уровень владения — 55%, средний — 43%.

Выраженное стремление продолжать службу в ОВД отметили 59% выпускников, средний показатель — 41%. Эти показатели соответствуют уровню мотивации: высокий у 57%, средний уровень у 42%. В среднем 54% опрошенных считают, что уровень их подготовленности полностью соответствует квалификационным требованиям по приобретенной специальности и требованиям практики, 46% указали на средний уровень такого соответствия. Удовлетворенность профессией у 51% выпускника выражена на высоком уровне, у 48% — на среднем.

Указанные результаты подтверждаются результатами анкетирования начальников полиции оперативных подразделений ГУ МВД России по Волгоградской области. Коэффициент парной корреляции Пирсона в среднем составляет 0,70, что позволяет говорить о прямой взаимозависимости оцениваемых показателей.

Необходимо обратить внимание на следующие вопросы при подготовке обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность»:

  • повышение доли практических занятий — 78%;
  • повышение уровня материально-технического обеспечения образовательного процесса — 11%;
  •  издание необходимой учебной литературы, методических материалов по отдельным дисциплинам (по предварительному следствию, уголовному праву, уголовному процессу, методические рекомендации по расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркосодержащих, психотропных и сильнодействующих веществ) — 11%.

Выпускники рекомендуют обратить внимание на формирование практических навыков по ОРД в ОВД и режиму секретности, производству отдельных следственных действий и составлению процессуальных документов, увеличить продолжительность практики на 3 курсе.

Качество образовательных услуг по специальности «Правоохранительная деятельность» по десятибалльной шкале оценили на 9 баллов.

Таким образом, из представленных анкет-отзывов руководителей экспертных, следственных и оперативных подразделений об уровне профессиональной подготовки выпускников академии мы видим, что она оценивается на высоком уровне. У оперуполномоченных полиции — это 59% выпускников, у следователей — 61%, у экспертов — 60%.

Средний уровень подготовки наставниками отмечен у 39% окончивших академию по специальности «Судебная экспертиза», «Правовое обеспечение национальной безопасности» и 40% — «Правоохранительная деятельность».

В целом же руководители экспертных, следственных и оперативных подразделений отметили высокую мотивацию у выпускников академии к прохождению службы и профессиональному росту в ОВД, а также хорошее взаимодействие молодых специалистов с коллегами по службе.

В то же время прослеживается низкий уровень владения такими направлениями деятельности, как:

  • ведение работы по подбору граждан для оказания содействия ОВД — 29%;
  • выявление преступлений и иных правонарушений — 24%;
  •  использование в работе информационных источников и ресурсов — 22%;
  •  реализация мероприятий по получению значимой информации — 22%;
  • ведение дел оперативного учета — 19%.

Результаты сравнительного анализа экспертной оценки руководителей и самооценки показали, что выпускники способны достаточно адекватно самостоятельно оценить уровень сформированности у себя необходимых компетенций. Данный вывод подтверждается итогами корреляционного анализа (самый низкий коэффициент корреляции составил 0,55).

Выводы

Следует отметить, что в первый год службы у выпускников формируется социально­психологическая основа поведения, обеспечивающая успешность их последующего профессионального роста и карьеры. В этой связи необходимым и значимым является осуществление системного анализа эффективности образовательной и психологической подготовки, результативности профессиональной деятельности выпускников образовательных организаций МВД России [19].

Начальный этап адаптации молодого сотрудника характеризуется приобщением к профессии и является решающим в построении карьерных планов. В этой связи работа руководителей ОВД должна быть направлена на успешную профессиональную адаптацию выпускников и закрепление их на месте сужбы. С целью формирования высококвалифицированного кадрового состава ОВД, организации помощи сотрудникам в их профессиональном становлении создан институт наставничества, который должен быть ориентирован в первую очередь на решение следующих задач:

  • оптимизация процесса формирования и развития профессиональных компетенций выпускников, в отношении которых осуществляется наставничество;
  •  оказание помощи в адаптации молодых сотрудников к условиям осуществления служебной деятельности;
  • формирование профессионально значимых личностных качеств сотрудников;
  • ознакомление с историей и традициями ОВД и своего подразделения;
  •  содействие в выработке навыков служебного поведения сотрудников, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам;
  •      формирование активной гражданской и жизненной позиции выпускников, развитие ответственного и сознательного отношения к службе;
  • изучение с сотрудниками требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
  • реализация мер ранней профилактики профессиональной деформации личности сотрудников;
  •  психологическая поддержка выпускников в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей.

Перспективными направлениями в оценке качества предоставляемых образовательных услуг и подготовки специалистов в правоохранительной сфере является внедрение в практику комплекса следующих мероприятий [3; 6; 9; 16]:

  • анализ и обобщение мнений руководителей ОВД об уровне профессиональной и психологической подготовки и эффективности служебно-профессиональной деятельности выпускников;
  • сбор и анализ информации о профессиональном и карьерном росте, динамике и причинах увольняемости выпускников образовательных организаций МВД России в первые годы службы; изучение мотивационной готовности выпускников к службе, адаптационного потенциала, субъективного восприятия особенностей социальной и профессиональной микросреды, профессиональных и жизненных планов на основе анкет, предназначенных для заполнения выпускниками на этапе служебной и профессиональной адаптации [7; 12];
  • изучение психологической и мотивационной готовности к прохождению стажировки и дальнейшей службе в ОВД на основе социально-психологических исследований на выпускных курсах образовательных организаций МВД России.

Отток молодых сотрудников из ОВД происходит по многим причинам: неэффективная система введения в должность, отсутствие учета факторов социальной и психологической адаптации и других показателей, влияющих на процесс становления и адаптации молодых сотрудников. Для ведомственных образовательных организаций одна из наиболее актуальных тем — совершенствование подготовки юридических кадров с развитыми профессиональными компетенциями, мотивационной готовностью к выполнению служебных обязанностей и ориентацией на продолжительную службу в ОВД, «азы» которой закладываются в период обучения. Очень важны степень профессиональной подготовленности молодых кадров и, конечно, сам процесс адаптации молодых сотрудников.

Литература

  1. Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова Г.Г. Отдельные аспекты компетентностно-ориентированного обучения следователей в образовательных организациях системы МВД России // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 5–6.
  2. Бадаев А.Г., Усачева И.В. Социально-психологическое исследование профессиональной идентичности выпускника образовательного учреждения МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1. С. 187–190.
  3. Базулина А.А. Современные подходы к повышению качества высшего образования в системе МВД России // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности правоохранительных органов внутренних дел Российской Федерации» (Тюмень, 25 февраля 2019 г.). Тюмень: Издательский дом «Сириус», 2019. С. 14–16.
  4. Гаврина Е.Е., Аксенова Г.И., Ковальчук И.А. Эмпирическое исследование репутационных ориентаций курсантов // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 5. С. 67–76. doi: http: 10.17759/pse
  5. Голянич В.М., Бондарук А.Ф., Шаповал В.А., Тулупьева Т.В. Ценностные противоречия как психодиагностические критерии профессиональной компетентности и внутриличностного конфликта // Экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 3. С. 120–139. doi: 10.17759/exppsy
  6. Гривенная Е.Н. Курсанты и слушатели образовательной организации МВД России как объекты системы потребительского мониторинга удовлетворенности образовательными услугами // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 4. С. 11–15.
  7. Зайцева Н.В. Особенности адаптации молодых специалистов, выпускников образовательных учреждений МВД России к профессиональной деятельности // Прикладная психология и педагогика. 2016. Т. 1. № 2. С. 6–12.
  8. Илиджев А.А. Методологические подходы к определению степени уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся в образовательных организациях МВД России // Гуманизация образования. 2018. № 2. С. 8–14.
  9. Исаев Р.А. Инновационные аспекты подготовки к профессиональной деятельности курсантов и слушателей в высших учебных заведениях МВД России // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 2. С. 88–90.
  10. Карнаухов О.П. Повышение качества правового образования сотрудников полиции, впервые принятых на службу в органы внутренних дел России // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 182–193.
  11. Крушельницкая О.И., Полевая М.В., Третьякова А.Н. Мотивация к получению высшего образования и ее структура // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 2. С. 43–57. doi:10.17759/psyedu.2016080301
  12. Кустов П.В. Вопросы успешной адаптации выпускников образовательных организаций МВД России к самостоятельной профессиональной деятельности // Материалы X международной научно-практической конференции «European Scientific Conference» (Пенза, 07 июня 2018 г.). В 2 частях. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 164–166.
  13. Медведицкова Л.В. Профессионально-значимые качества следователя: структура и содержание // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 56–57.
  14. Михайлова Т.Н., Маланов И.А. К вопросу определения понятия «Общекультурная компетентность курсанта вуза МВД России» // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 3 (25). С. 41–47.
  15. Пугач П.В., Лигута В.Ф. Параметры готовности выпускников вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 2 (120). С. 130–133.
  16. Ульянина О.А. Состояние и перспективные направления психологической практики в ОВД // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 5. С. 77–84. doi: http: 10.17759/pse
  17. Федорова Д.А. Анализ личностных качеств сотрудников ОВД и их влияние на профессиональные // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 3. С. 78–79.
  18. Федорова Д.А., Лучникова Л.А. Образ сотрудника полиции в представлении выпускника вуза МВД России // Материалы межведомственной конференции «Прикладные аспекты диагностики и формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативных служебных задач». М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. С. 207–212.
  19. Хаснулина Д.И. Оценка уровня развития личностных и профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел (на примере выпускников Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя) // Материалы II международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы». М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. С. 225–228.

Информация об авторах

Ульянина Ольга Александровна, доктор психологических наук, доцент, Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», профессор:Факультет социальных наук Департамента психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9300-4825, e-mail: ulyaninaoa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 789
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 192
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0