Гилемханова Э.Н. кандидат психологических наук, педагог-психолог высшей квалификационной категории, доцент кафедры педагогической психологии, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (ФГАОУ ВО КФУ), Казань, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7003-4447 e-mail: enkazan@mail.ru
Актуальность исследования обусловлена ролью, которую социальные представления играют в регуляции поведения и формировании системы отношений у субъектов образовательной среды в условиях особого внимания к безопасности образовательной среды школы, спровоцированного деструктивными феноменами в молодежной среде (скулшутинг, околофутбол, буллинг, анархизм, неонацизм и др.). Теоретической рамкой исследования послужила концепция «Ядра и периферии» Ж.-К. Абрика. Гипотеза исследования базировалась на идее о том, что нарушения социально-психологической безопасности образовательной среды обусловлены проблемой соотнесения ядерных и периферических представлений о безопасности у различных категорий субъектов образовательной среды. Для исследования социальных представлений о безопасности применялся прототипический анализ П. Вержеса. В исследовании приняли участие 137 учащихся 7 класса (72 – мужского пола, 65 – женского), 416 учащихся 8 класса (201 – мужского пола, 215 – женского), 490 учащихся 9 класса (201 – мужского пола, 289 – женского), 154 учащихся 10 класса (84 – мужского пола, 70 – женского), 117 учащихся 11 класса (50 – мужского пола, 67 – женского) и 20 учителей (1 – мужского пола, 19 – женского). В рамках исследования установлено: 1) согласно социальным представлениям о безопасности у учащихся и учителей имеются диаметрально противоположные взгляды на роль учителя в обеспечении безопасной образовательной среды; 2) у учащихся, высоко оценивающих безопасность образовательной среды, преобладают представления об активной внешней и внутренней защите, у учащихся, низко оценивающих безопасность образовательной среды, доминируют социальные представления в контексте пассивной защиты; 3) анализ трех возрастных категорий позволяет выстроить социальные представления о безопасности как тенденцию от действия нормы (учащиеся 7-8 классов) через внешнюю защиту (старшеклассники) к внутренним ресурсам личности (старшеклассники и учителя). Получены новые исследовательские данные об особенностях представлений о безопасности учащихся разного возраста и учителей, которые могут стать основой для анализа нарастающего напряжения в области обеспечения безопасности образовательной среды и участившихся инцидентов ее нарушения.
Агузумцян Р.В., Галстян А.С., Мурадян Е.Б. Психологическая безопасность
личности студента // Вестник практической психологии образования. 2010. №
2(23). С. 56–63.
Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре
комплексной безопасности образовательной организации // КПЖ. 2017. № 6(125). С.
12–17.
Баева И.А. Гаязова Л.А., Кондакова И.В. Личностные ресурсы психологической
безопасности подростков и молодежи в образовательной среде // Интеграция
образования. 2021. № 3. С. 482–497. DOI
10.15507/1991-9468.104.025.202103.482-497
Басанова Т.А. Представления о безопасности у субъектов с различными
характеристиками смысловой структуры мировоззрения // Известия ЮФУ. Технические
науки. 2005. № 5. С. 263–265.
Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие
// Социологический журнал. 2010. № 3. С. 5–20.
Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или
одна? // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 101–115.
DOI:10.17759/pse.2020250309
Голоснов О.А. Междисциплинарный подход в развитии девиантологических
теорий: концепция социальных представлений в контексте социологического анализа
отклоняющегося поведения // Российский психологический журнал. 2016. Том 13. №
2. С. 169–187.
Емельянова Т.П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги
последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. Том 22. № 6. С.
39–47.
Еремеев Б.А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни
развития человека // Материалы первого международного форума «Психологическая
безопасность, устойчивость, психотравма» (г. Санкт-Петербург, 5-7 июня 2006
г.). СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. С. 101–103.
Зотова О.Ю. Социально-психологическая безопасность личности: дис. … д-ра
психол. наук. М., 2011. 524 c.
Костоусов А.Г., Иванов М.С. Психологические факторы сформированности
представлений о безопасности у курсантов военного вуза // Вестник КемГУ. 2017.
№ 2(70). С. 141–150.
Котова И.Б., Пирмагомедова Э.А. Эмпирическое изучение представлений
подростков о безопасности жизнедеятельности // Российский психологический
журнал. 2011. № 1. С. 20–27.
Кузнецова Е.Н. Психологическая безопасность образовательной среды школы как
один из факторов развития эмоционального выгорания педагога // Международный
журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 8-1. С. 60-64. DOI:
10.24412/2500-1000-2021-8-1-60-64
Лызь Н.А. Представления о безопасности как предмет эмпирических
исследований // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8(52). С.
161–166.
Лызь Н.А., Куповых Ж.Г., Прима А.К., Басанова Т.А. Разработка опросника
субъективных представлений о безопасности // Прикладная психология и
психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. № 1. С. 86–95.
Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд //
Психологический журнал. 1995. Том 16. № 1. С. 3–18.
Рещикова Л.С. Представления мальчиков и девочек о психологической
безопасности образовательной среды и уровень школьной тревожности младших
школьников // Сборник научных трудов III международной научно-практической
конференции «Перспективы психолого-педагогической работы в современном
образовательном учреждении» (г. Санкт-Петербург, 18–19 мая 2018 г.). СПб, 2018.
С. 71–75.
Синельникова О.П. Эмпирическое изучение представлений старших школьников о
безопасности жизнедеятельности // Российский психологический журнал. 2009. № 1.
С. 122–125.
Степанова С.С. Представления о психологической безопасности студентов вуза
// Актуальные проблемы психологической безопасности человека в современном
обществе. 2010. № 1. С. 179–193.
Abric J.-C. Central system, peripheral system: their functions and roles in
the dynamics of social representations // Papers on social representations.
1993. Vol. 2. № 2. P. 75–78.
Abric J.-C. A structural approach to social representations //
Representations of the social: Bridging theoretical traditions / Ed. by K.
Deaux, G. Philogene. Oxford: Blackwell Publishers, 2001. P. 42–47.
Bertoldo R., Castro P. From legal to normative: A combined social
representations and sociocognitive approach to diagnosing cultural change
triggered by new environmental laws // Culture & Psychology. 2019. Vol. 25.
№ 3. P. 324–344. DOI:10.1177/1354067X18790730
Jaspal R., Nerlich B. Social representations, identity threat, and coping
amid COVID-19 // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy.
2020. № 12. P. 249–251. DOI:10.1037/tra0000773
Kravetz P.L., Madrigal B.C., Jardim E.R., Wanderbroocke A.C., Polli G.M.
Social representations of suicide for adolescents of a public school in the
city of curitiba, parana, brazil // Ciencia e Saude Coletiva. 2021. Vol. 26. №
4. P. 1533–1542. DOI:10.1590/1413-81232021264.09962019
Lemee C., Guillard M., Fleury-Bahi G., Krien N., Chadenas C., Chauveau E.,
Desse M., Coquet M., Lamarre M., Navarro O. What meaning do individuals give to
coastal risks? Contribution of the social representation theory [Электронный
ресурс] // Marine Policy. 2019. Vol. 108. URL:
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0308597X18305360 (дата
обращения: 29.06.2021). DOI:10.1016/j.marpol.2019.103629
Marie-Anastasie A., Lionel D., Dvoryanchikov N.V., Bovina I.B. How Kids
Understand Health and Illness: Some Reflections from and for the Theory of
Social Representations // Cultural-Historical Psychology. 2018. Vol. 14. № 1.
P. 15–22. DOI:10.17759/chp.2018140102
Moliner P. On Serge Moscovici’s 95th anniversary: The theory of social
representations - history, postulates and dissemination // RUDN Journal of
Psychology and Pedagogics. 2020. Vol. 17. № 3. P. 542–553.
DOI:10.22363/2313-1683-2020-17-3-542-553
Moscovici S. The phenomenon of social representations // Social
representations: Explorations in social psychology / Ed. by G. Duveen. New
York: New York University Press, 2000. P. 18–77.