Андрианова Р.А. кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (ФГБНУ ИИДСВ РАО), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7903-0426 e-mail: andrianova@institutdetstva.ru
Шемшурин А.А. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (ФГБНУ ИИДСВ РАО), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1334-8976 e-mail: shemshurin@institutdetstva.ru
Чернов В.А. магистр психологии, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (ФГБНУ ИИДСВ РАО), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5189-6455 e-mail: che_va93@mail.ru
Селиванова Е.И. младший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (ФГБНУ ИИДСВ РАО), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7382-8341 e-mail: selivanova@institutdetstva.ru
Представлены результаты мониторинга деятельности по профилактике агрессивного поведения учащихся в государственных школах различных регионов Российской Федерации. Цель мониторинга состояла в сборе информации об актуальной проблематике, связанной с агрессивным поведением, и системе профилактических мер. В исследовании приняли участие руководители 81 школы из 40 российских регионов. Исследовательским инструментом стала разработанная авторами анкета, состоящая из 137 вопросов. Опрос проводился в 2021 году. Результаты исследования показали, что проблема агрессии среди учащихся, проявляющаяся в различных формах – вербальной, физической, социальной, киберагрессии, в том числе конфликты и буллинг, а также аутоагрессивное поведение, – имеет высокую актуальность. Кроме того, данные показывают отсутствие системности в реализуемой в школах профилактической деятельности как в сфере используемых форм работы, так и в выборе целевой аудитории, количестве вовлеченных специалистов. На основе полученных результатов предлагается подход как исследовательского, так и прикладного характера, направленный на поддержку и развитие системной профилактической работы в школах.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» № 073–00015–21–03. Тема НИР «Проектирование механизмов внедрения концепции комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде и выявление условий ее эффективной реализации на основе системного мониторинга форм и видов проявлений агрессий обучающимися разного возраста».
Получена: 27.09.2021
Принята в печать: 05.12.2021
Ссылка для цитирования
Подкаст
Литература
Алехина С.В., Фальковская Л.П. Межведомственное взаимодействие как
механизм развития психологической службы в образовании //
Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. C. 116–128.
DOI:10.17759/psyedu.2017090312
Андрианова Р.А. Буллинг как феномен агрессивного преследования в
образовательной среде // Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и
подростков в образовательной среде: сборник научных статей / Под ред. И.В.
Вагнер. М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2020. С. 5–22.
Андрианова Р.А. Профилактика буллинга в школе: роль классного
руководителя // Подросток в мегаполисе: сборник трудов XIX Междунар.
научно-практич. конф. (6-8 апреля 2021 г., г. Москва). М.: НИУ «Высшая школа
экономики», 2021. С. 12–17.
Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения
детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных
учреждениях // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 1–14.
DOI:10.17759/psylaw.2020100201
Бочавер А.А. Школьный опыт буллинга и актуальное благополучие у
студентов // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 2. С. 17–27.
DOI:10.17759/pse.2021260202
Гребнева Н.Н., Слободенюк М.А., Вариясова Е.В. Аналитический обзор
исследований по проблеме агрессивного общественно опасного поведения молодежи
// Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 134–148.
DOI:10.17759/psylaw.2019090410
Григорьева А.А., Гавриченкова А.А. Употребление подростками
психоактивных веществ при разных видах аутоагрессивного поведения // Психология
и право. 2020. Том 10. № 1. С. 116–122. DOI:10.17759/psylaw.2020100110
Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных
учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический
журнал. 2018. № 4(32). С. 62–76. DOI:10.11621/npj.2018.0406
Дозорцева Е.Г., Ошевский Д.С., Сыроквашина К.В. Психологические,
социальные и информационные аспекты нападений несовершеннолетних на учебные
заведения // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 97–110.
DOI:10.17759/psylaw.2020100208
Лактионова Е.Б., Пежемская Ю.С. Оценка психологической безопасности
ситуации и стратегии совладающего поведения у подростков-правонарушителей //
Психология и право. 2021. Том 11. № 3. С. 62–76.
DOI:10.17759/psylaw.2021110305
Новикова М.А., Реан А.А. Влияние школьного климата на возникновение
травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования.
2021. № 2. С. 78–97. DOI:10.17323/1814-9545-2019-2-78-97
Новикова М.А., Реан А.А., Коновалов И.А. Буллинг в российских
школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и
связи со школьным климатом // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 62–91.
DOI:10.17323/1814-9545-2021-3-62-90
Реан А.А., Ставцев А.А. Позитивные психологические интервенции как
профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга // Вопросы
образования. 2020. № 3. С. 37–59. DOI:10.17323/1814-9545-2020-3-37-59
14. Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте
российских подростков // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 276–295.
DOI:10.17759/psylaw.2019090219
Шемшурин А.А. Психолого-педагогические условия профилактики
агрессивного поведения школьников // Журнал педагогических исследований. 2020.
Том 5. № 2. С. 10–12.
Шульга Т.И., Дворянчиков Н.В. Представления подростков о девиантном
поведении // Психология и право. 2020. Том 10. № 3. С. 174–188.
DOI:10.17323/1814-9545-2020-3-37-59
Serie C., Van Damme L., Pleysier S., De Ruiter C., Put J. The
relationship between primary human needs of the Good Lives Model (GLM) and
subjective well-being in adolescents: A multi-level meta-analysis // Aggression
and Violent Behavior. 2021. Vol. 61. DOI:10.1016/J.AVB.2021.101651
Estévez López E., Jiménez T.I., Moreno D. Aggressive behavior in
adolescence as a predictor of personal, family, and school adjustment problems
// Psicothema. 2018. Vol. 30. № 1. P. 66–73.
Glick B., Gibbs J. Aggression Replacement Training: A Comprehensive
Intervention for Aggressive Youth, third edition // Social Work with Groups.
2012. Vol. 35. № 2. P. 184–187. DOI:10.1080/01609513.2011.615056
Leff S., Power T., Manz P., Costigan T., Nabors L. School-Based
Aggression Prevention Programs for Young Children: Current Status and
Implications for Violence Prevention // School Psychology Review. 2001. Vol.
30. P. 344–362. DOI:10.1080/02796015.2001.12086120
Lovell B.L., Lee R.T. Impact of Workplace Bullying on Emotional and
Physical Well-Being: A Longitudinal Collective Case Study // Journal of
Aggression, Maltreatment & Trauma. 2011. Vol. 20. № 3. P. 344–357.
DOI:10.1080/10926771.2011.554338
Pérez-Fuentes M., Molero Jurado M., Barragán Martín A., Gázquez Linares
J. Family Functioning, Emotional Intelligence, and Values: Analysis of the
Relationship with Aggressive Behavior in Adolescents // International Journal
of Environmental Research and Public Health. 2019. Vol. 16. № 3. P. 478–492.
DOI:10.3390/IJERPH16030478
Van Lier P., Vitaro F., Eisner M. Preventing Aggressive and Violent
Behavior: Using Prevention Programs to Study the Role of Peer Dynamics in
Maladjustment Problems // European Journal on Criminal Policy and Research.
2007. Vol. 13. P. 277–296. DOI:10.1007/S10610-007-9054-3
United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization Behind the
Numbers: Ending School Violence and Bullying. 2019. P. 40–68.