Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 148Рубрики 53Авторы 10647Новости 2026Ключевые слова 6329 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index РИНЦ

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Связь эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности и качеством профессиональной жизни у начинающих психологов-консультантов 86

|

Панкратова А.А.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, факультет психологии, кафедра психогенетики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1710-7835
e-mail: alina_pankratova@mail.ru

Николаева М.Е.
магистр психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6586-3929
e-mail: nikolaevame@mail.ru

Аннотация

В статье анализируется, как эмоциональный интеллект (ЭИ) связан с эффективностью деятельности и качеством профессиональной жизни (удовлетворенностью и утомлением) у психологов-консультантов. В исследовании приняли участие 54 психолога-консультанта (83% женщины) в возрасте от 23 до 48 лет (M=36; SD=6) и со стажем консультативной работы от 1 года до 5 лет (M=2; SD=1). Участники оценивали эффективность проведенной ими консультации в рамках учебной сессии с помощью шкалы SRS (Session Rating Scale) С. Миллера, Б. Дункана, Л. Джонсон (совместно с клиентом), а также заполняли опросники ЭмИн Д.В. Люсина, TEIQue (Trait Emotional Intelligence Questionnaire) К. Петридеса, А. Фернхема, ProQOL (Professional Quality of Life) Б. Стамм. Было установлено, что: 1) ЭИ (по опроснику TEIQue), самоэффективность при установлении контакта с клиентом и критичность консультанта положительно коррелируют с эффективностью консультирования по оценкам клиента; 2) чем лучше консультант понимает свои эмоции и управляет ими, тем выше его самоэффективность, а чем лучше консультант понимает эмоции других людей, тем, напротив, ниже его самоэффективность и выше критичность; 3) у консультантов c более высоким уровнем ЭИ выше показатели по удовлетворенности профессиональной деятельностью и ниже показатели по утомлению от сочувствия. ЭИ рассматривается как профессионально важное качество для психологов-консультантов, кроме этого, обсуждаются прогностические возможности опросников TEIQue и ЭмИн.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Богомолов В.А. Обзор исследований эффективности супружеской терапии в условиях реальной клинической практики // Психология и психотерапия семьи. 2018. № 4. URL: https://familypsychology.ru/review/effectiveness-studies-of-couples-therapy (дата обращения: 17.09.2022).
  2. Богомолов В.А., Павловский А.И., Дмитриевский П.В. Шкала оценки встречи (SRS): инструмент для оценки клиентом терапевтического альянса в психологическом консультировании // Семейная психология и семейная терапия. 2015. № 2. С. 57–64.
  3. Бочкова М.Н., Мешкова Н.В. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 49–59. DOI:10.17759/jmfp.2018070205
  4. Дегтярев А.В., Дегтярева Д.И. Развитие эмоционального интеллекта, психологической границы личности и самоотношения у будущих специалистов-психологов (на примере студентов факультета юридической психологии МГППУ) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Т. 9. № 3. С. 57–72. DOI:10.17759/psylaw.2019090305
  5. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22.
  6. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264–278.
  7. Обухова Ю.В., Бороховский Е.Ф. Эмоциональный интеллект как фактор успешной самореализации студентов социономических и биономических типов профессий // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 2. С. 40–51. DOI:10.17759/pse.2021260204
  8. Панкратова А.А., Корниенко Д.С., Фетисова А.В. Русскоязычная адаптация краткой версии опросника TEIQue (Trait Emotional Intelligence Questionnaire) К. Петридеса и А. Фернхема // Вопросы психологии. 2021. Том 67. № 1. С. 133–144.
  9. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: модели способностей и обзор методик диагностики // Вопросы психологии. 2019. № 6. С. 151–162.
  10. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: смешанные модели и методики диагностики // Вопросы психологии. 2020. Том 66. № 1. С. 154–164.
  11. Alecsiuk B. Inteligencia Emocional y Desgaste Por Empatía En Terapeutas // Revista Argentina de Clínica Psicológica. 2015. Vol. XXIV(1). P. 43–56.
  12. Coles N.A., Larsen J.T., Lench H.C. A Meta-Analysis of the Facial Feedback Literature: Effects of Facial Feedback on Emotional Experience Are Small and Variable // Psychological Bulletin. 2019. Vol. 145(6). P. 610–651. DOI:10.1037/bul0000194
  13. Duncan B., Miller S., Sparks J., Claud D., Reynolds L., Brown J., Johnson L. The Session Rating Scale: Preliminary Psychometric Properties of a "Working" Alliance Measure // Journal of Brief Therapy. 2003. Vol. 3(1). P. 3–12. DOI:10.1.1.463.8178
  14. Gribble N., Ladyshewsky R.K., Parsons R. Fluctuations in the emotional intelligence of therapy students during clinical placements: Implication for educators, supervisors, and students // Journal of International Care. 2017. Vol. 31(1). P. 8–17. DOI:10.1177/0308022618763501
  15. Horvath A.O., Symonds B.D. Relation between Working Alliance and Outcome in Psychotherapy: A Meta-Analysis // Journal of Counseling Psychology. 1991. Vol. 38(2). P. 139–149. DOI:10.1037/0022-0167.38.2.139
  16. Joseph D.L., Newman D.A. Emotional Intelligence: An Integrative Meta-Analysis and Cascading Model // Journal of Applied Psychology. 2010. Vol. 95(1). P. 54–78. DOI:10.1037/a0017286
  17. Kaplowitz M., Safran J., Muran C. Impact of Therapist Emotional Intelligence on Psychotherapy // The Journal of Nervous and Mental Disease. 2011. Vol. 199(2). P. 74–84. DOI:10.1097/NMD.0b013e3182083efb
  18. Martins A., Ramalho N., Morin E. A comprehensive meta-analysis of the relationship between Emotional Intelligence and health // Personality and Individual Differences. 2010. Vol. 49(6). P. 554–564. DOI:10.1016/j.paid.2010.05.029
  19. Miao С., Humphre R.H., Qian S. A meta-analysis of emotional intelligence and work attitudes // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2017. Vol. 90(2). P. 177–202. DOI:10.1111/joop.12167
  20. Miller S.D., Hubble M.A., Chow D.L., Seidel J.A. The outcome of psychotherapy: yesterday, today, and tomorrow // Psychotherapy. 2013. Vol. 50(1). P. 88–97. DOI:10.1037/a0031097
  21. Najavits L., Strupp H. Differences in the effectiveness of psychodynamic therapists: A process-outcome study // Psychotherapy. 1994. Vol. 31(1). P. 114–123. DOI:10.1037/0033-3204.31.1.114
  22. NissenLie H.A., Monsen J.T., Ulleberg P., Rønnestad M.H. Psychotherapists' self‐reports of their interpersonal functioning and difficulties in practice as predictors of patient outcome // Psychotherapy Research. 2013. Vol. 23(1). P. 86–104. DOI:10.1080/10503307.2012.735775
  23. Nissen-Lie H.A., Ronnestad M., Hoglend P.A., Havik O.E., Solbakken O., Stiles T.C., Monsen J.T. Love Yourself as a Person, Doubt Yourself as a Therapist? // Clinical Psychology and Psychotherapy. 2015. Vol. 24(1). P. 48–60. DOI:10.1002/cpp.1977
  24. 24. Pardee D.J. Emotional intelligence and job satisfaction among mental health professionals‎ // ProQuest Dissertations and Theses. 2009. 113 p. URL: https://www.proquest.com/docview/305059718?pq-origsite=primo (дата обращения: 17.09.2022).
  25. 25. Petrides K.V., Furnham A. The role of trait emotional intelligence in a gender-specific model of organizational variables // Journal of Applied Social Psychology. 2006. Vol. 36(2). P. 552–569. DOI:10.1111/j.0021-9029.2006.00019.x
  26. Stamm B.H. The ProQOL manual. Baltimore: Sidran Press, 2005. 29 p.
  27. Stamm B.H. The concise ProQOL manual (2nd ed.). 2010. 74 p. URL: https://proqol.org/proqol-manual (дата обращения: 17.09.2022).
  28. Zeidner M., Hadar D., Matthews G., Roberts R. Personal factors related to compassion fatigue in health professionals // Anxiety, Stress & Coping. 2013. Vol. 26(6). P. 595–609. DOI:10.1080/10615806.2013.777045
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика