Эмоциональный интеллект и метакогнитивная осознанность в контексте культурного шока: теоретическая модель адаптационных профилей международных студентов

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 21 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Иностранные студенты представляют собой особую категорию мигрантов, испытывающих выраженный культурный шок при резкой смене социокультурной среды. Успешная адаптация в новых условиях во многом зависит от развития психологических ресурсов саморегуляции. Цель. Целью данного исследования является теоретическое обоснование комбинированной роли эмоционального интеллекта и метакогнитивной осведомлённости как ключевых личностных ресурсов, способствующих успешной эмоциональной адаптации иностранных студентов. Гипотезы. Предполагается, что сочетание высокого уровня эмоционального интеллекта и метакогнитивной осознанности связано с большей устойчивостью к культурному стрессу и использованием более эффективных стратегий саморегуляции. Методы и материалы. В работе проведён теоретический анализ зарубежных исследований, посвящённых роли эмоциональной и метакогнитивной регуляции в адаптации мигрантов и студентов, обучающихся за рубежом. Результаты. На основе анализа литературы разработана концептуальная модель адаптации иностранных студентов, включающая четыре адаптационных профиля, различающихся по уровню эмоционального интеллекта, метакогнитивной осознанности и типичным стратегиям совладания с культурным стрессом. Выводы. Предложенная типология носит концептуальный характер и требует дальнейшей эмпирической проверки. Перспективным направлением являются операционализация модели, изучение динамики переходов между профилями и разработка интервенций, способствующих успешной адаптации иностранных студентов.

 

Общая информация

Ключевые слова: культурный шок, эмоциональный интеллект, метакогнитивная осознанность, международные студенты

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140303

Благодарности. Автор благодарит за помощь в подготовке рукописи своего научного руководителя М.А. Бульцеву.

Поступила в редакцию 04.07.2025

Поступила после рецензирования 16.09.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Берриос Кальехас, С.А. (2025). Эмоциональный интеллект и метакогнитивная осознанность в контексте культурного шока: теоретическая модель адаптационных профилей международных студентов. Современная зарубежная психология, 14(3), 30–43. https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140303

© Берриос Кальехас С.А., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

Студенческая миграция представляет собой уникальную форму временной мобильности, характеризующуюся глубоким погружением в новую образовательную и культурную среду. Несмотря на временный характер пребывания, иностранные студенты, как и другие мигранты, сталкиваются с многочисленными проблемами адаптации, которые повышают риск аккультурационного стресса. Исследования показывают, что высокий уровень такого стресса может снизить академическую удовлетворенность и даже привести к преждевременному отказу от учебных программ. Особенно уязвимым аспектом этого процесса является аффективный компонент, который проявляется в тревоге, фрустрации, социальной изоляции и сниженном субъективном благополучии (Gebregergis, 2018). Культурный шок, как первичная аффективная реакция на новую культурную среду остается в центре внимания научных исследований, подчеркивая важность успешной эмоциональной адаптации для академического и межкультурного функционирования.
Несмотря на обширные исследования адаптации иностранных студентов, сохраняется пробел в исследованиях, систематически изучающих индивидуальные различия в преодолении аффективных аспектов аккультурационного стресса. В данной статье предполагается, что преодоление культурного шока в значительной степени зависит от внутренних регуляторных ресурсов человека. Среди них эмоциональный интеллект (ЭИ) — способность воспринимать, понимать и регулировать эмоции (Salovey, Mayer, 1997) — играет решающую роль. Однако, хотя ЭИ способствует эмоциональной осознанности, он не в полной мере объясняет, как люди переживают эти эмоции или оценивают их влияние на поведение.
В данном контексте метакогнитивная осведомленность становится важнейшим дополнением к эмоциональному интеллекту. Метакогнитивная осведомленность, определяемая как способность наблюдать, интерпретировать и переоценивать собственные когнитивные процессы (Schraw, Dennison, 1994), может также применяться к эмоциональным переживаниям. Эта более высокая степень осведомленности позволяет людям не только испытывать эмоции, но и размышлять об их роли в формировании стресса, выявлять дезадаптивные реакции и принимать более конструктивные решения. Таким образом, метакогнитивная осведомленность способствует эмоциональной регуляции, создавая основу для осознанной рефлексии и адаптивного копинга.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование комбинированной роли эмоционального интеллекта и метакогнитивной осведомленности как ключевых личностных ресурсов, способствующих успешной эмоциональной адаптации иностранных студентов. Предлагая типологию профилей адаптации, основанную на различных уровнях этих способностей, исследование стремится определить потенциальные стратегии для преодоления культурных переходов. В конечном счете, интеграция метакогнитивной осведомленности и эмоционального интеллекта предлагает более комплексный подход к смягчению культурного шока в процессе социокультурной адаптации.
 

Культурный шок у иностранных студентов

Аккультурация описывает процесс адаптации человека к новой культурной среде и приводит к изменениям в образе жизни, ценностях и социокультурных практиках. Известная основополагающая двумерная модель аккультурации Берри концептуализирует этот процесс через два ключевых измерения: степень принятия культуры принимающей страны (например, освоение языка, социальные нормы) и степень сохранения культуры своей страны (например, традиции, ценности). Эта модель определяет четыре различные стратегии аккультурации, которые существенно влияют на благополучие мигрантов: интеграция, характеризующаяся тесным взаимодействием с обеими культурами, представляется наиболее психологически благоприятным подходом, в то время как маргинализация, предполагающая разрыв связей с обеими культурными системами (Ward, 2024), коррелирует с самыми неблагоприятными показателями психического здоровья (Choy et al., 2021). Между этими полюсами ассимиляция (приоритет культуры принимающей страны над культурой своей страны) и сепарация (сохранение культуры своей страны при одновременном отторжении культуры принимающей страны) представляют собой промежуточные варианты, каждый из которых сопряжен с уникальными стрессорами и адаптивными последствиями.
Таким образом, с этим процессом связан стресс аккультурации, понимаемый как реакция на столкновение с новой, незнакомой средой и нехватку ресурсов для адаптации к культурной среде и образу жизни. Помимо социокультурных характеристик, стресс аккультурации часто включает в себя сильный эмоциональный компонент, что особенно важно для молодых людей (Lerias et al., 2025). Исследования подтверждают, что именно эмоциональный компонент — чаще всего тревога и одиночество — предсказывает неудачную адаптацию (Zhou et al., 2008).
Иностранные студенты представляют собой особую категорию временных мигрантов, адаптация которых связана с уникальным сочетанием факторов (Zhou et al., 2008; Gebregergis, 2018; Mulyadi et al., 2024): ограниченная продолжительность пребывания, необходимость адаптации в ускоренные сроки, высокая академическая нагрузка, изоляция от привычной социальной среды и жесткая, часто культурно обусловленная, непривычная структура образовательных требований. Это делает их особенно уязвимыми к аккультурационному стрессу, эмоциональный аспект которого может проявляться более остро, чем когнитивный или поведенческий.
Это актуализирует проблему культурного шока у иностранных студентов. Культурный шок как форма стресса аккультурации — это не просто дискомфорт, связанный с культурными различиями, а ярко выраженный кризис (Ward, Bochner, Furnham, 2001). Он включает такие симптомы, как потеря ориентации, чувство уязвимости, тревожность и чувство социальной неэффективности. Модель культурного шока (Black, Mendenhall, 1991) описывает этот процесс в четыре этапа: «Медовый месяц» — позитивное восприятие новой среды; «Переговоры» — тревога, раздражение и культурная фрустрация; «Адаптация» — формирование устойчивых поведенческих моделей; «Интеграция» — участие в жизни принимающего общества с сохранением культурной идентичности.
Эмоциональная фаза «переговоров» — наиболее интенсивная стадия культурного шока. Можно предположить, что она наиболее остро проявляется у студентов, испытывающих дефицит социальных и когнитивных ресурсов. Так, исследования подтверждают, что низкий уровень самоэффективности и неуверенность в своих адаптивных способностях коррелируют с более выраженными симптомами тревоги и эмоционального дистресса на этой стадии (Almukdad, Karadag, 2024). В процессе аккультурации у мигрантов развиваются эмоциональные реакции, ориентированные либо на «себя», либо на «других» (Ward, 2024). И наличие осознанности на этой стадии, т. е. понимания собственного опыта и его регуляции, может способствовать преодолению стресса и переходу к более эффективным стратегиям адаптации.
Действительно, исследователи подчеркивают, что культурный шок не всегда приводит к неудачной адаптации. Индивидуальные различия играют решающую роль в развитии этого кризиса: некоторые студенты демонстрируют эмоциональную устойчивость и быстро адаптируются, в то время как другие испытывают длительный и сильный стресс. Особенно важны стрессоустойчивые черты (например, гибкость и эмоциональная устойчивость), которые позволяют воспринимать ситуацию как менее угрожающую, а также социально-перцептивные черты (открытость опыту, инициативность), которые способствуют восприятию новой культуры как конструктивного вызова и ускоряют культурное обучение (van der Zee, van Oudenhoven, 2013).
Таким образом, культурный шок у иностранных студентов можно рассматривать как условно начальную, эмоционально насыщенную фазу аккультурационного стресса. Эмоциональные реакции на новую культурную среду не универсальны: они определяются стратегией аккультурации, типом культурной дистанции и особенностями образовательного контекста (Zhou et al., 2008; Ward, 2024). Однако иностранные студенты часто лишены возможности дистанцироваться от среды, подобно туристам или трудовым мигрантам: они «заперты» в структуре академических ожиданий. Это делает их эмоциональные реакции не только интенсивными, но и трудно поддающимися обработке. То есть специфика этой группы временных мигрантов предполагает повышенные требования к эмоциональной саморегуляции.
Исследования показывают, что иностранные студенты, как и любые другие мигранты, обычно сталкиваются со значительными психологическими проблемами, включая тоску по дому, культурный шок и дискриминацию, все это способствует усилению аккультурационного стресса и повышению риска депрессии (Gebregergis, 2018; Choy et al., 2021). Эти факторы стресса возникают из-за необходимости быстро адаптироваться к незнакомым языкам, культурным нормам и социальным ожиданиям, что часто приводит к эмоциональному стрессу, путанице в идентичности, социальной изоляции и академическим трудностям. Кроме того, языковые барьеры, отсутствие принадлежности и социальное запугивание еще больше затрудняют интеграцию, поэтому решение этих проблем крайне важно для поддержки благополучия и академической успеваемости студентов (de Souza, Murgo, de Oliveira Barros, 2021).
В данном контексте эмоциональный интеллект (ЭИ) служит жизненно важным ресурсом, помогая учащимся преодолевать эти трудности, развивая их способность распознавать, понимать и регулировать эмоции (Salovey, Mayer, 1997), испытываемые в процессе адаптации. Однако одного ЭИ недостаточно, поскольку культурные различия в выражении эмоций могут создавать то, что в данной статье называется «эмоциональным языковым барьером», при котором даже люди с развитым эмоциональным интеллектом могут неверно интерпретировать сигналы из-за незнакомых норм. Именно здесь метакогниция — способность осмысливать и регулировать свои мыслительные процессы (Iacolino et al., 2023) — становится критически важной. Метакогнитивная осведомленность позволяет учащимся критически оценивать свои эмоциональные реакции, подвергать сомнению первоначальные предположения и учитывать культурный контекст перед реакцией. Объединяя эмоциональную регуляцию, присущую ЭИ, с метакогнитивным рефлексивным мышлением, учащиеся могут более эффективно справляться со стрессом, адаптироваться к поведению и переосмысливать негативный опыт, что в конечном итоге способствует развитию устойчивости и более плавной адаптации к культуре.
Таким образом, интеграция эмоционального интеллекта и метакогнитивного восприятия (ЭИ) обеспечивает иностранным студентам комплексную основу для преодоления аккультурационного стресса. В то время как ЭИ развивает эмоциональную адаптивность, метакогнитивное восприятие обеспечивает осознанное восприятие и адаптацию к культурным нюансам, превращая трудности в возможности для роста и межкультурной компетентности.

Эмоциональный интеллект как ресурс преодоления культурного шока

Эмоциональный интеллект (ЭИ) определяется как способность воспринимать, понимать, эмоции — как свои собственные, так и чужие, — и управлять ими (Haag, Bellinghausen, Poirier, 2025). Концепция ЭИ развивалась на основе идей Гарднера о внутриличностном и межличностном интеллекте и четырехфакторной модели Сэловея и Майера: восприятие, использование, понимание и управление эмоциями (Salovey, Mayer, 1997).
Эмпирические исследования показывают, что высокий уровень ЭИ связан с более эффективным преодолением эмоциональных трудностей в адаптации, включая тревогу, культурный шок и стрессовые реакции (Anfimova, 2019; Khan et al., 2020; Putra et al., 2022). Высокий уровень ЭИ способствует эмоциональному восстановлению и помогает снизить уровень стресса, возникающего из-за культурных различий (Polancos et al., 2025; Wang, Chiu, 2024). Кроме того, ЭИ способствует развитию социальных навыков, пониманию культурных сигналов и формированию социальных связей (Deng, Marshall, Imada, 2025). Кроме того, ряд исследований демонстрирует, что ЭИ влияет на смягчение последствий культурного шока не только напрямую, но и косвенно — через такие посредники, как устойчивость и кросс-культурная компетентность (Putra et al., 2022; Kai Liao et al., 2021).
Особый вклад в исследование роли эмоциональной интеллекта в аккультурации вносит модель П. Шмитц и Ф. Шмитц (2012), которая рассматривает три взаимосвязанных компонента: эмоциональную осведомленность, эмоциональную ясность и способность к эмоциональной репарации. Эта модель эмпирически показывает, что высокая эмоциональная ясность и развитые навыки репарации связаны с предпочтением стратегии интеграции при аккультурации, тогда как высокая осведомленность при дефиците регуляции эмоций может приводить к выбору сепарации или ассимиляции. Таким образом, стратегии, связанные с предпочтением одной культуры, связаны с эмоциональной нестабильностью. Иностранные студенты, будучи краткосрочными мигрантами, часто выбирают сепарацию (Ward, Bochner, Furnham, 2001). Это, в сочетании с низкой эмоциональной ясностью, может усиливать стресс аккультурации.
Однако результаты исследования роли эмоционального интеллекта не всегда однозначны. Они показывают, что влияние эмоционального интеллекта на адаптацию может варьироваться в зависимости от контекста (Polancos et al., 2025; Schmitz, Schmitz, 2012). Кроме того, ЭИ может быть культурно специфичным: интерпретация эмоций и способы их выражения зависят от культурных норм, что ограничивает универсальность применения навыков эмоционального интеллекта в межкультурной коммуникации (Pathak, Muralidharan, 2020). Кроме того, существует риск переоценки важности эмоционального интеллекта в отрыве от других ключевых факторов. Например, данные исследований (Deng, Marshall, Imada, 2025) указывают на то, что когнитивные и метакогнитивные механизмы, включая культурный интеллект и осознанное осмысление эмоциональных реакций, играют решающую роль в успешной адаптации.
Таким образом, для иностранных студентов эмоциональный интеллект играет решающую роль в преодолении культурного шока, помогая им интерпретировать эмоциональные сигналы в незнакомом культурном контексте. Однако фундаментальной проблемой межкультурного взаимодействия является «эмоциональный языковой барьер», при котором люди могут неправильно интерпретировать эмоции из-за различий в культурных проявлениях эмоций. Эмоциональный интеллект помогает распознавать знакомые эмоциональные паттерны, однако культурные различия могут маскировать эти сигналы, что приводит к недопониманию (Li et al., 2025). Это свидетельствует об ограниченности эмоционального интеллекта: хотя он помогает людям распознавать эмоции и управлять ими, он не учитывает культурные различия в их выражении.
Это подчеркивает фундаментальную важность метапознания. Метапознание, определяемое как когнитивный процесс высшего порядка, который контролирует, оценивает и регулирует мыслительные процессы (Iacolino et al., 2023), развивает эмоциональный интеллект, побуждая учащихся критически оценивать свои первоначальные интерпретации, учитывать культурный контекст и корректировать свои реакции. Например, если студент ошибочно воспринимает нейтральное выражение лица принимающего человека как неодобрение, метакогнитивная рефлексия позволяет ему пересмотреть свое решение — возможно, такое поведение является культурно типичным, а не проявлением личного неуважения. Развивая самосознание и когнитивную гибкость, метапознание помогает учащимся ориентироваться в неявных эмоциональных нормах чужой культуры, тем самым улучшая адаптивные стратегии.
Роль метакогнитивной осознанности в преодолении культурного шока
Классические концепции метакогниции фокусировались преимущественно на когнитивной сфере, однако современные исследования расширяют сферу метакогниции, включая в нее аффективные процессы. Так, Эфклидес (2006) вводит понятие «метапереживания» — субъективных эмоциональных состояний, сопровождающих осознание качества собственного мышления. В свою очередь, модель саморегуляции исполнительных функций (Wells, Matthews, 1996) подчеркивает, что метакогниции также включают в себя убеждения о значимости эмоций, определяющие, как человек интерпретирует и регулирует эмоциональные состояния. Это теоретическое расширение делает метакогницию особенно актуальной в контексте аккультурации и преодоления культурного шока.
Существующие исследования, предполагающие, что метакогнитивные процессы культурно обусловлены, могут подразумевать их прямые последствия для адаптации иностранных студентов. Эти результаты свидетельствуют о том, что эффективная культурная адаптация включает в себя не только применение универсальных метакогнитивных навыков, но и понимание и использование культурно-специфических подходов к самоконтролю и поведенческой корректировке (van der Plas et al., 2022). Более того, это вместе с успешным управлением иностранными студентами межкультурными конфликтами и негативными эмоциями с помощью метакогниции (Bartel-Radic, Cucchi, 2025) позволяет сделать три ключевых вывода: 1) культурный фон может обеспечить уникальные метакогнитивные сильные стороны — студенты, принадлежащие культурам, делающим акцент на рефлексивной обработке, могут преуспеть в исправлении ошибок, но им необходимо адаптироваться к различным нормам общения (van der Plas et al., 2022); 2) сами стили общения отражают культурные метакогнитивные различия, причем некоторые культуры ценят точность, в то время как другие отдают приоритет контекстному пониманию; 3) успешная культурная компетентность и адаптация требуют от студентов как использования их врожденных метакогнитивных сильных сторон, так и разработки новых стратегий, соответствующих стандартам и ожиданиям принимающей культуры (Bartel-Radic, Cucchi, 2025; Proust, Fortier, 2018).
В литературе выделяется несколько типов метакогниций, имеющих большое значение для межкультурной адаптации. К ним относятся, прежде всего, мониторинг и переоценка, предполагающие отслеживание собственных мыслей, эмоций и поведения, а также готовность пересматривать их в ответ на расхождения между ожиданиями и реальностью. Когнитивная гибкость, проявляющаяся в готовности менять устоявшиеся когнитивные и поведенческие паттерны при столкновении с новой культурной реальностью, дает положительные эффекты (van der Plas et al., 2022).
Так, особое место в этом ряду занимает метакогнитивная осведомленность, под которой понимается способность замечать и регулировать собственные когнитивные и эмоциональные реакции в данный момент, не переключаясь на автоматические действия (Schraw, Dennison, 1994). Эта способность обеспечивает человеку внутреннюю дистанцию между стимулом и реакцией и, таким образом, создает условия для осмысленного выбора поведения. Как отмечается в научных работах (Bartel-Radic, Cucchi, 2025), именно такие метакогнитивные стратегии, как рефлексия, планирование и сознательная поведенческая корректировка, составляют основу развития межкультурной компетентности. Эффективность метакогнитивной осведомленности может проявляться и в способности смягчать выраженность негативных эмоций, возникающих во время культурного шока. Таким образом, была обнаружена ее позитивная роль в развитии стратегий управления стрессом в целом (Agnihotri, Ijjina, 2024).
Однако роль метакогнитивной осведомленности в преодолении культурного шока — самой интенсивной и эмоционально насыщенной формы стресса аккультурации — остается недостаточно изученной. Установлено лишь, что саморегуляция, основанная на метакогнициях, помогает преодолеть одиночество в новой культурной среде (Syawaludin Suprapto, Sutanto, 2020).
Заключая, можно предположить, что метакогнитивная осведомленность играет ключевую роль в том, как иностранные студенты справляются с аккультурационным стрессом. Она включает в себя два ключевых процесса: во-первых, способность контролировать и регулировать свои когнитивные реакции (Schraw, Dennison, 1994; Efklides, 2006); во-вторых, способность создавать «психологическую паузу» между эмоциональными триггерами и поведенческими реакциями (Heyes et al., 2020). Эта двойная функция отличает ее от эмоционального интеллекта — в то время как эмоциональный интеллект помогает распознавать эмоции, метакогниция позволяет глубже понять их происхождение и последствия.
Таким образом, практическая ценность становится очевидной в стрессовых межкультурных ситуациях. Например, когда иностранный студент испытывает тревогу в социальной обстановке, метакогнитивная осведомленность может позволить ему: 1) распознать тревогу как естественную реакцию на незнакомую обстановку, а не как личную неудачу; 2) оценить, полезна ли эта эмоциональная реакция или ограничивает ее; 3) выбрать конструктивные ответы, такие как поиск разъяснений или соблюдение культурных норм. Этот рефлексивный процесс преобразует потенциально парализующий стресс в возможности для роста и обучения. ЭИ способствует этому процессу, позволяя иностранному студенту понять переживание тревоги в незнакомых культурных ситуациях — подобно тому, как ЭИ помогает замечать физические симптомы (например, учащенное сердцебиение, потливость), эмоциональный интеллект также обеспечивает точное распознавание эмоций, отличая нервозность от физического заболевания. Так, иностранные студенты могут когнитивно связывать тревогу с конкретными триггерами, такими как страх неправильного произношения. Важно отметить, что ЭИ в сочетании с метакогнитивной осведомленностью помогает студентам контекстуализировать эти реакции как обычные проблемы адаптации и глубже анализировать культурные предпосылки, лежащие в основе тревоги.
Следовательно, сочетая непосредственное эмоциональное восприятие с рефлексией более высокого порядка, иностранные студенты развивают устойчивость в новой культурной среде. Они учатся воспринимать трудности как временные и преодолимые, а не как личные недостатки. Этот метакогнитивный подход не только снижает негативное влияние культурного шока, но и активно способствует успешной адаптации, превращая стрессовые ситуации в ценный опыт межкультурного обучения.
Эмоциональный интеллект и метакогнитивная осознанность как основания для типологии адаптационных профилей: выводы данного исследования
В настоящем исследовании эмоциональный интеллект (ЭИ) и метакогнитивная осведомленность рассматриваются как отдельные, но взаимосвязанные психологические ресурсы культурной адаптации. В то время как ЭИ обеспечивает способность воспринимать, понимать и регулировать эмоциональные реакции на культурные стрессоры (Salovey, Mayer, 1997), метакогниция позволяет людям отслеживать, интерпретировать и стратегически корректировать эти эмоциональные переживания в культурном контексте (Efklides, 2006). Эмпирические исследования демонстрируют лишь умеренную корреляцию между этими конструктами (Ahmad, 2014; Виноградова, Бызова, 2024); это позволяет предположить, что они представляют собой отдельные измерения адаптивного функционирования, которые могут сочетаться в различных конфигурациях. Этот теоретический синтез предлагает четыре потенциальных профиля адаптации, возникающих в результате их взаимодействия.
  1. Уязвимые адаптанты: ограниченная регуляторная способность (низкий ЭИ/низкий уровень метапознания). — Учащиеся с неразвитым эмоциональным интеллектом и метакогнитивными навыками сталкиваются с усложненными трудностями в условиях культурных переходов. Столкнувшись с культурным недопониманием, например, ошибочно воспринимая прямоту общения представителей принимающей культуры как враждебность, они испытывают неконтролируемый эмоциональный стресс, не имея конструктивных механизмов обработки информации.
  2. Рефлексивные адаптанты: когнитивное понимание без эмоциональных инструментов (низкий ЭИ/высокий метакогнитивный уровень). — Студенты этой категории обладают развитыми метакогнитивными способностями к анализу культурных конфликтов, но ограниченным потенциалом эмоциональной регуляции. Хотя они способны интеллектуально осознавать трудности адаптации, они остаются уязвимыми к физиологическим и аффективным последствиям аккультурационного стресса, что приводит к эмоциональному истощению процессов адаптации.
  3. Эмоциональные адаптанты: поверхностная адаптация (высокий уровень ЭИ/низкий уровень метапознания). — Студенты с высоким уровнем эмоционального интеллекта (ЭИ), но низкой метакогнитивной осведомленностью могут эффективно справляться с немедленными эмоциональными реакциями на культурные стрессоры, используя такие стратегии, как подавление эмоций или ситуативное избегание. Однако, не имея способности к более глубокому осмыслению культурных корней этих стрессоров, они рискуют развить ригидные поведенческие модели, которые могут дать сбой в условиях длительного или нового стресса, что может привести к эмоциональному истощению.
  4. Интегрированные адаптанты: оптимальная синергия (высокий ЭИ/высокий уровень метапознания). — Этот профиль представляет собой наиболее адаптивную конфигурацию, сочетающую навыки эмоциональной регуляции с культурно-когнитивной гибкостью. Столкнувшись с эксклюзивным поведением, интегрированные адаптанты могут: 1) использовать ЭИ для смягчения первоначального стресса; 2) применять метакогнитивные навыки для оценки того, обусловлено ли исключение культурными нормами или личностными факторами; 3) применять соответствующие контексту реакции. Эта система с двойной способностью отражает наиболее успешные результаты исследований аккультурации, фокусируясь на глубинных психологических процессах, а не на поверхностном поведении.
Предлагаемая типология расширяет существующие модели в трех ключевых направлениях. Во-первых, она дополняет модель стратегий аккультурации Берри, объясняя психологические механизмы, лежащие в основе различных подходов к адаптации (Ward, 2024). Во-вторых, она расширяет модель ABC Уорда и соавторов (2001), описывая взаимодействие аффективных и когнитивных систем в процессе культурной адаптации. В-третьих, она обеспечивает более детальное понимание, чем инвентаризация стратегий совладания, выявляя преадаптивные индивидуальные различия, влияющие на выбор и эффективность стратегий. На практике эта модель предлагает адаптированные подходы к вмешательству, например метакогнитивный тренинг для эмоциональных адаптантов и развитие навыков регуляции эмоций для рефлексивных адаптантов, которые устраняют специфические регуляторные пробелы каждого профиля.
Этот теоретический синтез подчеркивает, что для комплексной культурной адаптации необходимы как эмоциональная настройка в каждый момент, обеспечиваемая ЭИ, так и более высокое культурное осмысление, обеспечиваемое метакогницией. Их синергетическое взаимодействие превращает культурный шок из разрушительного опыта в возможность для развития посредством улучшения саморегуляции и межкультурного взаимопонимания.

Заключение

Как и другие категории мигрантов, иностранные студенты испытывают эмоциональные реакции на окружающую среду — например, страх в условиях неопределенности, фрустрацию из-за языковых барьеров или одиночество в непривычной социальной обстановке. Эта универсальная эмоциональная составляющая делает исследование регуляторных процессов особенно актуальным, поскольку позволяет рассматривать фундаментальные человеческие переживания через призму культурной адаптации. Представленный теоретический анализ демонстрирует, что культурный шок представляет собой значительное эмоциональное испытание для иностранных студентов, возникающее в результате резких переходов между социокультурными средами. Обзор показывает, что успешная адаптация требует синергичного функционирования двух ключевых регуляторных систем: эмоционального интеллекта (ЭИ), обеспечивающего оперативное распознавание и регуляцию эмоций, и метакогнитивной осознанности, позволяющей осуществлять рефлексивную переработку эмоционального опыта в культурном контексте. Хотя каждая из этих способностей вносит самостоятельный вклад в адаптацию, ни одна из них не является достаточной в отдельности — именно их интеграция формирует наиболее устойчивую основу для преодоления культурного стресса.
Исходя из этой предпосылки, предложенная типология выделяет четыре различных профиля адаптации, формирующихся на основе различных сочетаний уровней ЭИ и метакогниции. Эти профили варьируются от уязвимых адаптантов (с дефицитом в обеих сферах) до интегрированных адаптантов (эффективно использующих оба ресурса), что позволяет объяснить индивидуальные различия в стратегиях саморегуляции и эмоциональной устойчивости в условиях культурного перехода. Данная модель развивает существующие теории аккультурации, уточняя психологические механизмы, лежащие в основе адаптивного успеха. Это позволяет перейти от описания копинг-поведения к объяснению его когнитивно-эмоциональных оснований.
Вместе с тем работа выявляет ряд существенных ограничений и направлений для дальнейших исследований. Во-первых, несмотря на теоретическую обоснованность, модель требует эмпирической верификации — количественной оценки предложенных профилей и проверки их прогностической связи с результатами адаптации. Во-вторых, остается недостаточно изученным динамическое взаимодействие метакогниции и ЭИ на разных стадиях культурного шока — пролонгированные исследования могли бы прояснить, как эти системы взаимодействуют со временем. В-третьих, в данном исследовании подчеркивается необходимость разработки целенаправленных интервенций; создание программ, одновременно развивающих метакогнитивную рефлексию и навыки эмоциональной регуляции, может быть особенно полезным для студентов с уязвимыми или несбалансированными профилями.
В конечном итоге, представленная теоретическая модель подчеркивает, что успешная культурная адаптация зависит не только от наличия эмоциональных или когнитивных ресурсов, но и от их координации. Раскрывая, как ЭИ и метакогнитивная осознанность совместно способствуют межкультурной адаптации, данная модель может служить основой для дальнейших исследований, она дает практические ориентиры по поддержке благополучия и академической успешности иностранных студентов в кросс-культурной среде. Перспективным направлением является перевод этих теоретических положений в операционализированные конструкции и научно обоснованные интервенции, учитывающие сложное взаимодействие эмоций и мышления в процессе культурной адаптации.
 

Литература

  1. Виноградова, Я.Е., Бызова В.М. (2024). Метакогнитивная включенность в интеллектуальную деятельность студентов на начальных и финальных курсах обучения в вузе. Вестник Вятского государственного университета, 3(153), 143—151. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.24.046
    Vinogradova, Y.E., Byzova, V.M. (2024). Metacognitive involvement in the intellectual activity of students in the initial and final courses of study at the university. Herald of Vyatka State University, 3(153), 143—151. (In Russ.). https://doi.org/10.25730/VSU.7606.24.046
  2. Agnihotri, H., Ijjina, J. (2024). Stress management with metacognitive awareness. Towards Excellence, 16(1).
  3. Ahmad, M.M. (2014). Investigating the relationship between emotional intelligence and meta cognition among Hashemite University students. Review of European Studies, 6(4), 201—209. https://doi.org/10.5539/res.v6n4p201
  4. Almukdad, M., Karadag, E. (2024). Culture shock among international students in Turkey: An analysis of the effects of self-efficacy, life satisfaction and socio-cultural adaptation on culture shock. BMC Psychology, 12, Article 154. https://doi.org/10.1186/s40359-024-01641-9
  5. Anfimova, N.I. (2019). Emotional intelligence and adaptation of foreign students. In: 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM2017. Sofia: STEF92 Technology Ltd. https://doi.org/10.5593/sgemsocial2017/32/S11.017
  6. Bartel-Radic, A., Cucchi, A. (2025). How do students develop intercultural competence during international mobility? International Journal of Intercultural Relations, 105, Article 102132. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2024.102132
  7. Black, J.S., Mendenhall, M. (1991). The U-curve adjustment hypothesis revisited: A review and theoretical framework. Journal of International Business Studies, 22(2), 225—247. https://doi.org/1010.1057/palgrave.jibs.8490301
  8. Choy, B., Arunachalam, K., Taylor, M., Lee, A. (2021). Systematic review: Acculturation strategies and their impact on the mental health of migrant populations. Public Health in Practice, 2, Article 100069. https://doi.org/10.1016/j.puhip.2020.100069
  9. de Souza, A.P., Murgo, C.S., de Oliveira Barros, L. (2021). Academic adaptation in university students: Associations with stress and sleep quality. Psicologia: Teoria e Prática, 23(3), 1—21. https://doi.org/10.5935/1980-6906/ePTPPA13275
  10. Deng, J., Marshall, T.C., Imada, T. (2025). Cultural intelligence, acculturation, adaptation and emotional displays of other-condemning emotions and self-conscious emotions among Chinese international students in the UK. International Journal of Intercultural Relations, 105, Article 102157. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2025.102157
  11. Efklides, A. (2006). Metacognition and affect: What can metacognitive experiences tell us about the learning process? Educational Research Review, 1(1), 3—14. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2005.11.001
  12. Gebregergis, W. (2018). Major causes of acculturative stress and their relations with sociodemographic factors and depression among international students. Open Journal of Social Sciences, 6(10), 400—419. https://doi.org/10.4236/jss.2018.610007
  13. Haag, C., Bellinghausen, L., Poirier, C. (2025). Ability emotional intelligence profiles and real-life outcomes: A latent profile analysis of a large adult sample. Frontiers in Psychology, 16, Article 1465774. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2025.1465774
  14. Heyes, C., Bang, D., Shea, N., Frith, C.D., Fleming, S.M. (2020). Knowing ourselves together: The cultural origins of metacognition. Trends in Cognitive Sciences, 24(5), 349—362. https://doi.org/10.1016/j.tics.2020.02.007
  15. Iacolino, C., Cervellione, B., Isgrò, R., Lombardo, E.M.C., Ferracane, G., Barattucci, M., Ramaci, T. (2023). The role of emotional intelligence and metacognition in teachers' stress during pandemic remote working: A moderated mediation model. European journal of investigation in health, psychology and education, 13(1), 81—95. https://doi.org/10.3390/ejihpe13010006
  16. Kai Liao, Y., Wu, W., Dao, T.K., Ngoc Luu, T.M. (2021). The influence of emotional intelligence and cultural adaptability on cross-cultural adjustment and performance with the mediating effect of cross-cultural competence: A study of expatriates in Taiwan. Sustainability, 13(6), Article 3374. https://doi.org/10.3390/su13063374
  17. Khan, K.Z., Wang, X., Malik, S., Ganiyu, S. (2020). Measuring the effects of emotional intelligence, cultural intelligence and cultural adjustment on the academic performance of international students. Open Journal of Social Sciences, 8(9), 16—38. https://doi.org/10.4236/jss.2020.89002 не нашла отсылку
  18. Lerias, D., Ziaian, T., Miller, E., Arthur, N., Augoustinos, M., Pir, T. (2025). The role of acculturative stress on the mental health of immigrant youth: A scoping literature review. Community Mental Health Journal, 61(3), 462—491. https://doi.org/10.1007/s10597-024-01351-x
  19. Li, R., Quang, H., Filipčíková, M., Xu, Y., Kumfor, F., Spehar, B., McDonald, S. (2025). Why Do Cultures Affect Facial Emotion Perception? A Systematic Review. Journal of Cross-Cultural Psychology, 56(6), 680—710. https://doi.org/10.1177/00220221251334811
  20. Mulyadi, E., Permatasari, D., Soares, D., Syarifudin, M., da Silva Pinto, T., Sarmento, J. (2024). Culture shock: Challenges of international students. International Journal of Health Engineering and Technology (IJHET), 3(1), 248—253. https://doi.org/10.55227/ijhet.v3i1.208
  21. Pathak, S., Muralidharan, E. (2020). Implications of culturally implicit perspective of emotional intelligence. Cross-Cultural Research, 54(5), 502—533. https://doi.org/10.1177/1069397120938690
  22. Polancos, R., Basman, A.P., Casimra, M.U., Tampi, N.R., Maulana, S.O. (2025). Cultural flexibility: Emotional intelligence and college students’ adaptation to diversity. International Journal of Research and Innovation in Social Science, 9(4), 4506—4514. https://doi.org/10.47772/ijriss.2025.90400322
  23. Proust, J., Fortier, M. (2018). Metacognitive diversity across cultures: An introduction. In: J. Proust, M. Fortier (Eds.), Metacognitive diversity: An interdisciplinary approach (pp. 1—22). N.Y.: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oso/9780198789710.003.0001
  24. Putra, E., Sujadi, E., Bustami, Y., Indra, S. (2022). The effect of social support and emotional intelligence on culture shock of the newcomer students: The mediating role of resilience. Enlighten: Jurnal Bimbingan Konseling Islam, 5(2), 66—79. http://dx.doi.org/10.32505/enlighten.v5i2.4820
  25. Salovey, P., Mayer, J.D. (1997). What is emotional intelligence? In: P. Salovey, D. Sluyter (Eds.), Emotional development and emotional intelligence: Educational implications (pp. 3—34). N.Y.: Basic Books.
  26. Schmitz, P.G., Schmitz, F. (2012). Emotional intelligence and acculturation. Behavioral Psychology, 20(1), 15—41.
  27. Schraw, G., Dennison, R.S. (1994). Assessing metacognitive awareness. Contemporary Educational Psychology, 19(4), 460—475. https://doi.org/10.1006/ceps.1994.1033
  28. Syawaludin, M.S., Suprapto, B., Sutanto, M.H. (2020). Self-management analysis of international university students in coping with culture shock in Indonesia. MEDIO, 2(1), 62—84. https://doi.org/10.22219/mdo.v2i1.13233
  29. van der Plas, E., Zhang, S., Dong, K., Bang, D., Li, J., Wright, N.D., Fleming, S.M. (2022). Identifying cultural differences in metacognition. Journal of experimental psychology: General, 151(12), 3268—3280. https://doi.org/10.1037/xge0001209
  30. van der Zee, K., van Oudenhoven, J.P. (2013). Culture shock or challenge? The role of personality as a determinant of intercultural competence. Journal of Cross-Cultural Psychology, 44(6), 928—940. https://doi.org/10.1177/0022022113493138
  31. Wang, C., Chiu, Y. (2024). Foreign academic adaptation: Emotional intelligence and resilience perspectives. Asian Journal of Business Research, 14(1), 102—118. https://doi.org/10.14707/ajbr.230163
  32. Ward, C. (2024). Down the rabbit hole: Acculturation, integration and adaptation. International Journal of Intercultural Relations, 100, Article 101978. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2024.101978
  33. Ward, C., Bochner, S., Furnham, A. (2001). The psychology of culture shock. Philadelphia: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203992258
  34. Wells, A., Matthews, G. (1996). Modelling cognition in emotional disorder: The S-REF model. Behaviour Research and Therapy, 34(11—12), 881—888. https://doi.org/10.1016/S0005-7967(96)00050-2
  35. Zhou, Y., Jindal-Snape, D., Topping, K., Todman, J. (2008). Theoretical models of culture shock and adaptation in international students in higher education. Studies in Higher Education, 33(1), 63—75. https://doi.org/10.1080/03075070701794833

Информация об авторах

Соня Алехандра Берриос Кальехас, магистр в области социальной психологии, аспирант аспирантской школы по психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9572-2289, e-mail: soniaberrios@mail.ru

Вклад авторов

Берриос Кальехас С.А. — идея исследования; аннотирование литературы, написание и оформление рукописи. Итоговый текст рукописи был отредактирован и согласован научным руководителем аспиранта М.А. Бульцевой.

 

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

 

Декларация об этике

Исследование не являлось эмпирическим, в связи с чем получение одобрения этического комитета не было необходимым.

 

Метрики

 Просмотров web

За все время: 180
В прошлом месяце: 91
В текущем месяце: 15

 Скачиваний PDF

За все время: 87
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 15

 Всего

За все время: 267
В прошлом месяце: 134
В текущем месяце: 30