Как известно, соотношение численности полов у высших животных и человека представляет собой одну из самых сложных проблем, приковывающих внимание не только биологов, физиологов, генетиков, но и исследователей других отраслей научного знания.
В обыденном сознании данная проблема прекрасно отражена в хорошо известной песне: «Очень жаль, что на десять девчонок по статистике – девять ребят».
И, действительно, если мы обратимся к статистическим данным, то обнаружим, что женщины составляют 51,4% всей численности населения Земли, а мужчины - 48,6% (± 0,04%).
Наиболее исчерпывающее объяснение данному феномену дает эволюционная биология: «у мужского пола по сравнению с женским выше частота мутаций, меньше аддитивность наследования родительских признаков, уже норма реакции, выше агрессивность и любознательность, активнее поисковое, рискованное поведение и другие качества, «приближающие к среде».
Все они… обеспечивают [мужскому полу] преимущественное получение экологической информации. Другая группа особенностей - огромная избыточность мужских гамет, их малые размеры и высокая подвижность, большая активность и мобильность самцов, их склонность к полигамии и другие этолого-психологические свойства.
Длительные периоды беременности, кормление и заботы о потомстве у самок, фактически повышая эффективную концентрацию мужских особей, превращают мужской пол в «избыточный», стало быть, «дешевый», а женский - в дефицитный и более ценный. Это приводит к тому, что отбор действует в основном за счет отстранения мужских особей, «избыточность» и «дешевизна» позволяют ему работать с большими коэффициентами. В результате в популяции уменьшается число мужских особей, но большие потенциальные возможности позволяют им оплодотворить все женские.
Малое число мужских особей передает потомству столько же информации, сколько и большое число женских, иными словами, канал связи с потомством у мужского пола шире, чем у женского». (источник)
С дальнейшим развитием демографической статистики изучалось соотношение численности полов в разных возрастах и группах населения, причем была обнаружена зависимость соотношения от очерёдности рождения, брачного состояния матери и возраста родителей. Было выявлено, что решающее влияние на величину избытка мальчиков среди родившихся оказывает способность женщин к вынашиванию плода и условия, в которых происходит вынашивание.
Важное значение для понимания биологических механизмов формирования пола будущего ребенка имело обнаружение в начале ХХ века различий в наборе половых хромосом у мужчин и женщин и зависимости от этих различий и от их сочетания в оплодотворённой яйцеклетке пола зародыша; а в середине ХХ века – разработка специальных методов определения пола на ранних стадиях развития эмбриона человека.
Также было замечено, что соотношение численности полов различается внутри стран для отдельных групп населения: мальчиков, как правило, больше среди родившихся в браке, чем среди внебрачных рождений, и тем меньше, чем выше очерёдность рождения. Избыток мальчиков среди родившихся также тем меньше, чем больше возраст матери. Так, например, у матерей 18-20 лет соотношение численности полов составляет примерно 120, а у матерей 38-42 лет - 90. (по материалам Bell G. The Masterprice of Nature. The Evolution and Genetics of Sexuality
Такое распределение соотношения численности полов является достаточно устойчивым и воспроизводимым из поколения в поколение. Данное обстоятельство заставило представителей эволюционного направления в психологии задаться вопросом о возможном существовании особых психологических механизмов, выработанных в ходе становления и развития человека, которые поддерживают соотношение численности мужского и женского населения (Grant and Irwin, 2005).
Так, опираясь на многочисленные данные исследований в области эволюционной биологии о том, что у самок млекопитающих с высоким уровнем доминантности рождается больше потомства мужского пола, нежели у самок с низким уровнем, было высказано предположение, что женщины, которым в поведении свойственен высокий уровень социального доминирования (что, в свою очередь, связано с высоким уровнем мужского гормона тестостерона) в большей степени предрасположены к рождению мальчиков. (Rose, Bernstein, and Holaday 1971; Mazur and Booth, 1998; Grant and France, 2001; Grant, 2005).
Это предположение обусловило проведение комплексного междисциплинарного исследования новозеландских ученых, во главе с Valerie J. Grant. В ходе этого исследования были изучены:
- взаимосвязь между уровнем тестостерона женщин, собирающихся стать матерью и уровнем их социального доминирования по отношению в брачному партнеру и полом ребенка, которого она вынашивала;
- средовые условия окружения (а именно официальный или гражданский брак), в которых проживала женщина до момента беременности;
- общий психологический климат взаимоотношений с партнером (распределение ролей, социальное доминирование в паре, отношения «доверия-недоверия»)
Рабочей гипотезой была выдвинута следующая: женщины с высоким уровнем доминантности (определяемой уровнем тестостерона) имеют доступ к многочисленным ресурсам (социальное положение, статус, материальное благополучие и т.п.), обладают определенными поведенческими характеристиками, соответствующими социальному доминированию) и в большей степени, чем женщины с низким уровнем доминантности, склонны к зачатию мальчиков.
Возникает закономерный вопрос о том, какие же психологические характеристики и особенности поведения женщин делают их предрасположенными к рождению мальчиков?
Так, по мнению Valerie J. Grant к числу таких характеристик могут быть отнесены: 1) общая активность; 2) агрессивность; 3) инициативность, 4) стремление к доминированию в отношениях с партнером, 5) желание занимать лидирующую позицию в браке и др.
В дальнейшем, в ходе исследования, были собраны данные о беременных женщинах с различным уровнем доминантности, со свойственными им психологическими характеристиками.
Женщины, принимавшие участие в исследовании, были разделены на две большие группы:
- не состоящие в официальном браке, но имеющие устойчивые и доверительные отношения с партнером;
- не состоящие в браке, не имеющие стабильные отношения с отцом будущего ребенка и не проживающие с ним.
Обе группы женщин помимо психологического, проходили ультразвуковое исследование на той стадии беременности, когда пол ребенка уже четко определен.
Было выявлено, что у женщин с высоким уровнем социального доминирования, высоким социальным статусом и постоянно живущих со своим партнером мальчиков больше (51,5%) , чем у женщин с низким и не имеющих постоянного партнера (49,9%). Статистическая значимость и достоверность: χ2 (1) = 16.77, P <0.0001.
Полученные результаты заставили ученых высказать новое предложение о том, что виды профессиональной деятельности, связанные с различными рисками, агрессивные кинофильмы, конфликтное окружение – т.е. все те факторы, которые могут способствовать выработке высокого уровня мужского гормона тестостерона (как естественного и закономерного результата на стрессовую ситуацию) у женщин, в конечном счете, будут обуславливать предрасположенность к зачатию ребенка мужского пола.
В этой связи Valerie J. Grant видит основную задачу психолога в том, чтобы разъяснить представительницам прекрасного пола, какие поведенческие характеристики и какие особенности социальной среды будут в большей степени предрасполагать женщину к рождению ребенка того или иного пола.
Более подробно об этом и других исследованиях, посвященных психологическим механизмам, поддерживающим соотношение численности полов можно узнать в статье Valerie J. Grant, которая находится в открытом доступе по адресу: Sex-of-offspring Differences Between Mothers. // Evolutionary Psychology www.epjournal.net – 2008. 6(1): 147-160