Клинические аспекты детской психиатрии на XIX конгрессе IACAPAP

Аннотация

Отчет о прошедшем XIX Всемирном Конгрессе Международной Ассоциации детских и подростковых психиатров и смежных специалистов (IACAPAP), проводившемся совместно с VI Конгрессом Азиатского Общества детских и подростковых психиатров и смежных специалистов (ASCAPAP) в Пекине со 2 по 6 июня 2010 г.

Общая информация

Ключевые слова: конгресс, IACAPAP, ASCAPAP, психиатрия, подростки, Пекин

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: отчет о событии

Для цитаты: Русаковская О.А. Клинические аспекты детской психиатрии на XIX конгрессе IACAPAP [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2011. Том 3. № 2011-1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2011_1/35997 (дата обращения: 31.10.2024)

Полный текст

С 02 по 06 июня в столице Китая Пекине состоялся очередной 19 Всемирный Конгресс Международной Ассоциации детских и подростковых психиатров и смежных специалистов (IACAPAP), который в этом году  проходил совместно с 6 Конгрессом Азиатского Общества детских и подростковых психиатров и смежных специалистов (ASCAPAP). Данное мероприятие  стало совместным проектом более 50 Международных и региональных организаций, занимающихся вопросами психического здоровья детей и подростков, которые объединяет IACAPAP. Принимающей стороной и непосредственными организаторами мероприятия были Ассоциация детских и подростковых психиатров Китая и Общество детских и подростковых психиатров Китая. Конгресс проходил под председательством Президента Общества детских и подростковых психиатров Китая, Yi Zheng, и со-председательством  Президента ASCAPAP, Daniel Fung. Президентом Конгресса был Per-Andres Rydelius, занимавший пост Президента IACAPAP в течение последних 4-х лет. Почетным Президентом Конгресса был министр здравоохранения Китая, Zhu Chen.

Программа мероприятия была очень насыщенной и отражала как большое внимание, уделяемое в мире проблемам психического здоровья и психологического благополучия подрастающего поколения, так и современное состояние научной дисциплины. Было проведено около 200 сессий, включая 9 ключевых лекций, более 20 лекций, касающихся последних результатов научных исследований, 78 симпозиумов. На торжественном открытии мероприятия Президентом IACAPAP Пер-Андрес Риделиусом (Per-Andres Rydelius) была прочитана почетная лекция, посвященная памяти Gerald Caplan, одного из первых теоретиков социальной психиатрии. В лекции было подчеркнуто общественное значение сохранения психического здоровья детей и подростков, роль профессионального сообщества, были определены основные цели конгресса, которые стали девизом мероприятия: «Улучшение психического здоровья детей. Повышение компетентности специалистов и развитие новых путей оказания психиатрической помощи».

Обсуждение клинических аспектов детской психиатрии занимало важнейшее  место в научной программе конгресса. Были прочитаны лекции о биполярном расстройстве в педиатрии (Ellen Leibenluft, США; Boris Birmaher, США), особенностях и нарушениях сна у детей раннего возраста (Thomas F. Anders), синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (Eric Taylor, Великобритания). Отдельные симпозиумы были посвящены обсессивно-компульсивным расстройствам у детей, расстройствам развития, тикам, расстройствам настроения. Доминировали по числу представленных докладов исследования СДВГ и расстройств развития с акцентом на биологических и нейропсихологических подходах к их изучению.

Возрастным аспектам психического здоровья детей были посвящены симпозиумы: «Психическое здоровье новорожденных», в котором участвовали ведущие специалисты данной области из Азии, Финляндии (Tamminen Tuula), США (Joy и Howard Osofsky); «Психопатология дошкольников: результаты исследований - в клиническую практику» (Leslie Rescoria); «Психическое здоровье школьников»; «Суицидальное поведение у подростков»; «Аутодеструктивное поведение подростков в эпоху глобализации».

Большое внимание было уделено вопросам этиологии психических расстройств: как биологическим, так и психологическим механизмам.    Были прочитаны лекции «Генетические и средовые факторы формирования психических расстройств» (Robert L. Hendren), «Цитоскелет, синапсы и умственная отсталость» (Yongqing Zhang). Психологические механизмы обсуждались в лекциях о влиянии на психическое здоровье детей раннего травмирующего опыта (David J. Schonfeld и Charles H. Zeanah), жестокого обращения (Wei Tsuen Soong), связанного с риском для здоровья поведения (Yoshiro Ono), школьной среды (Stanley Kutcher).  

Большое внимание в работе конгресса было уделено влиянию на психическое здоровье социальных проблем и тенденций (глобализации, информатизации, миграции), а также проблемам здоровья детей и подростков в развивающихся странах.

Вопросы терапии психических расстройств у детей и подростков обсуждались с позиции комплексного, мультисистемного подхода, объединяющего усилия различных специалистов (психиатров, психологов, психотерапевтов, педагогов), социальных служб, привлечения всех возможных ресурсов семьи. Большой интерес участников Конгресса вызвала лекция Scott W. Henggler (США), в которой он обобщил результаты 12-летней практики и исследований в области мультисистемной терапии поведенческих нарушений в детском и подростковом возрасте и подчеркнул особую важность работы специалистов с родителями подростка и его ближайшим окружением (прежде всего, семьей и школой).   Scott W. Henggler, в частности, указал, что при работе даже с «плохими родителями» (злоупотребляющими спиртными напитками, не уделяющим детям должного внимания) и использовании всех имеющихся ресурсов семьи, эффективность помощи подросткам при оценке долгосрочного результата  оказывается выше, чем при психотерапевтической работе, которая проводится без привлечения неблагополучных родителей.  Обсуждалось использование в терапии психических расстройств у детей и подростков современных технологий. Так, Daniel Fung, Президент ASCAPAP, выступил с лекцией «Специфические расстройства психического развития: этиология, нейропсихология, клиническая оценка и терапия», в которой продемонстрировал метод терапии специфических расстройств развития школьных навыков при помощи разработанной исследователями компьютерной игры. Отдельный симпозиум был посвящен вопросам телепсихиатрии. Не были оставлены без внимания проблемы психофармакотерапии психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Ведущим специалистом США в области психофармакотерапии Laurence Greenhill была прочитана лекция «Спорные вопросы психофармакотерапии детей и подростков», в которой обсуждались результаты многочисленных исследований эффективности и побочных эффектов  нейролептиков и стимуляторов (использование стимуляторов в России не разрешено), а также подходы к лечению эмоциональных расстройств в детском возрасте. Психофармакотерапии психических расстройств было посвящено несколько симпозиумов, на которых прозвучали доклады специалистов из США, Азии, Нидерландов.

Большое место в научной программе конгресса занимали проблемы детской психиатрии в странах Азии. Профессором Qi Dong была прочитана лекция «Психическое развитие детей и подростков Китая: результаты Национального Проекта исследования детей Китая, их применение в детской психиатрии». Президентом  CSCAP  Yi  Zheng была прочитана лекция «Психическое здоровье детей и подростков в связи с государственной политикой «одного ребенка». Были представлены доклады об особенностях медицинского образования в Китае, об использовании традиционных методов китайской медицины (лечение травами, массаж) в терапии различных психических расстройств. Высокий уровень подготовки студентов медицинских ВУЗов Китая и их высочайшую мотивацию можно было оценить по их активному участию в работе конгресса. 

Большое внимание в рамках конгресса было уделено образовательным программам. Основную программу мероприятия предваряли два шестичасовых обучающих курса: «Базовый курс детской и подростковой психиатрии», на котором прочитал лекцию «Основные принципы детской психиатрии и методы оценки» один из ведущих детских психиатров США, профессор Myron Beifer. Второй курс:    «Оценка индивидуально-психологических особенностей и познавательного развития детей и подростков» был ориентирован на психологов. Его проводили Philip Erberg из США и Wenhong Cheng из Азии. Профессором Гарвардского университета Гордоном Харпером (Gordon Harper) был организован обучающий курс для врачей-психиатров: «Дети нуждаются не столько в правильном диагнозе…», в котором он привлек внимание специалистов к важнейшей роли психотерапии, работы с родителями, организации правильной образовательной и воспитательной среды. Во время конгресса работала ставшая традиционной для IACAPAP программа предоставления стипендий молодым ученым, а также специалистам из стран, где детская психиатрия развита недостаточно, Дональда Кохена (Donald Cohen Fellowship Program). Благодаря Donald Cohen Fellowship Program в этом году около тридцати талантливых специалистов из 17 стран получили материальную поддержку для участия в конгрессе. Для участников программы ежедневно ведущими мировыми специалистами в области детской психиатрии проводились  теоретические и практические занятия, семинары, клинические разборы; была организована интересная культурная программа. В рамках Donald Cohen Fellowship Program для всех участников конгресса был организован семинар на тему: «Дерзайте! Пишите тезисы, статьи, обзоры литературы! Делайте презентации! Публикуйте результаты Вашей работы!», на котором Joaquin Fuentes и Andres Martin (главный редактор журнала «Детской и подростковой психиатрии» Американской Академии) с юмором поделились некоторыми секретами, как следует и как не следует писать тезисы, статьи,  делать презентации.  Andres Martin подчеркнул важнейшую роль научного сообщества, в том числе мирового, которое должно иметь возможность знать и оценивать результаты проводимых ученым исследований.

В отличие от предыдущих лет, на настоящем конгрессе большое место занимали вопросы судебной психиатрии (судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизы, ювенильного судопроизводства, системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних правонарушителей). Известный судебный психиатр Джон Сикорский (John B.Sikorski),  профессор Калифорнийского университета, автор главы, посвященной судебной психиатрии, в недавно вышедшем руководстве по детской и подростковой психиатрии,  прочитал лекцию о юридических и этических проблемах детской и подростковой психиатрии. Под его председательством проходила секция докладов: «Законодательные и судебно-психиатрические проблемы в области психического здоровья детей и подростков», на которой выступали специалисты из Азии, Турции, Сербии, Нигерии.  Проблемам взаимодействия психиатрии и законодательства был посвящен симпозиум «Дети в законодательстве Соединенных Штатов», в котором выступили с докладами ведущие специалисты Калифорнии в области судебной психиатрии.  Председателем на симпозиуме была доктор медицины и доктор права Национального медицинского центра Вашингтона,  Kayla Pope. Доктор медицины, профессор Christofer R. Thomas  выступил с обзором истории формирования системы принудительного лечения малолетних правонарушителей. Louis J. Kraus, доктор медицины, руководитель отдела Департамента Психиатрии Чикаго выступил с докладом о применении  Верховным Судом высшей меры наказания (смертной казни) в отношении несовершеннолетних.  Доктор медицины, судебный психиатр Brian Zimnitzky выступил с докладом, посвященном слушанию дел о правонарушениях, совершенных малолетними, в ювенильных и взрослых судах США.  Anlee Kuo, занимающаяся  научной деятельностью  под руководством профессора Сикорского, выступила с докладом «Права детей при определении места жительства ребенка и порядка его общения с родителем, проживающим отдельно, в США».

На генеральной ассамблее IACAPAP, состоявшейся 04.06.2010 состоялось переизбрание Президента Ассоциации, которым была единогласно выбрана профессор психиатрии из Нигерии, настоящий борец за права и психическое здоровье детей, Olayinka O. Omigbodun. На завершающем Конгресс заседании состоялась трогательная церемония передачи полномочий, во время которой Olayinka O. Omigbodun обратилась к собравшимся с речью, в которой подчеркивала необходимость объединения усилий различных специалистов из различных стран для улучшения условий жизни детей во всем мире, их психического здоровья и развития.

На конгрессе присутствовало около 1660 делегатов из  69 стран. При столь впечатляющем количестве и составе участников удивляло небольшое количество приехавших на конгресс российских специалистов (2 человека) и отсутствие представителей Российской Ассоциации детских психологов и психиатров, избранной в 1994г. на 13 Всемирном Конгрессе IACAPAP коллективным членом этой организации. Данное обстоятельство вызвало резонное недоумение участников и организационного комитетов конгресса.

В целом, конгресс прошел на высоком научном и организационном уровне; в обстановке доброжелательности, заинтересованности, готовности к сотрудничеству и обмену мнениями.

Следующий, 20 конгресс IACAPAP, будет проходить в 2012 г. с 21 по 25 июля, в Париже.

Информация об авторах

Русаковская Ольга Алексеевна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, отдел судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе; доцент, учебно-методический отдел, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), доцент, кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), , Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5602-3904, e-mail: rusakovskaya.o@serbsky.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1914
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3