Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru
2011. Том 3. № 2011-1
Программа «Успех»: мониторинг результатов освоения дошкольной образовательной программы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: программа «Успех», мониторинг, программа дошкольного образования, интегративные качества
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Программа «Успех»: мониторинг результатов освоения дошкольной образовательной программы [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2011. Том 3. № 2011-1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2011_1/36392 (дата обращения: 16.11.2024)
Полный текст
Вопрос разработки психолого-педагогического мониторинга освоения образовательной программы детьми в дошкольном учреждении является в настоящее время весьма острым и актуальным. В соответствии с ФГТ[1] каждая образовательная программа, которая разрабатывается или дорабатывается на предмет соответствия этим требованиям, и будет позиционироваться как примерная, должна содержать описание планируемых результатов и системы мониторинга достижения их детьми. Итоговые результаты представляют собой интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения основной общеобразовательной программы, разработанной каждым дошкольным учреждением на основе примерной. Динамику становления этих интегративных качеств должны описывать промежуточные результаты по всем направлениям развития детей в каждый возрастной период дошкольного возраста.
На сегодняшний день лишь примерная программа «Успех» (под ред. Н.В.Фединой)[2] включает разработанную в соответствии с ФГТ систему мониторинга освоения дошкольниками программы[3]. Психолого-педагогический мониторинг тесно связан с содержанием примерной образовательной программы и позволяет отследить динамику формирования интегративных качеств, исследовать физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка. Разработанная система сочетает разнообразные методы, позволяющие получить необходимую информацию в короткие сроки.
Одним из элементов системы мониторинга является оценка промежуточных и итоговых результатов. В качестве метода была выбрана карта развития, которая направлена на отслеживание развития каждого ребенка группы. Как отмечается в психолого-педагогической литературе, результаты применения этого метода дают довольно полную и достоверную диагностическую картину.
В основу разработки карты развития было положено представление о том, что каждое формирующееся интегративное качество имеет свою специфику на каждой дошкольной ступени и представляет собой совокупность определенных характеристик. Содержание этих характеристик определяется возрастными особенностями и спецификой образовательных задач, поставленных программой «Успех», которые решаются в соответствующей возрастной группе.
Для оценки сформированности каждого из 8[4] интегративных качеств и составляющих его характеристик были определены критерии (устойчивость проявления характеристики; объем материала, который освоил ребенок и др.). В зависимости о того, как проявляется характеристика, начисляется соответствующий балл. Сумма баллов переводится в уровневый показатель, который позволяет определить уровень сформированности интегративного качества.
В карту развития включаются данные наблюдений воспитателя за поведением детей, результаты анализа продуктов детской деятельности и выполнения диагностических заданий. Это позволит не только определить уровень развития качества, но и его составляющих – характеристик, что чрезвычайно важно для построения дальнейшей образовательной работы и внесения необходимых коррективов в работу воспитателя.
Оценка промежуточных результатов дает возможность наблюдать динамику становления интегративных качеств на протяжении всего периода освоения образовательной программы.
Данная система мониторинга прошла апробацию в ряде российских регионов и осваивается дошкольными учреждениями, которые разрабатывают свою образовательную программу на основе примерной программы «Успех». Первый материал о разработанной системе оценки достижений детьми планируемых результатов освоения программы планируется к публикации в первом номере электронного журнала «Психологическая наука и образование PsyEdu.ru» за 2011 год.
Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К., МГППУ
[1] Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября
[2] Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования» и письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
[3] Авторы: Н. О. Березина, канд. мед. наук; И. А. Бурлакова, канд. псих. наук; Е. Е. Клопотова, канд. псих. наук; М. И. Степанова, доктор мед. наук; Е. К. Ягловская, канд. псих. наук.
[4] Для оценки развития первого интегративного качества - физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками разработан медико-педагогический мониторинг.
Метрики
Просмотров
Всего: 3134
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1