Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8536Ключевые слова 20884 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

11 место — направление «Психология»

1,661 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,025 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Представления современного российского подростка о значимых личностных качествах 1317

Собкин В.С., доктор психологических наук, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия, sobkin@mail.ru
Буреломова А.С., младший научный сотрудник Института социологии образования РАО, Москва, Россия
Смыслова М.М., младший научный сотрудник Института социологии образования РАО, Москва, Россия, smyslovamaria@yandex.ru

Аннотация

В статье изложены результаты исследования, целью которого было определить ядро значимых личностных характеристик, проследить возрастную динамику и влияние гендерных особенностей на изменение предпочтений личностных качеств подростков. При этом приведенные в статье данные основаны на результатах опроса 3056 учащихся московских общеобразовательных школ (50,8% составили девочки, 49,2% - мальчики, опрос проводился в 2009 г. среди учащихся 5-9-х классов основной школы). Полученная в ходе анкетирования эмпирика, обработанная с помощью анализа частотности характеристик, контент-анализа и факторного анализа, показывает, что для современных российских школьников наиболее важны те личностные характеристики, которые позволяют успешно реализовывать социальное взаимодействие; что существуют личностные качества, предпочтение которых наиболее ярко проявляет возрастные и гендерные различия; что выявлена особая ценностная ориентация подросткового сознания, которая направлена на проблематизацию сферы морально-нравственных отношений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Постановка вопроса о значимых для подростка качествах личности требует учета тех возрастных изменений, которые происходят при переходе от младшего подросткового возраста к старшему. Особое значение приобретает пубертатный период, когда важную роль начинают играть процессы, связанные с полоролевым самоопределением. В этой связи в ходе изложения полученных материалов уделено особое внимание влиянию гендерных и возрастных факторов на изменение представлений подростков о наиболее значимых личностных качествах.

Заметим, что на специфику становления личностной позиции подростка, его мировоззрения и идентичности обращалось особое внимание в фундаментальных психологических исследованиях (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон,  Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).

С целью выявления значимых для подростков личностных характеристик респондентам задавался открытый вопрос в следующей формулировке: «Какие качества личности являются для тебя наиболее важными? (отметь не более пяти позиций)».

Большинство опрошенных (77,1%) ответили на данный вопрос, фиксируя различные качества, определяющие их представления о личностном идеале. Общее число полученных ответов составило 7339 разного рода определений. В результате первичного семантического анализа полученных данных было выделено 143 характеристики (с учётом синонимов), большая часть из них называлась неоднократно, что свидетельствует о высокой степени синонимии. Отметим, что число единичных упоминаний составило всего 12,6% от общего числа голосов и не учитывалось в ходе дальнейшего анализа. В табл. 1 приведено распределение тех личностных качеств, которые назывались респондентами наиболее часто.

Литература
  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Пси­хологическое исследование). М., 1968
  2. Выготский Л. С. Педология подростка // Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1984
  3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1989.
  4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.— М., 1989.
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика