Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 128Рубрики 53Авторы 9857Новости 1929Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Социальная психология и общество - №1 / 2011 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

18 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,245 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Представления современного российского подростка о значимых личностных качествах 1411

|

Собкин В.С.
доктор психологических наук, руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080
e-mail: sobkin@mail.ru

Буреломова А.С.
младший научный сотрудник Института социологии образования РАО, Москва, Россия

Смыслова М.М.
аналитик, Информационно-аналитический центр, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4114-5316
e-mail: smyslovamaria@yandex.ru

Аннотация

В статье изложены результаты исследования, целью которого было определить ядро значимых личностных характеристик, проследить возрастную динамику и влияние гендерных особенностей на изменение предпочтений личностных качеств подростков. При этом приведенные в статье данные основаны на результатах опроса 3056 учащихся московских общеобразовательных школ (50,8% составили девочки, 49,2% - мальчики, опрос проводился в 2009 г. среди учащихся 5-9-х классов основной школы). Полученная в ходе анкетирования эмпирика, обработанная с помощью анализа частотности характеристик, контент-анализа и факторного анализа, показывает, что для современных российских школьников наиболее важны те личностные характеристики, которые позволяют успешно реализовывать социальное взаимодействие; что существуют личностные качества, предпочтение которых наиболее ярко проявляет возрастные и гендерные различия; что выявлена особая ценностная ориентация подросткового сознания, которая направлена на проблематизацию сферы морально-нравственных отношений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Постановка вопроса о значимых для подростка качествах личности требует учета тех возрастных изменений, которые происходят при переходе от младшего подросткового возраста к старшему. Особое значение приобретает пубертатный период, когда важную роль начинают играть процессы, связанные с полоролевым самоопределением. В этой связи в ходе изложения полученных материалов уделено особое внимание влиянию гендерных и возрастных факторов на изменение представлений подростков о наиболее значимых личностных качествах.

Заметим, что на специфику становления личностной позиции подростка, его мировоззрения и идентичности обращалось особое внимание в фундаментальных психологических исследованиях (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон,  Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).

С целью выявления значимых для подростков личностных характеристик респондентам задавался открытый вопрос в следующей формулировке: «Какие качества личности являются для тебя наиболее важными? (отметь не более пяти позиций)».

Большинство опрошенных (77,1%) ответили на данный вопрос, фиксируя различные качества, определяющие их представления о личностном идеале. Общее число полученных ответов составило 7339 разного рода определений. В результате первичного семантического анализа полученных данных было выделено 143 характеристики (с учётом синонимов), большая часть из них называлась неоднократно, что свидетельствует о высокой степени синонимии. Отметим, что число единичных упоминаний составило всего 12,6% от общего числа голосов и не учитывалось в ходе дальнейшего анализа. В табл. 1 приведено распределение тех личностных качеств, которые назывались респондентами наиболее часто.

Литература
  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Пси­хологическое исследование). М., 1968
  2. Выготский Л. С. Педология подростка // Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1984
  3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1989.
  4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.— М., 1989.
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.
Статьи по теме
 
Баннер проекта по Консультированию родителей
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика