Взаимосвязь ценностей и кросскультурных стилей конфликтного взаимодействия старшеклассников с педагогами

846

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи ценностей и кросскультурных стилей конфликтного взаимодействия на примере сферы образования. Исследование позволило сделать вывод о том, что существует прямая связь между установками на индивидуализм и представлением старших школьников об уместности эмоциональной экспрессии в конфликте с педагогом. При этом ценности персональной направленности (власти, гедонизма) увеличивают уместность экспрессивного поведения старших школьников в конфликте с педагогами, а ценности, связанные с заботой об окружающих людях (конформность, универсализм), напротив, снижают. В целом по результатам исследования можно сказать, что представления старших школьников об экспрессии/сдержанности эмоций в конфликтной ситуации связаны, в основном, с динамическим противоречием между ценностями самопреодоления и консервации, с одной стороны, и ценностями самовозвышения и открытости к изменениям, с другой.

Общая информация

Ключевые слова: кросскультурные стили конфликтного взаимодействия, индивидуализм-коллективизм, выражение эмоций, экспрессивность/сдержанность в конфликте, ценности, конфликты «учитель-ученик»

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гаврюшина М.К., Хухлаев О.Е. Взаимосвязь ценностей и кросскультурных стилей конфликтного взаимодействия старшеклассников с педагогами // Социальная психология и общество. 2012. Том 3. № 4. С. 64–73.

Литература

  1. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство.  СПб., 2004.
  2. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества.  М., 2007.
  3. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2003.
  4. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение М., 2007.
  5. Hammer M.R. Conflict negotiation under crisis conditions // The language of conflict resolution/ Editors: Eadie W.F., Nelson P.E. Newbury Park, CA, 2001.
  6. Hammer M.R. Negotiating across the cultural divide: Intercultural dynamics in crisis incidents // Dynamic processes of crisis negotiation: Theory, research and practice / Editors: Rogan R.G., Hammer M.R., Van Zandt C.R. Westport, CT, 1997.
  7. Hammer M.R. The Intercultural Conflict Style Inventory: A conceptual framework and measure of intercultural conflict resolution approaches // International Journal of Intercultural Relations. 2005. V. 29. № 6.
  8. Hammer M.R., Rogan, R.G. Latino and Indochinese interpretive frames in negotiating conflict with law enforcement: A focus group study // International Journal of Intercultural Relations. 2002. V. 26. № 5.
  9. Matsumoto D. Cultural influences on the perception of emotion // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1989. V. 20. № 1.
  10.  Matsumoto David, Yoo Seung Hee, Chung Joanne The Expression of Anger across Cultures // International Handbook of Anger: Constituent and Concomitant Biological, Psychological, and Social Processes / Editors: Michael Potegal, Gerhard Stemmler, Charles Spielberger. NY, 2010.
  11.  Ting-Toomey S. Communicating across cultures. N.Y., 1999.
  12.  Triandis H.C., Gelfand M.J. Converging measurements of horizontal and vertical individualism and collectivis // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. V. 74. № 1.

Информация об авторах

Гаврюшина Мария Константиновна, Московский городской психолого-педагогический университет, аспирант, Москва, Россия, e-mail: gavrushina@ya.ru

Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, эксперт, Еврейский Музей и Центр Толерантности, независимый исследователь, Акко, Израиль, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534, e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2119
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 846
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2