Социальная психология и общество
2012. Том 3. № 4. С. 74–84
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Роль старших подростков в эффективности первичной профилактики употребления младшими подростками психоактивных веществ
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психоактивные вещества (ПАВ), младшие и старшие подростки, социально-психологические характеристики личности, социально-психологический тренинг, первичная профилактика употребления ПАВ
Рубрика издания: Экспериментальные исследования
Для цитаты: Вепренцова С.Ю., Донцов Д.А. Роль старших подростков в эффективности первичной профилактики употребления младшими подростками психоактивных веществ // Социальная психология и общество. 2012. Том 3. № 4. С. 74–84.
Полный текст
Сегодня ситуация с распространением и употреблением психоактивных веществ (ПАВ) в России приняла угрожающий характер. Употребление ПАВ очень часто отягощено различными сопутствующими заболеваниями, такими, как гепатит, туберкулез, ВИЧ-инфекция и СПИД. Следует отметить, что наиболее быстрое и массовое распространение этих заболеваний происходит в детской и подростковой среде, отрицательно влияя на демографическую ситуацию и в конечном счете угрожая национальной безопасности России. В этой связи все более актуальным становится активное использование различных методов профилактической работы.
Касаясь профилактики употребления ПАВ детьми и подростками, следует вести речь прежде всего о проведении первичной профилактики [1; 2; 8; 9; 11; 12 и др.].
Опыт профилактической деятельности такого рода показывает, что значительный ресурс в этом плане могут составить не только специалисты, работающие с подростками, но и сами подростки, обученные по специальной тренинговой программе первичной профилактики. В связи с этим в настоящее время все большее внимание уделяется использованию программ профилактики употребления ПАВ под общим названием «Ровесник — ровеснику». Целью таких программ является первичная профилактика употребления ПАВ в подростковой среде через развитие волонтерского движения. Объясняется это во многом тем, что подростки оказываются под большим социально-психологическим влиянием не столько взрослых, сколько разнообразных групп сверстников.
Несмотря на большое количество тренинговых программ в сфере первичной профилактики употребления ПАВ, применяемых как за рубежом, так и в России, и все более активное использование программ профильного типа «Ровесник — ровеснику», системная проверка их эффективности практически не проводится. Нам не удалось найти однозначные свидетельства позитивного влияния проводимых на практике программ социально-психологического тренинга (СПТ) «Ровесник — ровеснику» по первичной профилактике ПАВ. При этом принципиально важным и актуальным является не только вопрос об эффективности этого тренинга для младших подростков посредством референтных лиц — старших подростков, но и особенности его влияния на самих старших подростков, которые выступают в СПТ в роли со-ведущих.
Программа исследования
Объектом исследования явились социально-психологические особенности личности, детерминирующие склонность подростков 11—14 лет к началу употребления психоактивных веществ, и социально-психологические особенности личности подростков 15—16 лет, определяющие эффективность их участия в программе профилактического социально-психологического тренинга в качестве со-ведущих.
Предметом исследования являются особенности влияния социально-психологического тренинга, направленного на первичную профилактику употребления психоактивных веществ, на динамику личностных изменений подростков 11 — 14 лет, склонных к употреблению ПАВ, и на динамику личностных изменений подростков 15—16 лет, являющихся со-ведущими тренинга, а также характер воздействия старших подростков — со-ведущих тренинга, на эффективность первичной профилактики употребления ПАВ младшими подростками.
По замыслу исследования были сформулированы его основная и частные гипотезы. В качестве основной было выдвинуто следующее предположение: в связи с тем, что для подростков определяющим типом взаимоотношений являются отношения «подросток — значимый подросток», а зависимым — «подросток — значимый взрослый» [7], привлечение старших подростков в качестве со-ведущих социально-психологического тренинга, направленного на профилактику употребления младшими подростками ПАВ, может стать эффективным способом профилактического психологического воздействия на склонность младших подростков к употреблению ПАВ, а также окажет личностно-развивающее влияние на самих со-ведущих — старших подростков.
В качестве первой частной гипотезы было выдвинуто предположение, согласно которому социально-психологические особенности личности подростков 11 — 14 лет, во многом определяющие их склонность к употреблению ПАВ, в процессе проведения профилактической программы социально-психологического тренинга существенно теряют свою выраженность. В большей степени это минимизирование достигается, если в качестве со-ведущих в программе задействованы подростки 15— 16 лет.
Во второй частной гипотезе было выдвинуто предположение, согласно которому участие подростков 15—16 лет в качестве со-ведущих тренинговой программы, направленной на первичную профилактику употребления младшими подростками ПАВ, оказывает личностно-развивающее влияние на самих со-ведущих — старших подростков.
Методический инструментарий исследования представлен следующими методами и методиками.
Психодиагностический метод. В исследовании были использованы две группы стандартизированных опросников.
Первый блок методик предназначен для отбора младших подростков, которые примут участие в программе социально-психологического тренинга и в диагностике эффективности влияния примененной нами программы на личностные факторы, определяющие склонность подростков к употреблению ПАВ. Было использовано 10 методик: измерения уровня тревожности Дж. Тейлора; диагностики уровня школьной тревожности Филлипса; многофакторного исследования личности Р. Кеттелла; диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана; диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки; дифференциальной диагностики депрессивных ситуаций В.А. Жмурова; диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е. Шафер); диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК).
Второй блок психодиагностических методик направлен на отбор старших подростков для участия в программе СПТ «Ровесник — ровеснику» и диагностику особенностей влияния программы на личность самих старших подростков — со-ведущих социальнопсихологического тренинга первичной профилактики употребления ПАВ. Это следующие: методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений М.Р. Битяновой; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (тест ПОР; Е. Шафер); тестовая методика диагностики уровня школьной тревожности
Филлипса; тестовая методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла; диагностика коммуникативной и социальной компетентности (КСК); методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; методика диагностики социально-психологических установок личности в мо- тивационно-потребностной сфере О.Ф. Потёмкиной.
Помимо названных психодиагностических методик был использован социально-психологический тренинг (СПТ), примененный в качестве метода психологического воздействия на личность младших и старших подростков [5; 10 и др.].
Исследование проводилось на базе ГОУ СОШ Москвы № 266 (Школа здоровья) в 2009—2010 гг. В программе приняли участие 150 подростков в возрасте 11 — 14 лет, из которых по определенным критериям затем были отобраны 80 подростков (наиболее склонных к тому, чтобы начать употреблять психоактивные вещества), участвовавших в профилактической программе СПТ. Также в исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 15—16 лет, из которых впоследствии 8 были отобраны и обучены в качестве со-ведущих СПТ и затем выступили в этой роли.
Методическое и организационное сопровождение осуществлялось ГОУ «Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации “На Снежной”» (Москва).
Исследование состояло из трех этапов: отбор участников в программу первичной профилактики употребления ПАВ (первичная диагностика);
реализация профилактической программы;
контрольный этап (повторная диагностика).
Результаты исследования и их анализ
Был осуществлен сравнительный анализ результатов тестирования подростков 11 — 14 лет до и после их участия в профилактической программе и одновременно с этим сравнение между собой результатов двух групп испытуемых (младшие подростки, прошедшие СПТ с со-ведущими — старшими подростками, и младшие подростки, прошедшие СПТ без со-ведущих — старших подростков).
В ходе повторного тестирования младших подростков было выявлено, что у значительной части подростков первой и второй групп улучшились показатели по тем или иным шкалам исследования (рис. 1 и 2).
Однако из диаграмм видно, что показатели практически по всем представленным в исследовании факторам у подростков первой категории оказались лучше, чем второй категории.
Для проверки значимости различий до и после тренинга младших подростков использовался Т-критерий Вилкок- сона (таблица).
При сравнении результатов двух категорий младших подростков между собой с помощью U-критерия Манна-Уитни выяснилось, что результаты повторной диагностики у подростков первой группы оказались значимо лучше (прир <0,01), чем результаты подростков второй группы, для следующих факторов: тревожность, потребность в поисках ощущений, депрессия, эмоциональная устойчивость, доминантность, нормативность поведения, позитивное восприятие отца.
Рис. 1. Снижение уровня проявления факторов (%)
Рис. 2. Повышение уровня проявления факторов (%)
Таблица
Различия показателей по факторам до и после тренинга
Факторы |
1-я группа |
2-я группа |
Тревожность |
11** |
22** |
Потребность в поисках ощущений |
235* |
293 |
Агрессия |
29** |
111** |
Депрессия |
41** |
90** |
Социально-психологическая адаптация |
93** |
238* |
Ощущение одиночества |
241* |
290 |
Школьная тревожность |
20** |
74** |
Общительность |
117** |
225** |
Эмоциональная устойчивость |
171** |
272* |
Доминантность |
135** |
289 |
Нормативность поведения |
128** |
278* |
Позитивное восприятие матери |
311 |
242* |
Позитивное восприятие отца |
232* |
288 |
Смелость |
330 |
432 |
Самоконтроль |
311 |
492 |
Коммуникативная компетентность |
79** |
190** |
Примечание: Значения приведены в абсолютных величинах; **прир < 0,01, *при р < 0,05.Показатели по таким факторам, как социально-психологическая адаптация, агрессия, ощущение одиночества и смелость, улучшились в обеих категориях младших подростков (без значимых различий между собой;р > 0,05).
Здесь также отмечается, что в первой категории подростков изменились представления о вреде употребления психоактивных веществ у 60 % школьников, а во второй категории — у 42,5 %.
Таким образом, полученный эмпирический материал демонстрирует справедливость первой частной гипотезы: социально-психологические особенности личности подростков 11 — 14 лет, определяющие их склонность к употреблению ПАВ, в процессе проведения профилактической программы СПТ существенно теряют свою выраженность. В большей степени это минимизирование выражено, если в данной программе задействованы старшие подростки в качестве соведущих.
Что касается проверки справедливости второй частной гипотезы, для этого был проведен сравнительный анализ результатов подростков 15—16 лет до и после участия в программе первичной профилактики употребления психоактивных веществ младшими школьниками в роли со-ведущих (рис. 3).
Как показали результаты статистического анализа с помощью Т-критерия Вилкоксона, значимые различия до и после участия старших подростков в профилактической программе были характерны для следующих факторов: эмоциональная устойчивость, эмпатические способности, самоконтроль, нонконформизм (при р < 0,01), смелость и коммуникативная компетентность (р < 0,05). Неизменным у них остался высокий статус в группе сверстников, не изменились также адекватность самооценки, нормативность поведения и уверенность в себе (эти показатели остались такими же высокими, как и были).
Здесь также отмечается, что после участия в программе у всех восьми со-ведущих расширился список значимых терминальных и инструментальных ценностей (здоровье, активная деятельная жизнь, любовь, продуктивная жизнь, наличие хороших и верных друзей и счастливой семейной жизни, воспитанность, жизнерадостность, независимость, образованность, ответственность, самоконтроль, твердая воля, терпимость и широта взглядов).
Таким образом, результаты повторного тестирования старших подростков (восемь человек 15—16 лет) продемонстрировали справедливость второй частной гипотезы, согласно которой их участие в программе СПТ «Ровесник-ровес- нику» в качестве со-ведущих оказывает личностно-развивающее влияние на самих со-ведущих — старших подростков.
Рис. 3. Сравнение результатов тестирования со-ведущих до и после тренинга (%)
Выводы
1. Социально-психологическими свойствами личности, во многом определяющими склонность подростков к употреблению психоактивных веществ, являются высокий уровень личностной и школьной тревожности, агрессивности; неадекватная самооценка; любопытство, проявляемое в отношении наркотических веществ (склонность к поиску новых ощущений); неуверенность в себе; внушаемость, конформное поведение в группе сверстников; переживание одиночества и депрессии; низкий уровень социально-психологической адаптации и эмоциональной устойчивости; низкий уровень развития коммуникативных качеств и трудности во взаимоотношениях в семье.
2. В качестве общепринятого средства первичной профилактики употребления ПАВ традиционно используется социально-психологический тренинг (СПТ). Он может помочь в удовлетворении потребностей человека принадлежать к какой- либо социальной группе, быть полезным другим людям, оказывать эмоциональную поддержку другому, предоставляет человеку возможность для эмоционального реагирования и анализа собственных мотивов поведения, обучения навыкам адекватной рефлексии и предоставления обратной связи в рамках взаимодействия с другими людьми.
3. Существует три основных стратегии проведения профилактических занятий с детьми и подростками по первичной профилактике употребления ПАВ: стратегия укрепления здоровья; стратегия информирования (модели устрашения, аморального поведения, познавательная модель); личностно-ориентированная стратегия (модели формирования жизненных навыков, социальной компетентности, аффективно-просветительская и ситуационная модели). Именно эти три основных стратегии составляют базу тренинговых программ профилактики употребления ПАВ, которые классифицируются по четырем группам: формирование у ребенка и подростка навыков здорового образа жизни; информирование детей и подростков о вреде употребления ПАВ; личностно-ориентированные программы; программы «Ровесник-ровеснику». Последняя из вышеназванных программ является высокоэффективной, так как в ее рамках осуществляется привлечение в качестве со-ведущих (помощников специалиста-психолога) старших подростков (старших референтных сверстников для тех, с кем они взаимодействуют в логике СПТ).
4. Подростки, которым свойственна тревожность, депрессия, поиск новых ощущений, одиночество и подозрительность, как правило, имеют низкий уровень эмоциональной устойчивости, коммуникативной компетентности и социально-психологической адаптации. Подростки, обладающие высоким уровнем общительности, эмпатии, альтруизма, эмоциональной устойчивости и уверенности в себе, практически всегда имеют высокий статус в группе сверстников.
5. Эффективность воздействия старших подростков-со-ведущих, на младших подростков, склонных начать употребление ПАВ, проявляется в том, что у младших подростков, в работе с которыми были задействованы старшие подростки, результаты профилактики оказываются заметно лучше: в большей степени минимизируются социально-психологические свойства личности, во многом определяющие риск начала употребления ПАВ, а также в большей степени упрочиваются представления о вреде употребления психоактивных веществ.
6. Участие старших подростков в профилактической программе в качестве соведущих оказывает личностно-развивающее влияние на самих со-ведущих — старших подростков. Их позиция остается стабильной в интрагрупповой структуре эмоциональных отношений.
Литература
- Белова В.Л. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в общеобразовательной среде. Концепция, образовательная программа, учебные планы, тренинги. М., 2002.
- Березин С.В., Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Самара, 2002.
- Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. М., 2001.
- Вакулина Е.А., Солянова И.Н., Рубейкина Н.А. Новые технологии психосоциальной и физкультурно-оздоровительной работы в первичной профилактики наркомании среди детей и молодежи. Саратов, 2006.
- Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1989.
- Калуженина Т.А. Психологические детерминанты предрасположенности личности к наркозависимому поведению: Дисс. … канд.психол.наук. Иркутск, 2005.
- Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. М., 2006.
- Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи / Под ред. И.Л. Баушева и др. М., 2003.
- Курочкина Т.Н. Социально-психологические особенности первичной профилактики наркомании подростков: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2006.
- Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 2007.
- Пережогин Л.О. Организационно-методические основы психотерапевтической и психокоррекционной работы с детьми риска употребления психоактивных веществ. М., 2004.
- Симатова О.Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы: Дисс. … канд. психол. наук. Иркутск, 2008.
- Цветкова Л.А. Социальная психология наркотизма в студенческой среде: Дисс. … д-ра психол. наук. СПб., 2011.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2211
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 712
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2