Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9098Новости 1795Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

18 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,245 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическая многозначность понятия «самопрезентация личности» и современные научные подходы к пониманию его содержания 3597

Пикулёва О.А.
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: opikuleva@inbox.ru

Аннотация

Феномен самопрезентации личности привлекает многочисленных исследователей, пытающихся разобраться в его содержательной наполненности и особенностях проявления в различных сферах деятельности человека. В статье представлены обзор современных теоретических подходов к пониманию самопрезентации и авторский подход, рассматривающий самопрезентацию как неотъемлемый атрибут любого социального взаимодействия. Результаты проведенных автором теоретических и практических исследований позволяют значительно расширить понимание самопрезентации как сложного социальнопсихологического феномена, исключить из научного обихода стереотипно «узкое» представление о ее сознательно манипулятивном характере.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Предметная область самопрезентации личности связана с ее изучением как специфического и уникального социально-психологического феномена. Термин «самопрезентация» (от англ. self1presentation — «Я сам» и «представление, преподнесение») используется сегодня практически во всех гуманитарных науках и чаще всего в узком спектре значений: как специфическая осознанная деятельность человека в определенных ситуациях; манипулятивное поведение, направленное на создание определенного своего образа в глазах других, и т. п. В последние годы отмечается увеличение количества отечественных и зарубежных исследований различных сторон рассматриваемого феномена в разных отраслях гуманитарного знания (психологии, культурологии, социологии, социальной философии, культурной антропологии, психолингвистике и др.); уже накоплен большой объем материала, однако отсутствует обобщенное, системно-интегрированное понимание самопрезентации личности.

Литература
  1. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. Сборник обзоров. М., 1991.
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб. пособие. М., 2001.
  3. Герасимова О.А. Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ростов-н/Д, 2003.
  4. Гоцева Ю.А. Особенности самопредъявления подростков в семейной, учебной и дружеской сферах общения. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ростов-н/Д, 2008.
  5. Дильтей В. Сущность философии. М., 2001.
  6. Зинченко Е.В. Самораскрытие личности как социально-психологический феномен // Прикладная психология. 1998. № 5.
  7. Кошелева Ю.П. Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2002.
  8. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1996.
  9. Крылов Е.Ю. Формирование тактик целенаправленной самопрезентации у студентов в виртуальной среде. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2012.
  10. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001.
  11. Кубрак Т.А. Интенция самопрезентации субъекта в вербальной коммуникации. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2009.
  12. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально)психологический феномен // Социальная психология и общество. 2010. № 1.
  13. Майерс Д. Социальная психология // Учебник. СПб., 2000.
  14. Михайлова Е.В. Обучение самопрезентации. М., 2007.
  15. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., 2000.
  16. Пантелеева Г.В. Типы самопрезентации тренеров-женщин как фактор их деятельности: мотивов, стратегий и педагогического мастерства. Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. СПб., 2008. № 12.
  17. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения: Дисс. … д-ра психол. наук. М., 2000.
  18. Петрова Е.А. Психология имиджа: психосемиотический подход // Психология как система направлений. Ежегодник Российского психологического общества. М., 2002. Т. 9. Вып. 2.
  19. Пикулёва О.А. Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2004.
  20. Пикулёва О.А. Самопрезентация личности: Мотивация и пространство «Я» // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 8 / Под ред. Л.А. Коростылевой. СПб., 2004.
  21. Пикулёва О.А., Чикер В.А. Тактики самопрезентации // Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2010.
  22. Пономаренко И.В. Социально-психологические особенности самопрезентации военнослужащих-женщин. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2008.
  23. Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте // Мир психологии.1999. № 3.
  24. Федорова Н.А. Личностные и ситуационные факторы выбора вербальных техник самопрезентации. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2007.
  25. Хороших В.В. Психологические факторы успешности самопрезентации. Дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2001.
  26. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении. Ростов н/Д, 2009.
  27. Arkin R.M. Self-presentation // The self in social psychlogy/ Ed. by Vallacher R.R., Wegner D.M. / L.; N. Y., 1986.
  28. Baumeister R.F., & Leary M.R. The need to belong: Desire for interpersonal attachments as a fundamental human motivation // Psychological Bulletin, 117. 1995.
  29. Baumeister R.F., Tice D.M., Hutton D.G. Self-presentational motivations and personality differences in self-esteem // Journal of Personality. 1989. № 57.
  30. Brehrn S.S. The social-psychological theories // S.S. Brehm, S.M. Kassin. Social psychology. Boston, 1992.
  31. Buss A.H. & Briggs S.R. Drama and the self in social interaction // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. № 47.
  32. Festinger L. A theory of social comparison processes // Human Relations. 1954. № 7.
  33. Goffman E. The presentation of self in everyday life. N. Y., 1959.
  34. Jones E.E. Interpersonal perception. N. Y., 1990.
  35. Jones E.E., Pittman T.S. Toward a general theory of strategic self-presentation // Psychological perspective on the self / Ed. by Suls J. N. J. 1982.
  36. Leary M.R. Self-presentation: Impression management and interpersonal behavior. Madison, 1995.
  37. Leary M.R. & Kowalski R.M. Impression management: A literature review and two component model // Psychological Bulletin. 1990.
  38. Lee S.1J., Quigley B.M., Nesler M.S., Corbett A.B., Tedeschi J. Development of a selfpresentation tactics scale // Personality and Individual Differences. 1999. № 26.
  39. Pearson J., Nelson P., Titsworth S., Harter L. Human communication. N. Y., 2003.
  40. Schlenker B. Self-presentation // HANDBOOK of Self and Identity / Ed. by M. Leary et al. 2003.
  41. Schlenker B.R., & Weigold M.F. Self-consciousness and self-presentation: Being autonomous versus appearing autonomous // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. № 59.
  42. Schutz A. Self-presentational tactics of talk-show guests: a comparison of politicians, experts and entertainers // Journal of Psychology. 1998. № 132(6).
  43. Snyder M. Self-monitoring processes // Advances in Experimenal Social Psychology. 1979. № 12.
  44. Tedeschi J.T., Nоrman N. Social power, self-presentation and the self // The self and social life / Schlenker B. (Ed.). N. Y., 1985.
  45. Zelen Seymour L. Self-presentation / The Second Attribution-Personality Theory Conference. CSPP-LA. 1986.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика